Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурологические концепции конца XX века



Постструктуралистская концепция культуры

 

Постструктурализм как направление является продолжением идей эволюции классического структурализма. Постструктуралисты (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ф. Лиотар и др.) ставят задачу показать исторический, производный характер структуры, осмыслить в них все «неструктурное», позволяющее усомниться в их незыблемости. Следовательно, концепция постструктурализма основываются на критике положения классиков структурализма, что структуры – это конечные объективно существующие данности.

Если структурализм пытается выявить универсальные структуры культуры, то постструктурализм рассматривает культуру как множественность, не основанную ни на каком универсальном единстве. Постструктуралисты также отвергали то, что почиталось в классическом структурализме – идеал научной объективности в постижении истины. Они сосредоточили свое внимание на выявлении механизмов порождения текстов культуры, являющихся для них предельной реальностью. Постструктуралисты производят генеалогическую реконструкцию культурной традиции как «текста» в попытках продемонстрировать его связь с властью.

Наиболее полно эти тенденции представлены в творчестве М. Фуко (1926 - 1984), с именем которого связан поворот структурализма к проблеме власти, изучению механизмов ее воздействия на индивида. По мнению Фуко, власть, пульсирующая в социокультурной среде, видится постоянной угрозой, требующей противовеса. Утверждаемый властью порядок не исключает, а предполагает расширяющуюся сферу прав и свобод человека, рост индивидуализации. Фуко надеется, что каждый человек может самоосуществиться для себя, если сохранит устремленность к этой цели.

 

Культурные циклы К. Ясперса

 

В отличие от популярной в Европе первой половины XX века теории культурных циклов, немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод О. Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве, или типы «настроений», но не дает возможности установить законы. К. Ясперс также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные.

В мировой истории он выделяет четыре периода: «прометеевская» эпоха, эпоха «великих культур древности», эпоха духовной основы человеческого бытия «осевое время» и эпоха «развития техники». По его мнению, «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем – от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом – от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе.

Прометеевская эпоха, согласно Ясперсу, началась лишь около 5000 г. до н.э. В доисторическую эпоху закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет использование огня и орудий, появление речи, способы формирующего человека насилия над самим собой (например, табу), образование групп и сообществ, жизнь, формируемую мифами.

Второй период, выделяемый Ясперсом, это «великие исторические культуры древности». Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара: шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н.э.; доарийская культура долины Инда 3 тысячелетия; архаический мир Китая 2 тысячелетия до н.э. Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и специфической технической рационализации.

Третий период «осевое время», согласно Ясперсу, в истории человечества была эпоха духовного основоположения всех тех культур. Эту ось мировой истории следует отнести ко времени около 500 лет до нашей эры, к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао цзы, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеримия. Это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения позволили человеку осознать бытие в целом, самого себя и свои границы.

Согласно Ясперсу, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. Общие духовные корни позволили найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства.

Современной научно-технической эпохе свойственны принципиально новые информационные и других технологии, открытие новых источников энергии. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, которые заложат основы для второго «осевого времени». Описывая и прогнозируя историко-культурный процесс, Ясперс представляет его в виде «двух дыханий»: первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, и, быть может, приведет через образование ко второму осевому времени.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века
  2. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века.
  3. II. Важнейшие направления развития западноевропейской художественной культуры XIX века
  4. VI. 1. КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  5. VIII. Условия изменения человека и черты нового человека
  6. XIII. Московские Соборы XVI века и их роль в церковном искусстве
  7. XIV. Искусство XVII века. Расслоение и отход от церковного образа
  8. Адаптация человека к организационному окружению
  9. Ампиру или «высокому классицизму» начало было положено в первые три десятилетия 19-го века.
  10. Английское искусство XVIII века.
  11. Андрей Рублев также стал создателем высокого иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.
  12. Архитектура Петербурга первой половины XIX века.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь