Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тексты культуры и их понимание
Среди наук, изучающих проблему языка культуры, особо выделяют семиотику и герменевтику. Семиотика – наука о знаковых системах культуры. Юрий Лотман ввел понятие «семиосферы» как универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям. Герменевтика – одна из древних наук, которая занимается интерпретацией текста. Чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации. Если в биологической жизни человечества накапливается генофонд, то в культурной – мемофонд, который выражен в текстах. При этом в современной европейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами. Текст – это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, которые можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов. Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В таком понимании языка культуры проявляется стремление к преодолению лингвистического плана. В семантическом поле языка культуры происходит накопление, оформление в текст, а затем с помощью методов разных наук – дешифровка или раскодирование информации, заложенной в глубинных структурах культуры и сознания. Видение на уровне понимания предполагает многократное движение от непонимания к пониманию, от понимания к наблюдению и снова от наблюдения к пониманию. Понять – значит ответить на вопросы: почему, зачем, как, каким образом. Семиотический и структуралистский анализ позволяет проследить функциональные связи, но не позволяет выяснить мотивации, психологические импульсы. С другой стороны, это возможно, если использовать методологию синтеза семиотических и герменевтических подходов, что практикуется в постструктурализме, и позволяет более мягко и более свободно обращаться к природе символа и знака. Нельзя провести абсолютной границы между знаково-символическими формами и смыслом. Смысл обретается внутри, он не принадлежит внешнему миру и может быть передан лишь иносказательно. Символизация – результат воздействия когнитивного процесса на семантические структуры. Знаково-символические структуры имеют место на всех уровнях познания: первичном, или поверхностном, семантическом и смысловом – как посредники между человеком и культурой. Первый уровень задается социокультурным контекстом (обыденной коммуникации). Второй уровень познания требует теоретического объяснения в рамках семантических правил формирования и высказывания смысла. И лишь на третьем, глубинном уровне, происходит раскодирование смысла. Культурная картина мира Каждая культура, вырастая в специфических условиях жизни, разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Все богатство и целостность бытия конкретного народа формирует определенный способ осознания мира. Результатом такого специфического видения мира является культурная картина мира как система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Культурная картина мира – система мироощущений и представлений, включающая совокупность чувственно-образных и рационально-понятийных способов мировосприятия, осмысления мира и конструирования субъективной и объективной реальности. Она формируется в рамках исторически исходных мировоззренческих установок, оформляется в процессе практической деятельности людей на основе традиций и собственного опыта. Человеческое бытие разнопланово и многослойно. Некоторые из этих пластов не подлежат рациональному контролю, поскольку являются неосознанными. Поэтому понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова. В узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, очевидные утверждения и ненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включаются и научные знания. Культурная картина формируется в ракурсе значимости мира для живущего в нем человека. Но эти значения не всегда могут становиться достоянием сознания и воли. В процессе воплощения человеческих замыслов в культурных объектах происходит непроизвольная реализация самого субъекта, его способностей, опыта и т.д. В ходе многообразных испытаний тот или иной предмет или явление культуры обретает свое место в общественной жизни и место в порядке мира. При инструменталистском подходе понятие «культурная картина мира» сводится лишь к рациональному описанию выраженных в языке знаний о мире. В таком подходе происходит пренебрежение неповторимостью и уникальностью самого человека. Но человеческое бытие нельзя сводить лишь к способности рационализировать мир. Бытийный пласт разумного человека устремлен к горизонту всеобщности существования всего человечества. К тому же, культурная картина мира на уровне индивидов складывается из осмысленных и очевидных артефактов, а также неосознанных значений и личностных смыслов, опыта переживаний и оценок. С содержательной точки зрения выделяют мифологическую, религиозную, философскую, художественную, правовую, политическую, научную, эстетическую, этическую и экономическую картины мира. Построению этих картин предшествуют интуитивные представления, значения и смыслы выражения особенностей культуры. Каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди. Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, причина и следствие, судьба и счастье, отношения целого и части, чувственного и трансцендентного и др. Они совокупно образуют сетку координат, посредством которой человек «рисует» культурную картину - образ мира.
Вопросы и задания для контроля: 1. Что такое межкультурная коммуникация? 2. Перечислите основные элементы культурной коммуникации. 3. Что выражают понятия «знак» и «символ»? 4. В чем смысл кодов культуры? 5. Что такое культурный текст и как их «читают»? 6. Какую функцию выполняет культурная картина мира?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы