Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 8. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ



Мы располагаем ничтожно малым числом свидетельств о ходе антропо-социо-культурогенеза. Однако, зная предшествующее состояние – жизнь животных и последующее – культуру первобытного общества, можно понять, что определило направление этого процесса. Им, согласно взглядам М. С.Кагана, являлась коллективная охота на крупного зверя с помощью орудий и оружия, изобретенных и усовершенствованных творческим мышлением дочеловека.

Основными чертами культуры первобытного общества считается синкретизм (нерасчлененность) и традиционность. Но вопреки силе традиций, потребность улучшить условия жизни и необходимость выжить в изменяющейся природной среде толкала первобытного человека на упорное внесение усовершенствований в свою деятельность. Стихийный поиск оптимальной модели нового образа жизни людей был ограничен спектром объективных возможностей, обусловленных структурой практической деятельности первобытных племен.

Эта деятельность включала три компонента: охоту, собирательство и ремесло как новое, специфически человеческое занятие. Отсюда следует, что существовало три основных пути выхода из первобытного состояния. Ремесло снабдило охоту копьем и луком со стрелами, собирательство - мотыгой и копалкой. Там, где преобладали охота и собирательство, развитие этих занятий вело к формированию скотоводческих и земледельческих обществ. Доминирование ремесла влекло за собой торговлю и появление городских поселений.

Все три возможности перехода людей к новому социокультурному состоянию были испробованы в истории человечества, дав три типа культуры:

1. Культура скотоводческих народов, ведших кочевую жизнь в поисках необходимых пастбищ (главным образом в Азии).

2. Культура земледельческих обществ, наиболее ранние из которых сложились вблизи рек на территориях Египта, Ближнего Востока, Китая, Индии.

3. Культура древних греков и римлян, опиравшаяся на развитие ремесленного производства и приведшая к созданию городов.

Первый вариант оказался тупиковой формой: кочевники рано или поздно повсюду переходили к оседлому образу жизни. Второй вариант открывал больше возможностей совершенствования жизни. Он требовал иного отношения к природе, иных форм организации общества, иных нравов, иных подходов к творчеству. На его почве родились новые формы государственности и религиозности (буддизм, христианство и ислам).

Только третий тип культуры, в котором рождается город как культурно-хозяйственная форма человеческого поселения, оказывается лежащим на главной магистрали развития цивилизации. Техника, наука и философия, письменность, система образования, литература, архитектура, театр и другие формы искусства – все это рождается в городе. Дальнейшее развитие тенденций, зародившихся в античной культуре, происходило в условиях хаотического переплетения разнородных процессов, захвативших Европу.

Нашествие варваров-кочевников, развал Римской империи, распространение христианства. Из этого хаоса постепенно вырастает новая стабильность, несущая в себе принципиально новый тип культуры - культуру средневекового европейского феодализма. Характерной особенностью феодального общества является строгая расчлененность и иерархичность форм жизни и сознания разных социальных слоев. Так, впервые в истории культура предстала как система субкультур.

В феодальной средневековой культуре выделяются четыре субкультуры:

- религиозная – «культура храма и монастыря»;

- светско-аристократическая – «культура замка и дворца»;

- простонародная (фольклорная) – «культура села и хутора»;

- бюргерская – «культура средневекового города».

Только в субкультуре горожан, выдвинувшей на передний план потребности в знаниях и умениях, возникают побудительные силы для развития науки, роста образования, создания университетов, распространения книгопечатания. В городе формируются предпосылки нового типа культуры – культуры Возрождения. Она была связана с радикальной перестройкой менталитета феодальной культуры – освобождение от религиозного мистицизма, осознание единства телесного и духовного в человеке, открытием личности.

Развитие производства в XVII-XVIII веках потребовало нового, эмпирического и рационалистического подхода к объяснению мира. Реализм набирающей силу буржуазии был несовместим с идеализмом мыслителей Возрождения. Основные течения, определившие дальнейшее развитие культуры в XVIII-XX веках – Просвещение, Романтизм, Позитивизм, Модернизм, Постмодернизм. В эпоху Нового времени произошло структурное преобразование мира западноевропейской культуры.

Культура буржуазного общества стала чисто городской, во главу угла выдвинула созидание вещей – предметная деятельность. Главенствующее место в общественном сознании стало занимать отношение человека и природы, а не человека и человека. Примат веры над знанием уступил место примату знания над верой. Религиозная духовность сменилась бездуховностью, потребительским «вещизмом».

В итоге всех этих сдвигов на смену традиционализму пришло новаторство. Результатом изменений, произошедших в культуре после разрушения феодальных основ общественной жизни, явилось формирование элитарной и массовой культуры. В эпоху модернизма культура становится антиприродной, которая окружает человека со всех сторон техническими конструкциями. Культура становится и антисоциальной и античеловечной, превращая людей в обслуживающий машины персонал.

Середина XX столетия является переломным этапом в истории мировой культуры. С этого времени человечество нащупывает способы реорганизации культурной системы для перевода ее в новое устойчивое состояние. Задача состоит в том, чтобы сохранить завоевания научно-технического прогресса, но избавиться от свойственных ей тенденций и выдвинуть во главу угла нравственные и эстетические ценности и идеалы, служащие дальнейшему «очеловечиванию человека».

Так начинается переход к современному типу культуры - «Постмодернизму». Он предстает как поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой, традициями и новаторством, Западом и Востоком. Постмодернизм ищет новый язык искусства, в котором могли бы сочетаться разнообразные стили и приемы художественного творчества. Наступает эпоха многомерного диалога как способа существования культуры и человека в культуре.

Динамика культуры

Устойчивость (статичность) культуре придают традиции как элементы культурного наследия в виде идей, норм, ценностей, обычаев, обрядов, способов мировосприятия, которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в виде неизменного опыта жизнедеятельности общностей. Благодаря ним, развивается общество, поскольку каждое новое поколение усваивает достигнутый культурный опыт, отобранный временем.

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений будущим. Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития элементов, свойств и отношений. К культурной динамике относятся те средства, механизмы, которые приводят к изменению культуры.

Культурная динамика – целостный и направленный процесс, ведущий к модификации черт культуры во времени и пространстве.

В ней выделяют следующие феномены:

- генезис культуры – процессы порождения новых культурных форм и интеграции их в социальную практику, а также формирование новых культурных конфигурации и систем;

- культурные заимствования – процессы мирного способа перенесения ценностей одной культуры на почву другой целенаправленным отбором культурных инноваций;

- культурная диффузия – процессы стихийного взаимного проникновения культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении;

- трансформация культуры – процессы пространственно-временной модернизации или деградации форм культуры, вплоть до исчезновения из социальной практики;

- реинтерпретация культуры – процессы изменений символических и смысловых характеристик форм культуры и связей между ними в течение их существования;

- наследование культуры – процессы межпоколенного воспроизводства и обновления форм культуры, осуществляемых в ракурсе актуальности социального опыта преобразовательний.

Творчество выступает динамической стороной развития общества, а новация является способом обновления культуры. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Гонка за новизной приводит к тому, что социальные и культурные подсистемы подвергаются постоянному давлению. Как следствие «давления», порождаются кризисные явления в общественной жизни.

Единство традиции и новации выступает универсальной характеристикой любой культуры. Всякая новация в культуре проверяется временем, заново оценивается последующими поколениями людей. Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для классификации обществ как традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над новацией и творчеством.

 

 

Культурогенез

Культурогенез является основным видом культурной динамики, проявляется в постоянном самообновлении культуры. Суть самообновления заключена в трансформации уже существующих культурных форм и систем. Генезис (от греч. возникновение) культурных форм проходит этапы осознания, создания новых культурных форм и внедрения их в социальную практику. Объективная логика жизни заставляет человека постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям существования путем выработки новых культурных форм преобразовательной деятельности и социального взаимодействия.

Переход к родовой социальной организации считается началом становления культуры. Именно с общинной формы жизнедеятельности начинают вырабатываться культурные традиции. Решающее значение для их появления имело речевое мышление. Посредством языка человек создал совершенно новые возможности для фиксации, хранения, преобразования и передачи прижизненного опыта. Тем самым была найдена форма существования коллективного опыта.

В культурологии процессы культурогенеза трактуются исходя из орудийно-трудовой, психоаналитической, символической, игровой концепций. Согласно орудийно-трудовой теории Фридриха Энгельса, человек отличается от животного способностью преобразовывать природу, превращая ее в общественную (культурную) жизнь в процессе трудовой деятельности. Согласно данной концепции, человек - общественное существо, стереотипы поведения которого заложены в социальной форме общения (общественные отношения), а не в его генотипе.

Согласносимволической гипотезе культурогенезаЭрнста Кассирера, человек биологически слабее всех животных. Поэтому он был вынужден неосознанно подражать им, постепенно вырабатывая систему ориентиров в виде символических действий, которые надстраивались над инстинктами. Символы, в свою очередь, обладают функциональной ценностью для существования самого человека. Следовательно, суть процессов культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

Психоаналитическая концепция культурогенеза Зигмунда Фрейда основана на свойстве, возникающем в человеке неожиданно и случайно. Это совесть, благодаря которой человек выделился из царства животных и создал культуру. Согласно Фрейду, феномен совести восходит к первородному греху. Осознание убийства привело к раскаянию человека в совершенном преступлении и появлению культуры как средства преодоления навязчивых переживаний по поводу смертного греха.

Игровая концепция культурогенезаЙоханаХейзинга построена на природной способности человека к игровой деятельности. Хотя игра присуща и животным, но у человека она выступает содержательной функцией со многими гранями смысла. В мифе и религиозном культе зарождаются первичные игровые силы культурной жизни человека. Игра выступает свободной деятельностью людей, которая не имеет индивидуального интереса. Согласно игровой теории, прежде чем изменять окружающую среду, человек сделал это в игре, т. е. в собственном воображении.

Культура возвышает человеческую жизнь над природными условиями. Во-первых, она охватывает все приобретенное знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей. Во-вторых, в нее входят все социальные институты культуры, необходимые для регулирования взаимоотношений между людьми. Таким образом, культурогенез – непрерывный процесс постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых культурных форм деятельности и социального взаимодействия в обществе.

Модели культурной динамики

 

В культурологии, на сегодняшний день, существуют циклическая, эволюционная, синергетическая модели, объясняющие направленность изменений социокультурных динамических процессов. Наиболее древнее представление о культурной динамике – циклическая повторяемость. Концепция жизни «культурных организмов» изложена в работе О. Шпенглера «Закат Европы». Согласно его взглядам, все культуры проходят циклы детства – «весна», юности – «лето», зрелости – «осень» и старости – «зима» (цивилизация).

Аналогичной концепции придерживается А. Тойнби. В своей работе«Постижение истории» он обосновывает круговорот «локальных цивилизаций» через ряд последовательных циклов-стадий динамических изменений: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель. Он считает, что динамика локальных культур (цивилизаций) определяется законом «вызов» и «ответ». Согласно его концептуальным идеям, развитие культуры всегда связано с выбором адекватного ответа на вызов внешних обстоятельств. Отсутствие такой способности ведет к упадку, разложению и гибели культуры.

Питирим Сорокин (1889 - 1968) предложил теорию волнообразной социокультурной динамики. Согласно его теории, развитие культуры проходит через чередование идеационального и чувственного ее типов, а также переходного этапа – идеалистический тип культуры. Культура реализует основополагающий принцип мироощущения и мировоззрения во всех ее формах и всех сфер культурного творчества. Если мировоззренческая система существующей культуры исчерпала себя, то возникает основание для формирования новой культуры.

Эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению. Биологические и культурные механизмы адаптации составляют эволюционное развитие. Выделяют однолинейную и многолинейную эволюционные модели культурной динамики. Согласно однолинейной концепции(Э. Тайлор), в процессе эволюции человека и его культуры выделяется три универсальных последовательно сменяющих друг друга состояния: дикости, варварства и цивилизации. Многолинейная эволюционная модельотказывается от всеобщих законов эволюции и признает множественность путей культурного развития.

Французский биолог, философ и теологПьер Тейяр де Шарден(1881 - 1965) понимает человека как природное существо, обладающее духовной жизнью. По его убеждению, без способности человека к рефлексии, невозможно было бы возникновение культуры. Он широко использует понятие «ноосферы», для объяснения ожидаемого эволюционного развития мира. Результатом эволюции должна стать «сверх жизнь», когда исчезнут расовые, религиозные, экономические различия между людьми, когда человечество сольется в единое целое с природой и Богом.

Основателем нового научного направления «синергетика» стал бельгийский физик русского происхождения Илья Романович Пригожий(р. 1917). Согласно синергетическим идеям, культура предстает как неравновесная, открытая, нелинейная самоорганизующаяся система. Для самоорганизации системы необходимо наличие двух противоположных начал – порядоки хаос. Борьба между ними составляет внутренний механизм формирования и перестройки сложных систем, в том числе и культуры.

Наличие в системе этих двух начал (порядок и хаос) делают систему неравновесной и неустойчивой. В таких условиях случайность может сыграть весьма существенную и даже определяющую роль в судьбе системы. Нелинейность системыозначает множественность путей ее эволюции. При данном понимании динамических процессов становится ясно, что таким сложноорганизованным системам, как культура, нельзя навязывать пути их развития. Проблема управления, в свете синергетической теории, сводится к необходимости понимания того, как способствовать собственным тенденциям развития культуры.

 

Вопросы и задания для контроля:

1. Какие этапы прошла культура в своем развитии?

3. Какие феномены выделяют в динамике культуры?

4. Что такое культурогенез?

7. Какие модели социокультурной динамики существуют?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь