Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос Екатеринбургская промышленно-художественная школа



6 декабря 1902 года состоялось торжественное открытие Екатеринбургской художественно-промышленной школы, впоследствии сыгравшей важную роль в становлении художественного творчества на Урале.

Идея создания в Екатеринбурге художественно-промышленной школы родилась еще в 1887 году, во время Урало-Сибирской научно-промышленной выставки. Вскоре после завершения работы выставки, совместными усилиями земской, ремесленной и мещанской управ, при Екатеринбургском городском реальном училище открываются воскресные классы рисования и черчения.

В 1897 году Екатеринбургская городская дума ходатайствует об открытии в городе специальной рисовальной школы (подобные школы существовали в то время лишь в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Казани и Пензе). Благотворительные пожертвования на открытие школы сделали уральские купцы и промышленники.

В 1899 году на собранные средства был приобретен участок земли с домом на Вознесенской горке, принадлежавший купеческой вдове Злоказовой, и строительство школы началось. В попечительский совет будущего учебного заведения вошли управляющий екатеринбургским отделением государственного банка А.И.Кожевников, городской голова Г.Г.Казанцев, владелец магазина " Уральские камни" В.И.Липин, мещанский староста А.И.Козлов, художник и камнерез А.К.Денисов-Уральский и архитектор А.Ю.Дютель.

Архитектор Дютель руководил перестройкой здания, изменив его стиль с классического на модерн. По его проекту во дворе были возведены еще два корпуса школы - общежитие и мастерские (лепная, гранильная, ювелирная, столярно-резная, граверно-чеканная и художественно-слесарная).

Российское министерство просвещения приписало новую художественную школу к Санкт-Петербургскому училищу рисования барона Штиглица. Из Санкт-Петербурга в Екатеринбург прибыло несколько преподавателей училища, а также живописец Михаил Федорович Каменский, брат известного русского скульптора Федора Федоровича Каменского, ставший первым директором школы.

За месяц до торжественного открытия, 7 ноября 1902 года, был утвержден Устав художественно-промышленной школы. Согласно Уставу, предусматривался 5-летний срок обучения. На обучение принимались дети с 12 лет обоего пола без различия сословий, выдержавшие испытания по рисованию.

Первый набор составили 30 человек в возрасте от 13 до 22 лет. Второй набор - 20 учеников. К 1906 году в школе в пяти классах училось одновременно свыше 100 человек.

С 1914 года, когда в художественно-промышленной школе ввели курс педагогики и методики, здесь начали готовить учителей рисования.

По воспоминаниям учеников, в школе царила атмосфера взаимопонимания между воспитателями и учениками. Глубокие знания художественных дисциплин закреплялись работой в производственных мастерских, в которых важную роль играли их руководители.

Яркой фигурой был Александр Николаевич Трапезников, каменных дел мастер из села Мраморское, удивительный человек и художник, одаренный от природы. Трапезников - автор уникальных камнерезных изделий, многие из которых экспонировались на всероссийских и международных выставках. Он с большой любовью, вниманием, терпением вводил своих питомцев в мир красоты и поэзии уральских камней.

На занятиях ученики приобретали высокое профессиональное мастерство. Об этом свидетельствуют золотые медали, полученные ими на общероссийских и международных выставках: в Екатеринославе (1900 год), Турине (1911), Петербурге (1912), Киеве (1913), Лионе (1914).

Ежегодно школа отчитывалась перед городом об успехах проведением выставок произведений своих питомцев. Подобные выставки становились крупным культурным событием Екатеринбурга.

Екатеринбургская художественно-промышленная школа всегда была в центре общественной жизни: в ее здании устраивались выставки художников и их учеников, проводились тематические вечера, функционировали курсы рисования для рабочих. В числе выпускников были художники, впоследствии совершенствовавшиеся в иконописном мастерстве.

Высокий уровень подготовки мастеров прикладного искусства подтверждался деятельностью выпускников. Среди первых питомцев - Петр Кремлев, возглавлявший в Санкт-Петербурге одну из камнерезных мастерскую известного ювелира Карла Фаберже; Петр Дербышев, работавший камнерезом на петербургском заводе Верфеля; Иван Семеряков, организовавший в Кунгурском уезде артели по производству художественных изделий.

 

Преподаватели

1.Родился Владимир Алексеевич Алмазов в 1877 года в Тамбове. В 1901 году он окончил Строгановское училище в Москве. Первое время Алмазов преподавал в четырехклассном городском училище Сергиева Посада, затем был переведен в Москву в филиал родного Строгановского училища. В 1903 году Владимир Алексеевич переезжает на Урал “в качестве преподавателя и заведующего мастерской камнерезного дела при Мраморном заводе Екатеринбургского уезда”. Буквально через год он уже преподает лепку, рисунок и композицию в Екатеринбургской художественно-промышленной школе. “Лепка в школе была поставлена хорошо, — вспоминал впоследствии один из учеников скульптора уральский художник Николай Сазонов. — Класс лепки был детищем Алмазова, а сам Алмазов — любимцем учеников”. Среди его учеников такие известные сибирские имена, как Николай Захваткин, Илья Алексеевский, Петр Грамолин, Николай Баландин и другие. Почти 15 лет длился екатеринбургский период в его жизни. В 1919 году правительство адмирала Колчака эвакуировало Екатеринбургскую ХПШ в Читу. Большинство прибывших к нам екатеринбуржцев с семьями последовали далее за отступающими войсками в Шанхай и Харбин. Владимир Алексеевич с женой и матерью остался в Чите и стал преподавать лепку в ЧХПШ. “Человек он был чарующий, задушевный и прогрессивных взглядов. Он не любил чиновничьих порядков, всегда в среде учащихся был хорошим, отзывчивым товарищем. Он умел сочетать дело обучения с воспитанием молодежи. Его беседы с учащимися проводились после занятий, иногда долго затягивались вечерами, — вспоминали ученики. — Говорили об искусстве, Владимир Алексеевич любил рассказывать о своих путешествиях. Ученики обычно слушали с большим вниманием его рассказы”. Общее отношение у педагога к учащимся было ровным и теплым, особо отдельных учеников не выделял, хотя мог щедро одарить словом “вкусно” тех, кто, по его мнению, более страстно относился к работе и учебе. Он был исключительно талантливым педагогом. Главное в его преподавании — это стремление раскрыть “изобразительное искусство как важный фактор творческой деятельности человека в духе ясного понимания реалистического содержания, далеком от левых направлений”. “Учитель, — говорил Алмазов, — не научит вас лепить, он только поможет вам в понимании того, как надо работать. Жизнь, потом и практика дадут вам настоящие профессиональные навыки”. Среди любимых им художников были такие имена, как Антокольский, Голубкина, Волнухин, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Вероккьо, Донателло, Гудон, Рюд и особенно Роден. “Античная скульптура, — считал В.А. Алмазов, — остается на недосягаемой высоте, и мы будем веками пользоваться ее гениальными произведениями”. “Изучайте все, что видите, исследуйте построение и форму, ищите характер и изучайте психику человека”, — напутствовал он будущих творцов. И эти слова остаются актуальными для новых поколений художников и по сей день. Сам он много работал и творчески. Так, в 1912-1913 годах скульптор принял участие в конкурсе на памятник Минину и Пожарскому. Проект высотой в 2, 5 метра включал в себя фигуры обоих героев и барельефы с батальными сценами. Ему помогали ученики, но события 1914 года остановили задуманное. Впоследствии В. Алмазов получил первые премии за проекты памятников М.И. Глинке и Н.В. Гоголю. Скульптурные портреты деятелей отечественной культуры были одной из любимых его тем. В начале 1910-х годов здание детской библиотеки имени В.Г. Белинского в Екатеринбурге украсилось бюстами замечательных русских писателей-демократов В.Г. Белинского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Ф.Г. Решетникова. Несколько оригинальных работ было отлито из чугуна на знаменитом Каслинском заводе. В настоящее время в Свердловской картинной галерее хранится бронзовая головка девушки работы В.А. Алмазова. В 1923-1924 годах Детская комиссия Забгубисполкома проводила конкурс на памятник В.И. Ленину. Первая премия досталась работе В.А. Алмазова. К осени 1924 года тот бюст разного размера в сотнях экземпляров разошелся, был тиражирован и по городам Сибири (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Верхнеудинск и др.). А 40 процентов суммы от их продажи ушло на поддержку детского фонда. Живя в Чите, Владимир Алексеевич неоднократно выставлялся на разного рода выставках. В большинстве случаев рецензенты всегда отмечали его работы. Хабаровский художник Иннокентий Горбунов, выпускник ЧХПШ, вспоминал: “Выставки, которые были в то время частыми, носили крайне своеобразный характер. Художники несли свои работы без жюри… Но художники-реалисты, а их было подавляющее большинство, обычно давали портреты и пейзажи... Скульптурные портреты давал Алмазов (псевдоним: Кузьмин)”. В январе 1920 г. наш земляк, известный скульптор и педагог Иннокентий Жуков писал в обзоре художественной выставки: “Недурна скульптура из дерева чеха Повешиля и скульптурные работы из глины г. Алмазова”. Некто Х. добавляет: “Интересная по технике статуэтка из глины В.А. Алмазова, к сожалению, не может быть представлена в гипсе, но мы слышали, что она была воспроизведена из дерева”. В 1923 году Читинский художественно-промышленный техникум был слит с Политехническим техникумом и на базе последнего было открыто художественно-промышленное отделение. В.А. Алмазов остался в педагогическом коллективе и должен был преподавать живопись (акварель), конструктивизм, творческое рисование и стилизацию, изучение стилей. Но к началу 1924/25 учебного года Политехникум также был закрыт. Владимир Алексеевич остался без работы (хотя в разное время он периодически преподавал в других учебных заведениях г. Читы рисование) и, вероятнее всего, вскоре покинул Читу. Уехал ли он из СССР, как многие из его коллег, или остался в стране — автору в настоящее время неизвестно. Как неизвестна и дальнейшая творческая судьба этого замечательного русского скульптора.

2. Коновалов Василий Васильевич 08.01.1864 - 06.04.1908

художник

Биография Учился в Академии художеств в СПб. (1878-1882). В 1890 получил звание классного художника 3-й степени. Участник выставок: Академических, Товарищества передвижников (с 1892). Преподавал в студии живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств (с 1889), Боголюбском рисовальном училище в Саратове(1887-1906), в Екатеринбургской художественно-промышленной школе (1906-1908).

3. Парамонов Александр Никитич 1874 - 1849

 

Биография (1874, с. Перелевка, Воронежская губ. – 1949, Москва)

 

В 1898 г. окончил Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге с правом на заграничную поездку.

В 1899-1900 гг. находился в Париже, где познакомился с французским художником L.B. Perrault, с разрешения которого в 1899 г. выполнил копию его известной картины «Итальянская девочка со скрипкой».

По возвращении из Франции состоял вольнослушателем Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (мастерская профессора Мате В.В).

В 1905 г. переезжает в Екатеринбурге, где преподаёт в художественно-промышленной школе, директором которой был в 1917-1918 гг. После освобождения из тюрьмы, куда А.Н. Парамонова заключили во время оккупации города колчаковцами, возглавил Высшие государственные художественные мастерские, а в 1925 г. основал в Свердловске Уральский филиал Ассоциации художников Революционной России.

До отъезда в Москву в 1928 г. много работал в местной печати, в частности в издательстве «Уралкнига».

Работы хранятся в Государственном Русском Музее, Научно-исследовательским музее Академии Художеств (Санкт-Петербург).

4. Рупини Вячеслав Петрович 1867 - 1941

художник, гравер

Биография Окончил ЦУТР барона Штиглица со званием ученого рисовальщика (1888), преподавал рисунок и отмывку тушью там же (сент. 1893 - май 1894), директор РМ и БРУ в Саратове (1894-1906), преподаватель БРУ (1897-1906), затем директор художественно-промышленной школы в Екатеринбурге. В последние годы жизни имел отношение к художественной школе в Павловске.

5. Залькалн Теодор Эдуардович 18.11.1876 -

скульатор

Биография также Залькалнс

[р. 18(30).11.1876, хутор Заляйскалнс, ныне Рижский район Латвийской ССР], Герой Социалистического Труда (1971), народный художник СССР (1957), действительный член АХСССР (1947). Учился в училище Штиглица в Петербурге (1893—1899; входил в кружок «Рукис» — «Труженик»), затем в Париже (1899—1901) в мастерской О. Родена (у Э. А. Бурделя и др.). В 1903—07 преподавал в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге (ныне Свердловск), где у З. учился И. Д. Шадр. В 1907—09 жил во Флоренции, с 1910 — в Петербурге. В 1918—1919 участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. (памятник Н. Г. Чернышевскому, О. Бланки в Петрограде, не сохранились). С 1920 — в Риге; в 1944—58 заведующий кафедрой скульптуры (профессор) в АХ Латвийской ССР. Ученики: В. К. Алберг, Л. М. Давыдова-Медене и др. Творческая и педагогическая деятельность З. оказала большое влияние на развитие латышской скульптуры. Создал много портретов (А. Кирхенштейна, гипс, 1946, Ф. Блумбаха, терракота, 1956, К. Барона, бронза, 1967, — все в Художественном музее Латвийской ССР, Рига), свыше 20 надгробий (Я. Порука, гранит, 1930, О. Лациса, гранит, 1945, — оба в Риге), памятники Р. Блауманису в Риге (гранит, 1929) и А. Кронвалду в Сигулде (бронза, 1938), произведения анималистического жанра, медали. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Илл. см. также при ст. Латвийская ССР.

6. Вьюнов Николай Александрович 1876 - 1946

художник

Биография Ученик Академии Художеств с 1896 г. по 1903 г. 31 октября 1903 г. дано звание художника за картину " У околицы". (Кондаков)

 

Альтернативная биография 18.7.1876, г. Одесса — 1946, г. Харбин, Китай), художник, педагог. Обучался в рисовальной школе Одесского о-ва изящных искусств (1891–96). Окончил Императорскую Академию Художеств (1903, мастерская И. Е. Репина), педагогические курсы. Неоднократно бывал в заграничных учебно-познавательных командировках (Германия, Франция, Австрия, Англия, Италия, Дания, Швеция, Норвегия, Китай, Япония). В 1906–15 работал в Екатеринбургской художественно-пром. школе преподавателем, зав. мастерскими, инспектором школы. Участник Всероссийского съезда художников (Санкт-Петербург, 1911). В 1915–21 — директор Чит. художественно-пром. школы. Чл. Заб. ком. О-ва изучения Сиб. и улучшения ее быта; один из инициаторов создания в Чите О-ва любителей изящных искусств, чл. редколлегии журнала «Театр и искусство» и пр. С 1921 жил в Харбине, где преподавал в учебных заведениях и художественных студиях. Награжден орденами Св. Святослава 3-й степени (1915), Св. Анны 3-й степени (1916).

Ученики

1. Слюсарев Иван Кириллович 1886 - 1962

художник

Биография Иван Кириллович Слюсарев родился в деревне Черноскутово Каменского района Свердловской области. Ване исполнилось полтора года, когда его как «лишний рот» решено было передать в семью деда, отца матери, Никиты Ефимовича Григорьева. С пяти лет Ваня начал помогать деду по хозяйству в нелегком крестьянском труде: боронить пашню, пасти коров. Живя в деревне, Ваня открывал для себя бесхитростную красоту окружающего мира. Это особое отношение к природе, родившееся в раннем детстве, навсегда вошло в его душу.

В десять лет Ваня написал свою первую работу огрызком цветного карандаша, который выменял у соседского приятеля на бабки. Красным цветом, он изобразил запечатлевшийся в памяти пожар в деревне — море огня, мечущихся, обезумевших от страха и паники погорельцев, спасающих остатки имущества, буйство огненного пламени, синим цветом штриховал небо, ленту речной глади. Впервые он вдруг ощутил себя творцом, почувствовал небывалый подъем, восхищение и восторг перед создаваемой им картиной. Но дед не оценил заслуг внука и порвал рисунок.

В двенадцать лет Ваня Яковлев окончил школу. Тогда к бабушке в гости приехала младшая дочь Сима со своим мужем Кириллом Никифоровичем Слюсаревым (Слюсаренко), которые отвезли его в Екатеринбург и усыновили. Ваня получил новое отчество — Кириллович, фамилию Слюсарев и стал работать подручным у своего приемного отца — приказчика в хлебной лавке.

Самыми первыми учителями Вани Слюсарева были два босяка — Курочкин и Меркурьев, обитавшие на екатеринбургском хлебном рынке возле кабака, у так называемого «монополька», где они проживали, и где пропивали все свои нищенские подаяния. Оба закончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества, причём Курочкин даже получил за свои успехи малую серебряную медаль, но судьба их сложилась плачевно.

Они охотно вели с мальчиком разные беседы о художестве. Увидев его способности и старание, дали первые навыки рисования. А затем наступил день, который перевернул всю жизнь мальчика. В 1898 году, он встретился с настоящим художником. На рынке, около коновязи молодой человек рисовал лошадей. Быстрота, с которой тот работал, особенно изумила мальчика. Этим художником оказался Леонард Туржанский. В год встречи со Слюсаревым он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Слюсарев стал его учеником. В 1898 году Слюсарев поступил на вечерние курсы для рабочих Верх-Исетского завода, где преподавались черчение и рисование, хотя Кирилл Никифорович не сразу согласился отпустить Ваню на эти курсы. Помогла Серафима Никитична. Слюсарев посещал собрания Общества любителей изящных искусств, основанное в Екатеринбурге в 1894 году, бывал на организованных Обществом уроках рисования.

В 1902 году открылась Екатеринбургская художественно-промышленная школа. В этой школе Слюсарев подружился с Ваней Ивановым (Шадром), позднее ставшим широко известным советским скульптором. Почувствовав уверенность в своих силах, Слюсарев стал каждый год участвовать в городских выставках изобразительного искусства. Газетная и журнальная хроника тех лет отмечала успехи молодого художника.

Были моменты, когда судьба Слюсарева как художника висела на волоске. События революционного 1905 года коснулись и студентов Екатеринбургской художественной школы, которые с пением революционных песен двинулись на главную площадь Екатеринбурга у Кафедрального собора. Демонстрация была разогнана черносотенцами и полицией, школу закрыли на неопределенное время. В 1906 году занятия в школе возобновились. В 1907 году Слюсарев окончил школу, получив звание «ученого рисовальщика» и право преподавать рисование в учебных заведениях.

Но он мечтал поехать в Петербург с намерением поступить учиться в техническое училище барона Штиглица.

После тихого уездного Екатеринбурга столица изумила молодого художника. С радостью смотрел он на огромные здания, роскошные магазины, богатые экипажи, проезжающие по Невскому. В столице Слюсарева не приняли - за учение надо было платить кругленькую сумму, да и прием был закончен, Три месяца бесплодных поисков работы, три месяца отчаянной борьбы за право хотя бы только жить в городе, где есть школы, где есть люди, которые пишут хорошие картины... Тщетно! Мечта об ученье погасла сразу.

В одном молодой художник нашел отраду и счастье. Он много ходил по великолепному граду Петра, любовался изумительными ансамблями Адмиралтейства, Исаакиевского и Казанского соборов. В Русском музее подолгу застывал перед пейзажами великих живописцев. Он посещал открытые для обозрения залы Зимнего дворца, а затем пешком возвращался в свою комнату, в подвал. Деньги быстро таяли, жить было не на что.

Больной и обессиленный, он возвратился домой: та же лавчонка, дядя-приказчик, грубый окрик хозяина, те же босяки около «монопольки». Но он не стал приказчиком! С осени 1908 года Иван устроился преподавателем рисования в начальном училище. Ценой больших лишений он стал тем, кем так хотел стать. Зимой он преподаёт в школе, в реальном училище, в гимназии, в частных пансионах; летом уезжает в родные места, в горы, леса, поля и там до осени шагает по разным местам красивого батюшки Урала. Позднее он получил приглашение преподавать в частной женской гимназии и на курсах для рабочих. Теперь в свободное время он мог заниматься любимым делом.

Летом Иван уезжал к себе на родину в деревню Черноскутово к своим настоящим родителям. В дни, проведенные там, он написал большую серию этюдов. В пейзажах, созданных Слюсаревым в период 1907-1917 годов, ясно проступали нити, связывавшие их с произведениями Туржанского. Небольшой пейзаж «Моя родина» (1912) - один из наиболее типичных Слюсаревских пейзажей этих лет. Одна из лучших работ этих лет «Сумерки» (1909) подкупает и трогает глубиной пережитых художником чувств. Пейзажи Слюсарева этих лет запечатлевают не только элегическую, но и улыбающуюся радостную природу, полную оптимизма и движения. Такова его «Плотинка», представленная в 1912 году на выставке местных художников.

 

В 1912 году Слюсарев принял участие в художественной выставке «молодых» в Петербурге. Выступление молодого уральца было замечено. Газета «Утро России» 14 ноября 1912 г. писала: «Провинция дала несколько настоящих «неожиданностей». Вот из далекого Екатеринбурга некто Слюсарев прислал небольшую вещь «В молитвенном доме вотяка». За то, как сильно молодой художник почувствовал и передал своеобразность и типичность этой молельни, его надо искренне поощрить».

Во время первой мировой у Слюсарева рождается тема человеческой скорби. В 1916 году он написал большую жанровую композицию, «Тоска. Одиночество» (1916) — поздняя ночь, женщина наедине со своим горем, которое принесло ей письмо. Недавно удалось установить, что в ее образе запечатлена любимая сестра художника, муж которой погиб на фронте. В картине мастерски передано ощущение тоски, безысходности, трагизма, одиночества. Эта картина - первая, но не последняя попытка создания Слюсаревым жанровой композиции.

Октябрьскую революцию 1917 года Слюсарев встретил как надежду на большие перемены в своем творчестве, на возможность по-настоящему развернуться. Однако развитие соцреализма на Урале проходило в острой борьбе с враждебными буржуазными влияниями. «Футуристы» попытались завербовать художника в свои ряды. Однако на предложения примкнуть к ним, «левые» живописцы получили категорический отказ.

В 20-е годы имя Слюсарева стало известным на Урале. В 1920-30-х годах творчество художника особенно ярко расцвело. Тема уральского пейзажа зазвучала полно и ярко. В 1923 году была устроена первая персональная выставка И. Слюсарева. Художник представил на нее 160 работ. Доход от нее был передан Детскому дому имени Октябрьской Революции.

В 1924 году художник поехал в Златоуст и на гору Таганай. (Поэтический перевод слова «таганай» - подставка для Луны). От избытка впечатлений он дал себе клятву - любить, любить Урал всегда! Многообразно запечатлел Слюсарев красавца-великана Южного Урала - гору Таганай. Внимание Слюсарева привлекают и памятники уральской архитектуры - старинные деревянные постройки, почерневшие от времени ампирные особняки-усадьбы с чугунным ажуром решеток, монастыри с их мощными стенами и строгой простой отделкой. Архитектурные пейзажи Слюсарева имеют хорошую традицию в русском и советском искусстве. Высоким мастерством исполнения отличаются его пейзажи со старыми уральскими монастырями с их белыми стенами на фоне синего летнего неба.

В этот период художник пишет самые замечательные, проникновенные и поэтические пейзажные мотивы - «Избушка на пригорке» (1933), «Старая ель на Чусовой» (1933), «На Таганае» (1934), «На Чусовой» (1936). Они написаны непосредственно с натуры, отличаются продуманностью и мастерством композиции, глубиной замысла. В 30-х годах художник работал с особенным подъемом. Целую серию пейзажей посвятил Слюсарев уральской горной красавице — реке Чусовой.

В 1932 году И.Слюсарев был назначен секретарём правления Свердловского отделения Союза художников. 1937 год был одним из самых значительных периодов жизни художника. Он отметил 30-летие своей художественной деятельности. В помещении СКГ была открыта его большая персональная выставка, на которой он показал 140 произведений живописи, акварели, графики и многочисленные эскизы и этюды, начиная со своих детских рисунков, до больших законченных пейзажных полотен и многочисленных эскизов и этюдов, в которых воспевает родной Урал.

В 1939-40 годах в Москве Слюсарев принял участие в первой выставке периферийных художников старшего поколения РФ. К этому времени он участник 38 выставок в Свердловске, Перми, Челябинске, Москве, Ленинграде.

В годы Отечественной войны Слюсарев активно включился в общественную жизнь Урала.Его картины украшали госпитальные палаты, он писал проникновенные пейзажные полотна об уральской природе. Советский пейзаж в годы войны приобрел особое значение. Насыщенный глубоким патриотическим содержанием, он воспитывал любовь к родной земле. Творчество художника в годы войны становится более мужественным, в нем нет чувства печали, тоски, которые были характерны для периода первой мировой войны. Оно несколько сурово, но полно светлого чувства оптимизма. Одним из значительных пейзажей военных лет является «Каменные ворота» (1941).

В 1944 году состоялась большая региональная выставка на тему «Урал - кузница оружия» с участием художников Москвы, Ленинграда, Перми, Челябинска, Свердловска и Н. Тагила. Иван Слюсарев представил на выставку большое полотно, запечатлевшее раннюю весну в горном крае, «Уральский пейзаж» (1944). Картина завоевала сердца мужественностью и оптимизмом, ей по праву была присуждена Первая премия.

31 марта 1945 года в Москве после тяжёлой болезни скончался выдающийся русский уральский художник-пейзажист Леонард Викторович Туржанский. Воспитанник великих мастеров Русских Живописцев продолжил в своём творчестве лучшие традиции пейзажного искусства, заложил основы уральской живописи. В надёжные руки передал Туржанский эстафету своим любимым ученикам - Ивану Слюсареву, Олегу Бернгарду.

Как бы гордился своим воспитанником Туржанский, если бы увидел потрясающий своей величавостью «Уральский пейзаж» своего ученика. Слюсарев внес вклад в дело сохранения великого наследия своего учителя.

В 1956 году общественность Свердловска широко отметила 70-летие уральского мастера. Большая персональная выставка, развернулась в 4-х больших залах Свердловской картинной галереи. 23 января 1957г. открылась юбилейная выставка посвящённая 70-летию со дня его рождения и 50-летию творческой деятельности Слюсарева. В залах СКГ было представлено около 300 работ, исполненных маслом, темперой, гуашью, акварелью и офорт.

Своеобразный облик старого художника привлекал к нему людей. Все в нем было удивительно гармонично. Гостеприимно встречал он каждого, будь то его коллега или ученик, рабочий или рыбак, встреченный где-то на уральском озере. Слушая какую-нибудь побывальщину, он улыбался с легким лукавством и говорил: «Все знакомо! » И действительно, чего только он ни перевидал за свою большую жизнь. Художник отчетливо сознавал, что дарование простого деревенского мальчишки могло и совсем заглохнуть, погибнуть, как погибли многие сотни неоткрытых талантов старой России.

Шел восьмой десяток лет жизни Ивана Кирилловича. Казалось, совсем недавно он совершал большие и малые походы по Уралу. В его просторной комнате-мастерской появлялся новый холст — будущая картина. Приходили друзья-художники и в горячем споре обсуждали новые этюды, привезенные из поездки, оценивали их.

20 октября 1962 года на 76-м году жизни скончался старейший художник, живописец Урала, один из организаторов творческого Союза в Свердловске, член Союза художников СССР И.К. Слюсарев. Художник по праву считается певцом любимого им края.

(Авторы статьи - В.Булавин, В.Л.Булавина)

2. Шадр (Иванов) Иван Дмитриевич 11.02.1887 - 03.04.1941

скульптор, художник

Биография Родился в Шадринске (ныне в Курганской области) 30 января (11 февраля) 1887 в семье столяра. Имя родного города послужило основой псевдонима. В юности работал приказчиком у купцов. Занимался в Екатеринбургской художественно-промышленной школе (1901–1906) у Т.Э.Залькальна. Придя пешком в Петербург, в 1907–1909 одновременно учился на Высших курсах Театральной школы, в Музыкально-драматической школе (Шадр обладал хорошим голосом) и Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907–1908) у Н.К.Рёриха. Продолжал учебу в академиях Парижа и Рима (1910–1912). Вернувшись на родину, жил в Москве (в 1919–1921 – в Омске).

Среди его ранних работ выделяется проект Памятника мировому страданию (1916), воплотивший характерные черты мемориальной пластики модерна (скорбящие фигуры, которые как бы «уходят» в первостихию камня). Замечательны своей яркой, динамичной типажностью его «денежные мужики» (фигуры красноармейца, рабочего, крестьянина, сеятеля, созданные для воспроизведения на банкнотах; гипс, 1922, Русский музей; бронзовые отливки – в Третьяковской галерее). Тема «человека и первостихии» продолжена в масштабном горельефе Борьба с землей (1922; бронзовая отливка – там же). Мощной экспрессией образа вождя, как бы подчиняющего себе природу властным ораторским жестом, выделялся исполненный им памятник В.И.Ленину на Земо-Авчальской ГЭС в Грузии (1927; демонтирован в 1991). Впрочем, и станковые фигуры Шадра, к примеру знаменитая фигура сражающегося рабочего (Булыжник – оружие пролетариата, 1927, известна в нескольких отливках), изначально являлись зрителю в виде своего рода героических монументов.

Присущий официальной советской скульптуре «академический модерн» принимал у Шадра особенно темпераментный и романтический оттенок. Таков, в частности, образ А.М.Горького-Буревестника (бронза, 1939, Третьяковская галерея). Более классицистична фигура Горького в монументе писателю (у Белорусского вокзала в Москве), исполненном по эскизу Шадра В.И.Мухиной с соавторами (1939–1951). Пластически-значительны и поэтичны лучшие из надгробий его работы (Н.С.Аллилуевой, 1933; Е.Н.Немирович-Данченко, 1939; оба – мрамор и гранит, Новодевичье кладбище в Москве). Умер Шадр в Москве.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь