Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 13. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР
Религия – иррациональная форма взаимодействия человека со средой обитания как процесс постижения сущности сверхъестественного существа и стремление к слиянию с ним через соблюдение норм религиозной жизни. Религиозность базируется не на попытке получения объективного знания о мире и месте человека в нем. Она строится на таком типе отношения человека к миру как вера, убеждение в пребывании чего-либо, не основанного на доказательстве. Источником религиозного знания, переживания, представления о мире становится Откровение – это сверхъестественное знание, данное человеку свыше. Источником может выступать либо пророк (Моисей, Мохаммед), либо сам Абсолют, Бог, воплотившийся на Земле, или непосредственно явившийся в этот мир и декларирующий то, что он хочет донести до человека. Откровение является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека не в состоянии представить во всей полноте и развернутости, и который должен принимать на веру. Важнейшей чертой религии является то, что она все связанное с нею делает священным. Ее символы, реликвии, храмы – это святыни. Ее положения – святые истины, ее наиболее отличившиеся приверженцы причисляются к лику святых, ее служители. Священность, святость есть понятие, которое относится к вещам возвышенным, заветным, исключительно важным, необычайно почитаемым. В духовной функции религия обеспечивает целостность культуры, определяя образ мышления и поведения людей. Суть социальной функции религии заключается в утешении духовно ослабевших лиц, в обеспечении социального порядка и стабильности в обществе. В моральной функции религия спасает человека от суеты повседневных дел и требует обращения к вечному и бесконечному, напоминая ему о высших идеалах. Верующему в бесконечный разум и бесконечную жизнь человеку дается надежда на спасение, что духовно и нравственно возвышает каждого индивида. При этом религия оперирует силой общедоступных моральных понятий и нравственных образов, таких как добро, зло, грех, спасение, вечное страдание или блаженство. По своей сути, религия является отражением мечты человека о духовно-нравственном совершенстве мира, в котором духовное начало выражается совокупностью религиозных символов, ценностей, идеалов, а нравственное - совокупностью норм и представлений религиозной жизни. По связи с религией выделяют христианский, индо-буддийский и конфунцианско-даосистский, исламский типы культуры. Христианский тип культуры Сущность христианского вероучения, выделившегося из иудаизма (древняя религии еврейского народа), заключается в учении Иисуса Христа. Священные тексты христианства – «Библия» разделяется на две части. Первая, более древняя часть - (Ветхий Завет), является общей для иудаизма и христианства. К ней в христианской Библии добавляется вторая часть – «Новый Завет». Религия Ветхого Завета – наставления, полученные людьми от единого и всемогущего Бога в начале II тысячелетия до н. э. Ее основой стали десять Синайских заповедей Моисея, которые были сохранены в христианском вероучении. Суть их сводится к требованию чтить лишь одного Бога, Создателя и Владыку мира, запрету идолопоклонства, а также к основным нормам морали: чти отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй. Зародившись в Иудее (провинция Древнего Рима), учение Иисуса Христа стало самой распространенной верой в мире. Христианское вероучение унаследовало от иудаизма ветхозаветную историю сотворения мира и человека Богом, грехопадения, совершенного в раю Евой и Адамом, последующей жизни их потомков на Земле. Иисус Христос как Бог-сын в человеческом образе, любящий и идущий на муку ради людей, терпит страдания за них. Иисус Христос мученик – это представление, совершившее переворот в религиозном сознании. Тайна духовной силы христианства – в новом образе Бога, в личности Иисуса Христа, которая нашло способ сделать Бога ближе к человеку. Иисус Христос – человеческий лик бесконечного, незримого, неисповедимого Бога-Отца. Христианство зовет к личной встрече человека с Христом и обретению Христа в своей душе. В христианстве получает особое значение триада «вера, надежда, любовь». Эти важнейшие ценности христианства проистекают из личного эмоционального отношения верующего к Иисусу Христу как человеческому лику Бога. Человек, пусть даже слабый духом и грешный, должен быть верен Богу, явившемуся на Землю в образе Христа, и это дает ему надежду спастись. Благодать – дар Божий, во что надо верить и надеяться на него бескорыстно. Опорой веры и надежды должна быть любовь к Богу – любовь чистая, свободная от стремления получить выгоду. Иисус Христос зовет людей за собой в «Царствие Божие», но это царствие – «не от мира сего». Оно должно воздвигаться не на Земле и на небе, а в душах людей. Христианство утверждает очистительную роль страдания в борьбе с грехом и злом. Человек должен следовать за Христом и «нести свой крест», начиная с покорности перед волей Бога, бескорыстно служить людям. В этом случае он идет по пути преодоления зла и «восходит к Богу». Если же он не сумеет идти по этому пути, то не оправдает смерти Христа и погибнет навеки. С конца I века христианство приобрело межнациональный характер и стало быстро распространяться по миру. Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн написали Евангелия, рассказывающие о деяниях Иисуса. Апостол Павел начал дело создания единой христианской церкви. В начале IV века при императоре Константине христианская церковь получила государственное признание и превратилась в господствующую церковь Римской империи. Впоследствии христианская церковь предприняла шаги к объединению церковных образований в разных странах под эгидой римского первосвященника. На первом и втором Вселенских соборах был утвержден основной догмат христианства – Символ веры. В целях искоренения ересей христианству постепенно придавалась строгая догматическая форма, утверждался канонический текст Священного Писания, единая система основоположений, единая форма культа, ритуалов, символики и пр. Самый большой раскол христианской Церкви наметился после разделения Римской империи на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую) с центром в Константинополе (395 г.). В 1054 году между ними произошел окончательный раскол. С XVI века в Европе начинается движение Реформации. Недовольство верующих церковными злоупотреблениями и корыстолюбием священнослужителей привело к массовой поддержке выступлений М. Лютера в Германии и Ж. Кальвина во Франции против католической церкви. Под лозунгами Реформации родилось новое направление в христианстве, отколовшееся от католичества, – протестантизм. Протестантизм считает, что посредники между людьми и Богом в лице священнослужителей истинно верующим не нужны. Таким образом, расхождения между тремя ветвями христианства – католичеством, православием и протестантизмом – затронули организационные, богословские, культовые и другие вопросы. Исламский тип культуры С арабского «ислам» переводится как послушание (воле Аллаха), а мусульманин – человек, исповедующий ислам. Жить в соответствии с волей Аллаха призвал людей в VII веке житель города Мекки араб Мухаммед. Согласно преданию, история мусульманства началась около 610 года. Именно тогда Мухаммед призвал соотечественников отказаться от многобожия, верить только в одного Аллаха, сотворившего мир и повелевающего всем. Аллах, со слов Мухаммеда – тот же Бог, в которого верят и иудеи, и христиане. Божественные откровения Мухаммеда были записаны и объединены в сводный текст, составляющий священную книгу исламской религии – Коран. Дополнением к Корану служит сунна, т. е. Священное предание, в котором содержится множество хадисов – рассказы о жизни Мухаммеда. Составители Корана были знакомы с Библией, поскольку в нем воспроизводятся библейские сюжеты о сотворении мира за шесть дней, об Адаме и его жене, о вкушении запретного плода и т. д. Упоминаются в Коране и библейские пророки: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Муса (Моисей), Иса (Иисус). Последний и самый высший из пророков – Мухаммед, которому был ниспослан свыше Коран (с араб. чтение), где изложены законы, по которым Аллах велит жить мусульманам. Коран предписывает обязательные молитвы и посты, обрезание для мальчиков, ношение паранджи для женщин, запреты на пьянящие напитки и свинину, на азартные игры, на ростовщичество и выплату процентов по долгам. Аллах менее милостив, чем христианский Бог, поскольку он оказывает людям благодеяния из милости, но жестоко карает тех, кто не ценит ее. В Коране справедливость ставится выше милосердия. На первый план выступает справедливость Аллаха, милосердие же его является лишь частью или следствием его справедливости. Послушание Аллаху является главной добродетелью правоверного мусульманина – «столпы веры», выражающие преданность Аллаху Шахада – «свидетельство веры», формула исповедания ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». В этой формуле утверждаются два главных догмата исламской религии - вера в единого Бога и в пророческую миссию Мохаммеда. Намаз (или Салат) – обязательная молитва пять раз в день. Молитвенный ритуал регламентирован до мельчайших подробностей. По пятницам полуденная молитва должна совершаться коллективно в мечети. Саум (пост в месяц рамадан) – весь этот месяц мусульманин днем не должен есть, пить, вдыхать дым и благовония, вступать в половые отношения. С наступлением вечера и до рассвета запреты снимаются. Закят – обязательная милостыня или налог в пользу бедных, размеры которого колеблются от 1/40 до 1/5 дохода. Считается, что уплата закята очищает имущество, делает богатство праведным. Хадж – паломничество в Мекку, к священному храму Каабе, который должен совершить каждый мусульманин в течении жизни или послать вместо себя своего заместителя. Мусульманин, совершивший паломничество получает звание хаджи и право носить зеленую чалму. Джихад – борьба за истинную веру, являющаяся священной обязанностью мусульманина. Считается необходимым обращение к оружию, чтобы расправиться с врагами ислама, уничтожать зло и несправедливость. Появившись в глубине Аравийской пустыни, ислам по мере своего распространения, впитывал в себя достижения греко-римской, византийской, персидской, индийской и других культур. Это привело к расцвету в X-XII веках классической арабо-мусульманской культуры как фундамента, на котором строится культура исламского мира. Объединяющими ее элементами являются ислам и арабский язык, на котором написан Коран. Арабо-мусульманский мир эпохи Средневековья дал человечеству множество знаний в самых различных областях науки и практики. В отличие от христианства, которое долго было религией простых людей, преследуемой властью, ислам быстро стал религией правителей. Если христианство распространялось в обществе «снизу вверх», то ислам – «сверху вниз». Мухаммед основал не только религию, но и религиозное государство. Ислам уже при нем стал утверждаться в обществе не только словом, но и мечом. Ислам берет на себя роль идеологии, которая претендует на власть над обществом. Во многих странах и по сей день ислам обладает такой властью. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2695; Нарушение авторского права страницы