Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 65. И.Е.Репин и В.И.Суриков - крупнейшие представители русской реалистической школы живописи второй половины XIX в.



Историческая живопись среди других жанров русской художественной школы. Новое осмысление роли народа как действенной силы творящей историю в полотнах В.И.Сурикова. «Утро стрелецкой казни». Идея, тема и сюжет произведения. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени в картине. " Боярыня Морозова". Композиционные и цветовые решения, которые помогли художнику раскрыть замысел произведения. Творчество А. Иванова как один из важных истоков творчества Сурикова. Историческое полотно И.Е. Репина " Иван Грозный и сын его Иван". Идея, композиция картины и колористическое решение. Глубина психологических характеристик в портретном искусстве Репина.

Тема 66. Искусство рубежа XIX - XX в.

Идеи времени в творчестве русских художников на рубеже веков. Новое, по сравнению с искусством передвижников, отношение к проблеме человека и общества. Открытие новых путей художественного поиска. Стиль модерн. Расцвет портретного искусства, графики, театрально-декорационного искусства. Портрет в творчестве В.А.Серова. Философское осмысление жизни, мысль о величии и непобедимости человеческого духа - лейтмотив творчества М.А.Врубеля. " Мир искусства" - журнал и выставочное объединение. Просветительская роль " Мира искусства". Изучение и утверждение высоких художественных достижений русского искусства XVIII - начала XIX в. Общая характеристика основных мастеров, входивших в объединение.

 

Семинарское занятие № 8.

Тема: Русское искусство XIX – начала XX века. В поисках национального своеобразия.

Вопросы:

1. Формирование русской демократической эстетики и её влияние на изобразительное искусство.

2. Создание Товарищества передвижных художественных выставок и его деятельность. Метод критического реализма в творческой практике художников ТПХВ.

3. Специфика художественно-образного мышления в русской культуре рубежа веков. Стилевые особенности эпохи.

4. Национальные традиции и их понимание в творчестве крупнейших мастеров русского искусства рубежа веков.

5. Коллекционирование произведений искусства как важнейший феномен художественной жизни в XIX – начала XX века.

Литература:

1. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М., 1993.

2. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX в. М., 1984.

3. Наков А. Русский авангард. М., 1991.

4. Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006.

5. История русского искусства. Учебник для художественных вузов. В 2-х т. 2-е изд./Под. Ред. Раковой М.М. и др./М., 1980. Т.2., кн. 1-2.

6. Аленов М.М. и др. Русское искусство Х = начала ХХ века. М., 1989.

 

 

Тема 67. Авангардное искусство в русской культуре первой четверти XX в.

" Голубая роза" и символистское движение в русской живописи 1900 -1910-х годов. Творчество К.С.Петрова-Водкина. Художественные устремления мастеров " Бубнового валета" и " Ослиного хвоста". Русский примитив и его ориентация на национальное наследие. Динамика, стремительная смена поколений художников в середине 1910 годов. Изобилие групп и художественных направлений. " Манифестационный характер" утверждения новых художественных принципов. Своеобразие русского авангарда по отношению к аналогичным явлениям на Западе. В.В.Кандинский, К.С.Малевич и М.Ларионов - крупнейшие мастера и теоретики русского авангарда.

Тема 68. Советское изобразительное искусство и архитектура.

Радикальное преобразование всех сфер художественной культуры России в послеоктябрьские годы. " Революция и искусство", " искусство и народ" - центральные проблемы художественного творчества. Политическая доминанта художественного сознания в советское время. Нарастание регулятивного воздействия идеологизированного администрирования на художественные процессы 30 - 50-х годов, унификация художественного сознания: сложение и окостенение " нормативно-лакировочной эстетики"; фальсификация истории и искажение современной картины мира; " социальные маски" в искусстве. Роль искусства в утверждении социально-психологической атмосферы советского патриотизма и высокой гражданственности в годы Великой Отечественной войны. Искусство политической " оттепели" рубежа 50-60-х г. Мифологемы официального искусства 70-х - нач. 80-х г.; утрата ими фундаментальных мировоззренческих и нравственно-эстетических основ творчества. Искусство андеграунда.

Тема 69. Новейшие искания в отечественном искусстве конца XX в.

Открытый характер художественной культуры в " перестроечное" и " постперестроечное" время. Художники России в постмодернистской " деконструкции" ценностей и представлений общества. Традиционные институты культуры и художник. Нигилизм и мистицизм в творчестве современных мастеров авангарда. Понятие " своего" и " чужого" для русского художника на рынке искусства Западной Европы и США.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная литература:

Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Выпуск 1, 2 М., 1985.

Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М., 1989.

Муравьев. Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., 1984.

Х.В.Янсон и Э.Ф. Янсон. Основы истории искусств. СПб., 1996.

Алленов М.М. и др. Русское искусство Х - начала ХХ века. М., 1989.

 

Дополнительная литература:

К разделу 1.

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

2. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.

3. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990.

4. Алексеева В.В. Что такое искусство? Выпуск 2. М., 1979. С.20-55; 150-207.

5. Алексеева В.В. Что такое искусство? Выпуск 1. М., 1973. С.144-160.

6. Головин В.П. От амулета до монумента. Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М., 1999.

К разделу 2.

1. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. М., 1981.

2. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М. 1973.

 

К разделу 3.

1. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

2. ЗамаровскийВ. Их величества пирамиды. М., 1986.

3. Златковская Т.Д. У истоков европейской культуры. Троя. Крит, Микены. М„ 1961.

4. Искусство Древнего Египта. М.. 1972.

5. Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. М.. 1978.

6. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1977.

7. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1968.

10 Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

11. Бродский Б.И. Жизнь в веках. Занимательное искусствознание. М., 1990.

 

К разделу 4.

1. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М., 1964.

2. Культура Византии. М., 1984.

3. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.

4. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. М., 1981.

5. Нессельштраус Ц.Г. Искусство средних веков. М.1969.

6. Тяжелов В.М. Искусство Средних веков. М., 1975.

К разделу 5.

1. Алпатов В.М. Этюды по истории западноевропейского искусства М., 1963.

2. Алпатов В.М. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.

3. Герман М.Ю. Уильям Хогарт и его время. Л. 1971.

4. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М., 1964.

5. Даниэль С.М. Европейский классицизм. СПб., 2003.

6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.. 1993.

7. Искусство XVIII века. М., 1977.

8. Некрасова И.М. Романтизм в английском искусстве. М., 1975.

9. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1976.

10. Полевой В.М. Искусство ХХ века. М., 1991.

11. Прокофьев В.Н. Теодор Жерико. М., 1963.

12. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. М.; Л„ 1973.

13. Современное изобразительное искусство капиталистических стран. М., 1961.

14. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

 

К разделу 6.

1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

2. Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.

3. История русского искусства Х - начала XX в. М., 1986.

4. История русского искусства. Учебник для художественных вузов. В 2-х т. 2-е изд./Под. Ред. Раковой М.М. и др./М., 1980. Т.2., кн. 1-2.

5. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

6. Комеч А.И. Древнерусское зодчество Х - XII в. М., 1982.

7. Муравьев. Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., 1984.

8. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М., 1993.

9. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX в. М., 1979.

10. Бродский Б. Сердце Родины – Кремль. М., 1996.

11. Эфрос М.А. Два века русского искусства. М., 1969.

12. Наков А. Русский авангард. М., 1991.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь