Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. 15. КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
Культура живет не только традициями прошлого, сложившимися нормами и ценностями, но и движением вперед, новациями, открытиями, новыми духовными идеями. Культурная модернизация (от фр. «modern» — новый) общества зависит от появления новых мировоззренческих идей, прогресса в науке и технике, развитии новых форм искусства, расширения сфер творческой активности человека. Детерминантой современной культурной модернизации явилась демократизация жизни общества, расширение научного мировоззрения, связанного с новыми открытиями в физике, астрономии, биохимии, генетике, сложных медицинских экспериментах (пересадка сердца, клонирование и др.), реальности даже «туристских» путешествий в Космос. Научно—технические изобретения и открытия распространяются без национальных границ. Автомобиль стал не предметом роскоши, а реальной необходимостью для человека, который смог расширить радиус поисков удовлетворяющей его работы, возможности реализации свободного времени для отдыха и пр. Общедоступность техники способствует и формированию массового потребителя этой продукции. Культурной модернизации сегодня сопутствует и «массовая» культура, распространение которой стало следствием демократизации нравов, внедрением в быт всевозможной техники, в том числе, средств воспроизведения музыки, TW, современных видов транспорта и пр. Культурный прогресс заключается в переходе от менее развитого состояния культуры к более совершенному. Так, в Новое время христианские миссионеры принесли в страны Америки, Африки и Азии не только новую религию, но и школьное обучение, нормы в одежде, новые представления о бытовой гигиене и пр. Культурным прогрессом являются научные открытия и технические изобретения, способные изменить прежнюю культуру. Таков смысл понятий: «век пара», «век электричества», «атомный век» и др. Научное открытие — получение новых знаний о мире, то, что раньше не было известно (открытие неизвестных ранее элементов или новых свойств веществ и материалов). Научные открытияи технические изобретения распространяются, во-первых, в виде культурных заимствований, во-вторых, диффузией (стихийным проникновением). Случаи, когда одно и то же открытие, изобретение, происходит независимо в разных странах, встречаются редко. От мировоззренческих парадигм общества зависит, получат открытия и изобретения в нем признание, станут средством его культурной модернизации или будут отвергнуты. Североамериканская культура дала миру много открытий, изобретений, но она интенсивно развивалась благодаря научным и техническим заимствованиям и притоку ученых, инженеров — эмигрантов из Европы. Отношение к культурным новациям на Западе и Востоке было различным. Такие изобретения, как компас, бумага, порох, чугун и др. были сделаны в средневековом Китае. Когда эти достижения попали в Европу, то были усовершенствованы. К середине XIV века европейцы изобрели пушки, затем — мушкеты. С их изобретением изменился характер военных сражений, стало сходить с исторической сцены рыцарство. Без компаса не началась бы для европейцев и эпоха Великих географических открытий. В середине XV века китайская флотилия совершила далекое плавание до берегов Восточной Африки. Но китайцы не искали морского пути в Европу и не жаждали контактов с европейцами. В 1498 г. арабские мореходы в тех же местах показали флотилии Васко да Гаммы путь в Индию. Вскоре португальцы с целью торговых контактов добрались до Китая, голландцы — Японии. Китайцы и японцы гордились своей культурой и еще несколько столетий упорно стремились к изоляции от европейской культуры. В Новое время возникли сложные отношения прогрессирующего в науке и технике Запада с Востоком. Индия, открывшая с конца XV в. торговлю с европейцами, в итоге потеряла независимость и в конце XVIII в. стала английской колонией. Индийская элита начала приобщаться к европейской культуре, получать образование в Англии, но не теряла своего национального самосознания. При низком уровне жизни простого народа в индийское общество постепенно входила система образования, достижения науки и техники, принципы политической организации общества. Всеобъемлющей партией стал Индийский Национальный Конгресс во главе с М. Ганди. В 1947 г. Индия добилась независимости. Китай и Япония, наоборот, избегая контактов с европейцами, закрыли границы и, пребывая в состоянии натурального хозяйства, находились в экономическом и техническом застое. Под нажимом европейских стран и США они открыли границы только во 2-й пол. XIX в. Китаю в ХХ в. предстояла длительная гражданская война и борьба с японскими оккупантами, а Япония вступив в союз с фашистской Германией, была ввергнута во вторую мировую войну. Провозглашение Китайской народной республики в 1949 г., и капитуляция Японии в 1945 г. обозначали их вхождение в цивилизованный мир. Япония во 2-й пол. ХХ веке встала на один уровень с индустриально развитыми странами Запада. В Западной Европе культурная модернизация и научно-технический прогресс стали «визитной карточкой» культуры. В бедной природными ресурсами, но богатой предприимчивыми людьми Англии, впервые наладили промышленное производство сукна. С открытием восточных рынков хлопок и шелк стали заменять традиционный лен, развивалась текстильная промышленность. В 1765 г. Дж. Харгвис изобрел прядильную машину, что модернизировало процесс прядильного производства. В эти же годы развивалось и металлургическое производство. В Англии Дж. Уатт построил паровую машину в 1776 г. и через несколько лет было построено уже несколько десятков. Дж Уатт на протяжении всей жизни содействовал техническому прогрессу, совершенствовал свою машину и умер в 1819 г. в почете и славе. А для допетровской России было характерно настороженное отношение к западному научно-техническому прогрессу. Иван Федоров в 1564 г напечатал первую книгу, но затем подвергся гонениям и уехал в Польшу. Распространение отечественного книгопечатания остановилось на 150 лет. И. Ползунов в 1766 г. построил на Алтае паровую машину. Через несколько месяцев машина была остановлена из-за смерти ее создателя. Починить ее не удалось. Имя гениального русского механика было надолго забыто. При научно-техническом прогрессе, модернизации производства, каждое новое открытие, более совершенное изобретение, «упраздняют» как научные теории, так и образцы техники, еще недавно считавшимися последними достижениями, которые быстро теряют свою ценность. Совершенно иной характер имеет модернизация (новаторство) в художественной культуре. Произведения литературы и искусства надолго сохраняют свою ценность для потомков, становятся мировым культурным наследием. Хотя любые художественные произведения будут восприниматься следующими поколениями иначе, чем во времена их создания. Со временем меняется мир культуры, в каждую эпоху приходят новые поколения поэтов, художников, композиторов, с другими идеями, мировосприятием, своим творчеством. Но их сочинения не заменяют творчества их предшественников. Так, «беспредметная» живопись не может заменить творений великих художников Ренессанса и т. д. Поэма «Анна Снегина» С. Есенина не может заменить «Евгения Онегина» А. Пушкина (хотя есть некоторое сходство в сюжетах), а замечательные песни Б. Окуджавы не заменят старинных русских романсов и т. д. Для развития искусства важна преемственность — как сохранение традиций, так и новаторство, как принцип его обновления. Когда художник творит, не обновляя язык искусства, его называют «эпигоном» и особой ценности за его творчеством не признают. Когда художник творит нечто новое, требуется так же и признание этого в среде, способной адекватно их воспринимать и оценивать. Если его творчество вызывает отклик в душе людей, пробуждает ответные чувства у публики, он востребован обществом и его произведения становятся достоянием культуры. Иногда творчество гения не находит признания у современников. При жизни И.С. Бах был известен в Германии, больше как органист-виртуоз. Многие его произведения были открыты и исполнены спустя 73 года после его смерти композитором, пианистом и дирижером Ф. Мендельсоном и тогда стали достоянием мировой культуры. Новаторство в искусстве всегда связано с нарушением норм сложившегося художественного стиля. Первая выставка картин французских «импрессионистов» (1874) сопровождалась общественными скандалами и критикой. В начале XX в. «модным» художественным явлением стал «абстракционизм», который вызвал самую разноречивую оценку критиков и публики. О художественной ценности «беспредметного» искусства споры не утихают. Признан гениальным «Черный квадрат» К. Малевича. Не всякое новаторство в искусстве может стать культурной ценностью, а только приобретая общественное признание. Как сказал один русский поэт, «большое видится на расстоянии». Можно надеяться, что время признания гениев неизбежно приходит и потомки воздадут им должное.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы