Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творчество Эль Греко и его принадлежность к искусству маньеризма.



Эль Греко (собственно Доменико Теотокопули) родился в 1541 г. в Канди, столице острова Крит, входившего в те времена в венецианские владения. Художественное образование получил у местных иконописцев старой византийской школы. После 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 г. работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана и др.).

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 г. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо. Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность. В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары. Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов. Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»). Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками. Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо».

Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

(Дает свое видение мира, противопоставленное объективным нормам. Стилизация, удлиненные формы, отказ от натуралистичного изображения пространства. Живопись очень мистична, прием создании иллюзий. Формы вертикальны. Ощущение не прерывного движения, переплетение форм. Маньеризм достиг апогея в его творчестве, проявился больше всего в живописи) – лекция

 

10. Маньеризм в жанре портрета. Арчимбольдо и Бронзино

Арчимбольдо, Джузеппе (Arcimboldo), (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан) — Живописец, декоратор, один из предтеч сюрреализма. Работал на службе Габсбургов в Австрии и Богемии (1562-87 г.г.), в Праге.Портрет императора Рудольфа II

Мало известно, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно, что он исполнял картоны для шпалер в г. Ферраре. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений.

Сохранилось мало его работ: обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Лица стилизованы; весьма искусная (теперь сказали бы — компьютерная) компоновка этих элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий — «Огонь», 1566 г. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Рисунок в Луврском музее — «Повар»- составлен из кухонных элементов.

Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль.

В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма.

БРОНЗИНО, АНЬОЛО (Bronzino, Agnolo) (1503–1572), итальянский художник, представитель флорентийской школы, известный также под именем Аньоло (или Анджело) ди Козимо ди Мариано (Agnolo di Cosimo di Mariano); иногда его называют Анджело Аллори (на самом деле это имя принадлежит наиболее известному из его учеников). Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции, был любимым учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело. В 1530 получил заказ в Пезаро, но через два года вернулся во Флоренцию. В искусстве Бронзино маньеризм достигает наивысшего расцвета. Картины заполнены фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, их моделировка жесткая, скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах Пьета (1565) и Сошествие во Ад (обе в галерее Уффици). Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные для эпохи маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино, написанных на сложные аллегорические сюжеты, например Венера, Амур, Глупость и Время (1544–1545, Лондон, Национальная галерея). В портретах, особенно таких, как Элеонора Толедская с сыном (ок. 1545), Молодой человек с лютней (ок. 1530) и Бартоломео Панчатики (ок. 1540) (все – в Уффици), художник последовательно применяет маньеристические живописные приемы для достижения декоративности и изящества форм. Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с 1539. Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572.

 

Лувр

Открытие состоялось в 1989 году.

Лувр - древний замок французских королей - сегодня выглядит так, как он выглядел еще в эпоху Генриха IV и Людовика XIII, когда была предпринята кардинальная перестройка средневекового здания. Ныне это один из крупнейших в мире музеев. И хотя в его гигантской экспозиции наряду с шедеврами встречается и множество второстепенных произведений, Лувр по праву занимает ведущее место среди мировых художественных собраний.

В Лувр можно попасть двумя способами, и оба они поражают воображение. Первый, самый распространенный - с улицы Риволи или из сада Карусель - через знаменитую стеклянную пирамиду, которая вызвала столько споров среди любителей искусства. Второй - непосредственно из станции метро " Пале-Рояль-Лувр": посетитель попадает в гигантский подземный торговый центр и, путешествуя по его переходам, незаметно для самого себя оказывается в " зале Наполеона" - на территории одного из самых грандиозных в мире музеев.

Несмотря на обилие разноязычных и раздаваемых бесплатно путеводителей, разобраться в луврской топографии с первого взгляда трудно. Лувр имеет семь " департаментов" и три " крыла", а также четыре уровня (не считая подземного, где расположены гардероб, кассы и информация). Первый и второй уровни называются соответственно " ре-де-шоссе" и " антресоль", а третий и четвертый - первым и вторым этажами.

На деле же все оказывается просто. " Департаменты" здесь означают разделы экспозиции. Таких департаментов Лувр насчитывает семь: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, а также древности - восточные, греко-римские и древнеегипетские. Эти департаменты располагаются по трем крыльям здания (имеющим собственные имена - Ришелье, Денон и Сюлли). Каждый департамент имеет свои подразделения. Изобразительные искусства делятся в соответствии с той или иной художественной школой, древности - по эпохам.

Трудно охватить единым взглядом грандиозную экспозицию Лувра. Среди наиболее ценных коллекций - собрание " египетского департамента", одно из самых богатых в мире, начало которому положил в 1826 году сам Франсуа Шампольон, знаменитый египтолог, расшифровавший древнеегипетские иероглифы. Недавно вновь открывшийся после длительной реконструкции древнеегипетский отдел - один из самых посещаемых департаментов Лувра.

Можно ли побывать в Лувре и не увидеть знаменитую на весь мир Венеру Милосскую, древнегреческую статую богини Ники, несравненную Джоконду Леонардо да Винчи? Нет, конечно. Администрация музея тоже так считает. Поэтому среди многочисленных указателей резко выделяются те, которые настойчиво влекут посетителя к этим " хитам" луврской экспозиции, минуя сокровища не столь прославленные, но нередко не менее драгоценные. Например, " Джоконда", известная также под именем Моны Лизы, вовсе не единственная картина Леонардо в Лувре, не говоря уже о двух прекрасных портретах Рафаэля, произведениях Боттичелли, Джотто, Пьеро делла Франческа и других жемчужинах итальянской школы, заслуживающих никак не меньшего внимания, но теряющихся среди множества картин второстепенных художников.

Основная масса туристов, устремляясь в роскошные и широко рекламируемые залы итальянской и французской живописи, нередко пропускает небольшую, но прекрасную коллекцию живописцев северноевропейских школ, включающую полотна Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля, Массейса, Вермеера и Рембрандта, а также знаменитых немцев Гольбейна и Дюрера.

Французская коллекция Лувра заслуживает тщательного осмотра, так как это самое значительное собрание картин французской школы, начиная с эпохи Средневековья и кончая серединой XIX века. Произведения средней руки, вроде огромных помпезных полотен XIX века, здесь соседствуют с подлинными шедеврами, как, например, знаменитый " Жюль" (он же " Пьеро" ) Антуана Ватто или " Завтрак" Франсуа Буше. Прекрасный хуложник Камиль Коро (1796-1875) служит водоразделом между эпохами романтического искусства и импрессионизма, и соответственно - собраниями Лувра и музея д'Орсе, где выставлена французская живопись начиная со второй половины XIX века.

Музей открыт ежедневно, кроме вторника, с 9 до 18 часов. В понедельник некоторые залы работают до 21.45, в среду весь музей открыт с утра и до 21.45 целиком. Стоимость билетов 45 франков. После 15 часов и по воскресеньям - 26 франков. Вход свободный для посетителей до 18 лет, а также для всех в первое воскресенье каждого месяца.

Смотрите также изображения картин из коллекции Лувра:

 

Версаль

ВЕРСАЛЬ – дворцово-парковый ансамбль, в 1682–1789 – главная резиденция французских королей. В 1830 объявлен Национальным музеем Версаля и Трианонов.

Исторический очерк. С 1661 по приказу Людовика XIV (1638–1715) приступили к реконструкции и строительству дворца, с 1666 Версаль стал официальной резиденцией короля-Солнца. В реконструкции принимали участие Луи Лево (1612–1670) – «первый архитектор короля», Шарль Лебрен (1619–1690) – «первый живописец короля», Андре Ленотр (1613–1700) – «первый королевский садовник».

Основная композиционная ось Версаля ориентирована с востока на запад и проходит через центр дворца, где находится Спальня короля, окнами обращенная на восток. От входа во дворец идут три дороги, расходящиеся веером по трем направлениям: к Парижу, к королевским дворцам Сен-Клу и Со. Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает главная Королевская аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом. К югу от Большого канал помещался Зверинец (не сохранился), к северу – дворцы, построенные на месте деревни Трианон (Большой Трианон Людовика XIV, Малый Трианон Людовика XV и Деревня Марии-Антуанетты).

Сохранив старый замок, Л.Лево обстроил фасады с трех сторон – южной, западной, северной, «заворачивая» в т.н. Конверт старый замок Людовика XIII, от которого остались на виду только фасады, выходившие во двор. Перед входом расположены два двора: Мраморный и Королевский. В 1835 на границе Королевского и Переднего (Министерского) двора установили конный памятник Людовику XIV (скульптор Л.-М.-Л. Птито (1794–1862)). Территорию дворца отделяет от города чугунная решетка (1678).

Интерьеры. Ансамбль строений, который «одел» старый замок в три здания с фасадами, смотрящими в стороны садов, принято называть Конверт. Он расширил Королевские апартаменты: король и королева имели апартаменты в старом здании (для частной жизни) и в Конверте (для приемов). Жилые королевские помещения Конверта называют Большими апартаментами, помещения старого дворца – Внутренними апартаментами. Большие королевские апартаменты – парадные комнаты на втором этаже главного корпуса, окнами выходят на северный партер парка.

Салон Геркулеса (Геракла). Построен (1710–1730) по проекту Р. де Котта. Декор: разноцветный мрамор, бронзовые украшения, картины Паоло Веронезе (1528–1588): Трапеза Христа у Симона, Елиазур и Ревекка.

Салон Изобилия или кабинет Редкостей: хранилась нумизматическая коллекция короля. Плафон: Р.-А.Уасс (ок.1644–1710) Королевская щедрость. Декор: бронзовые бюсты, порфировые вазы, портреты И.Риго (1659–1743) Филипп V, Великий дофин и герцог Бургундский, Ж.-Б.Ванлоо (1684–1745) Портрет Людовика XV.

Салон Венеры. Плафон: Р.-А. Уасс Венера, владычествующая над божествами и державми. Декор: мрамор, античные бюсты, Ж.Варэна (1607–1672) Людовик XIV (1672).

Салон Дианы. Плафон: Г.Бланшар (1630–1704) Диана, покровительствующая охоте и мореплаванию. Декор: своды, стены украшены росписью из античной истории, мифологии, античные бюсты и скульптуры, Д.Л.Бернини (1598–1680) бюст Людовика XIV (1665).

Салон Марса или зал Гвардии. Плафон: К.Одран (1639–1684) Колесница Марса. Декор: изображения военных трофеев, И.Риго Портрет Людовика XIV в коронационном костюме, гобелены по картонам Ш.Лебрена Истории Людовика XIV.

Салон Меркурия (Гермеса) – спальня короля. Плафон: Ж.-Б.Шампень (1631–1681) Гермес в колеснице, запряженный двумя петухами, сцены из античной истории, мифологии.

Салон Аполлона – Тронный зал. Первоначально под балдахином стоял трон из литого серебра высотой 2, 6 м (не сохранился), сейчас – деревянный позолоченный трон Людовика XV. Плафон: Ш.Лафосс (1636–1716) Аполлон в колеснице, запряженной конями, сцены из античной истории, жизни французского двора, аллегорические сцены. Декор: копия с картины И.Риго Портрет Людовика XIV (1701) (подлинник в Лувре), комоды Ш.Буля (1642–1732), деревянные позолоченные светильники.

Салон Войны – большой кабинет короля. Плафон: Ш.Лебрен Триумф Франции. Декор: мрамор, рельефы А.Куазевокс (Куазво) Переход через Рейн и Клио, пишущая историю короля, бюсты римских императоров.

Зеркальная галерея – зал для балов, торжественных мероприятий. Высотой 12, 5 м, длиной 73 м, шириной 10, 5 м, крытый коробовым сводом, зал построен Ж.Ардуэн-Мансаром и Ш.Лебреном (1678–1686). Стену со стороны парка прорезают 17 окон. На противоположной стене находятся огромные зеркала. Плафон: Ш.Лебрен панно с изображениями Голландской войны (1672–1678), сценами из жизни короля. Декор: мраморные пилястры с золочеными капителями, по сторонам от зеркал, перед пилястрами – мраморные торшеры 1770 (восстановлены по оригиналам в 1980), античные статуи, вазы, церемониальные люстры.

Салон Мира – большой кабинет королевы. Плафон: Ш.Лебрен Франция, коронованная Славой. Декор: мрамор, античные бюсты.

Далее идут Большие апартаменты королевы, состоящие из пяти салонов.

Дворянский салон – зал для приемов иностранных послов. Плафон: М.Корнель Гермес, распространяющий свое влияние на искусства, в окружении Пенелопы, Сафо, Аспасии и Церизины. Декор: картины на мифологические сюжеты, камин с бронзовыми украшениями.

Зал гвардейцев. Плафон: росписи на сюжеты античной истории и мифологии. Декор: мрамор с бронзовыми золочеными накладками.

Коронационный зал – один из залов, открытого в 1837 по приказу Луи-Филиппа Музея истории Франции. Плафон: А.-Ф.Калле (1741–1823) 18 брюмера (1806), аллегорические изображения военных побед периода Директории и Консульства. Декор: Жак-Луи Давид (1748–1825) Коронация Наполеона (1808–1822) (первый вариант картины находится в Лувре). Среди сохранившихся залов Музея: зал 1792 года, зал Империи, галерея Сражений.

Внутренние кабинеты королевы – несколько комнат, выходящих во двор.

Малый салон или полуденный кабинет – предназначался для полуденного отдыха. Декор: лепнина, зеркала.

Библиотека – бывшая молельня Марии-Антуанетты, затем художественная мастерская Марии Лещинской.

Внутренний кабинет. Декор: лепнина, панно Ж.-Б.Удри (1686–1755) Ананас.

Малые апартаменты короля занимали старый замок Людовика XIII.

Лестница Королевы – соединяла апартаменты короля и королевы. Построена (1679–1681) по проекту Ж.Ардуэн-Мансара. Декор: разноцветный мрамор, барельефы из позолоченного металла, настенные росписи.

Зал королевской гвардии. Декор: картины с батальными сценами.

Первый вестибюль или салон «Большой прибор» – зал, в котором король ужинал, здесь проходили встречи с подданными.

Второй вестибюль или салон «Бычий глаз» – назван по окну овальной формы, выходящему во двор. Декор: скульптурный фриз над окном с изображением играющих путти, лепнина, портреты членов королевской семьи.

Спальня Короля – расположена в центре старого замка, окна выходят в Мраморный двор. Обстановка: кровать, два кресла, двенадцать складных стульев, обитых парчой с золотой и серебряной вышивкой. Главный предмет: постель короля под шелковым балдахином установлена так, что ее центр был точкой схода осей трех городских проспектов. Отделялась низкой серебряной балюстрадой от допущенных в спальню короля при его пробуждении и отходе ко сну. Декор: А.Куазевокс бюст Людовика XIV, хрустальная люстра, персидский ковер, лепнина, живописные панно.

Кабинет Королевского совета – с 1755 здесь проходила политическая и официальная жизнь двора. Декор: лепнина, наддверные панно, скульптура, зеркала.

Далее идут Комната отдыха короля, Часовой кабинет, Собачий кабинет, Столовая, Внутренний кабинет короля, Задний кабинет короля, Комната Золотой посуды, Библиотека короля, Фарфоровый зал, Бильярдная, Игральный салон.

Королевская Капелла Сен-Луи (архитекторы Ж.Ардуэн-Мансар, Р. де Котт) соединялась с парадными залами дворца Салоном Капеллы. Состоит из двух помещений: верхней и нижней капелл. Верхняя капелла предназначалась для короля и членов его семьи. Декор: коринфская колоннада из белого мрамора с позолоченными капителями, росписи, орган. Нижняя капелла, более сдержанная в декоре, предназначалась для придворных.

Королевская опера построена архитектором Ж.-А.Габриэлем в Северном крыле дворца (1765–1770). Декор: основной отделочный материал – дерево, что обеспечивало отличную акустику, имитационные материалы (рисованный мрамор, лазурит, имитация золоченой бронзы).

Первый этаж дворца – апартаменты герцога и герцогини Орлеанских, ванная комната Людовика XIV, дофина и его супруги, Марии-Антуанетты, дочерей Людовика XV. В результате реставрации интерьеры восстановлены.

Парки. По приказу Людовика XIV придворный садовый архитектор А.Ленотр спроектировал грандиозный парк, в который входят: Большой канал, Швейцарское озеро, фонтаны, бассейны, ансамбль Трианон. Сады состояли из партеров (открытых участков земли, покрытых газонами, цветами, прорезанных дорожками) и боскетов (небольших рощиц в виде каре из деревьев и кустарников). В партерах и среди боскетов располагались бассейны, фонтаны, статуи, архитектурные постройки.

Перед главным корпусом дворца симметрично расположены два прямоугольных бассейна – Водный партер (1672). Далее следует Большая лестница, два зеленых партера и круглый фонтан Латоны (1668–1670), Зеленый ковер или Королевская аллея (1680), протяженностью 335 м, фонтан Колесница Аполлона (1671), Большой канал длиной 1520 м.

Возле здания дворца располагаются Южный и Северный партеры. Южный партер, протянувшийся под апартаментами королевы, разбит диагональными дорожками, украшен скульптурой, декоративными вазами. Далее идет Оранжерея (1684) (архитектор Ж.Ардуэн-Мансар), Швейцарское озеро (1678–1682).

Симметрично Южному расположен Северный партер, украшенный аллеей Воды, скульптурой, бассейнами Корона и Сирены, фонтаном Пирамида (1679), бассейном Дракона, Бассейном Нептуна (1678–1738).

Впарке были построены Колоннада (1684), из разноцветного мрамора (архитектор Ж.Ардуэн-Мансар), Бальный зал в форме амфитеатра (1681–1683) (архитектор А.Ленотр).

Сады и парки Версаля украшены скульптурой, декоративными вазами, гермами.

Большой Трианон. В глубине парка расположился дворец – Большой Трианон.

Деревня Трианон была приобретена в 1668, где по приказу Людовика XIV Ж.Ардуэн-Мансаром был построен Фарфоровый Трианон (1670) – небольшой домик в китайском стиле. Здание снаружи было покрыто фаянсовыми плитками белого и голубого цвета из Делфта. Предназначался для отдыха, для тайных свиданий.

Позже на этом месте архитекторами Ж.Ардуэн-Мансаром и Р.де Коттом был сооружен Мраморныйили Большой Трианон (1687–1688), состоящий из двух одноэтажных корпусов, соединенных перистилем – прямоугольным двориком с садом. Здание отделано цветным мрамором, фасад дополняется вазами, скульптурой, изображающей военные трофеи. Среди внутренних помещений, расположенных анфиладой, интересны: Зеркальный салон или Большой кабинет Зеркал, Спальня короля, Малахитовый салон, Круглый салон.

Двухэтажное здание Малый Трианон (1763–1768) был построен по приказу Людовика XV архитектором Ж.-А.Габриелем из светлого камня. Главный фасад украшен четырьмя мощными коринфскими колоннами. Рядом с дворцом был разбит сад в английском стиле, в котором были возведены Французский павильон (1750) – архитектор Ж.-А.Габриель (1698–1782), Бельведер (1778–1779) и храм Любви (1777–1778) – архитектор Р.Мик (1728–1794).

По приказу Марии-Антуанетты вслед за призывом Ж.-Ж.Руссо «возвратиться к природе», в парке Трианона соорудили деревню (1783–1788), воспроизводящую настоящую деревню. В ней архитектор Р.Мик расположил мельницу, голубятню, ферму, рыбацкий домик, крытое гумно, в котором устраивались балы, домики с соломенной крышей, башню Мальбрука, имитирующую средневековую башню. Главной постройкой деревушки был домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь