Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государственный стандарт по культурологии



Введение

Данный методический комплекс рекомендуется студентам дневной, заочной и дистанционной форм обучения всех специальностей. Он включает в себя федеральный стандарт по культурологии, методические указания, тематику семинарских занятий и контрольных работ, литературу к ним, перечень вопросов к зачету и краткий словарь по культурологии.

Учебный курс составлен на основе Государственного образовательного стандарта РФ для преподавания по культурологии с учетом рабочей программы курса и опытом преподавания этой дисциплины в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности.

Методический комплекс помогает студентам выделить ключевые моменты учебного пособия «Культурология» Маркова В.И., Батуриной Т.В., Чуйкова В.С. Он обращает внимание студентов на дискуссионные проблемы пособия, что позволяет сформировать самостоятельное отношение к предмету. Материалы комплекса дают возможность ориентироваться в выборе темы при написании контрольной работы. Вопросы к зачету позволяют составить представление о комплексе знаний необходимых для усвоения курса. Список литературы помогает в освоении предмета.

Практические занятия (семинары) способствуют максимально эффективному усвоению изучаемого материала на основе углубленной самостоятельной работы в процессе подготовки к занятию. Семинары по культурологии предполагают самостоятельную работу студентов с материалами источников, литературой и учебниками. На занятиях необходимо сопоставлять разнообразные подходы при обсуждении темы, высказывать собственное мнение. При подготовке к семинару рекомендуется вести конспект, специально отмечая в нем те положения, с которыми в первую очередь намерен выступить студент. Методический комплекс включает темы и вопросы для успешной подготовки к занятиям.

Данная разработка может быть применена студентами для самопроверки знаний, написания контрольной работы, реферата, доклада, подготовки к зачету.

Завершив изучение дисциплин «Культурология» студент должен:

1. Иметь представления о предмете, принципах, методах культурологии, ее месте в системе гуманитарного знания;

2. Иметь представление о существующих подходах в культурологии, описывающих феномен культуры;

3. Уметь сформулировать и аргументировать собственную точку зрения на основе использования источников и литературы.

4. Овладеть и использовать категориальный аппарат науки при ответе на вопросы;

5. Иметь представление о современной культурной ситуации в мире.

6. Знать и уметь анализировать современные проблемы культуры России.

 


Государственный стандарт по культурологии

Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичнсоть, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «серединные» культуры; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и личность.

 

3. Общая литература по курсу культурологии:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

2. Гачев Г.А. Национальные образы истории. М., 1988.

3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 2001.

5. Гуревич П.С. Культурология. М., 1999.

6. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

8. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994.

9. Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М. 1995.

10. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

11. Кравченко А.И. Словарь по культурологии. М., 2001.

12. Культурология XX в. Энциклопедический словарь. Т. I.,

Т. II. М., 2002.

13. Марков В.И. Жизнь культуры. Авторский курс лекций. Ч. I., Кемерово, 1999.

14. Марков В.И. Свое, чужое и отчуждение в культуре. Кемерово, КемТИПП, 2002.

15. Марков В.И., Батурина Т.В., Чуйков В.С. Культурология. Кемерово, 2002.

16. Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия культуры. М. 1991.

17. Поликарпов В.С, Курс лекций по культурологии. М., 1997.

18. Полищук В.И. Культурология. М., 1999.

19. Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2002.

20. Тойнби А. Постижение истории. М., 1989.

21. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

22. Шпенглер О. Закат Европы. М. 1992.

23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Методические указания по курсу культурология

Тема 2. Основные понятия культурологии

При изучении базовых понятий, помимо общего усвоения их содержания, необходимо обратить внимание на особенности именно культурологического подхода, определяющие ракурс видения проблем. Это относится, прежде всего, к следующим специфическим толкованиям понятий в культурологической науке:

- к понятию «цивилизации», которое в ряде учений рассматривается как закатный этап развития культуры или даже в некотором роде ее противоположность;

- к понятию «материальной культуры, которая в некоторых своих современных аспектах (СМИ, техника и т.д.) понимается как угроза существованию культуры как творчества свободного человека;

- к понятиям, определяющим соотношение различных субъектов культуры. Для культурологического подхода, изучающего развитие целостных культурных систем, базовым субъектом является скорее народ, чем отдельный индивид, вносящий новации в культуру. При этом отношения между «гениями» и народом, системой культуры, основаны, с одной стороны, на некоторой противоречивости, а с другой – на разделении труда, взаимодополнительности функций;

- в соответствии с этим кроме обычного выделения слоев и понятий «элитарной» и «массовой культуры», культурология обращает особое внимание и на сохраняющийся третий, фундаментальный по значению слой – культуру народную. Соотношение элитарной и массовой культуры также рассматривается специфически. Оно понимаются не как противоположность, а как взаимодополнительность. Это два взаимосвязанных слоя одного типа культуры эпохи кризиса;

- понятие «национализм» также толкуется в культурологии особенным образом. Если при обычном политико-идеологическом понимании этого термина обычно подчеркивается его негативный смысл, то в культурологии речь идет о культурном национализме. Культурный национализм связан с формированием и отстаиванием национальной идеи, миссии, которая совсем не обязательно противопоставляется другим народам и человечеству в целом, а скорее определяет уникальный вклад данного народа в мировую культуру. В этом смысле такой национализм является мощным мотивом культурной деятельности. Негативные же его стороны определяются другими сторонами – шовинизм и расизм. Кроме того необходимо различать типы национализма – национализм защитного характера, призванный сохранить уникальность своей культурной традиции в условиях внешней культурной агрессии, и национализм активно-агрессивный, примыкающий к культурному империализму. Отношение к ним, естественно, должно быть совершенно различным.

- в рассмотрении понятий, связанных с социальными институтами культуры, необходимо исходить из системного подхода. Одни и те же внешне схожие элементы в различных культурных системах играют совершенно разную роль. Забвение этой нормы жизни систем ведет к грубым ошибкам при реформировании культур, а в научном анализе приводит к абстрактно-формальному отождествлению социальных институтов различных культур.

- при рассмотрении понятий, связанных с типологией культур необходимо обратить особое внимание на главное разделение культурных миров по принципу «Запад – Восток». Это деление и все обоснования различий в миропонимании и способе деятельности необходимо знать досконально. Следует также уяснить особое значение (как позитивное, так и негативное) для жизни культурных систем делений типа «Свои – Чужие», «Мы – Они».

- при рассмотрении понятия «культурная традиция» надо обратить внимание на специфическое для культурологического подхода понимание соотношения между традицией и модернизацией культур. Культура, анализируемая как живая система, прежде всего, основывается именно на сохранении традиции. Обновление возможно и необходимо, но строго в рамках меры, свойственной данному типу культуры, иначе оно приводит не к развитию, а к гибели. Из этого проистекает принципиальное различие социокультурной динамики культур Запада и Востока. Данный материал при ответе можно подключить и к разделу «Типология культур».

- понятие «культурных контактов» рассматривается в рекомендуемом учебном пособии с точки зрения системного подхода. Особо следует выделить системные законы взаимодействия культур и восприятия чужого культурного опыта. Этот последний вопрос желательно также посмотреть по книге Маркова В.И. «Жизнь культуры: Авторский курс лекций», Ч.1. КемТИПП. 1999. с. 27 – 36.

- в анализе фундаментального для понимания культуры понятия «система ценностей» необходимо четко выделять три уровня различий систем ценностей разных типов культур;

- роль символической основы культурных систем и языка также рассматривается в учебном пособии под углом зрения сохранения жизнеспособности систем, соотношения традиции и модернизации, на что нужно обратить особое внимание.

Вопросы к семинарскому занятию:

1.Соотношение понятий культура и цивилизация.

2. Взаимоотношения в системе «человек-техника», «человек-человек» в цивилизации.

3. Элитарная культура: определение, функции.

4. Народная и массовая культуры: сравнительный анализ.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Новый мир 1990 №1

2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994. гл.14

4. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

5. Культурология / под. ред. Багдасарьяна Н. Г. М., 1999. тексты.

6. Марков В.И. Жизнь культуры. Авторский курс лекций. Ч.1. Кемерово, 1999.

7. Марков В.И. Свое, чужое и отчуждение в культуре. Кемерово, КемТИПП, 2002.

8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

9. Разлогов К.Э. Глобальная и/или массовая? //Общественные науки и современность 2003 №2

10. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М. 2000.

11. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

12. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

13. Ясперс К. Характеристика современного положения // Смысл и назначения истории. М., 1991.

 

Нового и Новейшего времени

Как вы помните, эпоха средневековья длилась с V по XVI века. Возрождение охватывает период с XIV по XVI века, то есть оно возникло и развивалось в недрах западноевропейской средневековой культуры. Термин «Возрождение (Ренессанс)» означает возрождение идеалов Античности (красота, гармония человека и природы). Наиболее ярко Возрождение проявило себя в Италии.

Основная идея Возрождения – гуманизм. Гуманизм возвеличивал человека, считал его совершенным творением, провозглашал достоинство человеческой личности и веру в творческие способности человека, тем самым отрицая средневековое отношение к человеку. Гуманистами были философы, ученые, скульпторы, живописцы, поэты и писатели, оставившие после себя величайшие достижения гуманистической мысли и творения искусства.

Важно понимать, что гуманисты прямо не отрицали существования Бога. Ими была создана псевдорелигиозная концепция – пантеизм, в которой природа и Бог сливаются в одно неразрывное целое.

Обратите внимание, что первоначально (в XIV веке) гуманизм как идейное течение возник в высших слоях общества. И лишь спустя десятилетия появились результаты - идеи Возрождения проникли в широкие массы, тем самым постепенно разрушая основы средневековой культуры и формируя новую систему ценностей, которая стала основой западноевропейской культуры Нового времени.

Реформация - другая сторона Возрождения. Реформация во многом противоположная самому Возрождению – это движение, направленное против католической церкви и проходившее на севере Западной Европы (Германия, Франция, Голландия, Швейцария, Англия) в XVI веке. В результате Реформации от католической церкви откололось направление – протестантизм. Протестантизм охватил широкие слои населения и стал доминирующей религией в северной и центральной Европе.

Уясните, что протестантизм по своим духовным установкам не совпадает с гуманизмом Возрождения. Он, с одной стороны, провозгласил идею ничтожества человека и полной зависимости его от воли Бога. Протестантизм утверждает, что Бог уже до рождения человека определил, кто попадет в ад, а кто избран Богом. Человеку остается только пытаться узнать этот божественный выбор. По мнению протестантов, знаком избранности может быть «достойное» поведение и успех в мирских делах (в профессиональной деятельности). Это и должно являться стимулом для социальной активности и развития собственной личности.

Новое (XVII – XIX вв.) и Новейшее время (с начала ХХ в. до настоящего времени) – следующим этап в истории Западной Европы. Он коренным образом отличается по своим ценностным установкам от средневековья: ведущими становятся антропоцентризм, рационализм, развитие науки и внедрение ее достижений в практику. Выделите четко эти отличия

Процессы, происходившие в культуре начиная с Нового времени, были гораздо динамичнее, быстрее, чем во все предыдущие периоды, поэтому целесообразно рассматривать данную эпоху по столетиям.

Опишите основные этапы этого периода. XVII век – окончательное разрушение средневековой картины мира, буржуазные революции в Англии и Голландии, захват европейцами колоний и колониальные войны, становление науки как отдельной сферы деятельности.

XVIII век – эпоха Просвещения, внедрение в сознание широких масс благодаря деятельности просветителей (Вольтера, Руссо) идей свободы, равенства, демократии, дальнейшее разрушение религиозной картины мира.

XIX век – век складывания капитализма в его классических формах, абсолютной веры в процесс, технику, науку.

ХХ век – развитое индустриальное общество, развитая наука, но вместе с тем – мировые войны, экологический кризис, постепенная утрата веры в прогресс и появление симптомов кризиса в европейской культуре.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Социально-экономические и культурные причины Возрождения и Реформации.

2. Основные идеи Возрождения и Реформации.

3. Социальные следствия эпохи Возрождения, Реформации их значение для европейской культуры.

Литература:

1. Андреев М.Л. Культура Возрождения. Наследие Запада // История мировой культуры. М. 1989. с.319-412

2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

3. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного мышления. М., 1990.

4. Бердяев Н.А. Конец Ренессанса и кризис гуманизма // Смысл истории. М. 1990.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М. 1990.

6. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1999.

7. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. / Под ред. Брагиной Л.М. М., 1999.

8. Культура Возрождения и общество М., 1996.

9. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения М., 1982.

10. Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2002.

11. Соловьев Э.Ю. Мартин Лютер – вождь немецкой бюргерской реформации // Религии мира. История и современность. М. 1983.

12. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. М. 1984.

 


Культура Индии.

Индия – одна из древнейших мировых культур - ее начало датируется III тысячелетием до н.э. Сразу же стоит отметить достижения Индийской культуры в области религии – все, что было создано в области духовного развития человека, было известно и в Индии.

Изучая данный вопрос, обратите внимание на следующие основные особенности индийской культуры:

1. Говоря об огромной роли религии в духовной жизни, нужно отметить основные религиозные учения Индии. Ими были последовательно сменявшие друг друга брахманизм (ведизм), буддизм и индуизм.

Брахманизм - первоначальная религия индийцев. Особенностью брахманизма являлось варновое деление общества. Варны – это 4 сословия древнеиндийского общества, жестко отграниченные друг от друга. Варновое деление общества со временем эволюционировало в кастовую систему. «Веды» – священные тексты, написанные в эпоху брахманизма и не потерявшие своего мировоззренческого, философского и религиозного значения до сих пор.

Буддизм – в большей степени этико-практическое учение, чем религия. Центральными понятиями буддизма являются следующие. Сансара – «круг перерождений». Каждый человек обречен, проживать на земле бесконечную череду перерождений до тех пор, пока он не сумеет достичь духовного совершенства и не освободится от сансары. Нирвана – состояние блаженства, в котором человек сможет пребывать в случае выхода из круга перерождений (сансары). Карма – закон воздаяния, который определяет характер каждого последующего перерождения в зависимости от поведения человека при жизни. С точки зрения буддизма жизнь на земле – страдание, даже в случае удачи, здоровья, богатства; а страдание – величайшее зло, от которого нужно избавляться путем отказа от желаний.

Индуизм – синтез двух вышеприведенных религий. Этические и нравственные основы индуизма – буддистские, кастовое разделение общества, множество богов и священные тексты – брахманистские. В настоящее время 95% населения Индии – приверженцы индуизма.

2. Говоря о системе ценностей индийского общества, обратите внимание на коренные различия в понимании индийской и европейской культурами таких этических категорий, как страдание, грех, жизнь, смерть.

3. Также отметьте особенности социального устройства индийского общества - деревенские общины и касты, их значение для культуры.

4. Важнейшим отличием индийской культуры является «лоскутный» принцип ее построения, в соответствии с которым новое в культуре не растворяется, не уничтожается, а «прикрепляется» в виде еще одной составляющей ранее существовавшей системы.

Культура Китая.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующее:

1. Основными учениями, оказавшими основополагающее влияние на мировоззрение Китая, является даосизм и конфуцианство.

Даосизм возник в Китае в VI веке до н.э. Центральными понятиями этой религиозно-философской системы являются «Инь» и «Янь». «Янь» - мужское начало, светлое, твердое, организованное, активное. «Инь» - женское начало, темное, хаотичное, пассивное. Они не борются между собой, а сливаются и «перетекают» друг в друга, составляя единство и целостность мира. Еще одним важнейшим понятием даосизма является «Дао» - «Великий путь», или единый закон развития мира, Вселенной. Жить в соответствии с «Дао», значит жить по законам природы, по законам мироустройства, изменяя себя в соответствии с ними, а не изменяя мир «под себя».

Мировоззренческие установки даосизма явились основой для конфуцианства. Конфуцианство – религиозно-этическое учение, направленное на сферу общественной жизни, это учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и людьми. Согласно конфуцианству, общество должно быть организовано по принципу семьи, соподчинения, уважения старших по возрасту и по должности. Каждый человек в обществе должен знать свое место и вести себя в соответствии с ним. Человек также должен стремиться к нравственному и культурному совершенству, и при достижении этого он может занять в обществе более высокое положение. У власти должны находиться только достойные люди. Только при соблюдении этих принципов в обществе может поддерживаться порядок, являющийся важнейшей ценностью китайской культуры (обратите внимание: порядок – это гармония, а не застой и деспотия).

2. При изучении культуры Китая необходимо обратить внимание на следующую ее важную характеристику – традиционализм, т.е. воспроизведение образцов прошлого и весьма осторожное отношение ко всему новому. Именно традиционализм стал основой «долгожительства» китайской культуры, которая насчитывает более шести тысяч лет.

3. Основой ее устойчивости в условиях сильного давления со стороны других культур (кочевников – в древности, Англии и Запада вообще – в Новое время) являлось и является представление о собственном культурном превосходстве.

Культура Японии.

Необходимо уяснить, что:

1. Важнейшим фактором формирования японского менталитета является природно-географический фактор – развитие Японии на островах вулканического происхождения. Японии присуще трагическое понимание человеческого существования, основанное на нестабильности мира, его неустойчивости. Японское мировоззрение ориентировано на настоящее, на жизнь «здесь и сейчас», а не на будущее.

2. Самой первой по времени происхождения, национальной религией японцев является синтоизм. Значение Синто в формировании самосознания японцев как этноса трудно переоценить: японцы – дети богов, в отличие от остального мира, и на этом основании они противопоставляют себя окружающим народам.

3. Дзэн-буддизм – японский вариант буддизма, заимствованный японцами в Китае. Основные его принципы такие же, как и в буддизме Индии (см. тему: Традиционная культура Индии), но дзэн-буддизм имеет специфику, связанную с влиянием синто.

Важно отметить, что в современной Японии синто и дзэн-буддизм сосуществуют и взаимодополняют друг друга.

4. Эстетические ценности – главные в иерархии ценностей японской культуры. Японец стремится сделать красивым все в своей жизни, для него красота – главная и необходимая ценность вещи или явления. В Японии красота понимается как единство материального и духовного; важнейший критерий – естественность, красота природы, а не искусственного мира.

5. Устойчивость Японии к культурным влияниям извне объясняется защитными механизмами культуры: гибкостью, способностью избирательно и в нужной мере воспринимать чужое, переделывать чуждые элементы на свой лад.

Вопросы к семинарским занятиям.

Киевской Руси

При изучении истоков российской культуры, следует иметь ввиду, что любая культура явление многозначное и синтетическое. Особенно это относится к русской культуре, формирование которой происходило во взаимодействии Запада с Востоком.

Кроме того, древнерусская народность зарождалась как общность нескольких этнических массивов (славянского, балтийского, финно-угорского, тюркского), и в пересечении влияния нескольких религиозных потоков.

Выясните роль в формировании культуры Древней Руси геополитических и природных факторов. Русская равнина, речная сеть и междуречье, лес и степь – все это формировало и мировоззрение русского народа, и тип деятельности, и народную философию.

Следует обратить внимание на те формирующиеся черты национального характера, которые описываются византийскими хроникерами.

Далее следует уяснить, что период, предшествующий образованию Древнерусского государства, носил характер военной демократии. В этот период прекращали свое существование крупные производственные родовые коллективы, и заменялись территориальными общинами, в основе которых стояла семья. Защиту интересов общины осуществляли воины – профессионалы, объединенные в особую корпорацию - дружины. Этим же целям служили, создаваемые сообществом и города-убежища.

Важно заметить, что центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия, развитие которой прошло в три этапа:

1. Обожествление сил природы.

2. Культ предков (самый продолжительный).

3. Появление «Бога богов» (главы пантеона).

Следует подробней ознакомиться с данными этапами.

В целом, обратите внимание, что язычество – это религиознаная форма освоения человеком мира. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив.

Но, ко второй половине Х в язычество изживает себя. Следует разобраться с вопросами – зачем нужна была религиозная реформа? – почему реформы Владимира в рамках язычества не имела успеха? Каковы внешние и внутренние причины выбора православия?

Следует заметить, что в конечном счете христианство, заимствованное от греков, оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Укажите на два направления, которые приводят к обрусению христианства.

Христианство оказало огромное внимание воздействие на культуру Киевской Руси. Необходимо дать анализ той огромной роли, которое сыграло христианство в становлении культуры Киевской Русь.

Особенно важно подчеркнуть мироощущение человека Киевской Руси, отношение к идеалу святости. При этом на Руси сохраняются светские, языческие увеселения.

Обратите внимание на значительные успехи устного народного творчества, на развитие в Киевской Руси совершенно оригинального жанра литературы – летописи.

Разберитесь, в чем значение и своеобразие древнерусской литературы.

Обратите внимание, что до принятия христианства на Руси не знали храмового строительства. В строительстве храмов сразу наметился отход от византийских канонов. Подобно тому, как в иконописи русские художники перенимая, технику и стиль византийцев, вскоре создают собственные оригинальные композиции.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Предыстория славянства, особенности мировидения.

2. Истоки культуры Киевской Руси, культурные влияния и самобытность.

3. Культурные достижения и роль киевского этапа в истории российской культуры.

Литература:

1. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

2. Жидков В.С. Десять веков Российской ментальности. СПб. 2001.

3. Ионов И.Н. Российская цивилизация XIX-н. ХХ века. М. 1995.

4. История культуры России. М., 1993.

5. Как была крещена Русь М., 1988.

6. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992.

7. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. М-Л., 1961.

8. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

9. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства М., 1988.

10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

11. Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии 1988. №6.

12. Яковенко И.Г. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. №2.

 

Культура Московии

Рассматривая вопрос о формировании культуры Московской Руси, обратите внимание на отличия от формирования культуры Киевской Руси. К ним можно отнести:

1. Иная географическая среда (более сложная, требующая больших физических усилии).

2. Значительная миграция и смешение русских славян с другими народами.

3. Становление культуры происходит в условиях монгольского завоевания.

К особенностям образования централизованного Московского государства в отличие от западных государств следует отнести:

· Россия изначально формируется как многонациональное государство.

· Объединение происходило не только на основе экономических и культурных связей, но и под влиянием военных факторов.

Говоря о том, что становление Московской культуры происходило в условиях значительной зависимости от Золотой Орды, не следует преувеличивать значимость восточного компонента, особенно в сфере мировоззрения. Страна остается преимущественно христианской, а после падения Византии в 1454 г. православная церковь постепенно обретает самостоятельность, а Русь все в большей степени осознай себя единственной защитницей христианства.

Рассматривая вопрос о развитии общественных идей и политических теорий, следует видеть, что они укладываются в рамках религиозного мировоззрения. Важно отметить, что в XIV-XV в. господствовало несколько течений богословской мысли: традиционное православие, исихазм и ересь. Острая полемика по проблеме взаимоотношений светской и духовной власти приведет в XVII к расколу. К началу XVI в русском православии обозначались направленные друг против друга две культурные тенденции, «нестяжатели» и «осифляне». Чрезвычайно важно дать характеристику этим противоборствующим тенденциям.

При изучении вопроса о становлении русского национального характера обратите внимания на ту роль, которую играет религиозный традиционализм и общинный. Большое значение для утверждения русского национального характера имело юродство. Юродство – это феномен эпохи Московского царства.

Важнейшим событием в культуре рассматриваемого периода станет появления русского книгопечатания (1564 г.) Усложнение городской жизни, развитие международных связей предъявляют новые требования к образованию.

Заметьте, что именно в эту эпоху создаются государственные и частные школы, а в XVII веке в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение. В свою очередь рост грамотности вовлекает в круг читателе все большее количество людей, предъявлявших новые требования к литературе. Ответом на эти потребности было появление бытовой повести, а затем и демократической сатиры.

Осознавая эпоху Московского царства как время складывания великорусского этноса и его основных стереотипов в сознании, время успехов в распространении грамотности и достижений в искусстве, необходимо проанализировать проблему реформации русской церкви. Ответить на вопросы: чем вызвана необходимость в проведении реформации церкви? В чем причина раскола и каковы результаты реформации в целом?

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Становление Московского царства и его культуры;

2. Принципиальные отличия культуры Московии от Киевского периода;

3. Дух, характер, идеология культуры Московии.

4. Реформа патриарха Никона (раскол): причины, сущность, последствия.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Введение. М. 1999.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. М. 2002.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. СПб., 1992.

4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

5. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – н. XX в. М. 1995.

6. История религий в России. / Под ред. Трофимчука Н.А. И., 2000.

7. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси М., 1984

8. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра М., 1991.

9. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ Л., 1984.

10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

11. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство М., 1994.

12. Сахаров А.Н. Троицкий С.М. Живые голоса истории (Быт Руси по «Домострою»). М., 1971.

13. Смирнов П. История христианской православной церкви. М. 1994.

14. Соловьев С.М. История России. Кн. VI, гл. 4. Т 11.

15. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. I. М. 1992.

Т. II. М. 1995.

Российской культуры

При подготовке к данной теме, обратите внимание, что попытки определения роли России в мировой истории предпринимались уже в XVI-XVII веках и были связаны с поисками выражения национального самосознания. Но, наибольшей остроты проблема осознания национальной самобытности достигла в XIX – XX вв.

Одним из первых вопросов о принципиальном своеобразии России, ее соотношении с другими культурами поставил П.Я. Чаадаев.

Знакомясь с концепцией П.Я. Чаадаева, заметьте, что он полагал – истинная культура носит чисто духовный характер, и максимальное выражение этой духовности имело место пока лишь в католической Западной Европе эпох средневековья. Им ставится вопрос, как соединить отступающую под натиском материальной цивилизации нового времени христианско-католическую культуру с западным строем социальной жизни?

Обращаясь к России, он высказал мысль о том, что Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, и существует для того, чтобы «преподать миру какой-нибудь важный урок». Но исполнению ее исторической миссии мешают духовный застой, незрелость, гигантская государственность и национальное самодовольство.

Имейте в виду, что концепция Чаадаева стала импульсом для развития и славянофильства, и западничества – двух направлений в русской общественной мысли XIX в.

Славянофилы – А. Хомяков, И. и К. Аксаковы, И. и П. Киреевские. Их позиция характеризуется идеализацией допетровской Руси, обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического развития, утверждением самобытности крестьянской общины. В православии и соборности они видят единственно верный путь христианства. Историческая миссия России - множить духовные основы человечества.

Западники, среди которых были Т. Грановский, И. Тургенев, В. Белинский, Н. Огарев, критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, полагая, что Россия должна развиваться, в русле европейской культуры, учиться у нее. Историю и культуру России они рассматривали как историю преодоления отсталости от Запада, начатую Петром и незавершенную. По их мнению, будущее России связано только с присоединением к Западу.

Но, необходимо, и видеть то, что объединяет славянофилов и западников:

· осмысление своеобразия русской культуры.

· попытка объяснить ее исключительность историческими

причинами.

· стремление преодолеть разрыв между Востоком и Западом.

· желание видеть Россию могучей среди мировых держав.

Следует обратить внимание, на сложившиеся в контексте споров западников и славянофилов концепции Н.Я. Данилевского, В.С. Соловьева.

В конце XIX в. и в начале ХХ в. в русской мысли было широко представлено и марксистское направление. С точки зрения культурологии определенное значение принадлежит в этих рамках наследию Г.В. Плеханова, и его произведению «История русской общественной мысли».

Итак, существует несколько точек зрения, определяющих особенности русской культуры.

1) Россия находится между Востоком и Западом и не имеет цивилизационной определенности.

2) Россия страна европейская, недостаточно развитая («вторая Европа»).

3) Россия - евразийская страна, в ней осуществляется синтез европейского и азиатского начала, сформировавший русский суперэтнос.

4) Россия – часть восточной цивилизации, со свойственной только ей уникальностью.

При знакомстве с данной темой становится очевидным, что при всех различиях понимания путей культур, большинство мыслителей сходятся во мнении об особом вкладе российской культуры в мировую сокровищницу достижений человечества.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Идейные споры России XIX в.

а. Основные идеи западников;

б. Характеристика идей славянофилов;

2. Религиозные мыслители начала ХХ в. о судьбе России.

3. Евразийство: оценка истории, культуры России.

Литература:

1. Бессонов Б.Н. Судьба России. М., 1991.

2. Евразийство. Опыт систематического изложения // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Ч. 2. М., 1994. с. 159-167.

3. Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов М., 1992.

4. Медведева З.А. Курс лекций по истории русской философии. Кемерово, 1999.

5. Мир России – Евразия: Антология. М., 1995.

6. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн: Антология. М., 1993.

7. Русская идея / сост. М.А. Маслина М., 1992 (Материалы Чаадаева П.Я., Хомякова А.С., Киреевского И.В., Соловьева В.С., Бердяев Н.А., Ильина И.А.).

8. Философская энциклопедия. Любой год издания.

Российской культуры в ХХ в.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.115 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь