Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 20. Искусство времени Раннего и Древнего царства (3000-23 вв. до н.э.).
Тема изучается студентами самостоятельно Древнейшие истоки культовых представлений египтян и их влияние на отбор сюжетов и изобразительных приемов в живописных и скульптурных произведениях. Культ фараона и его роль в создании монументального стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. Эволюция форм гробниц от мастабы к классической пирамиде. Храмово-пирамидный комплекс фараона Джосера в Саккара (ок. 2800 г. до н.э.). Архитектурный ансамбль в Гизе (ок. 2700 г. до н.э.) - вершина пирамидного строительства. Гизахский сфинкс и статуи Хефрена как пример введения монументальной скульптуры в архитектурный ансамбль. Скульптурный портрет Древнего царства. Основные канонические типы статуй и их стилистические особенности. Своеобразие египетского рельефа. Монументальная живопись. Смысловое и стилистическое единство рельефов и росписей с иероглифическими надписями (требование заупокойного культа и выразительный декоративный элемент архитектуры). Рекомендуемая литература:
Тема 21. Искусство Египта в период Среднего царства (21-18 вв. до н.э.). Тема изучается студентами самостоятельно Борьба фараонов XI-XII династий за объединение и укрепление Египта. Отражение настроений общества в памятниках литературы данного периода (“Спор разочарованного со своей душой”, “Поучение Птахотепа”). Развитие традиций пирамидного строительства, сочетание пирамиды и скальной гробницы в едином комплексе: усыпальница фараонов XI династии Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Сложение классического храма равнинного типа. Карнакский и Луксорский храмовые комплексы. Монументальность и декоративность как определяющие моменты стиля храмовой архитектуры. Использование ордера в архитектурных конструкциях храмов. Искусство времени Эхнатона. Разработка новых тем, изобразительных средств и приемов. Пластика, живопись и художественные ремесла в эпоху Амарны. Творческий метод амарнских скульпторов. Мастерская Тутмеса. Значение археологических открытий Картера. Гробница Тутанхамона. Рекомендуемая литература:
Тема 22. Искусство Передней Азии в древности. Открытие и изучение художественной культуры Передней Азии. Экологические особенности региона и их роль в развитии очагов цивилизации. Своеобразие формирования классовых обществ на территории Передней Азии. Общинные божества. Строительство " домов бога". Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона. Посвятительный характер скульптуры. Появление рисуночного письма и развитие искусства. Главные темы искусства: верования, религиозные действа и земные деяния правителя. Идея величия обожествленного государя. Устойчивость иконографии и специфика канона. Тема 23. Судьба художественных традиций на территории Передней Азии. Тема изучается студентами самостоятельно Ассирия - первое крупное государство, претендовавшее на мировое господство и создание единой культуры древнего общества. Влияние культуры Шумера и Вавилона на формирование ассирийского искусства (типы храмов, строительное искусство и др.). Царские портреты; скульптурные рельефы дворцов. Монументальная архитектура - основной вид художественной деятельности. Зооморфные скульптурные изображения. Нововавилонская художественная культура (VII - VI вв. до н.э.) как наследница предшествующих традиций. Особенности дворцового искусства и его рассвет при Навохудоносоре. Рекомендуемая литература:
Тема 24. Художественная культура античного мира и её особенности. Генезис античного общества. Основные этапы его развития: от крито-микенского (II тыс. - нач. 1 тыс. до н. э.) до эллинистического (конец IV в. до н. э. - IV в. н. э.) периода. Полисная собственность и институт классического рабства.Эллада и Рим как фазы и варианты развития античной культуры. Тема 25. Искусство Эгейского мира. Тема изучается студентами самостоятельно Современные научные взгляды на характер Эгейской культуры и её роль в искусстве Древнего мира. Раскопки Г.Шлимана, А.Эванса, С.Маринатоса. Периодизация Эгейской культуры. Культурные центры Крита: Кнос, Фест, Агиа-триада. Дворцы Крита, особенности их объемно-планировочной композиции. Критская живопись. Основные черты и своеобразие искусства Киклад. Развитие центров Эгейской культуры на материке. Дворцы-крепости Тиринфа и Микен. Искусство ахейцев микенского периода. Рекомендуемая литература:
Тема 26. Поиски героического идеала в искусстве Древней Греции эпохи классики (V в. до н.э.) Персидские войны и их значение в формировании патриотического самосознания греков. Общественный строй греческих городов-государств. Выражение в искусстве пафоса войны и победы. Значение греческого искусства этого периода как силы, организующей сознание свободных граждан. Народный характер искусства V в. до н.э. Создание нового " классического" художественного стиля. Тема 27. Творчество Фидия. Ансамбль афинского Акрополя. Высокая классика - период расцвета греческой демократии. Ведущая роль Афин. Перикл, его внутренняя и внешняя политика. Ведущая роль аттической школы. Творчество Фидия и его значение в мировом искусстве. Идеализация реального образа человека в творчестве Фидия. Строительство на афинском Акрополе. Сооружения акрополя и их скульптурные украшения как средства прославления могущества Афин. Ансамбль акрополя, руководящая роль Фидия в его реконструкции. Значение слагающих ансамбль построек в раскрытии его идейно-художественного замысла. Тема 28. Место и роль искусства в жизни Древней Греции эллинистического периода (конец IV - 1 вв. до н. э.) Тема изучается студентами самостоятельно Эллинизм как новый этап развития рабовладельческого общества. Взаимосвязь греческой и восточной культур. Образование эллинистических держав. Рост новых городов (Александрия, Антиохия, Пергам). Культура этих городов: " Мусей", библиотеки. Возникновение новых школ эллинистического искусства: Александрийской, Пергамской, Родосской. Афинская школа - хранительница традиций. Рекомендуемая литература:
Тема 29. Древний Рим и его вклад в историю мировой художественной культуры. Ранняя римская культура. Влияние этрусского и греческого искусства на римское. Рост римских городов и монументальное строительство. Искусство Римской империи II в. - выражение идеи военной мощи Рима в архитектурных сооружениях и монументальной пластике. Форум Траяна - величайший архитектурный ансамбль императорского Рима. Искусство римских провинций. Римский скульптурный портрет. Тема 30. Архитектура Древнего Рима. Конструктивные особенности и образно-выразительный потенциал. Марк Витрувий и его трактат об архитектуре. Основные законы римского архитектурного формообразования. Выработка канонических типов ордеров. Композиционные, конструктивные и архитектурно-декоративные особенности римского строительства эпохи империи. Применение новых строительных материалов в римской архитектуре. Расширение тематики монументального строительства. Римский жилой дом (инсула и вилла). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы