Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 31. Римский портрет как проблема соотношения индивидуального и идеального.



Тема изучается студентами самостоятельно

Римская пластика. Культ предков и развитие портрета. Натуралистические черты портрета. Идеализм официального искусства эпохи ранней империи. Новые приемы портретирования в искусстве второй половины 1 в. Выявление наиболее значимых черт, обуславливающих психологическую характеристику образа. Сложность композиции, динамичность, реалистический подход к натуре. Романтизм, настроение самоуглубленности в портретах второй половины II в.

Рекомендуемая литература:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Выпуск 1. М., 1985.
  2. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.
  3. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб.. 2002
  4. Бродский Б.И. Жизнь в веках. Занимательное искусствознание. М., 1990.

 

Семинарское занятие № 2

Тема: Проблема канона и творчества в искусстве Древнего Востока.

Вопросы:

  1. Канон в искусстве Древнего Ближнего Востока. Религиозно-мифологические и идейно-художественные особенности.
  2. Синтез искусств в Древнем Египте и специфика художественного канона.
  3. Канонические принципы в искусстве Месопотамии (Ассиро-Вавилонские художественные традиции).

Рекомендуемая литература:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Выпуск 1. М., 1985.
  2. История искусства. Первые цивилизации. М., 1998.
  3. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб.. 2002.
  4. ЗамаровскийВ. Их величества пирамиды. М., 1986.

 

Семинарское занятие № 3

Тема: Искусство античного мира.

Вопросы:

  1. Античное искусство Древней Греции и Древнего Рима. Общие черты и особенности.
  2. Пластический идеал в греческой скульптуре. Специфика сложения и эволюции греческого реализма в пластическом искусстве.
  3. Римский скульптурный портрет. Истоки и особенности эволюции.
  4. Значение античного искусства в истории мировой художественной культуры.

Рекомендуемая литература:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Выпуск 1. М., 1985.
  2. Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. М., 1980.
  3. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.
  4. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб.. 2002
  5. Бродский Б.И. Жизнь в веках. Занимательное искусствознание. М., 1990.

 

 

Раздел IV. Искусство средних веков.

Тема 32. Искусство средних веков и его типология.

Проблемы многообразия и неравномерности развития культур феодального мира. Лидирующая роль народов Востока в культуре раннего феодализма; посредническая функция народов Ближнего востока в освоении европейской культурой ценностей античности и Востока. Материально-производственные предпосылки художественной культуры средневековья. Социальная структура феодального общества и дифференциация художественной культуры (церковная, феодально-светская, ремесленно-городская). Теологическая модель мира и её региональные варианты.

Тема 33. Византийское искусство и его периодизация.

Византийское государство и его преемственность по отношению к Риму. " Вертикальная подвижность" социальной структуры византийского общества. Мироощущение " ромея". Торгово-ремесленные центры - место синтеза античной и ближневосточной культур. Три этапа социально-политической истории Византии и её культуры.

Тема 34. Модель мира в византийском искусстве. Храмовое действо как синтез искусств.

Особенности философских оснований византийской художественной культуры: слово, свет, символ, образ. Модель мира в византийском искусстве: космогоническая символика храма; гностический смысл изображений (мозаика, фреска, икона). Уникальный литургический синтез храмового действа.

Тема 35. Византийское искусство комниновского периода (XI - XII в.).

Тема изучается студентами самостоятельно

Расцвет феодализма в Византии XI - XII вв. Государство этого периода, борьба с внешними врагами, блестящий расцвет культуры и искусства. Византийская архитектура комниновского периода. Монастырское зодчество. Сложение типа " приходской" церкви в городской среде. Монументальное искусство. Мозаики Софии Константинопольской. Иконография и роль христианских канонов. Абстрактно-символическое и реальное в средневековой византийской живописи. Работы византийских мастеров за пределами Византии.

Рекомендуемая литература:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Выпуск 1. М., 1985.
  2. Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006. Культура Византии. М., 1984.
  3. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.
  4. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. М., 1981.

 

Тема 36. Средневековое искусство Западной Европы. Общая характеристика.

Сложение духовной культуры западноевропейского средневековья в результате столкновения и взаимодействия культур " варварских" народов, античного наследия и Востока. Роль католической религиозной идеологии в этом процессе. Хронология и периодизация искусства Западной Европы в средние века - дороманский (" меровингский" - VI - VII вв., " каролингский" - VIII - IX вв.), романский (XI - XII вв.) и готический (XIII - XIV вв.) периоды. Подвижность хронологических рамок в пределах региона и по отношению к разным видам искусства.

Тема 37. Романское и готическое искусство средневековой Европы.

Происхождение терминов " романский" и " готический". Романское искусство как искусство эпохи развитого феодализма. Общность основных черт романского стиля для всех стран Западной Европы и различие отдельных приемов в местных школах. Строительные приемы, типы сооружений и основные стилистические черты в романской архитектуре. Рельеф как характерный для романского периода вид скульптуры, его связь с архитектурой и обусловленность плоскостными формами последней. Идеологические и декоративные функции скульптуры. Готика как искусство периода роста городских коммун. Усиление в готике рационализма и реалистических тенденций как результат воздействия идеологии бюргерства. Доминирующая роль архитектуры и её влияние на развитие изобразительного искусства. Соединение монументально-конструктивного и декоративного начала в образном строе готического храма.

Тема 38. Роль средневекового искусства в развитии мировой художественной культуры.

Тема изучается студентами самостоятельно

Эмоциональная, тематическая, изобразительно-художественная уникальность искусства средних веков в истории мировой художественной культуры. Универсальность социального адреса художественного творчества (от храмового действа до выступления странствующих певцов и актеров). Коллективные формы существования художественной культуры средневековья (фольклорно-обрядовые и культовые ритуальные действа, " замковые" пиры и турниры, массовые празднества и карнавалы). Философско-эстетическое самосознание средневекового искусства.

Рекомендуемая литература:

1. Нессельштраус Ц.Г. Искусство средних веков. М.1969.

2. Тяжелов В.М. Искусство Средних веков. М., 1975.

3. Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006.

4. Культура Византии. М., 1984.

5. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб.. 2002.

 

Раздел V. Искусство западной Европы Нового и Новейшего времени (XV - XX вв. )

Тема 39. Западноевропейская культура эпохи Возрождения. Общая характеристика.

Предпосылки " величайшего прогрессивного переворота". Естественно-научные знания и изменения представлений о пространстве и времени. Предметный мир культуры. Формирование новой психологии и автономизация личности. Антропоцентризм художественной картины мира; обращение к античному наследию. Гуманизм и универсализм художественной культуры Возрождения. Становление профессиональной художественной культуры; роль меценатства и патронирования в этом процессе. Фольклорный пласт художественной культуры. Процессы демократизации художественной жизни в эпоху Возрождения. Морфология искусства и её осмысление в теоретических трактатах (Альберти, Леонардо, Гиберти, Дюрер) Ренессансный синтез искусств.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь