Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности культуры XVII века. Отличительные черты барокко и классицизма
Культура 17 века – это кризисная эпоха. Связана с несколькими факторами, которые повлияли на изменение человеческого мышления. 1) 17 век – это эпоха воин. 2) 17 век – эпоха религиозных воин. Эпоха контрреформаций. Реформация подорвала веру в некий божественный абсолют – церковь. У людей стали появляться сомнения, что всё что происходит из церкви – есть истина. 3) Научная революция 17 века. Человек задумался об относительности любого знания. В результате этих трёх факторов мироощущение у человека кризисное, тяжёлое. Любое знание становится относительным, в том числе религиозное. В эпоху Ренессанса в области искусства не знала себе равных Италия, а в XVII в. искусство всех европейских стран переживает подъем. Успехи науки значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Огромный интерес к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека привел к расцвету искусства портрета, в частности, и психологического. Более многозначным становится восприятие природы, отраженное в пейзаже. Искусство того времени уже нельзя определить единым стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы зачастую сосуществуют различные, порой противоположные течения и тенденции. Если идеалом эпохи Возрождения был гармонически совершенный человек, личность, для которой нет противоречий между личным и общественным, то человеку XVII века свойственно бесконечное столкновение этих начал столкновение прав личности и общественного долга, бунт против слепого подчинения авторитетам светской или церковной власти, осознание противоречивости бытия. Эта трагическая коллизия находит выражение в двух направлениях мысли, в двух способах соотношения с миром и, наконец, в двух художественных стилях — барокко и классицизме. В искусстве XVII–XVIII вв. появляются два противоположных направления – барокко и классицизм.
1. Барокко (зародился в Италии). Праздничный стиль. Символизируется как «пир во время чумы». Барочное мироощущение – это одиночество человека, осознание собственной ничтожности, человек ощущает себя слабым. Единственное что человек может сделать – это плыть по течению, наслаждаться хотя бы тем, что есть. Бароккопредставляет собой не только художественный стиль но и особый образ отношения к миру и с миром. Он связан с кризисом идеалов гуманизма, общественно-политическими потрясениями, характерными для XVII века. Барокко – это мир парадоксов, неподдающийся объяснению, фантасмагорический мир. Выразителями этого стиля стали Рубенс, Нортон, Гверчино, Бачичо и др. Стиль барокко актуализирует представление о человеке как «мыслящем тростнике», причем акцент ставится на его незащищенность перед стихией. В человеческом существовании не угадывается никаких закономерностей, здесь все подвластно произволу. В связи с этим характер искусства барокко, эмоциональная приподнятость образов кардинально отличается от искусства классицизма.
2. Классицизм (зародился во Франции) – в переводе означает «образцовый». Классицизм обращается к идеям рационализма (не должно быть противоречий). Классицизм, его главный конфликт – это противоречие между личными желаниями человека и требованиями общества. Героем становится тот, кто сумеет преодолеть личные интересы ради государственного долга, т.е. главный герой – это гос. деятель. Классицизмсложился и наиболее ярко выразился в условиях абсолютной монархии во Франции. Классицизм требует рационалистической ясности, упорядоченного метода расчленения целого на части и последовательного рассмотрения каждой из них. Для этого необходима внутренняя гармония, чувство меры и душевного равновесия. Для классицистов в искусстве характерно создание монументальных произведений, изображение героев действенных, преисполненных жизненной энергии и способных — благодаря умению смирять обуревающие их страсти — подниматься до разрешения сложных, трагических конфликтов. Разум в классицизме — источник и мерило прекрасного. Классицизм полагает для себя образцом искусства наследие античных мастеров. Отсюда и такие черты характера классического искусства как ясность, законченность, структурность художественных форм. Иными словами, классицизм – это рационалистическая система творчества. Ярким примером этого стиля являлись работы Пуссена и Рубенса. И то и другое направление создаёт своего рода иллюзию, с помощью которой человек хочет укрыться от действительности. Барокко – путём растворения в жизни. Классицизм – путём её рационализации.
32.Культура эпохи Просвещения (деизм, роль человеческого разума). Это эпоха культивирования человеческого разума. Основное философско-религиозное течение – деизм. Деизм – это представление о том, что у начала мира стоит Бог, он его сотворил, но дальше мир развивается без божественного вмешательства. Поэтому ключевой становится разум. Основную идею культуры 18 века можно свести к формуле Паскаля – « Человек- мыслящий тростник», т.е. физически человек слаб как тростник, но от природы он отличается способностью мыслить. Поэтому единственное на что человек должен был направлен – это на развитие своего мышления. Искусство 18 века становится светским и рационалистическим, прагматичным. Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в., в сочинениях его основателя Локка были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». Обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье и Вольтер. Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро и энциклопедисты. Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо, он выдвинул идею народного суверенитета. Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития. В художественной культуре Просвещения не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями. Главные ценности эпохи Просвещения: Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы