Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие социокультурной динамики
Понятие «динамика» связано с понятием движения. Движение – это изменение, например, положения тела в пространстве, но движением называют также изменение состояния какого-нибудь объекта с течением времени. Причиной изменений считают действие на объект (систему) каких-либо сил: внешних по отношению к объекту или внутренних, присущих ему самому. Таким образом, динамика культуры – это процесс изменения культуры под действием внешних и внутренних сил. Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Оно имеет и временной и качественный характер: культурные явления разворачиваются во времени и в пространстве. Например, люди создают все новые объекты материальной и духовной культуры, заселяют и «обживают» новые территории, то есть культура разворачивается в пространственном, количественном отношении, изменяется культурное пространство. В то же время новое культурное пространство предполагает изменение связей между элементами культуры, внутренние изменения субъектов культуры -–людей. Такие изменения носят временной характер, они свидетельствуют о качественном изменении культуры как системы. Если рассматривать культуру человечества как единое целое, то под внешним воздействием мы будем понимать природные – климатические, географические, космические факторы. Тогда все собственно культурные изменения обусловливаются внутренними силами, которые несет в себе сама культура. Если же рассматривать отдельно культуру каждого исторического сообщества – конкретного народа в конкретном историческом времени, – то под внешними силами мы будем понимать воздействие культур других сообществ в результате, например, торгового обмена, войн или миграций. Проблема динамики культуры непосредственно включает в себя вопросы причин и характера культурных изменений. В философии, социологии, культурологии существует много различных взглядов на процессы культурных изменений. Ученые аргументируют свою позицию, свой взгляд, подтверждают его теоретическим доказательством и конкретными историческими фактами. Научный подход к исследованию динамики культуры выражается в создании теорий, концепций или моделей – логических схем, объясняющих процессы культурных изменений, а иногда и предсказывающих будущие изменения. Здесь нет и не может быть единой «правильной» модели, культура слишком сложная система, чтобы существовал только один подход к ее исследованию. Модели развития культуры Кажется очевидным, что изменения в культуре происходят. Однако сами по себе изменения не означают развития. Развитие – это направленные изменения, предполагающие некоторую внутреннюю логику, причинно-следственную зависимость. Если предположить, что все изменения в культуре случайны, хаотичны, то речь не может идти о развитии. Научный подход базируется на позиции детерминизма, то есть изначально предполагается, что все события имеют причину, являются следствием каких-то других событий. Поэтому научные представления о динамике культуры и являются теориями ее развития, направленного движения. Направление движения, или характер развития, может представляться по-разному. Одни ученые видят развитие культуры в одном направлении, обращают особое внимание на те аспекты, которые свидетельствуют о постоянной тенденции изменений. Такими аспектами могут выступать, например, материальное производство – техника постоянно совершенствуется, появляется все больше разнообразных материальных объектов – или экономика, право – такие системы также становятся все более сложными, универсальными. Тенденция к совершенствованию в названных областях является постоянной, поэтому культура в целом развивается в одном определенном направлении. Модели такого типа называются линейными. Линейное движение может быть направлено от худшего состояния к лучшему или наоборот. Понятия «лучше» и «хуже» – это оценки, которые во многом зависят от того, в какой конкретной эпохе они сделаны. Тем не менее, принято считать, что направленные изменения в сторону совершенствования (объектов, технологий, отношений) являются прогрессивными или эволюционными, а изменения, влекущие за собой потерю каких-то качеств (например, упадок производства вследствие войны или инфляции) – регрессивными. Очевидно, что на пути исторического развития прогресс чередуется с регрессом. Однако эволюционные теории развития культуры предполагают в целом (для всего человечества) прогрессивное направление культурного развития. Если акцентировать внимание на отдельных культурах исторических сообществ, то картина развития может быть представлена по-другому. В каждой культуре можно обнаружить общие для всех закономерности развития от рождения культуры до ее упадка, гибели. Тогда получается, что одни и те же этапы развития проходит каждая культура, то есть логика развития все время повторяется, а единого направленного движения просто не существует. Такая модель культурного развития называется циклической. Линейная и циклическая модели долгое время являлись единственными в культурологии. Современная наука предлагает и другие, более сложные теории, в основе которых лежит отказ от представления о «прямой» детерминированности культурных явлений, признание хаотического характера многих изменений и выяснение причин подобных «случайностей». Кроме того, большое значение для теории имеет исходная философская – материалистическая или идеалистическая, религиозная - позиция автора. Исследуя причины культурного развития, некоторые ученые в качестве внешней причины полагают Божественное участие, волю Бога, а внутренними причинами называют развитие человеческого сознания и души.
Причины и характер социокультурных изменений С материалистической точки зрения культура сама содержит в себе причины изменений. Культура становится посредством действий людей, имеющих различные, подчас противоречащие друг другу мотивы, цели, желания. Часть этих действий соответствует норме, выработанному в культуре правилу, а крайние разнонаправленные тенденции как бы «гасят» друг друга. То есть действия большинства людей согласованы внешними для них правилами, основаны на единой позиции, в то время как некоторые предлагают новые, радикальные решения. Радикализму противостоит консерватизм, устойчивое стремление некоторых людей вернуться к старым, проверенным моделям действия. Эти разнонаправленные тенденции в любой сфере деятельности до поры до времени не влияют на состояние системы, но постепенно в системе накапливаются противоречия. То, что долгое время казалось правильным и устойчивым – законы, верования, принципы искусства или морали, - начинает вступать в противоречие с фактами изменяющейся действительности. Правила и законы «устаревают», а новые законы еще не признаны обществом. Накапливающиеся противоречия приводят к сбою в работе системы. Равновесие, устойчивое состояние сменяется дисбалансом, появляются элементы хаоса, непредсказуемости. Складывается кризисная ситуация, требующая обновления подсистемы или системы (общества) в целом. Если дисбаланс захватывает сразу несколько важных областей культуры (политику, экономику, идеологию), то кризис становится всеохватывающим, системным. Разрешение кризисной ситуации возможно несколькими путями: иногда кардинальные изменения в одной из сфер (например, политике) оказывают оздоровляющее воздействие на систему, и она выходит из кризиса. Иногда результатом кризиса может стать уничтожение системы, тогда говорят о гибели культуры. Разрешение кризиса может иметь взрывной, революционный характер, но может протекать медленно, постепенно, без видимых изменений, с отмиранием старых форм и внедрением новых. В любом случае причиной изменений культуры является творческая деятельность людей, их способность к преобразованию существующего мира, их желание и воля, направляющие созидательные или разрушительные действия. Выйдя на новый уровень, система вновь на некоторое время обретает стабильность, равновесие вплоть до следующего кризиса. Вопрос о том, существуют ли общие закономерности подобных изменений и является основным вопросом динамики культуры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы