Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как работать над контрольной работой?



Рекомендуется следовать приведенному алгоритму:

1) Работу необходимо начать с подбора литературы по выбранной теме. Для этого можно использовать библиотечные каталоги, библиографические списки соответствующих разделов учебников, электронные каталоги библиотек в интернете. При написании контрольной работы следует привлекать не только учебную и справочную литературу, но и монографические издания, журнальные статьи. Общий список использованной литературы должен быть не менее 3-4 наименований, из которых учебников и справочников должно быть не больше 2.

2) Далее необходимо хорошо обдумать саму тему. Важно уяснить, какие более детальные вопросы следует осветить, чтобы как можно полнее раскрыть тему. На этом этапе работы разрабатывается план контрольной работы, в соответствии с которым начитывается литература, делаются выписки, подбирается иллюстративный материал – то есть собираются материалы к контрольной работе.

3) После того, как материалы к контрольной работе собраны, можно приступать к ее написанию. Контрольная работа состоит из следующих частей: Титульного листа, Содержания, Введения, 2-3 глав, Заключения, Списка использованной литературы. Необходимо выдерживать поля не менее: сверху – 2 см, слева – 3 см, справа – 1 см, снизу – 1, 5 см. Титульный лист и Содержание оформляются в соответствие с установленными правилами (см. Приложение 1-2). Нумерация страниц сквозная. (Внимание! На титульном листе и на листе с Содержанием номера страниц не указываются). В тексте глав сноски делаются постранично.

4) Во Введении следует в общих чертах охарактеризовать проблему, раскрываемую далее в отдельных главах контрольной работы подробно и основательно. Почему возникла эта проблема, как эта проблема решалась ранее, какие книги прочитаны по данной проблеме и каково мнение их авторов. Можно охарактеризовать исторический фон событий, о которых пойдет речь в реферате, дать определения, которые будут использованы в основной части и т.д. Далее указывается цель и задачи контрольной работы. Введение обычно излагается не более, чем на 2-3 стр.

5) В Главах детально раскрывается содержание темы, поэтому основной объем контрольной работы приходится именно на эту часть. Здесь уместны цитаты, определения, аргументы. В конце каждой главы должен содержаться краткий вывод по проблеме, в ней обсуждаемой.

6) В Заключении подводятся краткие итоги всему тому, что рассмотрено в главах контрольной работы, делаются общие выводы, высказывается собственное мнение по поставленной проблеме. Объем Заключения не должен превышать 1-2 стр.

7) Список использованной литературы должен содержать указанную в алфавитном порядке и оформленную в соответствие с библиографическими требованиями литературу, на основе которой была написана контрольная работа.

 

Критерии оценки контрольной работы

Контрольная работа получает оценку «зачтено», если в ее тексте правильно излагается поставленная проблема, студент показывает твердое знание изученного по проблеме учебного материала.

Контрольная работа получает оценку «незачтено», если студент ошибочно излагает основное содержание заявленной проблемы.

 

 

Доклад

2.1. Темы (примерные) докладов

1. Философия в Древнем Китае и Индии.

2. Причины и условия возникновения философского знания в античной цивилизации.

3. Проблема разума и веры, сущности и существования в философии Средневековья.

4. Философия Возрождения, ее антропоцентрический характер.

5. Социальные и научные (гносеологические) предпосылки формирования Новой философии.

6. Критическая философия Канта. Учение о категорическом императиве.

7. Философская концепция Гегеля.

8. Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв. В. Соловьев, Н. Бердяев и др.

9. Бытие и материя. Смысл проблемы бытия.

10. Понятие «бытие» и «небытие» (нечто и ничто), существование, предсуществование, сущее, становление, качество, количество, мера.

11. Виды (модусы) бытия: возможность, действительность, необходимость.

12. Монистические и плюралистические концепции бытия.

13. Понятия материального и идеального. Определения материи.

14. Атрибуты материи: движение, пространство, время.

15. Конечное и бесконечное.

16. Основные виды материи.

17. Современная наука о многообразии мира.

18. Детерминизм и индетерминизм.

19. Динамические и статистические закономерности.

20. Проблема единства мира в философии.

21. Проблема изменения и развития бытия и материи.

22. Метафизика и диалектика.

23. Изменение, движение, развитие, прогресс, регресс.

24. Диалектика как учение о развитии. Законы и закономерности диалектики. Проблема сущности сознания в истории философии и естествознания.

25. Сознание и мозг.

26. Индивидуальное, коллективное и общественное сознание.

27. Сознание и психика.

28. Объективность и субъективность сознания. Образ и предмет.

29. Сознание и мышление.

30. Сознание, язык, знаковые системы, отражение, информация.

31. Структура и формы самосознания.

32. Проблема познаваемости в философии.

33. Основные подходы в исследовании процесса познания.

34. Чувственное и рациональное познание.

35. Рациональное познание и его формы.

36. Научное познание, его специфика и место в человеческом познании.

37. Научное познание как процесс постижения истины.

38. Уровни и формы научного познания.

39. Основные методы научного познания.

40. Роль и место понимания в научном познании.

41. Проблема адекватности познания социальных процессов.

42. Проблема истины в философии. Критерии истины. Истина, ложь, заблуждение.

43. Эмпирическое сознание и теоретическое сознание как уровни научного познания.

44. Опыт и теория, их взаимосвязь.

45. Формы научного познания: научный факт научная гипотеза, научная проблема, научная теория.

46. Методы получения эмпирического знания.

47. Методы анализа причинности в познании.

48. Философская антропология как течение западно-европейской мысли ХХ века.

49. Проблема свободы человека в истории социально-философской мысли.

50. ХХ век: автономизация человека и поворот к собственному духовному миру.

51. Сущность понятий человек, индивид, личность.

52. Бытие человека и его специфика.

53. Социальное и природное в человеке. Особенности неосознаваемой психики.

54. Проблема человеческого бессмертия.

55. Проблема несводимости социального к биологическому.

56. Проблема сопряжения установки «иметь» и установки «быть» в смысложизненной позиции личности.

57. Основные тезисы волюнтаризма и фатализма.

58. Взаимосвязь различных социальных ролей личности.

59. Психология масс.

60. Проблема человеческой природы и антропная эволюция.

61. Связь общения и деятельности с социальными и культурными явлениями.

62. Сущность, основные черты и функции социальных систем.

63. Самоорганизация и управление в развитии общества.

64. Человек в мире социальных общностей.

65. Концепции социальной философии о «клеточке» социума – их содержание, смысл, последствия.

66. Принципиальное отличие материальных общественных отношений от духовных.

67. Механизмы и институты общества для выполнения своих функций.

68. Сущность техницизма и его коренной методологический порок.

69. Технические революции в истории общества и их роль.

70. Различие между основным и исходным производственными отношениями.

71. Сущность основного социологического закона.

72. Понятие социальной структуры общества.

73. Признаки различия понятий «нация» и «народность».

74. Связь классовой структуры с экономическим базисом общества.

75. Основные страты в сегодняшнем российском обществе.

76. Роль и место интеллигенции в социальной структуре.

77. Проблема общественного развития в истории социально-философской мысли.

78. Движущие силы развития общества и субъекты исторического процесса.

79. Логика истории и исторический процесс.

80. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

81. Жизненный цикл и механизмы развития цивилизаций по А.Тойнби.

82. Теория общества и цивилизации П.Сорокина.

83. Глобализация – объективные и субъективные черты процесса.

84. Охватывающий миросистемный подход А.Г.Франка и Д. Уилкинсона.

85. Сравнительный анализ миросистем К.Чейз-Данна и Т.Холла.

86. Формационные и цивилизационные функции государства.

87. Сущность теории «общественного договора».

88. Сущность понятия «гражданское общество».

89. Роль бюрократии в системе общественных отношений.

90. Теория происхождения государства по Р. Карнейро.

91. Первая и вторая военные революции по Дж.Паркеру и Р.Коллинзу.

92. Особенности национального государства.

93. Ресурсы и их политическая значимость.

94. Отношения власти и собственности, политики и экономики.

95. Закон, право и политическое могущество.

96. Принуждение и насилие как методы осуществления власти: проблема эффективности

97. Эволюция социально-философских представлений о взаимосвязи общества и природы.

98. Природное в различных сферах общественной жизни. Диалектика природного и социального.

99. Противоречия в системе «общество-природа» и возможные пути их разрешения.

100. От природной к природно-социальной детерминации – путь развития общества.

101. Методологическое значение учения В.И. Вернадского о ноосфере.

102. Биотехносфера. Человечество как один из биологических видов.

103. Мальтузианство – социально-культурные условия появления учения, идеологические последствия.

104. Современная экологическая ситуация: паразитарные режимы, ресурсные закономерности и экологический маятник.

105. Общественно-исторический характер идеального.

106. Многообразие форм общественного сознания.

107. Специфика религии как формы общественного сознания.

108. Роль философии в общественной жизни.

109. Категории общественного сознания и общественного бытия в марксизме.

110. Теоретическое и обыденное сознание.

111. Общественная психология и общественная идеология.

112. Содержание понятия «менталитет».

113. Понятия идеологии и утопии, их различия и взаимосвязь по К.Мангейму.

114. Ведущие формы мировоззрения.

115. Культурные заимствования и проблема саморазвития культуры.

116. Национальные культуры, массовая культура, глобальная культура и субкультуры.

117. Природа ценностей и проблема их опытного познания.

118. Добро и зло. Разнообразие и конфликтность ценностей.

119. Принципы конструктивной аксиологии.

120. Проблема ценностей в истории социально-философской мысли.

121. Ценностные категории человеческого бытия: жизнь, любовь, счастье, свобода, творчество, вера и др.

122. Теория космизма (религиозного, эзотерического и естественнонаучного) как стремление осмысления сущности единой системы «человек-человечество-Космос».

 

Требования к выполнению доклада

При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты готовят 1 – 2 доклада по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 15 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания всеми студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста.

 

Критерии оценки доклада

Докладчик получает оценку «зачтено» (2-5 баллов), если уверенно и свободно излагает материал, правильно и уверенно отвечает на вопросы студентов по материалу доклада.

Докладчик получает оценку «незачтено» (0-1 балл), если материал излагается неуверенно, с ошибками, а сам докладчик не может ответить на поставленные ему вопросы по содержанию доклада.

 

3. Творческое задание

 

3.1. Примерные задания

Творческие задания по курсу «Философия» связаны с самостоятельной исследовательской работой студента и выполняется в рамках изучения темы «Духовная жизнь человека и общества».

 

3.2. Требования к выполнению творческого задания

Творческое задание выполняется самостоятельно или в составе малой (2-3 человека) творческой группы. Как правило, итоги выполнения творческого задания отражаются в отчете (до 10 стр.). Текст желательно сопроводить фотографиями, таблицами, графиками, помогающими аргументированно раскрыть изучаемую тему. По итогам отчета студенты готовят электронную презентацию для показа на семинаре.

 

3.3. Критерии оценки творческого задания

Творческое здание получает оценку «зачтено» (2-5 баллов), если выполнены требования, предъявляемые к нему. В противном случае работа студента оценки не получает.

 

Тестирование

 

4.1. Примерные задания

1. Что такое философия?

1) система знаний об окружающем мире;

2) совокупная мудрость человечества;

3) рационализированное, системно-организованное мировоззрение на основе научных данных;

4) учение о смысле человеческого существования;

5) учение о принципах и методах познания.

 

2. Кто считается основателем древнегреческой философии?

1) Сократ;

2) Фалес;

3) Демокрит;

4) Платон;

5) Аристотель.

 

3. Какая из ниженазванных идей принадлежит философии Платона?

1) мир есть огонь, мерами воспламеняющийся и мерами потухающий;

2) мир вещей создается миром идей;

3) все в мире состоит из атомов;

4) все вещи есть единство материи и формы;

5) в основе мира лежат четыре стихии: вода, земля, огонь, воздух.

 

4. Какому философскому направлению соответствует высказывание: «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах»?

1) эмпиризму;

2) рационализму;

3) агностицизму;

4) иррационализму;

5) скептицизму.

 

5. Кому принадлежит утверждение: «Вещи суть комбинации ощущений»?

1) Дж. Беркли;

2) Р. Декарту;

3) Дж. Локку;

4) Д. Дидро;

5) Ф. Бэкону.

 

6. Что такое рационализм?

1) учение о наиболее эффективных путях и способах познания;

2) теория познания, согласно которой разум является источником и основанием познания;

3) учение о формах человеческого мышления;

4) теория научного познания;

5) идеалистическое учение о сущности мира.

 

7. Кто сформулировал тезис: «Мыслю, следовательно, существую»?

1) Р. Декарт;

2) Дж. Беркли;

3) Ф. Бэкон;

4) И. Кант;

5) Д. Юм.

 

8. В чем различие скептицизма и агностицизма?

1) между ними нет принципиального отличия;

2) агностицизм — это абсолютизированный, т. е. доведенный до предела скептицизм;

3) агностицизм в принципе отрицает возможность познания, скептицизм же признает его возможным, но в ограниченных пределах;

4) агностицизм свойственен философским учениям XVIII–XIX вв., а скептицизм присущ современной философии;

5) агностицизм свойственен только философским учениям, а скептицизм присущ всей науке.

 

9. Кто из ниже перечисленных философов создал учение о сверхчеловеке?

1) С. Кьеркегор;

2) Ф. Ницше;

3) А. Шопенгауэр;

4) Ф. Энгельс;

5) В. Соловьев.

 

10. Какая категория выражает согласно диалектике движущую силу развития?

1) Борьба противоположностей.

2) Переход количественных изменений в качественные.

3) Отрицание отрицания.

4) Взаимосвязь необходимости и случайности.

5) Принцип всеобщей причинной обусловленности.

 

11. Что является критерием истины?

1) наблюдение;

2) логическое следование из исходных принципов;

3) простота, экономная организация знания;

4) практика;

5) согласованность знаний.

 

12. Что такое общество?

1) совокупность человеческих индивидов, объединившихся для защиты своих прав и свобод;

2) обособившаяся от природы система, представляющая собой совокупность исторически сложившихся способов совместной деятельности людей и форм их объединений;

3) организация для обеспечения порядка в отношениях между людьми.

4) человеческие группы и объединения, связанные общими культурными ценностями;

5) человечество на определенной ступени своего развития.

 

13. Что является источником коренных качественных изменений в обществе согласно материалистической теории исторического процесса.

1) моральное совершенствование общества;

2) географическая среда;

3) развитие материального производства;

4) распространение религиозности;

5) эффективное политическое руководство.

 

14. Какую роль играет личность в истории?

1) определяет ход исторических процессов;

2) только выдающиеся личности действительно влияют на ход истории. Простой человек бессилен что-либо изменить в обществе;

3) все крупные исторические преобразования совершаются не отдельными личностями, а народом, народными массами;

4) выдающаяся личность способна ускорять (замедлять) ход исторических процессов и изменять их форму. Обычные личности оказывают сильное влияние на исторические процессы и события, объединяясь в организации;

5) история идет по своим законам и человек ничего в ней изменить не может.

 

15. Чем отличается наука от идеологии?

1) наука дает объективное, истинное знание, идеология — пристрастное, заинтересованное представление о действительности;

2) наука понятна только специалистам, идеология всем;

3) наука создается только специалистами, идеология людьми самых разных специальностей;

4) развитие науки требует больших материальных затрат, затраты для развития и распространения идеологии — минимальны;

5) научное знание всегда убедительно, идеологические взгляды обычно вызывают сомнение.

 

16. Чем отличается философия от религии?

1) учением о сверхъестественном;

2) учением о непререкаемых авторитетах;

3) рационально-теоретическим представлением о мире;

4) оптимизмом выводов;

5) убедительностью выдвигаемых положений.

 

17. Укажите материалистическую точку зрения среди нижеприведенных суждений:

1) сознание материально;

2) сознание есть свойство всей материи;

3) сознание есть свойство высокоорганизованной материи;

4) сознание человека — это проявление мирового духа;

5) сознание — это феномен, не поддающийся объяснению.

 

18. По своему мировоззрению Платон был:

1) материализмом;

2) скептиком;

3) дуалистом;

4) объективным идеалистом;

5) субъективным идеалистом.

 

19. Кто утверждал, что всякое движение противоречиво, следовательно, не истинно:

1) Платон;

2) Демокрит;

3) Сократ;

4) Зенон;

5) Аристотель.

 

20. Основоположником эмпиризма в философии Нового времени был:

1) Бэкон;

2) Декарт;

3) Спиноза;

4) Лейбниц;

5) Вольтер.

 

21. «Вещь в себе» в философии И. Канта означает:

1) закрытую для других личность;

2) тайный смысл вещи;

3) сущность вещи, не открывающаяся в явлениях;

4) непонятное качество изучаемого объекта;

5) событие с двойным смыслом.

 

22. «Абсолютная идея» в философии Г. Гегеля начинает свое развитие:

1) в сфере мышления («чистой мысли»);

2) в сфере природы;

3) в сфере общественной жизни;

4) в сфере искусства;

5) в области морали.

 

23. Какой принцип лежит в основе славянофильства как мировоззренческого течения?

1) признание народа движущим фактором исторического развития;

2) любовь к славянству;

3) великорусский шовинизм;

4) опора на сельскую крестьянскую общину;

5) увлеченность языковой культурой народа.

 

24. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи?

1) материя —это то, из чего все состоит;

2) материя —это совокупность вещества и поля;

3) материя —это комплекс «моих ощущений»;

4) материя — это объективная реальность, существующая независимо от сознания и данная человеку в его ощущениях;

5) материя —это бытие во всем его многообразию

 

25. Что такое диалектика?

1) искусство ведения спора;

2) представление о вечном становлении мира;

3) универсальный метод познания;

4) учение о развитии через борьбу противоположностей;

5) учение о классовой борьбе.

 

26. Что такое время?

1) вечный поток, в котором все возникает и исчезает;

2) форма существования материальных объектов, которая характеризуется длительностью, последовательностью и сменяемостью состояний;

3) форма созерцания объектов;

4) способ описания изменяющихся объектов;

5) энергетическая характеристика движущихся тел.

 

27. Что такое пространство?

1) бесконечное вместилище, в котором протекают все материальные процессы;

2) бесконечная протяженность;

3) способ мыслительного описания движущихся объектов;

4) форма существования материальных объектов, характеризующаяся рядоположенностью, сосуществованием и структурным взаимоотношением;

5) условие бытия тел, сотворенное некоей высшей силой (богом, «абсолютным духом», «мировой волей» и т. п.).

 

28. Что такое агностицизм?

1) учение о несовершенстве знаний и их изменчивости;

2) учение об ограниченности познавательных возможностей человека;

3) учение о принципиальной невозможности достоверного познания мира;

4) учение о бессмысленности и ненужности познания;

5) учение о превосходстве иррационального познания над рациональным.

 

29. Какое понимание категории «закон» является правильным?

1) выражение логики мирового разума, воплощенной в природе и обществе;

2) утверждение, имеющее общезначимый смысл;

3) способы компактного описания фактов, принятые в науке и на практике;

4) выражение существенных, внутренних, необходимых, повторяющихся связей и отношений между объектами;

5) функциональные зависимости вещей и предметов между собой.

 

30. Укажите метод получения эмпирического знания среди нижеперечисленных:

1) гипотеза;

2) аналогия;

3) индукция;

4) экстраполяция;

5) наблюдение.

 

31. Понятие «традиционное общество» означает:

1) древнее восточное общество;

2) общество, где господствующей религией является ислам;

3) примитивное первобытное общество;

4) докапиталистическое доиндустриальное общество;

5) тоталитарное общество.

 

32. Что такое «социальная стратификация»?

1) разделение общества на классы;

2) сложное неопределенное строение общества;

3) смена социальных ролей членами общества;

4) деление людей на устойчивые массовидные социальные слои по общественно значимым признакам;

5) классификация населения по видам политического поведения.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.134 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь