Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мифа, его виды и функции



Теперь мы подходим к определению самого мифа. Мы видели, как формировалось мифологическое сознание, в каких формах оно проявляло себя. Очевидно, что мифологическое переживание, осмысление мира определенным образом фиксировалось в языке, изустно передаваемых историях рода, объяснениях явлений мира. Миф – это, с современной позиции, некая история, повествование, в котором все «действующие лица», независимо от того, относятся ли они к миру людей, животных или неодушевленной природы, воплощаются в образах живых существ. Эти существа переживают радость и страдание, их действия осмыслены и целенаправленны, они говорят на понятном человеку естественном или символическом языке, имеют свое прошлое, историю. В мифе боги живут и действуют вместе с людьми, объясняют человеку мир и передают ему свой опыт, свои законы. Для нас миф имеет много общего со сказкой, но чтобы понять значение мифа не с точки зрения современного человека, а «изнутри» мифологического сознания, следует учесть, что для древних людей миф являлся абсолютной реальностью.

Мифы обычно разделяют на виды в зависимости от содержания.

· Космогонические мифы повествуют о сотворении мира: рождении Земли и светил, отделении суши от тверди, появлении животных и растений. Как правило, созданием мира в мифах занимаются боги – воплощения стихий огня, воды, земли. Это самые древние боги, начинающие родословную мира. Часто они изображаются враждебными людям, далекими от человеческого облика.

· Теогонические мифы объясняют происхождение богов, их отношения между собой. Древнейшие стихийные боги – божественные прародители. Например, в греческой мифологии знаменитые олимпийские боги – третье поколение, именно они вступают в отношения с людьми, это боги человеческой культуры, а не стихии.

· Антропологические мифы – о происхождении человека, его сущности и судьбе, предназначенной ему богами. Для мифов характерно произведение людей богами либо из природных материалов либо из частей тела самих богов, что объясняет связь человека и с миром природы и с божественным миром.

· Эсхатологические мифы рассказывают о конце света, смерти всего живого, уничтожении людей, которые разгневали богов. Один из древнейших эсхатологических мифов – история о вселенском потопе, повторяющаяся во многих мифологиях (в частности – гибель Атлантиды).

· Сотериологические мифы – о чудесном божественном спасении человека от предназначенной ему гибели во вселенской катастрофе. Как правило, в мифах присутствуют боги, дружелюбно относящиеся к людям, они и устраивают спасение

· Этиологические мифы составляют самую значительную часть мифологии. В них объясняются причины и свойства всей вещей и явлений, поведение и природа животных и растений, объясняется их значение для мира и человека. В этиологических мифах наиболее подчеркнуты связи человека с природой, единство их происхождения.

· Календарные мифы наряду с тотемическими, видимо, являются самыми древними. Календарные мифы объясняют происхождение времен года, ночи и дня, небесных светил, самого времени – сакрального и профанного.

Миф является формой культуры. Его функции, соответственно, аналогичны функциям культуры в целом. Главнейшей из них является объяснительно-познавательная: мифы объясняют человеку мир, все его явления. Мифы формируют целостную картину мира. Кроме того, можно выделить телеологическую функцию мифа: объяснение человеку смысла и цели его существования; аксиологическую функцию: придание смыслов и значений явлениям мира, их отношение к человеку, понимание добра и зла; коммуникативную: посредством мифа происходит передача традиции, наследование, осуществляется связь поколений.

Мифологическое мышление неотъемлемо от человеческого мышления вообще, но конкретные мифы историчны, то есть связаны с определенной культурой и теряют свою конкретность при ее гибели. В истории человечества многие функции мифов берут на себя религия, философия и искусство, появившиеся позднее, но берущие свое начало в едином источнике – древнем мифологическом сознании.

 

Теистическая модель мира

Теистическая или религиозная картина мира вырастает на мифологической почве, в то же время формируя новый взгляд человека на мир, не присущий мифологическому сознанию. В наиболее развитой форме религиозное сознание человека находит выражение в мировых религиях – христианстве, буддизме, исламе. Историческое прошлое связывает нас с христианской религией, поэтому мы рассмотрим, каким представлялся мир людям средневековой Европы, в эпоху безраздельного господства христианской веры и могущества церкви.

Основой религиозной картины мира является дуализм – наличие двух противоположных начал, полюсов, между которыми происходит постоянная борьба. Это противостояние Добра и Зла, воплощенных в образах Бога и сатаны. Добро олицетворяется небесными силами, небесной властью, Градом Божьим, который существует вечно, от сотворения времен. Вершиной небесной иерархии является Бог, он окружен небожителями – архангелами и ангелами. В Граде Божьем пребывают также Богоматерь – Дева Мария, Иоанн Креститель, апостолы – ученики Христа, – а также люди, ставшие святыми в силу своих заслуг в области веры. Олицетворение зла – сатана – находится на противоположном полюсе, в преисподней, в низшей точке мира. В преисподней правят слуги сатаны, черти, бесы. Люди в преисподней – грешники, нарушившие Божественные заповеди, совершившие смертные грехи. Верхний и нижний миры составляют сакральное пространство, куда попадают души людей после их телесной смерти. Другая оппозиция связана с сакральным временем, в которое помещен земной мир от момента его создания Богом до конца света – Страшного Суда. Страшный Суд означает воцарение Царства Божьего, в которое попадут воскресшие праведники, в то время как воскресшие из мертвых грешники будут навечно низвергнуты в ад, обречены на вечные муки.

В религиозном сознании земной мир является физическим, телесным отпечатком мира сакрального. Поэтому все оппозиции сохраняются, прежде всего, в дуализме духовного и телесного начала в человеке. Дух стремится к Богу, душа раскрывается в вере, в то время как тело тянет человека ко греху, заставляет его поддаваться соблазнам, дьявольскому искушению. Жизнь человека, от рождения до смерти регламентированная церковью, происходит как бы в вертикальном измерении: время измеряется поступками – действиями и мыслями, которые либо приближают человека к Богу, либо отдаляют его от будущего вечного блаженства. Усилиями церкви любое деяние человека получает необходимую религиозную трактовку, вследствие чего человек от рождения соотносится с двумя мирами, переплетенными на земле – Градом Земным и Градом Божьим. Человеку дана свобода выбора, поэтому он сам отвечает перед Богом за все, что делает в своей жизни, даже если судьба его предопределена, только сам человек способен на духовное усилие, на очищение души, борьбу с искушениями и соблазнами.

Нет сомнений, что моральное сознание у человека формировалось именно в религиозной культуре, поскольку основу морали составляет выраженная оппозиция добра и зла, хорошего и дурного, правильного и неправильного. Нормативная функция – одна из важнейших функций культуры, и ее развитие, реализация, последовательное внедрение в сознание человека норм и правил морали происходило путем закрепления понятий добра и зла во всех произведениях искусства, архитектуре, литературе, языке, науке, философии религиозной эпохи. Мир культурных объектов, которые воспринимает и в которых действует современный человек, насыщен смыслами, тесно связанными с религией, независимо от того, каким образом человек относится к религии: как к неотъемлемой части жизни, или исторически сложившейся форме культуры, или внешнему культурному «фону», на котором разворачивается его полностью светская, нерелигиозная жизнь.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь