Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Цивилизационный подход в культурологии



В результате использования термина «цивилизация» в гуманитарных науках сформировалось то направление в культурологи, которое обозначается как цивилизационный подход. Данный подход остается одной из главных составляющих культурологического знания. В настоящее время цивилизациями называют уникальные исторические образования, которые ограничены пространственными и временными рамками, отличаются характером отношения к миру природы, обществу и человеку.

В русле культурологического подхода цивилизация рассматривается как социально-культурное образование, т. е. пересечение культуры и общества. В основе цивилизационного подхода лежит принцип органичности, согласно которому цивилизация рассматривается как организм, связанный с окружающей средой посредством обмена энергией. С позиций цивилизационного подхода, культура рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет.

В основу цивилизационного подхода положены теория «вызова и ответа» А. Тойнби, волновые модели социокультурной динамики П. Сорокина. Концепция циклической истории цивилизаций объясняет факты кризиса и факты гибели отдельных цивилизаций на ранней стадии их существования. Для цивилизационного подхода свойственно пристальное внимание к национальным особенностям различных культур.

Резкой критике, в рамках цивилизационного подхода, была подвергнута идея культурного моноцентризма. Согласно этой гипотезе существует некий центр мировой культуры, где в наибольшей степени воплощают сущность культуры. Главными формами подобных воззрений являются европоцентризм и американоцентризм, провозглашающие центром человеческой культуры Европу или США.

Цивилизационный же подход основан на культурном плюрализме, культурном полицентризме. Согласно данным принципам, в культуре существует многообразие самобытных форм, которые невозможно выстроить в порядке «высшие» и «низшие», поскольку все этнические и национальные культуры самоценны. Благодаря данному подходу, понятие «цивилизация» утратило один из аспектов своего первоначального значения, связанный с утверждением превосходства одних народов над другими.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какие существуют подходы к определению сущности культуры?

2. В каких значениях употребляют термин «цивилизация»?

3. Каким смыслом наделяется термин «цивилизационный подход»?

4. Что выражает термин «локальная культура»?

5. Каковы основные функции культуры и в чем их функциональный смысл?

6. Каким смыслом наделяется гуманистическая функция культуры?

7. Каково содержание транслятивной функции культуры?

8. В чем заключается смысл релаксационной функции культуры?

 

Глава 5. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

В культурологии выделяют два состояния культуры – культурная статика и культурная динамика. К культурной статике (состояние покоя) относится внутреннее строение культуры. В такой сложной системе как культура обязательно присутствуют исходные базисные «клеточки-единицы», которые можно называть материальными и нематериальными элементами (формами, сферами). Морфология культуры изучает типичные элементы (формы, сферы) культуры, которые характеризуют ее целостное внутреннее строение.

С точки зрения формальной структуры, культура может быть представлена единством элементов (форм, сфер) духовной и материальной культуры. В качестве элементов материальной культуры выделяют орудия труда, средства производства, одежду, быт, жилище, средства сообщения и др. Иначе говоря, все то, что получило название «искусственная среда» обитания и является результатом материальной деятельности человека.

При анализе структуры материальной культуры, особо следует выделить хозяйственную деятельность человека, которая направлена на создание материальных условий для жизнедеятельности творца «второй природы». Хозяйственная деятельность создает условия для жизни человека, развития его способностей и реализации их в экономической сфере жизни общества. Следовательно, хозяйственная культура воплощается не просто в производстве, а в реализации творческого начала материальной деятельности человека.

Подходы к структурированию культуры

 

Деятельностная концепция в морфологии культуры выделяет материальные, духовные, социальные, физические элементы (формы, сферы). Аксиологическая концепция высвечивает ценностный аспект элементов (форм, сфер), игнорируя все остальные проявления культуры. Социологический подход ограничен, рассматривает культуру с точки зрения общественных отношений и социальных институтов. Гуманитарный подход видит в культуре только процесс созидания человеком своей родовой сущности.

Семиотическая концепция культуры обнаруживает те структурные элементы (формы, сферы) морфологии культуры, в которых сохраняется и развивается информационно-знаковое содержание общественной жизни. Согласно ей, в составе культуры выделяются такие структурные элементы как материальная, духовная, художественная, социальная, технологическая. В семиотическом подходе внутренней организации культуры, в качестве важнейшей ее части, выделяют духовную составляющую.

Традиционный философский вопрос о первичности материи или духа в культурологии решается однозначно. В культуре первична мысль (идея) как содержание информации (значение и символ) о вещи, а материал, из которого изготовлена вещь, вторично. Духовная культура, объективированная и закрепленная в социальной памяти, играет определяющую роль в некоторых ситуациях общественной жизни.

Духовная культура включает в себя такие формы (сферы) культурной деятельности как мифология, религия и философия. Вторая структурная составная морфологии – художественная культура с формами (сферами) творчества в искусстве, архитектуре и литературе. Третья структурная часть морфологии – социальная культура, которая включает в себя нравственную, правовую и политическую формы (сферы) деятельности. Четвертый «лик» морфологии – технологическая культура, включающая в себя такие формы (сферы) как экономика, наука и техника.

 

 

Духовная культура

Мифология – самая ранняя форма духовной культуры как система вымыслов, необходимая для ориентации человека в мире, в которых совокупно отражались элементы верований, искусства и зачатки знаний.

Мифология выступает как изначальная форма духовной культуры, в которой люди осознавали окружающий мир, запечатлевали жизненный опыт и передавали последующим поколениям. Мифология продолжает существовать в современной культуре: наряду со старыми мифами о домовых, колдовстве и сглазе и др., возникают и утверждаются «новые» мифы.

Причина живучести мифов в том, что во всяком обществе они выполняют социальные функции. Мифологические образы и сюжеты, становясь стереотипами, сплачивают людей, компенсируют недостаток знаний и бессилие людей перед неразрешимыми проблемами.

Религия – иррациональная форма взаимодействия человека со средой обитания как процесс постижения сущности сверхестественного существа и стремление к слиянию с ним через соблюдение норм религиозной жизни.

Религия, выросшая из недр мифологического сознания, унаследовала основополагающее место и стала духовной основой бытия. За ней закрепились фундаментальные социальные и культурные функции – духовная, моральная, социальная. В духовной функции религия обеспечивает целостность культуры, определяя образ мышления и поведения людей.

Суть социальной функции религии заключается в утешении духовно ослабевших лиц, в обеспечении социального порядка и стабильности в обществе. В моральной функции религия спасает человека от суеты повседневных дел, требуя обращения к вечным ценностям бытия, напоминая ему о высших идеалах. В вере человеку дается надежда на спасение, что духовно и нравственно возвышает каждого индивида.

Философия – рациональная форма стремления к постижению высших истин бытия рефлексивным типом размышлений о мире и месте человека в нем, осуществляемых посредством языка категорий.

Философия как форма духовной культуры помогает человеку выработать мировоззренческие, нравственные, ценностные установки и идеалы личности. Среди многообразия проблем философии выделяется главный – вопрос об отношении духовного и материального. Материалисты за первый элемент мироздания принимают материю, а идеалисты считают, что материальное есть продукт духовного элемента мира.

В лагере идеалистов, в свою очередь, есть представители объективного идеализма, считающие, что духовное существует помимо сознания человека и природы (духовное существует помимо сознания). Сторонники субъективного идеализма полагают, что духовность творится в человеческой психике (духовное творится в самом человеке).

 

 

Художественная культура

 

Художественная культура включает всю систему искусств и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры, в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей. Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины (искусствознание и эстетика), дающие материал для культурологического анализа. Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура и др.) и неизобразительные (музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство и др.).

Различие между ними состоит в том, что изобразительные искусства воспроизводят жизнь в подобной ей форме (изображают ее), тогда как неизобразительные передают непосредственно внутреннее состояние духа людей, их переживания, чувства, настроения посредством формы, «не похожей» прямо на объект отображения. Разграничение искусств на изобразительные и неизобразительные не только имеет основание, но и является определяющим в морфологии (классификации) искусств, ибо базируется оно на различии предмета отображения.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека, неизобразительные - к результатам воздействия действительности на духовный мир личности (миросозерцанию людей, их чувствам, переживаниям и т. п.). Литературу нельзя отнести ни только к изобразительным, ни только к неизобразительным видам искусства, так как она и изображает жизнь и непосредственно передает тончайшие чувства и переживания людей. Следовательно, литература - вид искусства, который объединяет в себе и изобразительное и неизобразительное начала.

Литература (от лат. буква) – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь как словесные высказывания. Литература эстетически осваивает мир в художественном слове. В его сферу входят природные и общественные явления, огромные социальные катаклизмы и движения народных масс, духовная жизнь личности, ее чувства. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни.

В разных своих жанрах литература охватывает материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека. Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменной литературы исполнительские формы ее не исчезли (фольклор), но основная линия развития словесного творчества обрела неисполнительский характер.

Литература исторически изменчива. Последнее нередко понимают лишь как изменение отражаемых в ней жизненных явлений, мировоззренческих позиций и идеалов ее создателей, как появление новых художественных средств, приемов и форм. Но дело не только в этом. Сама специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении.

Архитектура (от греч. строитель) – вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. Архитектура формирует действительность по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный, освоенный мир, отграниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями.

Благодаря архитектуре возникает составная часть «второй природы» - материальная среда, которая создана трудом человека и в которой протекает его жизнь и деятельность. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Природное окружение по-разному трактуется зодчими - в зависимости от вкусов и принципов творчества, которые социально обусловлены.

Развитие архитектуры зависит от характера социального строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества. Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Ни одна область искусства не требует такого сосредоточения коллективных усилий и материальных средств, как архитектура. Архитектура может вступать в синтез с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства.

Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер. Ритм объемных соотношений, а также линий - одно из важных средств ее выразительности. Характерная особенность современной художественной структуры - аритмия в ритме, диссонанс в гармонии присущ и достижениям современной архитектуры.

Искусство – художественно-образная форма отражения человеком каждого мига бытия, в котором реализуется его желание сохранить жизнь и совершенствовать образ мира.

Искусство находится в состоянии неразделенного единства всех форм материальной и духовной творческой деятельности людей. В искусстве сосуществовали мифологические, практические и игровые акты творчества, в которых соединялись воедино мифология, магия, музыка, танец, слово и живопись, а также многие аспекты художественного творчества. Искусство становится существенным фактором развития языка, мышления, сознания людей.

Искусство способно осуществить нравственно – социальное совершенствование человека, выражает наиболее важные взгляды общества на мир, передает в художественных образах знания об эпохе, воздействует на сферу эмоции и чувств человека, отвлекает человека от забот повседневной жизни. Оно выражает взгляды общества на мир в художественных образах, воздействуя на эмоции и чувства человека.

 

 

Социальная культура

Социальная культура, или культура социальных отношений, определяется ценностями, идеалами и регуляторами поведения людей в обществе. Интересы и стремления людей, типичные для повседневной жизни людей, реализуются в рамках социальной культуры. Формами социальной культуры выступают нравственная, правовая и политическая культура.

Нравственность – форма взаимодействия человека со средой обитания ценностным регулированием поведения человека в обществе, определяемая состоянием духовности и силой примеров массового поведения.

Русский термин «нравственность» используется наряду с близкими по значению словами античного происхождения - этика и мораль. Взаимосвязь нравственных ценностей и нравственных регуляторов поведения называют принципами нравственности. Нравственные принципы мотивируют поведение, которое совершается иногда как бы против воли человека. Это происходит потому, что нравственные принципы укореняются в психике человека, входят в структуру личности в виде мотивационной направленности субъекта.

Нравственная культура выступает центральной и фундаментальной формой социальной культуры, которая задает основные параметры правовой и политической культуры. Первые, еще не писанные правовые законы, во многом совпадали с нормами нравственности. Отделение права от морали - результат расхождения между требованиями государства к населению, вводимыми для обеспечения нужного властям общественного порядка, и нравственностью.

Право – форма взаимодействия человека со средой своего обитания через соблюдение общеобязательных норм поведения, регулирующих наиболее значимые взаимодействия и отношения в обществе.

Если мораль - «внутренний» регулятор действий человека, то право - «внешний» государственный регулятор. Классическое «римское право», освободившись от первобытных пережитков, вырабатывает понятия, отражающие основные типы социальных отношений.

В древнеримском государстве формулируются общие принципы законодательства, юридические акты упорядычиваются и систематизируются, разделяясь на две части - публичное право, призванное обеспечивать интересы государства и общества в целом, и частное право, регулирующее отношения отдельных лиц. Выделяются области права - гражданское, административное, уголовное, имущественное, семейное и другие.

Совокупность представлений о праве называют правосознанием. В правосознании формируются суждения о том, каковы должны быть нормы права и правопорядок, как нужно их понимать и толковать, как следует относиться к действующим юридическим законам и к правоохранительным органам, что можно и что нельзя делать в тех или иных конкретных условиях. Право и правосознание - два основных компонента правовой культуры.

Политика – форма взаимодействия человека со средой обитания как формирование отношений в обществе на основе доминирующей идеологии, вызванная усложнением социальной структуры общества.

Политика есть область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Человек принимает участие в политической жизни общества, когда он либо сам находится у власти, либо участвует в выборах и референдумах. Политическая культура человека проявляется участием в политической жизни общества. Политическая система использует имеющиеся у нее возможности, чтобы внедрять в сознание граждан веру в свою законность, в необходимость и оправданность принятия ее норм и ценностей.

Политическая культура находится в сильнейшей зависимости от политической системы государства. Вместе с тем политическая система сама строится в соответствии с характером национальной культуры и укореняется в обществе. Когда это соответствие нарушается, политическая система лишается поддержки народа. Тогда в обществе зреет недовольство, что рано или поздно приводит к преобразованию политической системы, проводимой «сверху» или революционным путем «снизу».

 

 

Технологическая культура

Экономика – форма взаимодействия человека со средой, содержанием которой является обеспечение общественной жизни материальными благами в результате целенаправленного воздействия на природу.

Экономическая культура - система ценностей идеалов хозяйственной деятельности человека в обществе, воплощаемых особенностями производства. В более узком значении, экономическая культура есть специфический для общества социально транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта хозяйственной деятельности.

Культурология позволяет рассматривать экономику как сферу общественной жизни человека системно. Во-первых, главным субъектом экономической деятельности является человек, который определяет цели, средства, методы хозяйствования в соответствии со своими потребностями, мотивами, интересами. Во-вторых, экономические преобразования осуществляются живыми людьми, со сложившимися представлениями о смысле и достойном образе жизни, о собственности, богатстве, взаимоотношениях людей. В-третьих, человек не является исключительно экономическим существом. Он имеет многоплановое мировоззрение, идеалы, внеэкономические интересы и цели, эмоциональную и иррациональную жизнь. В этом смысле экономика выступает не просто как жизнеобеспечение, а как сфера самореализации личности, ее творческого потенциала. В-четвертых, эта деятельность осуществляется не только конкретным, «живым» человеком, но и в конкретных исторических и культурных условиях.

Наука – форма познавательной деятельности, основанная на допущении существования объективного мира, чьи процессы закономерны и доступны органам чувств и мышлению человека.

Наука предстает, во-первых, как особая совокупность знаний; во-вторых, как особый вид деятельности; в-третьих, как особая отрасль общественного труда. Будучи сегментом культуры, наука есть деятельность по производству новых знаний о мире и человеке, выражающих внутреннюю сущность исследователя и обладающих объективной значимостью.

В современном обществе наука представляет собой сложное, многозвенное, глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Ее возможности и границы определены очертаниями социальной практики. Она позволяет заглянуть за близлежащие цели, рационализировать весь жизненный процесс. Наука выступает как сложно организованная система знаний и как социокультурный институт.

Техника – система искусственных средств и способов деятельности, предназначенных для облегчения и повышения эффективности процессов производства и обслуживания потребностей общества.

Техника, во-первых, образует искусственную среду обитания человека, являясь «материальным телом» культуры; во-вторых, выступает способом ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества; в-третьих, является одной из важнейших знаковых систем культуры, несущих в себе социальную информацию.

 

Вопросы и задания для контроля:

1. Какое содержание вкладывают в понятие «морфология культуры»?

2. Какие подходы к структурированию культуры существуют в культурологи?

3. Как решается в культурологии вопрос о первичности материи или духа?

4. Какие сферы включает в себя духовная культура?

5. Какие сферы включает в себя социальная культура?

6. Какие сферы включает в себя технологическая культура?


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 3205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь