Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Составитель: Шабалина Е.Ю., канд. фил. наук, доцент
Культурология
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения всех специальностей
Брянск 2005
Составитель: Шабалина Е.Ю., канд. фил. наук, доцент
Рецензент: Петрова Н.Г., кандидат философских наук, профессор Брянского филиала Московского университета МВД РФ
Рассмотрены на заседании кафедры философии, истории и социологии, Протокол № 18 от 18.05.05.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тема 1. Предмет и задачи культурологии 2 Место культурологии в системе научного знания 2 Определение предмета культурологии 3 Направления культурологических исследований 3
Тема 2. Основные категории культурологии 4 Этимология слова «культура» 4 Современные значения слова «культура» 5 Определение понятия «культура» в гуманитарных науках 6 Категория «цивилизация» 7 Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация» в культуркритических концепциях 8 Понятия «менталитет» и «культурная картина мира» 9
Тема 3. Структура и функции культуры 11 Традиционные модели культуры 11 Альтернативные варианты структуры культуры 12 Функции культуры 14
Тема 4. Человек как субъект культуры 17 Культура как определяющий фактор мировоззрения человека 17 Мифологическая модель мира 18 Теистическая модель мира 23 Формирование и специфика научной картины мира 24 Значение искусства в формировании культурной картины мира 25
Тема 5. Типология культуры 28 Типологический метод исследования культуры 28 Этнографическая типология культуры 29 Понятие культурно-исторического типа 30 Типология культуры по принципу доминирующей ценности 31 Дихотомные типологии культуры 32
Тема 6. Динамика культуры. 34 Понятие социокультурной динамики 34 Циклические модели социокультурной динамики 36 Эволюционные (линейные) модели развития культуры 38
Введение Целью настоящего пособия является помощь студентам заочного обучения в подготовке к зачету по курсу «Культурология». В пособии рассматриваются основные вопросы теории культуры, входящие в учебный курс в соответствии с рабочей программой. Вопросы курса объединены в темы, соответствующие темам лекционных и практических занятий. Кроме того, изучение вопросов курса согласно тематическому плану поможет студенту в подготовке контрольных работ по теории культуры, укажет направление и принцип отбора материалов в учебной и специальной литературе. При разработке пособия были использованы материалы следующих учебников и учебных пособий: 1. Веремьев А.А. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов.- Брянск, 2000. 2. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие.- М., 1998. 3. Ионин Л.Г. Социология культуры.- М., 1996. 4. Культурология: учебник для ст-тов технических вузов /под ред. Н.Г.Багдасарьян. 5. Культурология: курс лекций /под ред. А.А.Радугина.- М., 1999. 6. Полищук В.И. Культурология: учебное пособие. – М., 1999.
Тема 1. Предмет и задачи культурологии Вопросы: 1. Место культурологии в системе научного знания. 2. Определение предмета культурологии. 3. Направления культурологических исследований.
Место культурологии в системе научного знания. В общей системе научного знания различают естественные и гуманитарные науки. Основным отличительным признаком здесь является характер объектов исследования. Объектами естественных наук – физики, химии, биологии, астрономии –выступает все то, что принадлежит миру природы, а объектами гуманитарных наук – то, что создано человеком, мир культуры. Такое деление условно: например, химия изучает свойства искусственно созданных материалов, а лингвистика – физические законы звукообразования. Однако сам подход базируется на очень важном принципе кардинального отличия мира природы от искусственно созданного мира символов, вещей и отношений. Изучение свойств вещей, не зависящих от человека – природных объектов, – отличается от исследования любого продукта человеческой деятельности. Позиция исследователя обусловлена в большой мере историческим контекстом, ситуацией, в которой осуществляется исследование, и в гуманитарных науках эта зависимость проявляется намного сильнее, чем в естественных. Проблема зависимости научной теории, концепции от позиции ученого есть проблема объективности. Наиболее сложной для решения эта проблема является именно в науках о культуре. Например, можно ли понять, а тем более дать оценку чужой культуре извне, с позиции наблюдателя? С другой стороны, можно ли, изучая собственную культуру, считать себя объективно независимым от нее? При всем желании нельзя абсолютно положительно ответить на эти вопросы, но развитие наук о культуре способствует постепенному движению к объективности. Одним из важных показателей такой тенденции в гуманитарных науках является постоянное расширение проблемного поля исследований. Это связано с возникновением новых научных дисциплин, предметы которых определяются на стыке традиционно сложившихся проблемных областей наук, на основе так называемых междисциплинарных исследований. К такому роду наук относится и культурология, как по характеру изучаемых ею вопросов, так и по методам, которые она использует. Определение предмета культурологии. Все гуманитарные науки, по определению, изучают различные аспекты культуры. Есть также науки, изучающие культуру в целом, в совокупности всех ее аспектов. Исторически определились предметы таких наук о культуре, как этнография, этнология, культурная и социальная антропология, социология культуры, история культуры, философия культуры. Культурология – сравнительно новая научная дисциплина, определение ее собственного предмета пока не закончено. Первоначально предмет культурологии определялся посредством выделения некоторых общих проблем культурной и социальной антропологии. Например, такой проблемой являлся поиск универсальных закономерностей, позволяющих рассматривать культуру как некую целостную систему, проявляющую себя в различных национальных исторических формах. Впоследствии проблемное поле исследований, объединяемых понятием «культурология», значительно расширилось. На сегодняшний день под культурологией понимают область научного знания, объединяющую достижения различных наук о культуре, главным образом, философии культуры. Благодаря своему интегрирующему и универсализирующему характеру, культурология берет на себя функцию создания единой методологической базы для всех частных наук, изучающих культуру. Универсальность культурологического подхода основана также на использовании различных методов, традиционно применяемых в исторических, социологических, социально-антропологических, лингвистических и философских исследованиях. Таким образом, культурология становится наукой о наиболее общих закономерностях развития культуры, сохраняя при этом органическую связь с конкретно-эмпирическими науками.
Тема 2. Основные категории культурологии Вопросы: 1. Этимология слова «культура» 2. Современные значения слова «культура» 3. Определение понятия «культура» в гуманитарных науках 4. Категория «цивилизация» 5. Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация» в культуркритических концепциях 6. Понятия «менталитет» и «культурная картина мира»
Этимология слова «культура» Культура – одно из наиболее сложных слов, используемых в нашем обиходе. Отчасти это происходит потому, что очень сложна сама история слова; отчасти потому, что им обозначаются различные сложные понятия в разных, подчас отдаленных друг от друга научных дисциплинах. Например, мы говорим «культура микроба» – и «культура личности»; «сельскохозяйственная культура» – и «античная культура». Очевидно, значение слова «культура» в этих словосочетаниях не только имеет далекий друг от друга смысл, но и указывает на предметы различных наук, можно даже сказать – на различные системы мысли. Появлению слова в различных европейских языках предшествовало латинское cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: возделывать, населять, покровительствовать, поклоняться, почитать. Некоторые из значений со временем образовали самостоятельные слова с более или менее похожими корнями. Например, значение «населять» дало слово «колония», а «почитать» превратилось в «культ» от латинского cultus. В таком виде слово «культура» во всех староевропейских языках имело значение «возделывать», «культивировать», хотя и с оттенком служения, почитания. Дальнейшее развитие слова связано, очевидно, с переносом значений из области сельскохозяйственной на область человеческого развития. Во времена античности проблема воспитания человека, гражданина была одной из наиболее значительных, и отношение к воспитанию как к «возделыванию», «культивированию» разума и добродетелей способствовало постепенному появлению нового значения слова «культура». Например, философ 17 века Фрэнсис Бэкон говорит о «культуре и удобрении умов». Такое переносное значение, метафора, становится все более привычным, укореняется в европейских языках. В конечном счете выражение «культура ума» стало восприниматься непосредственно, а не в переносном смысле, и тогда слово «культура» было перенесено с частных процессов на общие процессы развития и совершенствования, что означало универсализацию термина. Именно с этого времени, на рубеже 18 и 19 веков началась многообразная и запутанная история современного слова «культура». В эпоху Просвещения значения слова «культура» проявляются в оппозициях. С одной стороны, «культура» как признак европейца противопоставляется «дикости», «варварству» племенных народов – островитян, африканцев, индусов, образ жизни и ценности которых резко отличаются от европейских. С другой стороны, «культура» противопоставляется «природе», «натуре» – так в слове «культура» появляется значение искусственного, произведенного человеком, в отличие от природного натурального. Очевидно, обе оппозиции строятся по одному принципу: то искусственное воздействие, которое развитое (в данном случае – европейское) общество оказывает на человека, способствует превращению его из полудикого, природного существа в человека-христианина, созданного «по образу и подобию Бога». Однако здесь уже намечается новый смысл понятия. Так, просветитель Жан Жак Руссо говорит о «культурных народах» как об «испорченных», морально развращенных, противопоставляя им «чистоту и простоту нравов» так называемых варварских народов. Современные ученые называют Руссо «первым антропологом», имея в виду именно эту новую позицию подхода к образу жизни народов как чему-то самоценному, не нуждающемуся в сравнении с европейским образцом. Примерно те же процессы становления слова «культура» происходят в русском языке, правда, с опозданием. В середине 19 столетия оно еще не имело распространения, не встречалось даже в трудах «властителей дум» – Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Еще в 1853 году историк Покровский в «Памятном листе ошибок в русском языке» объявил это слово ненужным. Но к концу века, в 80-е годы, слово «культура» полноправно обосновывается в словарях русского языка, например, в словаре В.И.Даля и позже получает широкое распространение, причем в том же богатстве смыслов, как и в европейских языках. В целом, в трудах мыслителей 19 века культура понимается как историческая ступень совершенствования человечества, связанная с развитием наук и просвещения, что сходно с понятием «прогресс». В то же время некоторые философы на рубеже 19 и 20 веков склонны не только разделять, но и противопоставлять эти понятия, связывая прогресс скорее со значением слова «цивилизация», что будет рассмотрено ниже.
Культура есть система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условиями воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Категория «цивилизация» Слово «цивилизация» появилось в европейских языках в эпоху Просвещения, то есть значительно позже, чем слово «культура». В основе понятия «цивилизация» лежит латинское слово «civilis», означающее качества «гражданина», «городского жителя». В Европе 18 века под термином «цивилизация» понималось такое состояние общественной жизни, которое подразумевает законность, порядок, относительную мягкость нравов, соблюдение правил приличия, просвещенность. Очевидно, в таком понимании уже содержится много общего с понятием «культура»: культурный или цивилизованный человек, общество противопоставляются диким, варварским народам и нравам. Позже, в 19 веке, начинают говорить о «цивилизациях», понимая при этом некоторое определенное комплексное состояние общества в различные эпохи. Например, речь может идти об английской или французской цивилизации, цивилизации Китая и т.д. Дальнейшее становление понятия «цивилизация» – сложный процесс философского осмысления социальных проблем, динамики развития общества, человечества в целом. В современных языках слово «цивилизация», так же, как и «культура», имеет несколько смыслов. Однако, в отличие от понятия «культура», «цивилизация» не может быть определена как нечто единое, это не обобщенное, а многозначное понятие, подчас имеющее противоположные значения в разных контекстах, научных теориях. Например, в эволюционных концепциях культуры, предполагающих прогрессивное, восходящее развитие человечества, слово «цивилизация» означает высший этап этого развития, следующий за стадиями «дикости» и «варварства». Это значение слова близко к первоначальному, в бытовом языке оно подразумевается в словосочетании «цивилизованный человек» – воспитанный, просвещенный, соответствующий требованиям этикета, принятым в обществе. Распространенным значением является понимание слова «цивилизация» как синонима «культуры» в отношении указания на особый образ жизни и систему представлений, верований, традиций народа, определенной исторической эпохи. Так, мы говорим «древнекитайская культура» и «древнекитайская цивилизация», подразумевая под этим один и тот же феномен. В англоязычной научной этнографической традиции вообще слова «культура» и «цивилизация» выступают как синонимы, что мы видели в определении Тайлора. В социальных науках цивилизацию часто определяют посредством социальных, экономических, политических критериев. Так, цивилизации присущи специализация – разделение труда, - наличие социальной стратификации, централизация и перераспределение прибавочного продукта, власть правящего класса, государственная система и многое другое, что не присуще племенным народам, малым этносам. В бытовом языке такое понимание отражается в приближении смыслов выражений «современное общество» и «цивилизованное общество», причем признаками его, как правило, становятся развитие науки, техники, промышленного производства, новых технологий, демократических тенденций в государственном управлении, повышение благосостояния.
Функции культуры Культура была создана и создается людьми в силу особенностей человека как социального существа. В этом качестве культура предстает как особая среда, посредством которой человек обеспечивает не только свои потребности, но и само свое существование. Поэтому можно сказать, что главной функцией культуры является сохранение человека как вида. Все функции культуры определяются, таким образом, в зависимости от того, какой именно группе потребностей человека соответствует созданная им культура. Начиная с древнейших времен до сегодняшних дней эти потребности, в целом, не изменяются, меняются только способы их удовлетворения, культурные формы, в которых потребность обеспечивается. Такое изменение также заложено в природе человека, который, в отличие от других живых существ, наделен творческой способностью, желанием и возможностью искать новые пути организации отношений между человеком и миром, между людьми. Функциональный анализ культуры помогает понять, что движет людьми, какова их социальная природа. Поэтому функции определяются наличием в любом обществе аналогичных явлений – норм, ритуалов, обычаев, форм общения и производства. Какими бы разнообразными ни были эти формы, сам факт их наличия, независимо от создавшего их народа или времени создания, говорит о том, что они имеют огромное значение для людей, выполняют важную для человека функцию. Креативная функция культуры. По-другому эту функцию можно назвать созидательной или преобразующей. В ней выражена одна из основных потребностей человека – освоение и преобразование окружающего мира, приспособление его к человеку. В креативной функции наиболее отчетливо выражен творческий потенциал человека, его постоянная неудовлетворенность наличным бытием, стремление к его изменению, совершенствованию. Креативная функция реализуется в создании орудий труда, различных способов материального производства, инструментов преобразования природы. В то же время изменение внешнего мира связано с изменением самого человека. Человек как бы многократно усиливает те физические возможности, которыми он располагает от природы, расширяет пределы своего влияния, воздействия. И в создании каменного топора, и в создании сверхзвуковых лайнеров реализуется, находит свое выражение креативная функция культуры. Защитная функция культуры. Преобразование природы связано с риском нарушения баланса между человеком и окружающей средой, причем риск тем больше, чем больше масштаб преобразований. В глубокой древности люди уже осознавали опасность чрезмерного вмешательства человека в природное устройство, что отражалось в представлениях о взаимосвязанности природных и социальных процессов, законах мироустройства, предусматривающих ответственность человека перед природой – его домом. Такие законы суть защитные механизмы культуры. Древние запреты, ритуалы, верования, табу в той или иной форме внушали человеку чувство возможной опасности, которая грозит ему вследствие необдуманного действия. Сегодня эту функцию реализуют различные программы защиты окружающей среды в виду возможности экологической катастрофы, причиной которой может стать именно чрезмерная экспансия человека, его неограниченное техническое могущество. Не менее важная сторона защитной функции – охрана человеческой жизни и здоровья. Здесь ее реализация состоит в создании институтов здравоохранения, медицины, санитарии и гигиены, также известных людям с древнейших времен. Познавательная функция культуры. Как преобразование мира, так и защита от возможных негативных последствий этого преобразования требуют от человека знаний о природе и о самом себе. Кроме того, человек может сохранять психологическую устойчивость, уверенность в себе только при наличии представления о мире, в котором он живет. Каким бы образом не объясняли мир мифы, религии, наука, искусство – они создают картины мира, дают человеку возможность действовать сообразно своим знаниям, представлениям, убеждениям. Маленький ребенок, задающий бесконечные вопросы, пытается таким образом сориентироваться в окружающем, понять его смысл, значение. Чем дальше отодвигаются горизонты познанного, тем более человек пытается их раздвинуть. Нельзя сказать, что только необходимость заставляет людей познавать мир – ими движет потребность познания самого по себе, одно из выражений творческого потенциала человека. Познавательная функция культуры находит реализацию в совершенно, казалось бы, различных способах. И научный эксперимент, и гадание, и медитативная практика имеют в своей основе желание человека узнать что-то новое о мире, что даст ему возможность осознанно действовать в нем. Информационная функция культуры. По-другому эту функцию можно назвать функцией культурного воспроизводства. Во все века люди заботились не только о получении знания, но и том, как его зафиксировать, передать будущим поколениям. Одним из основных признаков культуры является ее социальное наследование, внебиологический характер. Культура фиксируется в языке, язык вообще – самый мощный носитель культурной традиции, знания о мире. Но институт образования включает в себя и способы передачи умений, форм поведения, методов познания и многое другое. В разных культурах опыт фиксируется по-разному. Идет развитие информационных технологий, увеличение количества информации в мире требует все новых способов ее хранения. Но дело не только в количественном изменении, информация может быть различной и по своему качеству. Например, научная и художественная информация и фиксируются в разных формах и передаются по-разному. То же можно сказать о религии, об этике. Кроме того, информация может быть предназначена для ограниченного круга людей, отсюда возникает необходимость различного кодирования, шифровки. Так, например, шифруется информация сакрального характера – так называемые тайные, священные тексты; так же охраняются военные секреты, государственные тайны. В культуре может возникнуть и противоположная потребность широкого распространения какой-либо информации в просветительских или политических целях. Именно секуляризация культуры явилась причиной появления книгопечатания, точнее, эти процессы оказались тесно связанными. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми посредством знаков разного рода и знаковых систем. Человек как социальное существо по определению должен иметь различные способы общения с другими людьми для координации совместных действий. В коммуникации происходит процесс познания мира человеком, обобщение совместного социального опыта и его передача. Язык – сложная система знаков, согласованных по определенным правилам, кодам. В качестве знаков естественного языка выступают слова. Знаками являются также жесты, выражения лица, световые и звуковые сигналы, изображения – все, чему люди придают определенные договорные значения, с помощью чего они общаются, передают информацию. Например, цвета светофора – это знаки, которые имеют определенное значение. Знаками являются цифры, различные математические символы. Люди создают знаки и знаковые системы – языки, чтобы как можно точнее зафиксировать свой опыт познания мира. Особое место в коммуникации занимает искусство. «Языки» искусства несут уникальную, художественную информацию, которую нельзя полностью «перевести» в слова естественного языка. Поэтому произведение искусства фиксирует специфический индивидуальный опыт познания мира, конструирует собственные методы коммуникации. Нормативная функция культуры. Общество – естественная среда обитания социального человека. Оно может существовать только при условии, что люди придерживаются единых норм, что для них есть общие правила совместного проживания. Эти правила предусматривают не только удовлетворение, но и ограничение потребностей человека. Социальные системы разных народов отличаются тем, каким образом поддерживается стабильность системы. Для некоторых систем характерна жесткая иерархия, удовлетворение потребностей одних людей за счет ограничения потребностей других; для иных систем поиск баланса заключается в учете интересов всех членов общества. Во всех случаях принципиально важным является наличие общественной организации, системы, существующей по определенным нормам, законам. Благодаря этому, поведение людей становится предсказуемым, понятным для других членов общества, что и есть основное условие совместной жизни. Нормативная функция тесно связана с оценочной. Правило или норма, принятые в культуре, отделяют одобряемое обществом поведение от порицаемого, дают представление о добре и зле, справедливости и так далее, то есть составляют важную часть культурной картины мира. Рекреативная функция культуры. Эту функцию можно назвать также восстановительной или релаксационной. Для человека имеют значение не только внешние обстоятельства его жизни, но и собственное его душевное состояние. Не секрет, что человек может быть несчастлив при полном внешнем благополучии и наоборот – испытывать высочайший подъем духа в тяжелых условиях. Душевное здоровье человека зависит от многого, но не в последнюю очередь – от его способности освобождать свой разум от каждодневных бытовых проблем, приобщаться к миру духовной жизни, переживать сильные эмоции. Для одних процесс восстановления духовного потенциала происходит в храме, для других – в концертном зале, для третьих – на стадионе, причем ни одна форма не исключает другую. Скорее, мы можем сказать, что в культуре создаются совершенно различные способы дифференциации обыденной жизни как преимущественно социального функционирования человека и его внутренней индивидуальной жизни. В самых строгих религиозных культурах было место для праздника, карнавала, но и в самых демократичных обществах человек не свободен от обязанностей, ответственности, необходимости соблюдать принятые правила и так же нуждается в «области свободы», раскрепощения. При этом важно иметь в виду, что ни искусство, ни религия далеко не ограничиваются рекреационной функцией. Речь идет о функциях культуры в целом, а не о функциях ее форм.
Мифологическая модель мира Природа мифологического сознания. Первичной формой человеческого сообщества является род, племя. Это сообщество, основанное на кровно-родственных связях, поэтому во главе рода сначала стояла женщина (матриархат), олицетворяющая ближайший принцип родства. Когда возникает необходимость в какой-то мере отделять организационные функции от чисто родственных отношений, во главу рода становится мужчина (патриархат). Вся жизнь рода – экономическая, военная, политическая – определяется самой общиной. Внутри нее формируется особая форма первоначального освоения мира – родовое сознание. Весь опыт взаимодействия человека с окружающим миром, другими людьми обрабатывается и фиксируется во внутриродовых отношениях, они становятся основой миропонимания для древних людей. Близость и понятность внутриродовых отношений, видимо, явились причиной того, что люди обращают эти отношения на весь внешний природный мир. Это попытка объяснения явлений мира через включение его в родовое сознание, попытка понять, что происходит вокруг, таким образом, будто понятие общины распространяется на окружающие вещи. Звери, птицы, солнце, луна, горы, реки и деревья тоже живут по каким-то законам, связаны между собой и связаны с людьми. То, что наблюдают и переживают люди внутри человеческой общины – отношения между детьми и взрослыми, братьями и сестрами, дедами и внуками, предками и потомками – все может быть применено к миру, органическим элементом которого является человек. Так происходит всеобщее одушевление природы – основа и признак мифологического сознания. Человек смог выжить только потому, что сумел относится к миру не как к чему-то внешнему, «чужому», а как к «своему», родовому. Чувство породненности с природой становится принципом и способом выживания и мышления. Опыт описания и объяснения явлений природы через имеющийся запас описаний явлений «ближнего мира», мира повседневной жизни формирует особый мифопоэтический язык – язык метафоры, уподобления одного другому. Гора раскалывается, как огромный орех, и из нее вырастает огненный цветок, небо может хмуриться и плакать, деревья и вода – говорить, выражать нечто своим языком, жаловаться или веселиться. Принцип мифологического мышления сохранился в сказках: там все природное говорит и действует по-человечески, испытывает те же чувства, что и человек, поэтому все можно понять, соразмерить. Понимание через уподобление означает не только избавление от ужаса перед силами природы, оно дает возможность действовать сообразно «просьбам», «требованиям», «желаниям» природных вещей. В современном языке такие отношения называют мистическими, понимая под этим нечто сверхъестественное, противоположное научному мышлению. Так, с нашей точки зрения любое явление имеет природную и смысловую характеристики. Природная характеристика явления – например, грозы – то, что изучается наукой, объясняется по законам физики, может быть измерено. Смысловая характеристика выражает значение явления для человека: молния может «попасть» в дерево или дом, дождь – залить дороги или наоборот, прекратить затянувшуюся засуху. В мифологическом сознании эти характеристики нераздельны, то есть существует только одна – смысловая. Более того, интенсивность грозы есть форма «высказывания» неба, адресованного человеку – благожелательного или отрицательного, – есть форма выражения отношения природы к человеку.
Первобытная магия и ритуал. Важнейшей стороной мистической сопричастности человека с миром природы является установление связей между действиями людей и природными «ответами» на эти действия. Изучая, наблюдая зависимости между различными явлениями в человеческом общежитии и в природе, человек приходит к выводу о причинной обусловленности явлений. Выражение агрессии между людьми порождает реакцию защиты или ответную агрессию, выражение доброго отношения – благодарность. Но те же отношения в «человеческом» смысле мы можем наблюдать среди животных и птиц, в природе в целом: цветы раскрываются навстречу солнцу, растения оживают от дождя. Можно представить, что некоторые действия людей обусловливают те или иные явления природы, тем более что в практике, например, охоты или земледелия такие зависимости очевидны. Получается, что не только человек зависит от мироздания, но и мироздание – от человека, его действий. Мистическая связь носит двусторонний характер, и если возможно установление повторяющейся зависимости между двумя явлениями, то можно считать, что вещи или существа, которые являются «действующими лицами» этих явлений, сопричастны друг другу, их судьбы связаны между собой. Значит, можно влиять на вещи не непосредственно, а через их «смысловых двойников», связанных общей судьбой. Например, смысловым двойником животного может выступать его шкура или (позже) изображение; смысловой двойник охотника или воина – его оружие, смысловой двойник неба – вода, солнца или молнии – огонь. Связи между двойниками – органические, природные, что люди и определяли как «общую судьбу». Такое понимание природы вещей лежит в основе первобытной магии. Магия – способ управления недоступными объектами с помощью посредника – смыслового двойника объекта. Мистическая связь в магии выступает как орудие человеческой воли. Но воля одного человека слаба, поэтому для магического действа важно сосредоточение всей родовой воли, в том числе и воли предков рода. Вождь племени, глава рода – он же маг, шаман, колдун в разных культурах – объединяет волевое усилие рода в специальных ритуальных процедурах, устанавливающихся веками. Эта объединенная воля выражается в физическом воздействии на предмет-посредник, который «передает» ее объекту в силу их общей природы и судьбы. Первобытная магия является смысловой основой возникновения древнейших верований, она придает содержательный смысл ритуалам, реализуя столь необходимую для жизни людей функцию непосредственного выражения воли человека по отношению к миру. Одной из форм магической связи людей с миром природы являются древние племенные верования. Важнейшим из них считается тотемизм – вера в зооантропоморфного предка, основателя рода. Этот предок имеет черты одновременно животного и человека, в некоторых культурах он выступает как оборотень, в некоторых – как фантастическое существо, в облике которого человек и зверь нераздельны. Разновидность тотемизма – друидизм – предок объединяет в себе облик растения и человека. В любом случае, согласно мифическому представлению древних, первопредок порождает людей данного племени и животных (или растения) определенного вида. Это животное или растение становится тотемом – символом племени, имеющим конкретную форму и воплощение. Этнографические исследования показывают, что современные племена, сохраняющие тотемические верования, называют себя именем тотемного животного, определяя таким образом свое природное, органичное единство. Например, члены одного бразильского племени называют себя красными попугаями арара. Красные арара, как они утверждают, - это не имя, которое они себе присваивают, и не родство, на котором настаивают. Они утверждают полное тождество существ, идентичность, одновременное бытие собой и другим. Для нашего современного сознания такое понимание кажется странным, однако, каждый человек, осваивая свое имя и фамилию, проходит через подобное отождествление, только связанное не с животными, а с людьми, собственной семьей. Отсюда ми видим, какое значение имеет тотемизм для жизни племени. Во-первых, он фиксирует в конкретном предметном выражении идею единства человека и природы. Во-вторых, он также фиксирует единство рода, родовое сознание: каждый человек – не один, в нем воплощается весь род с его предками и потомками. В-третьих, тотемизм создает основу различения между племенами, что является предпосылкой социальных отношений в будущем. Тотемизм связан с другим древним верованием подобного рода – фетишизмом. Фетишизм – это вера в особую силу предмета, мистически связанного с судьбой данного племени. В качестве древних фетишей, возможно, выступали изображения тотема или части тотемического животного, одежда или кости предков – все то, что контактным или симпатическим образом было связано с непосредственной жизнью племени. Фетиш в современном понимании – предмет, наделенный какими-то сверхъестественными свойствами, частично это верование сохранилось в понятиях амулетов, талисманов, оберегов, особом отношении к некоторым значимым для нас вещам. Древний фетишизм, как и тотемизм, основан на отождествлении конкретной вещи и ее духа, силы, воли, возможности действия. Фетиш – это «живая вещь», одновременно и предмет и некая сила. В процессе развития абстрактного мышления человек начинает в большей степени отделять дух от конкретного материального носителя. В представлении первобытных людей возникают существа, относительно свободные от материальных предметов – духи. Эта форма верований называется анимизм. Так, сначала дух дерева был неотделим от самого дерева, но впоследствии возникает понимание «духа деревьев» вообще. Возможно, предпосылкой анимизма является отношение к предкам. Факт появления искусственных, оформленных захоронений (курганов) свидетельствует о том, что смерти люди стали придавать некий внеприродный смысл: ритуал погребения имеет символическое значение, говорит о будущем существовании умершего. Духи предков – первые духи, впоследствии – племенные боги-покровители. Но анимизм предшествует религиям: он распространяется на понимание мира природы уже как мира, населенного духами, демонами, сначала принимающими облик прежних природных объектов, а впоследствии обретающими собственный облик и имя. Так появляются боги, начинается развитие религиозных верований. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы