Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Предмет и задачи культурологии



Вопросы:

1. Место культурологии в системе научного знания.

2. Определение предмета культурологии.

3. Направления культурологических исследований.

 

Место культурологии в системе научного знания.

В общей системе научного знания различают естественные и гуманитарные науки. Основным отличительным признаком здесь является характер объектов исследования. Объектами естественных наук – физики, химии, биологии, астрономии –выступает все то, что принадлежит миру природы, а объектами гуманитарных наук – то, что создано человеком, мир культуры. Такое деление условно: например, химия изучает свойства искусственно созданных материалов, а лингвистика – физические законы звукообразования. Однако сам подход базируется на очень важном принципе кардинального отличия мира природы от искусственно созданного мира символов, вещей и отношений. Изучение свойств вещей, не зависящих от человека – природных объектов, – отличается от исследования любого продукта человеческой деятельности. Позиция исследователя обусловлена в большой мере историческим контекстом, ситуацией, в которой осуществляется исследование, и в гуманитарных науках эта зависимость проявляется намного сильнее, чем в естественных. Проблема зависимости научной теории, концепции от позиции ученого есть проблема объективности. Наиболее сложной для решения эта проблема является именно в науках о культуре. Например, можно ли понять, а тем более дать оценку чужой культуре извне, с позиции наблюдателя? С другой стороны, можно ли, изучая собственную культуру, считать себя объективно независимым от нее? При всем желании нельзя абсолютно положительно ответить на эти вопросы, но развитие наук о культуре способствует постепенному движению к объективности. Одним из важных показателей такой тенденции в гуманитарных науках является постоянное расширение проблемного поля исследований. Это связано с возникновением новых научных дисциплин, предметы которых определяются на стыке традиционно сложившихся проблемных областей наук, на основе так называемых междисциплинарных исследований. К такому роду наук относится и культурология, как по характеру изучаемых ею вопросов, так и по методам, которые она использует.

Определение предмета культурологии.

Все гуманитарные науки, по определению, изучают различные аспекты культуры. Есть также науки, изучающие культуру в целом, в совокупности всех ее аспектов. Исторически определились предметы таких наук о культуре, как этнография, этнология, культурная и социальная антропология, социология культуры, история культуры, философия культуры. Культурология – сравнительно новая научная дисциплина, определение ее собственного предмета пока не закончено. Первоначально предмет культурологии определялся посредством выделения некоторых общих проблем культурной и социальной антропологии. Например, такой проблемой являлся поиск универсальных закономерностей, позволяющих рассматривать культуру как некую целостную систему, проявляющую себя в различных национальных исторических формах. Впоследствии проблемное поле исследований, объединяемых понятием «культурология», значительно расширилось.

На сегодняшний день под культурологией понимают область научного знания, объединяющую достижения различных наук о культуре, главным образом, философии культуры. Благодаря своему интегрирующему и универсализирующему характеру, культурология берет на себя функцию создания единой методологической базы для всех частных наук, изучающих культуру. Универсальность культурологического подхода основана также на использовании различных методов, традиционно применяемых в исторических, социологических, социально-антропологических, лингвистических и философских исследованиях. Таким образом, культурология становится наукой о наиболее общих закономерностях развития культуры, сохраняя при этом органическую связь с конкретно-эмпирическими науками.

 

Направления культурологических исследований.

Культурология включает в себя исследования по трем основным направлениям.

1. Морфология культуры. Морфология в широком смысле – учение о структуре объекта, формах его изменения. Морфология культуры объединяет исследования культуры как целостной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов. В понятие культуры как универсальной системы входит представление о наличии неизменной, постоянной структуры, не зависящей от частных проявлений в образе жизни определенного народа. Например, можно представить культуру как единство трех компонентов – материальной, социальной и духовной культуры. Эти компоненты присутствуют в общественной жизни любых народов, сообществ – начиная от небольших племенных групп и заканчивая огромными многонациональными империями, государствами. То же касается функций культуры: они постоянны, хотя реализуются в создании различных объектов и практик. Например, одной из функций культуры является коммуникативная, реализующаяся в создании средств общения между людьми. Такие средства различны, но есть универсальное средство – естественный язык, без которого немыслимо само существование человеческого сообщества. Помимо структуры и функций культуры предметом морфологического исследования становятся совокупности повторяющихся в истории характерных черт, присущих образу жизни различных народов, или типы культуры. Исследование наиболее общих, универсальных закономерностей связано также с определением моделей социокультурного развития – динамики культуры.

2. Культурогенез. В этом направлении, что видно из самого названия, объединены исследования происхождения и развития различных культурных форм. Например, мы называем в качестве элементов культуры искусство, религию, политику, науку и многое другое. Очевидно, что изначально, в древнейшие времена, культура не содержала в себе все эти элементы. Они возникали постепенно, определяясь как самостоятельные формы практической и теоретической деятельности, причем их специфика зависела не только от уровня развития сознания человека, но и от конкретных условий, культурного контекста. По мере формирования государств, развития связей между народами, конкретные практики мифотворчества, изображения, лечения, управления, наблюдения приобретают статус общих культурных форм, становятся элементами культуры. Каким образом и почему возникают эти формы – вот проблемы культургенетических исследований, решение которых помогает прояснить, что такое сама культура.

3. Феноменология культуры. Современное гуманитарное знание ориентировано на поиск значений, смыслов, которые все происходящее в мире имеет для человека. Долгое время культурологические исследования ограничивались рассмотрением культуры как объекта, чего-то созданного человеком, но существующего по своим законам, независимо от человеческого сознания, объективно. Между тем важнейшим предметом культурологического исследования является проявление культуры на субъективном уровне, то, как человек понимает и интерпретирует окружающий мир через призму собственных, сформированных в культуре смыслов. Культура может быть рассмотрена как «жизненный мир» человека, то основание, которое определяет понимание между людьми, оценку, мотивы и формы, цели и смысл его действий.

 

Тема 2. Основные категории культурологии

Вопросы:

1. Этимология слова «культура»

2. Современные значения слова «культура»

3. Определение понятия «культура» в гуманитарных науках

4. Категория «цивилизация»

5. Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация» в культуркритических концепциях

6. Понятия «менталитет» и «культурная картина мира»

 

Этимология слова «культура»

Культура – одно из наиболее сложных слов, используемых в нашем обиходе. Отчасти это происходит потому, что очень сложна сама история слова; отчасти потому, что им обозначаются различные сложные понятия в разных, подчас отдаленных друг от друга научных дисциплинах. Например, мы говорим «культура микроба» – и «культура личности»; «сельскохозяйственная культура» – и «античная культура». Очевидно, значение слова «культура» в этих словосочетаниях не только имеет далекий друг от друга смысл, но и указывает на предметы различных наук, можно даже сказать – на различные системы мысли.

Появлению слова в различных европейских языках предшествовало латинское cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: возделывать, населять, покровительствовать, поклоняться, почитать. Некоторые из значений со временем образовали самостоятельные слова с более или менее похожими корнями. Например, значение «населять» дало слово «колония», а «почитать» превратилось в «культ» от латинского cultus.

В таком виде слово «культура» во всех староевропейских языках имело значение «возделывать», «культивировать», хотя и с оттенком служения, почитания. Дальнейшее развитие слова связано, очевидно, с переносом значений из области сельскохозяйственной на область человеческого развития. Во времена античности проблема воспитания человека, гражданина была одной из наиболее значительных, и отношение к воспитанию как к «возделыванию», «культивированию» разума и добродетелей способствовало постепенному появлению нового значения слова «культура». Например, философ 17 века Фрэнсис Бэкон говорит о «культуре и удобрении умов». Такое переносное значение, метафора, становится все более привычным, укореняется в европейских языках. В конечном счете выражение «культура ума» стало восприниматься непосредственно, а не в переносном смысле, и тогда слово «культура» было перенесено с частных процессов на общие процессы развития и совершенствования, что означало универсализацию термина. Именно с этого времени, на рубеже 18 и 19 веков началась многообразная и запутанная история современного слова «культура».

В эпоху Просвещения значения слова «культура» проявляются в оппозициях. С одной стороны, «культура» как признак европейца противопоставляется «дикости», «варварству» племенных народов – островитян, африканцев, индусов, образ жизни и ценности которых резко отличаются от европейских. С другой стороны, «культура» противопоставляется «природе», «натуре» – так в слове «культура» появляется значение искусственного, произведенного человеком, в отличие от природного натурального. Очевидно, обе оппозиции строятся по одному принципу: то искусственное воздействие, которое развитое (в данном случае – европейское) общество оказывает на человека, способствует превращению его из полудикого, природного существа в человека-христианина, созданного «по образу и подобию Бога». Однако здесь уже намечается новый смысл понятия. Так, просветитель Жан Жак Руссо говорит о «культурных народах» как об «испорченных», морально развращенных, противопоставляя им «чистоту и простоту нравов» так называемых варварских народов. Современные ученые называют Руссо «первым антропологом», имея в виду именно эту новую позицию подхода к образу жизни народов как чему-то самоценному, не нуждающемуся в сравнении с европейским образцом.

Примерно те же процессы становления слова «культура» происходят в русском языке, правда, с опозданием. В середине 19 столетия оно еще не имело распространения, не встречалось даже в трудах «властителей дум» – Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Еще в 1853 году историк Покровский в «Памятном листе ошибок в русском языке» объявил это слово ненужным. Но к концу века, в 80-е годы, слово «культура» полноправно обосновывается в словарях русского языка, например, в словаре В.И.Даля и позже получает широкое распространение, причем в том же богатстве смыслов, как и в европейских языках. В целом, в трудах мыслителей 19 века культура понимается как историческая ступень совершенствования человечества, связанная с развитием наук и просвещения, что сходно с понятием «прогресс». В то же время некоторые философы на рубеже 19 и 20 веков склонны не только разделять, но и противопоставлять эти понятия, связывая прогресс скорее со значением слова «цивилизация», что будет рассмотрено ниже.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь