Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Традиционные модели культуры
Культура представляет собой сложную систему. В ее состав входит множество элементов, связанных между собой. Для изучения культуры необходимо не только классифицировать факты и явления культуры, но и определить характер их связи. Проведение исследования подобного рода предусматривает выделение каких-то устойчивых элементов культуры, присущих ей независимо от места и времени существования этноса или народа, ее создавшего. Определение таких элементов во многом зависит от того, в рамках какой науки оно происходит. Например, первые исследовательские модели структуры культуры были созданы в этнографии. Они представляли собой классификации, в которых различные культурные объекты и факты объединялись в группы, как правило, в соответствии с их функциями. В описания культуры народа включалось все: телесная конституция, одежда, украшения, орудия, транспортные средства, устройство жилища, домашняя утварь, предметы ритуалов, памятники и другие материальные объекты. Помимо этого, выделялись группы фактов, соответствующих той или иной деятельности: религиозные обряды, нравы и обычаи, системы социальной организации, искусство и многое другое. Такие классификации и по сей день являются важнейшим способом ознакомления с культурой какого-либо народа. Они составляют этнографические энциклопедии, справочники; они предоставляют материал для структурно-функциональных исследований в других науках о культуре. В то же время подобную структурную модель нельзя назвать универсальной. Она хорошо подходит для изучения малых этносов, племенных народов, но не подходит для исследования проблем современных многоэтнических цивилизованных обществ. Поэтому в начале 20 века в социологии появляется новая, укрупненная модель культуры. Вся культура общества предстает в ней как неразрывное единство трех компонентов: материальной, духовной и социальной культуры. К материальной культуре относят все то, что обеспечивает взаимоотношения человека со средой его обитания, способствует удовлетворению его материальных потребностей или потребностей дальнейшего физического существования. Это технологическая сторона жизни, она присутствует во всех культурах – и самых древних, и современных. Человек обеспечивает себе выживание, создавая орудия труда, одежду и жилище, производя продукты питания и предметы быта. Конечно, чем больше общество и чем оно более цивилизованно, тем более развита в нем материальная сфера. При этом каждая культура создает специфические, своеобразные средства удовлетворения насущных потребностей человека, использует собственные технологии производства. Но тем не менее в каждой культуре необходимо присутствует материальный компонент. Под духовной культурой подразумевают те аспекты жизни общества, которые связаны с идеями, установками, ценностями и ориентирующимися на них способами поведения. Осмысление мира человеком происходит в разных областях – в науке, искусстве, религии, философии. В каждой сфере человеческой деятельности происходит не только накопление идей, но и практическая их реализация, что выражается в появлении, например, определенных стилей в искусстве, научных теорий, религиозных обрядов. Наряду с этим именно в духовной культуре формируются взгляды людей на жизнь, их мировоззрение, представление о мире, в котором они живут. Идеи определяют жизненную позицию человека, являются руководством для индивидуального выбора способов действия, поведения. Социальная культура – это системы взаимоотношений людей. Занимаясь различной совместной деятельностью, люди осуществляют повторяющиеся действия, они фиксируются сначала в обычаях, ритуалах, потом социальных институтах. Происходит также разделение людей на группы – по участию в одном виде деятельности, по степени господства над другими людьми. Так образуется общество, социальная система, в которой действуют определенные законы, устанавливаются собственные правила отношений. Впоследствии вместо трехчастного принимается другое деление культуры, на два компонента – материальную и духовную. Элементами материальной культуры являются орудия и средства труда, техника, сооружения, сельскохозяйственное и промышленное производство, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта, средства массовой коммуникации, здравоохранение. Очевидно, что все перечисленное, как и прежде, можно отнести к технологической стороне жизни, обеспечению физического существования человека и его коммуникативных потребностей. Элементами духовной культуры считают интеллектуальную (наука, философия, просвещение), эстетическую (искусство), этическую (мораль, нравственность), социальную (язык, быт, традиции и обычаи, право и политика) и религиозную. Иногда, как уже говорилось, социальные компоненты культуры рассматриваются отдельно. Тогда под духовной культурой понимают науку, искусство, язык, мораль и религию. Такое понимание на сегодняшний день является наиболее распространенным и часто вообще ассоциируется с понятием культуры. Разумеется, отделение компонентов культуры есть абстракция, научная условность. В реальной жизни мы не можем отделить одно от другого: в каждом культурном объекте, факте неразрывно присутствуют все компоненты. Например, произведение искусства – архитектурное сооружение той или иной эпохи – дает нам представление о технике строительства (сфера материальной культуры) и о характере социальных отношений, мировоззрении людей того времени. В целом, можно сказать, что деление на материальный, духовный и социальный компоненты представляет собой структуризацию целостного организма, элементы которого неразрывно связаны друг с другом и находятся в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния, а подчас неотделимы друг от друга.
Альтернативные варианты структуры культуры В современных культурологических исследованиях все чаще предпринимаются попытки создать структурные модели, лучше отражающие специфику культуры, дающие более полное представление как о самом понятии культуры, так и о человеке. Человек – субъект культуры. Он создает ее и в то же время является ее созданием, продуктом. Такое понимание отношений человек – культура отражается в структурной модели, представляющей культуру как совокупность предметного и личностного компонентов. В культуре тогда выделяются внешняя (объктная, видимая) и внутренняя (субъективная) сторона. Мир объектов – технических или художественных, предметов быта или культа – все это видимая, внешняя сторона культуры. Мир объектов есть практическое, реальное воплощение человеческих идей – научных, художественных, религиозных, политических. Но откуда берутся эти идеи? Человек создает их не на пустом месте, они появляются, благодаря способности человека воспринимать и обрабатывать культурный опыт, зафиксированный в объектах. Даже способы мышления формируются в культурном опыте, создавая основание для научного или художественного творчества. Ориентируясь на личность, мы можем также представить культуру как единство трех компонентов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развития личности. Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, нравственную, правовую и другие сферы. Эти виды деятельности присущи всем культурам, но их формы и способы в разных культурных эпохах неодинаковы. Формы деятельности социально (внебиологически) наследуются и совершенствуются. Результаты деятельности – мир объектов. Характер культурных объектов зависит от технологий, по которым они создаются. Во всех культурах существует три типа объектов и, соответственно, три вида технологий, направленных на их создание. Это технологии, производящие и транслирующие символы (коммуникационные технологии), технологии производства физических объектов и технологии организации систем взаимодействия (социальные технологии). В древних цивилизациях различие технологий порождало специфические особенности культуры. Рассматривая памятники архитектуры, искусства древних, мы видим своеобразие античной и китайской культуры, культуры древней Индии и Вавилона. Современное развитие технологий, их распространение по всему цивилизованному миру – объединяющий фактор. Из современных объектов материальной культуры исчезают черты национальной принадлежности, поэтому столь большое внимание уделяется сохранению памятников старины, несущих своеобразие местной традиции. В процессе изменения способов деятельности идет становление и развитие человеческой личности. Мы уже говорили о человеке как субъекте культурного развития. В данной модели так же подчеркивается единство человека и культуры, принципиальная неотделимость субъективного и объективного в культуре. Каждый человек – микромодель культуры, ее носитель. Даже на необитаемом острове группа людей попытается воспроизвести собственную культуру, будет действовать тем или иным способом в зависимости от того комплекса идей, ценностей, установок, которые усвоены ими в собственном обществе. Можно сравнивать памятники архитектуры разных эпох, но можно сравнивать и образы жизни людей, их внешний облик, нравы, язык – в обоих случаях мы будем иметь информацию о конкретной, неповторимой культуре. Обращение к человеку послужило основой для создания еще одной интересной модели культуры. В ней выявляются не столько компоненты, сколько уровни культуры. Обычно, рассматривая культуру того или иного народа, исторической эпохи, мы принимаем во внимание только то, что является результатом творческой деятельности определенной группы людей – профессионалов, занимавшихся искусством, политикой философией, создавших те объекты культуры, по которым мы судим об эпохе или народе. Но это ведь только видимая часть. У культуры, помимо профессионального, специализированного уровня есть еще и другой – обыденный. Для исследования культуры этот уровень может представлять особый интерес, поскольку именно он характеризует культуру как процесс, способ существования людей. Специализированный и обыденный уровни связаны между собой. В них можно выделить одни и те же элементы, означающие определенный вид деятельности людей. так, на специализированном уровне выделяют экономическую, правовую, научно-техническую, художественную, философскую, религиозную культуры. Каждому элементу специализированного уровня соответствует элемент обыденного уровня. Так, экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; философии – обыденное мировоззрение; религии – верования и обряды. Связь между уровнями осуществляется через сферу образования, средства массовой информации, учреждения культуры. Происходит взаимодействие между «высокими» ценностями и ценностями повседневной жизни. Говоря о структуре культуры, необходимо отметить, что во всех ее элементах есть доминирующие черты, в совокупности составляющие так называемое ядро культуры. Это стабильная целостность ведущих ценностных ориентаций, основополагающий принцип культуры, который выражается в науке, философии, искусстве, этике, праве, основных формах экономической и социальной организации, образе жизни. Помимо ядра в структуре можно выделить периферию, менее стабильную сторону культуры, характеризующуюся изменчивостью, склонностью к инновациям. Ценностная ориентация культуры может меняться в зависимости от ряда факторов, в качестве которых выступают этические нормы, экономические условия, эстетические идеалы и критерий удобства. Например, современную американскую и европейскую культуру часто называют обществом потребления, поскольку на первый план социальной жизни выдвинуты именно эти основания – обеспечение комфорта, максимального удобства, обеспеченности – настолько, что для большого числа людей это становится основной жизненной ценностью.
Функции культуры Культура была создана и создается людьми в силу особенностей человека как социального существа. В этом качестве культура предстает как особая среда, посредством которой человек обеспечивает не только свои потребности, но и само свое существование. Поэтому можно сказать, что главной функцией культуры является сохранение человека как вида. Все функции культуры определяются, таким образом, в зависимости от того, какой именно группе потребностей человека соответствует созданная им культура. Начиная с древнейших времен до сегодняшних дней эти потребности, в целом, не изменяются, меняются только способы их удовлетворения, культурные формы, в которых потребность обеспечивается. Такое изменение также заложено в природе человека, который, в отличие от других живых существ, наделен творческой способностью, желанием и возможностью искать новые пути организации отношений между человеком и миром, между людьми. Функциональный анализ культуры помогает понять, что движет людьми, какова их социальная природа. Поэтому функции определяются наличием в любом обществе аналогичных явлений – норм, ритуалов, обычаев, форм общения и производства. Какими бы разнообразными ни были эти формы, сам факт их наличия, независимо от создавшего их народа или времени создания, говорит о том, что они имеют огромное значение для людей, выполняют важную для человека функцию. Креативная функция культуры. По-другому эту функцию можно назвать созидательной или преобразующей. В ней выражена одна из основных потребностей человека – освоение и преобразование окружающего мира, приспособление его к человеку. В креативной функции наиболее отчетливо выражен творческий потенциал человека, его постоянная неудовлетворенность наличным бытием, стремление к его изменению, совершенствованию. Креативная функция реализуется в создании орудий труда, различных способов материального производства, инструментов преобразования природы. В то же время изменение внешнего мира связано с изменением самого человека. Человек как бы многократно усиливает те физические возможности, которыми он располагает от природы, расширяет пределы своего влияния, воздействия. И в создании каменного топора, и в создании сверхзвуковых лайнеров реализуется, находит свое выражение креативная функция культуры. Защитная функция культуры. Преобразование природы связано с риском нарушения баланса между человеком и окружающей средой, причем риск тем больше, чем больше масштаб преобразований. В глубокой древности люди уже осознавали опасность чрезмерного вмешательства человека в природное устройство, что отражалось в представлениях о взаимосвязанности природных и социальных процессов, законах мироустройства, предусматривающих ответственность человека перед природой – его домом. Такие законы суть защитные механизмы культуры. Древние запреты, ритуалы, верования, табу в той или иной форме внушали человеку чувство возможной опасности, которая грозит ему вследствие необдуманного действия. Сегодня эту функцию реализуют различные программы защиты окружающей среды в виду возможности экологической катастрофы, причиной которой может стать именно чрезмерная экспансия человека, его неограниченное техническое могущество. Не менее важная сторона защитной функции – охрана человеческой жизни и здоровья. Здесь ее реализация состоит в создании институтов здравоохранения, медицины, санитарии и гигиены, также известных людям с древнейших времен. Познавательная функция культуры. Как преобразование мира, так и защита от возможных негативных последствий этого преобразования требуют от человека знаний о природе и о самом себе. Кроме того, человек может сохранять психологическую устойчивость, уверенность в себе только при наличии представления о мире, в котором он живет. Каким бы образом не объясняли мир мифы, религии, наука, искусство – они создают картины мира, дают человеку возможность действовать сообразно своим знаниям, представлениям, убеждениям. Маленький ребенок, задающий бесконечные вопросы, пытается таким образом сориентироваться в окружающем, понять его смысл, значение. Чем дальше отодвигаются горизонты познанного, тем более человек пытается их раздвинуть. Нельзя сказать, что только необходимость заставляет людей познавать мир – ими движет потребность познания самого по себе, одно из выражений творческого потенциала человека. Познавательная функция культуры находит реализацию в совершенно, казалось бы, различных способах. И научный эксперимент, и гадание, и медитативная практика имеют в своей основе желание человека узнать что-то новое о мире, что даст ему возможность осознанно действовать в нем. Информационная функция культуры. По-другому эту функцию можно назвать функцией культурного воспроизводства. Во все века люди заботились не только о получении знания, но и том, как его зафиксировать, передать будущим поколениям. Одним из основных признаков культуры является ее социальное наследование, внебиологический характер. Культура фиксируется в языке, язык вообще – самый мощный носитель культурной традиции, знания о мире. Но институт образования включает в себя и способы передачи умений, форм поведения, методов познания и многое другое. В разных культурах опыт фиксируется по-разному. Идет развитие информационных технологий, увеличение количества информации в мире требует все новых способов ее хранения. Но дело не только в количественном изменении, информация может быть различной и по своему качеству. Например, научная и художественная информация и фиксируются в разных формах и передаются по-разному. То же можно сказать о религии, об этике. Кроме того, информация может быть предназначена для ограниченного круга людей, отсюда возникает необходимость различного кодирования, шифровки. Так, например, шифруется информация сакрального характера – так называемые тайные, священные тексты; так же охраняются военные секреты, государственные тайны. В культуре может возникнуть и противоположная потребность широкого распространения какой-либо информации в просветительских или политических целях. Именно секуляризация культуры явилась причиной появления книгопечатания, точнее, эти процессы оказались тесно связанными. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми посредством знаков разного рода и знаковых систем. Человек как социальное существо по определению должен иметь различные способы общения с другими людьми для координации совместных действий. В коммуникации происходит процесс познания мира человеком, обобщение совместного социального опыта и его передача. Язык – сложная система знаков, согласованных по определенным правилам, кодам. В качестве знаков естественного языка выступают слова. Знаками являются также жесты, выражения лица, световые и звуковые сигналы, изображения – все, чему люди придают определенные договорные значения, с помощью чего они общаются, передают информацию. Например, цвета светофора – это знаки, которые имеют определенное значение. Знаками являются цифры, различные математические символы. Люди создают знаки и знаковые системы – языки, чтобы как можно точнее зафиксировать свой опыт познания мира. Особое место в коммуникации занимает искусство. «Языки» искусства несут уникальную, художественную информацию, которую нельзя полностью «перевести» в слова естественного языка. Поэтому произведение искусства фиксирует специфический индивидуальный опыт познания мира, конструирует собственные методы коммуникации. Нормативная функция культуры. Общество – естественная среда обитания социального человека. Оно может существовать только при условии, что люди придерживаются единых норм, что для них есть общие правила совместного проживания. Эти правила предусматривают не только удовлетворение, но и ограничение потребностей человека. Социальные системы разных народов отличаются тем, каким образом поддерживается стабильность системы. Для некоторых систем характерна жесткая иерархия, удовлетворение потребностей одних людей за счет ограничения потребностей других; для иных систем поиск баланса заключается в учете интересов всех членов общества. Во всех случаях принципиально важным является наличие общественной организации, системы, существующей по определенным нормам, законам. Благодаря этому, поведение людей становится предсказуемым, понятным для других членов общества, что и есть основное условие совместной жизни. Нормативная функция тесно связана с оценочной. Правило или норма, принятые в культуре, отделяют одобряемое обществом поведение от порицаемого, дают представление о добре и зле, справедливости и так далее, то есть составляют важную часть культурной картины мира. Рекреативная функция культуры. Эту функцию можно назвать также восстановительной или релаксационной. Для человека имеют значение не только внешние обстоятельства его жизни, но и собственное его душевное состояние. Не секрет, что человек может быть несчастлив при полном внешнем благополучии и наоборот – испытывать высочайший подъем духа в тяжелых условиях. Душевное здоровье человека зависит от многого, но не в последнюю очередь – от его способности освобождать свой разум от каждодневных бытовых проблем, приобщаться к миру духовной жизни, переживать сильные эмоции. Для одних процесс восстановления духовного потенциала происходит в храме, для других – в концертном зале, для третьих – на стадионе, причем ни одна форма не исключает другую. Скорее, мы можем сказать, что в культуре создаются совершенно различные способы дифференциации обыденной жизни как преимущественно социального функционирования человека и его внутренней индивидуальной жизни. В самых строгих религиозных культурах было место для праздника, карнавала, но и в самых демократичных обществах человек не свободен от обязанностей, ответственности, необходимости соблюдать принятые правила и так же нуждается в «области свободы», раскрепощения. При этом важно иметь в виду, что ни искусство, ни религия далеко не ограничиваются рекреационной функцией. Речь идет о функциях культуры в целом, а не о функциях ее форм.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы