Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Значение искусства в формировании культурной картины мира.



Теории происхождения искусства

Искусство, наряду с мифологией, религией и наукой, является формой культуры, одной из древнейших форм. Происхождение и существование искусства, его роль в жизни человека являются до сих пор загадкой и предметом обсуждения. Действительно, известно, что невозможно представить человеческое существование вне искусства, и в то же время, в отличие от других форм культуры, искусство не удовлетворяет ни единой практической потребности человека и не является необходимым атрибутом религии. Поэтому вопрос о том, как произошло искусство, тесно связан с вопросом о его функции: если мы поймем, зачем искусство нужно человеку, мы поймем, каким образом оно появилось в человеческой деятельности. Ответы на этот вопрос порождают различные теории происхождения искусства. Рассмотрим наиболее распространенные теории.

Известно, что первобытное искусство было синкретичным, то есть единым, неразделенном по видам: изображение, музыка, жест, ритм, слово – все входило в единые ритуальные действия, носило магический характер. Одной из наиболее популярных и является магическая теория происхождения искусства. Согласно ей, все ранние наскальные изображения, статуэтки, гравировки на орудиях труда, украшения следует понимать как предметы культа, имеющие магическое значение, выступающие в качестве посредников в мистических отношениях человека и природы.

Другая концепция, связанная с происхождением искусства, носит название имитативной теории. Человеку присущ инстинкт подражания, он перенимает в своей деятельности формы поведения животных – например, украшение себя с целью привлечения полового партнера; также человек подражает природным формам. Древние греки считали, что красота есть свойство космоса, она объективно присуща миру. Поэтому человек учится красоте у природы, копируя ее. Так, от паука человек берет искусство ткачества, у ласточки учится строить дома, у соловья учится пению. Инстинкт подражания человека сочетается с импульсом сравнения созданных им образов с реально существующими объектами. Поэтому подражание у человека является не только копированием, но движением к совершенству, поиском прекрасной, гармоничной формы. Такое стремление составляет смысл человеческой деятельности, смысл культуры, ведь культура и есть искусственно созданное человеком пространство.

Существует теория, связывающая генезис изображений детей с развитием изобразительного искусства древних людей: в обоих случаях предпосылкой появления изображений становится передача информации. Такая теория носит название коммуникативной, искусство в целом рассматривается как способ общения людей, в том числе и общения с магическими целями. Действительно, во многих культурах письменность развивалась от изображений, «рисунчатого», пиктографического письма. Также можно объяснить появление музыка и танца, как особого языка обращения к силам природы, заимствованного у самой природы.

Искусство рассматривают и как результат трудового процесса, развития руки. Такая трудовая теория развивалась в марксизме, в частности, Ф.Энгельс и Г.В.Плеханов утверждали, что утилитарное начало предшествовало эстетическому в процессе формирования эстетического сознания: сначала человек добивался максимально удобной формы орудия труда, а после учился любоваться ею, подчеркивая этот процесс украшением. Аналогично сначала человек добивается господства над природой, осваивая ее объекты в своей деятельности, а потом эстетизирует ее.

Наиболее интересной и обоснованной выглядит игровая теория происхождения искусства, связанная с игровой концепцией происхождения культуры в целом. Один из наиболее выдающихся сторонников этой теории – голландский культуролог Й.Хёйзинга. Игра, как считает Хёйзинга, предшествует культуре, все ее основные черты присутствуют в поведении животных, то есть возникли задолго до появления человеческого сообщества. Искусство, как и игра, есть спонтанная, незаинтересованная, бескорыстная деятельность, которая приятна сама по себе и не зависит от какой-либо утилитарной цели. Формирующее культуру свойство игры состоит в том, что для любого творческого преобразовательного действия человек должен сначала представить его в воображении, как бы «проиграть» это действие, что есть также основной акт искусства. Игра – это чистое творчество, предшествующее практической деятельности.

 

Виды и функции искусства

Синкретичность искусства сохранялась во все времена в определенных синтетических его формах: мистерии и карнавале, театральном представлении, опере и балете, позже – в кино и телевидении. Наряду с синтетическими, постепенно определялись различные виды искусства, которые принято делить на две группы по способу их восприятия.

Пространственные или статические виды искусства воспринимаются единовременно, зрением. К ним относятся все виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура, – а также архитектура, декоративно-прикладное искусство, фотография. Временные или динамические виды искусства – музыка и поэзия (литература) – воспринимаются слухом в течение определенного времени. Все виды искусства имеют разные формы выражения, разный язык. Так, музыка «говорит» языком звуков, ритма; живопись – языком цвета, скульптура – языком форм. Языки искусства составляют их специфические выразительные средства.

Искусство является особенным способом познания мира – это художественное познание. Каждая эпоха, каждая культура обладает стилистическим своеобразием, которое наиболее ярко проявляется в ее искусстве. Художественный стиль или их совокупность – характеристика культуры. Культурная картина мира включает в себя не только знания о мире, но и представления, образные формы которых определяет искусство эпохи. Можно сказать, что человек видит мир сквозь призму того искусства, которое присуще его культуре. Художественное сознание человека придает картине мира чувственную форму, почему говорят, что искусство «вырастает» из мифологии, основной чертой которой является именно создание чувственно-осязательного, предметного образа мира. Помимо этой, основной, функции искусства в формировании культурной картины мира, искусство в жизни человека выполняет еще ряд функций. Наиболее важные из них – эстетическая, познавательная, коммуникативная, воспитательная, компенсаторная, рекреативная.

Функции искусства своеобразны, они отличаются от функций культуры или функций мифа. Своеобразие их в том, что некоторые функции реализуются, то есть выполняются, только при условии, что человек понимает произведение искусства, его особенный язык. Например, познавательная функция искусства заключается не только в том, что человек узнает нечто новое, получает информацию о мире. Главным образом, познавательная функция реализуется в самом процессе понимания языка художественного произведения, в процессе «обучения» языку автора, его способу выражения. То же касается наиболее сложной функции – эстетической. Искусство способно давать человеку особый род удовольствия – эстетическое наслаждение, которое почти не имеет аналогов в удовольствиях обыденной жизни. Эстетическое наслаждение бескорыстно, незаинтересованно, оно сродни удовольствию от неожиданного решения трудной задачи, или чувству чистой благодарности, или чувству восторга перед свершившимся чудом. Здесь же кроется основа и воспитательной функции. Например, древние греки считали искусство полезным для человека, потому что оно дает возможность пережить чужое страдание, как свое собственное, и тем самым очистить свою душу.

Своеобразие функций искусства проявляется, в частности, в делении его на массовое и элитарное. Элитарное искусство, доступное немногим, в наибольшей степени реализует эстетическую и познавательную функцию. Это сложное искусство, понимание которого требует от человека усилий, напряжения, а часто и специального образования. Но усилия человека в данном случае подобны творческому акту, они соединяют зрителя или слушателя с автором, позволяя человеку видеть мир по-новому, с неизвестной до сих пор стороны.

Массовое искусство, наоборот, доступно всем, понятно любому человеку. Для его восприятия не нужно ни специальных знаний, ни усилий. Эстетическая, познавательная, воспитательная функции массового искусства почти ничтожны, но зато реализуются в полной мере компенсаторная и релаксационная функции. Компенсаторная функция искусства реализуется в том, что человек может «пережить» какое-то недоступное ему в жизни чувство или состояние посредством искусственного отождествления себя с героем книги и кинофильма. Так, не выходя из дома, можно «участвовать» в битве или любовном приключении, пережить удовлетворение от совершившегося торжества справедливости, от наказания пороков. В жизни каждого человека происходит столкновение со злом, и часто человек оказывается побежденным. Искусство же дает ему возможность компенсировать житейские невзгоды, пусть даже компенсация является иллюзорной.

С развитием технических средств записи и трансляции музыки, кино и в особенности с развитием телевидения одной из наиболее реализуемых функций искусства становится релаксационная. Увеличивающиеся темпы жизни, обилие информации, вынужденное общение с людьми (например, в общественном транспорте) часто являются причиной усталости, возникновения стрессов. Наиболее доступный способ отдыха, отвлечения от проблем – уход в искусственно созданный мир, «переключение» чувств и внимания, их гармонизация с помощью искусства. Релаксационная функция реализовалась в искусстве всех времен и народов, еще в самых древних ритуальных формах. Она связана с рекреативной функцией культуры в целом, с потребностью человека в восстановлении душевных сил.

Все формы культуры связаны между собой и проявляются в культурной картине мира. Человек, субъект культуры, в своих мыслях, желаниях, убеждениях, мотивах репрезентирует культуру, является ее своеобразным, уникальным носителем и активным деятелем. Творческий потенциал человека реализуется в культурно обусловленных формах, поэтому для понимания любого открытия, изобретения, проявления человеческого гения необходимо хорошо представлять себе культурный контекст – ситуацию, в которой происходит то или иное явление культуры.

 

 

Тема 5. Типология культуры

Вопросы:

1. Типологический метод исследования культуры

2. Этнографическая типология культуры

3. Понятие культурно-исторического типа (по Н.Я.Данилевскому)

4. Типология культуры по принципу доминирующей ценности (П.А. Сорокин)

5. Дихотомные типологии культуры

5.1. Восточный и западный типы культуры

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Общая характеристика искусства Возрождения. Периодизация.
  2. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
  3. II.II.II Роль Городецкого краеведческого музея в культурной жизни города
  4. V1: Культура Античного мира. Западная культура.
  5. VI. 2. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В МИРОВОМ СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ
  6. VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
  7. XII. Исихазм и расцвет русского искусства
  8. XVI. Пути искусства живописного направления в Синодальный период
  9. Актуальные проблемы когнитивной ортологии связаны с моделированием феномена нормы в языковой картине мира.
  10. Амарнский период развития древнеегипетского искусства
  11. АНГЛИЙСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
  12. Боевые искусства Индонезии и Малайзии


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь