Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Циклическая школа культурологии. Теория культуры Данилевского.



(Данилевский все культуры делит на положит. и отрицательные. Положительные это те народы, которые создали свои культуры и цивилизации. Отриц – это те, кто не может создать, их задача разрушить остатки умер.культур, после чего эти народы исчезают. Выделяют народы не способн. не разрушать, не создавать. Каждая положит. цивилизация развивается по одному или нескольким направлен.: 1.религия; 2.искусство; 3.научно-экономич.деят-ть; 4.политика. Народы полож. цивилизаций: 1. первичные (развивают все 4 направления); 2. одноосновные (1 направление, у них одна миссия); 3. двухосновные; 4. четырехосновные (все 4 направления углубленно)).

Попытки осмысления культуры привели к появлению в культурологии ряда школ и концепций, которые исходят из различного понимания сущности, основы существования и закономерностей развития культуры. Циклическая школа в К представлена Данилевским, Шпенглером, Тоинби. Это направление в К в целом характеризуется абсолютизацией неповторимости, уникальности и равноценности различных культур и отрицанием идеи единства мировой культуры. Развитие здесь имеет не линейный, а циклический характер. Отличие этого направления от формального состоит в том что представители циклической школы не признают материальное производство в качестве ведущего фактора в развитии культуры. На существование К, согласно циклическому подходу, оказывают влияния иные, внепроизводственные, факторы(религиозный, географический, психологический, политический и т.п.).

Данилевский в своем исследовании «Россия и Европа» выдвинул теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой, что именуется «всемирной историей» явл лишь историей локальных цивилизаций имеющих индивидуально замкнутый характер. Он выделил следующие культурно-исторические типы (самобытные цивилизации): 1)Египетский; 2)Китайский; 3)Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский; 4)Индийский; 5)Иранский; 6)Еврейский; 7)Греческий 8)Римский; 9)Аравийский; 10) Германо-романский, европейский в своем развитии они проходят этапы, своиственные развитию человека: детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, дряхлость. Каждый культурно-исторический тип отличается достижениями в какой-то определенной сфере: греческий славиться развитием искусства, римский – развитием законодательства, еврейский – религиозной деятельностью. К ним можно добавить два американских (мексиканский и перуанский), погибших насильственной смертью. Среди этих типов Данилевский различал уединенные и преемственные. Он считал, что ни один из этих типов не может прогрессировать бесконечно.

По теории Данилевского, на долю народа выпадает 3 роли:

1) Положительная деятельность культурно-исторического типа;
2) Разрушительная деятельность, придающих смерти одряхлевшие цивилизации;
3) Служение чужим целям в качестве «этнографического материала».

Выделил три основных формы взаимодействия цивилизаций:

1) Пересадка (колонизация) – политическая или религиозная экспансия развитых государств. Предлагает повсеместное распространение единственной формы цивилизации любыми средствами и методами.
2) Прививка (ассимиляция) – форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа.
3) Удобрение – плодотворное воздействие развитой цивилизации на только еще складывающийся народ.

Данилевский делает вывод, что цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование типа.

Закон культурно- исторического типа гласит – период цивилизации каждого типа короток и вторично не наступает. Он оканчивается, когда народы, составляющие тип, выработали свою творческую энергию.

Прогресс, по Данилевскому, неоднозначен и не может быть одним для всех. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться, что достигла той или иной точки развития в сравнении с другими.

 

 

16. Циклическая школа. Теория культуры Шпенглера.

(культура в своем развитии проходит 2 этапа: культура и цивилизация).

Попытки осмысления культуры привели к появлению в культурологи ряда школ и концепций, которые исходят из различного понимания сущности, основы существования и закономерностей развития культуры. Циклическая школа в К представлена Данилевским, Шпенглером, Тоинби. Это направление в К в целом характеризуется абсолютизацией неповторимости, уникальности и равноценности различных культур и отрицанием идеи единства мировой культуры. Развитие здесь имеет не линейный, а циклический характер. Отличие этого направления от формального состоит в том что представители циклической школы не признают материальное производство в качестве ведущего фактора в развитии культуры. На существование К, согласно циклическому подходу, оказывают влияния иные, внепроизводственные, факторы(религиозный, географический, политический, психологический и т.п.). В своей работе «Закат европы» выделяет 8 культур достигших полного развития: индийская, китайская, вавилонская, египетская, греко-римская, арабская, культура майя и западноевропейская. Культура по его мнению, - некий «организм», обладающий внутренним единством, обособленный от других, подобных ему «организмов», и проходящий в своем развитии определенный жизненный цикл. Любая из культур переживает становление из состояния докультурного или этнографического хаоса, затем входит в период собственно культурный, где создаются материальные и духовные ценности, и, наконец, переходит в состояние цивилизации, когда организм неуклонно дряхнет, угасает душевная творческая сила. Каждую К Шпенглер наделяет особым названием – символ который в высшей степени выражает духовные и творческие потенции, свойственные его сущности.

Исследуя всемирную историю, Шпенглер отвергает схему деления ее на древний мир - Средние века - Новое время. Дня него всемирная истерия - общая биография великих культур, а вся жизнь - бесконечное зарождение и гибель культур. Культуры рассматриваются им как организмы, каждый из которых обладает жесткой внутренней организацией, обособлен от других, подобных ему организмов и абсолютно детство, юность, возмужалость и старость. Культура возникает из стремления к самовыражению коллективной души народа. Последний завершающий этап в развитии культуры Шпенглер называет «цивилизацией». Переход к цивилизации есть разложение и гибель культуры. Для цивилизации характерно отрицание самой «жизни», отказ от непосредственного и творческого восприятия мира. С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество делается внутренне ненужным, поэтому Шпенглер предлагает отказаться от них я предаться чистому техницизму. Другая сфера приложения сил цивилизованного человека - политика, которая, в отличие от культуры, организует общество не вглубь, а вширь. Он считается классиком цивилизационного подхода историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. В этом Шпенгдер, повторяя Данииекского, так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном.

Шпенглеру принадлежит и наиболее распространенная трактовка различий между понятиями «культура» и «цивилизация», подробно развитая им в книге «Закат Европы», где он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему «организмов». Ныне существует западноевропейская культура, которая клонится к закату, но зарождается новая, русско-сибирская, за которой - будущее. Тысячелетний срок существования, всякое глубинное и плодотворное взаимодействие между ними невозможно. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от «души» к «интеллекту», от героических «деяний» к утилитарной работе. С наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В 20-е годы «Закат Европы», по аналогии с гибелью Римской империи, воспринимался как предсказание апокалипсиса, гибели западноевропейского общества под натиском новых «варваров» - революционных сил, надвигавшихся с Востока.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь