Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет культурологии и ее место в системе наук.
Формирование знаний о культуре первоначально происходило в сфере философии, затем – в рамках конкретных дисциплин (этнологии, социологии, психологии и т.д.), и только в 20веке культуралогия оформилась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Культуралогия – это неединственная дисциплина, занимающаяся изучением культуры, ещё история, археология, философия, социология, психология и т.д.. Каждая имеет свой подход, изучая лишь отдельные аспекты, используя свои методы исследования культуры. А культуралогия стремится изучить культуру как целостность, дать систематизированное знание о культуре как уникальном и специфическом феномене. Культурологи стремятся воссоздать образ культурные эпох и главенствующий в них тип человека, понять, как он думал, что переживал, чему отдавал предпочтение. Предмет изучения культурологии – это культура (в широко смысле) всё созданное людьми; (в узком смысле) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Для того чтобы понять культуру как целое, необходимо привлечь весь комплекс гуманитарного знания, который я является питательной средой и необходимым фундаментом культурологии. Однако культурология - это не простая совокупность данных, взятых из каждой науки о человеке, а интегральное выражение гуманитарного знания. В этом смысле культуралогия не сводится к философии культуры, к искусствоведению и т.д., а является самостоятельной дисциплиной, изучающей культурологию.
Методология и конкретные методы исследования культуры. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. В исследовании культурных процессов используются различные методы: 1. Диахронический (хронологический) – изложение явлений, фактов, событий культуры в хронологической последовательности. Используется в дополнении с др. методами. 2. Проблемно-хронологический – изучение отдельной проблемы во временной последовательности (пр. самосознание человека в средневековье, античности т.п.). 3. Сравнительно-исторический – это сравнение в историческом разрезе нескольких на первый взгляд самостоятельных культур. При таком методе выявляется общее и особенное. 4. Структурно-функциональный – это разложение изучаемого объекта на составные части, выявления их соотношения, правил сочетания и объединение в группы. Этот метод традиционно применяется при анализе сущности, структуры, функций культуры. 5. Системный анализ – рассматривает объект как целостность. 6. Семиотический (семиотика – наука о знаковцых системах). Язык танца, жестов, цветов и т.д., парой говорят о культуре больше, чем обширные описания, в них сохраняется дух культуры и эпохи. 7. Синхронический – совокупный анализ 2-х или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом всех существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Также широко используются и др. методы др. специальные наук.
Понятие и сущность культуры. История развития понятия «культура». Попытки осмысления культуры предпринимались задолго до того, как сложилась наука культуралогия. Стремление понять и обозначить феномен культуры положило начало зарождению этой науки, точнее явило истоком, питавшим поиски её исходных понятий. Понятие «культура» (лат.) родилось в Древнем Риме и первоначально означало «возделывание, обработка земли». Древнеримский оратор философ Марк Тулий Цицерон в работе «Тускуланские рукописи» понятие «культура» обозначал, как возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания. В эпоху Средневековья «к» стала рассматриваться как «культ», «почтение» (Бога). Человек этой эпохи воспринимал культуру, как нечто данное изначально, вечное, существующее вне времени и вне пространства. В философский обиход слово «к» вошло только в 18 в.. В учения, Вико, Пуфендорфа, Канта человек определяется как существо, наделённое разумом, способностью созидания, а история человечества рассматривается, как его саморазвитие, благодаря предметной деятельности. Именно в эпоху Просвещения формируется осознание культуры в её отличие от природы и в её взаимоотношениях с нею. Культура рассматривается как сверхприродное образование, характеризующее жизнь человека разумного, в отличие от существования животного или дикаря. Современные трактовки культуры, как уже говорилось, могут быть очень разными. Исследователи 20 века определяли культуру, как совокупность ценностей (Тугаринов), способ деятельности общества (Соколов, Маркарян, Файнбург), как систему знаков и символов (Лотман, Успенский), как программу образа жизни (Сагатовский) и т.п.. Все эти опр. суть опр. человеческой деятельности и самого человека как действующего лиц. Однако не вся чел. деят-ть ведёт к творению культуры, а только творческая деят-ть, кот. невозможна без разума, без создания нового. Культура — (в широко смысле) всё созданное людьми; (в узком смысле) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
Структура культуры.
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя: Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как:
Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.
Структура культурологии. Культурология выделилась из философии культуры аналогично тому, как ранее из философии природы выделились физика, биология, из социальной философии — социология и политология. В едином процессе развития науки традиционно соответствующая отрасль научного знания отпочковывается от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. В этом отношении культурология также распадается на ряд относительно самостоятельных областей — подразделов, которые в свою очередь подразделяется на два типа — фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики: экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию. Исследование видовых проявлений культуры, ее форм относится к прикладному знанию. Прикладной характер имеют также знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры. В области исследований прикладной культурологии входят организация и технология культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методика проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Ее главное направление состоит в разработке культурной политики; экономическом, политическом и духовном обеспечении реализации культурных программ. Фундаментальная культурология включает в себя несколько основных направлений: 1. социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми с ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов; 2. психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание в основном на человека, являющегося носителем той или иной культуры. Основной акцент делается на изучении норм и ценностей, которые лежат в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности; 3. культурная семантика изучает культурные феномены информационных носителей, с помощью хранится и транслируется вся социально значимая формация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, а также с помощью символов, в любых продуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми в обществе; 4. история культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значение истории культурологии для культурологической науки так же велико, как значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологического и философского знания, а современные теоретические конструкты опираются на результаты размышлений предшественников. История культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный раздел науки, но и как часть социальной, психологической антропологии и культурной семантики.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы