Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


V. 11. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ



Западноевропейская цивилизация, в целом имеет прогрессивную динамику. В общих чертах ее исходной базой является культура античности и мировоззренческая парадигма христианства. Одним из связующих звеньев западноевропейской культуры с античностью была и культура устоявшей от «падения» средневековой Византии, существовавшей после «падения Рима» (476 г.) еще около 1.000 лет.

Развитие западноевропейской культуры можно разделить на два крупных периода: средневековой романо-германской культуры и культуры Нового времени. Их связывает эпоха, называемая «Ренессансом», которая характерна возникновением громадного интереса к античной культуре и стала решающим поворотом к культуре Нового времени.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ началось «Великим переселением народов» и возникновением на территории Западной Римской империи (V в.) «варварских» королевств франков, бургундов, вестготов, лангобардов, англо-саксов и др. «Варвары» восприняли утвердившееся здесь христианство и в большинстве (кроме Англии) освоили разговорную латынь.

Вместе с христианизацией в процесс формирования западноевропейской культуры втягивались и народы, находившиеся раньше вне «поля» влияния античной культуры (скандинавы, западные славяне, венгры и др.). В средневековье сформировались современные европейские языки и народы.

Средневековая западноевропейская культура была христианско-теоцентричной. Главенствующая роль римско-католической церкви, латынь — как язык церкви, письменности и образования — объединяли средневековую западноевропейскую культуру в единое целое. Стержнем средневековой культуры стало христианство, определившее ее характерные черты. В картине мира средневекового человека весь мир осознавался как проявление божественной мудрости, символического выражения отношения Бога к человеку. Познание мира и вся деятельность человека были устремлены к Богу, культуре была присуща устремленность ввысь, от земного к небесному, духовному.

У католиков (греч. «katholikos» — «всеобщий, вселенский») была строгая централизованная церковная организация во главе с папой Римским. Католицизм разделяет догматы об исхождении «святого духа» только от Бога-отца, о чистилище, где «души» могут очищаться для вхождения в рай, о непорочном зачатии девы Марии. Введение католиками в 1140 г. праздника непорочного зачатия девы Марии привело к развитию культа Богоматери. (Madonna — от лат. «mia donna» — моя госпожа). Обязательно безбрачие духовенства. Православная церковь всех этих догматов не признает.

***Теодицея (от греч. «theos» Бог и «dike» справедливость) возникшее в средневековье философско-богословское учение. Его идея снять с Бога ответственность за существование зла и согласовать наличие зла на Земле с представлениями о Боге, как абсолютном добре. Зло богословами или не признается, или рассматривается как испытание, ниспосланное Богом в мир.

***Икона (от греч. «eikonos» образ, изображение) изображение в католической и православной церкви Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и святых, которые имеют священное значение. Но протестанты не признают святости икон. В Византии (в VIII IX вв.) из-за богословских споров возникло «иконоборчество», длившееся около 150 лет. При одних императорах иконы сжигали, при других восстанавливали.

***Схизма (греч." schisma" раскол) разделение христианской церкви на католическую и православную. Наметилось после раздела Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. Разделял и язык византийское богослужение шло по-гречески, западное по-латыни. В 1054 году из-за взаимной анафемы восточных патриархов и римского папы христианство окончательно разделилось на православие (Византия, Русь, болгары, сербы, грузины, румыны и др.) и католицизм (Западная Европа).

Схоластика (от лат. «schola» — «школа») — религиозная философия XI-XIV вв. на первое место выдвигала авторитет Святого Писания, постановлений Вселенских соборов, творений отцов церкви, как к конечному критерию истины. Расцвет схоластики с ее формально-логическим способом философствования (Абеляр, Фома Аквинский), был направлен на разъяснение истин христианского учения.

Средневековое общество больше всего интересовали богословские вопросы:

— Проблема Святой Троицы — как сосуществуют Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, будучи разными ипостасями и составляя в то же время нераздельное единство?

— Проблема Боговоплощения — как в Христе совместилось человеческое и божественное?

— Теодицея (греч. «theos» — «Бог» и «dike» — «справедливость») — религиозно-философская теория, цель которой — снять с Бога ответственность за существование зла на земле, а также согласовать наличие зла с представлением о Боге как абсолютном добре. При этом зло или не признается, или рассматривается как испытание, ниспосланное Богом в мир.

В средневековой западной культуре можно выделить основные черты:

— противоборство двух культур — церковно-религиозной и народной, связанной с дохристианскими верованиями;

— несмотря на это противоборство, наличие целостности, обеспеченной богословием и религией: существовала определенная система знаний и особое миропонимание для всех, в соответствии с которым жили люди;

— консерватизм, догматичность и авторитарность религиозных ценностей, что вело к идейной нетерпимости к малейшим от них отклонениям (инквизиция, гонения на еретиков);

— типизация и символичность в искусстве: наиболее распространенным литературным жанром были жития святых, в архитектуре — собор, в живописи — икона, в скульптуре - персонажи священного писания;

— поскольку священное писание было только на латинском языке, недоступном рядовым прихожанам, икона выступала в качестве «Библии» для неграмотных масс.

Инквизиция (от лат. «inquisitio» — розыск, расследование) — в римско-католической церкви в XIII-XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти, созданные для борьбы с любым инакомыслием (ересями). «Еретиков» и «ведьм» пытали и жгли на кострах. В XV в. испанский инквизитор Торквемада за 17 лет казнил три тысячи человек. В XVI-XVII вв. в Западной Европе развернулась настоящая охота на «ведьм», жертвами которой стало более миллиона человек. Инквизицию официально упразднили только в середине XIХ в.

Для средневековья был характерен аграрный, натуральный тип экономики. Характерно сочетание крупной земельной собственности (феод — наследственное землевладение) с подчиненным ей мелкими крестьянскими хозяйствами; сословная организация общества; господство христианских ценностей. Развивалось ремесленничество, торговля; появлялись свободные от власти духовенства и сеньоров города, которые становились серьезной политической силой. Беглый крепостной, прожив в городе год и один день, становился свободным. Родилась поговорка: «воздух города делает человека свободным».

Крестовые походы были отражением христианских идеалов средневекового рыцарства, и преодолением культурной замкнутости через знакомство с византийско-православной и арабо-мусульманской культурой. Культурные контакты происходили и через захваченную мусульманами Испанию. В ее высших школах совместно обучались иудеи, мусульмане и христиане.

Церковь осуждала народные пляски и развлечения, но ей приходилось считаться и с тем, что в Ветхом Завете упоминаются песни, пляски и игра на музыкальных инструментах царей Давида, Соломона и др. В крестьянском быту сохранялись различные суеверия, но и священники порой звонили в колокола, чтобы прогнать ураган, окропляли «святой водой» местность, чтобы добиться хорошей погоды и урожая.

Несмотря на церковные запреты, в быту сохранялся жизнеутверждающий импульс народной культуры, связанной с дохристианскими праздниками, обычаями и обрядами. Еще в XV в. один английский монах осуждал народную игру, в которой молодежь передает большой мяч не по воздуху, а толкая его ногами по земле. Он называл «футбол» скверной и недостойной игрой, которая приводит к увечьям и междоусобицам.

Средневековая культура отражала церковно-религиозные и рыцарские идеалы. Таковы эпосы «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», творчество трубадуров, миннезингеров, рыцарский культ «Прекрасной дамы». Считающиеся сегодня наиболее знаменитыми достижениями готической средневековой архитектуры — собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе (в котором короновались французские короли) начали строить в XIII в. и завершили в XV в., Кёльнский — только в XIX в.

Школьное обучение было необязательным. Светские школы (в основном в Италии) были редки, были распространены монастырские и церковные школы с суровой дисциплиной и розгами. Там учили читать и писать только на латыни и церковному пению.

Сложившаяся в поздней античности (III-V вв. н. э.) система обучения семи «свободным искусствам» (лат. — artes liberates) в средневековой Европе стала основой школьного и университетского образования. Их изучение давало общее образование, затем изучали собственно университетские науки (лат. — «universum scientiae») — теологию, юриспруденцию, медицину. Название высшего учебного заведения — «studium generale» относилось только к тем школам, где кроме семи «свободных искусств», было обеспечено преподавание хотя бы одной специальной университетской дисциплины.

Средневековые университеты возникли только в XII в. — Парижский, Болонский, Оксфорд, Кембридж и др. С именем капеллана Людовика IX Робера де Сорбонна связано создание колледжа (1257-58 гг.), поначалу общежитие для магистров, обучающихся богословию.

***

РЕНЕССАНС И РЕФОРМАЦИЯ. В современную науку термин «Ренессанс» (фр. — «Возрождение») ввел швейцарский ученый Я. Буркхардт [«Культура Ренессанса в Италии», 1860]. Именно так Дж. Вазари в 1550 г. назвал культуру своей эпохи: «Возрождение науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, преимущественно у греков».

Основные черты культуры Ренессанса (XIV-XVI века).

— обращение к античной культуре;

— гуманизм (утверждение права человека на счастье в земной жизни);

— антропоцентризм (интерес к человеческой личности, человек-творец наделен активной созидательной силой, как и Бог);

— оптимистичность, ясность, открытость человека; гармония системы ценностей.

— интеллектуализм (вера в разум, научный опыт и наблюдение);

— универсализм (содружество ремесла, науки и искусства).

— изменяется отношение человека ко времени: приходит осознание времени как бесконечности, текущей из прошлого в будущее.

Родной почвой Ренессанса была Италия. Возникновение идей гуманизма характерно поворотом интересов личности от средневековых религиозных устремлений к Богу — к раскрепощению, самоутверждению в реальном мире.

Гуманизм не был широким общенародным движением, и его глубокое воздействие на европейскую культуру было опосредствованным, со стороны элитарных слоев общества.

Гуманисты обратились к возрождению образов и ценностей античной культуры (отсюда и понятие «Возрождение»). Мировоззренческие идеи гуманизма разрабатывались в кружках интеллектуальной элиты, таких, как «Платоновская академия» Фичино и др. Известную роль в этом играли и греки-интеллектуалы, приехавшие в Италию после завоевания Византии турками.

Для эпохи Ренессанса характерно появление двух выдающихся типов человека — ученого-интеллектуала и художника. Их индивидуализм — возвышение «духа» человека нового времени в противоположность коллективизму средневековья. Мыслителями-гуманистами были М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, Т. Мор, Дж. Бруно, Т. Кампанелла и др. Гениальной личностью эпохи был разносторонне образованный ученый и художник Леонардо да Винчи.

Личная убежденность в правоте была характерна и мореплавателям. Только это позволило Колумбу плыть на Запад, а Магеллану — вокруг земного шара.

В труде Н. Макиавелли «Государь» родилось новое политическое мышление, связанное с открытием принципа разделения церковной и светской властей, отходом от средневековых ориентаций на главенство римской церкви. Возникают литературно-философские социальные утопии: премьер-министр Англии Т. Мор («Утопия»), католический монах Т. Кампанелла («Город Солнца»).

С изобретением книгопечатания (И. Гутенберг) и стремительным развитием типографского дела, активно развивается литература на национальных языках.

Появилась экспериментальная наука: механика и астрономия Галилея, медицина (А. Везалий, Парацельс), Н. Коперник создал гелиоцентрическую систему мира. Но научные идеи распространялись в борьбе с церковно-средневековым мировоззрением. Были сожжены Дж. Бруно, врач М. Сервет, казнен Т. Мор, долгие годы провел в монастырской тюрьме Т. Кампанелла и т. д. В Германии М. Бехайм создал глобус (1480-1507 гг.), в Нидерландах Г. Меркатор — современную картографическую проекцию (1595 г.).

Как писал русский ученый В. Розанов, Ренессанс, как «новая история есть антитеза средним векам; человек не хочет более о себе молчать: всякое малейшее чувство, шелохнувшуюся мысль, он торопится высказать другим, зарисовать ее в красках, расцветить в звуках, непременно закрепить печатным станком». В Италии творили Данте («Божественная комедия»), Петрарка (сонеты), Боккаччо («Декамерон»); флорентийцы, художники Джотто, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микельанджело, венецианцы Джорджоне, Тициан и др. Зарождалась теория искусства: «Трактат о живописи» Альберти, названный труд Вазари, теоретическое обоснование «золотого сечения» (Леонардо да Винчи).

Из Италии идеи Ренессанса «выплеснулись» в другие страны. Деятелями «Северного Возрождения» были литераторы Ф. Рабле (Франция), В. Шекспир (Англия), художники А. Дюрер (Германия), П. Брейгель (Нидерланды) и др. Ярким поэтом немецкого Ренессанса был нюрнбергский мейстерзингер Г. Сакс, десятки песен которого распевали по всей Германии.

Для этой эпохи характерно народное ренессансное мировосприятие, которое Ф. Рабле отразил в книге «Гаргантюа и Пантагрюэль». Действие относится к 1552 г.

Карнавалы были популярны в Италии и Южной Франции еще в средневековье, но широкое распространение получили в эпоху Ренессанса. Характерно, что папа Юлий III в начале XVI века возродил карнавалы даже в Риме.

***М. Бахтин в работе «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения» (1965 г.) назвал мир карнавала с его обрядами, перевёрнутыми «с ног на голову» понятиями и соответствующими моделями поведения человека «карнавально-смеховой культурой». Мир карнавала не эквивалентен просто «смешному», это некий мир «наоборот», выход из повседневной реальности. Мир «карнавально-смеховой культуры» противоположен средневековому идеалу достижения святости пути человека наверх, к Богу. Ведь Иисус в евангелических рассказах никогда не смеётся, а лишь грустно улыбается. В средневековье смех считался атрибутом дьявола («дьявольский смех» у Мефистофеля), и «смеховой» мир – путь человека вниз, к дьяволу.

В карнавальном веселье, переодеваниях, шутовстве, играх, участвовали все слои населения: простолюдины, шуты, мимы, бродячие артисты, знатные синьоры и духовные лица. Особое течение времени в мире карнавала отделяло массы людей от повседневности. Привычный уклад жизни, принятые нормы здесь меняли свое значение «наоборот»: мужское менялось с женским, умное с глупым и т. п. Обычной одежде противопоставляли лохмотья, богатству бедность, церкви – таверну, кабачок. Пародировалась и церковная служба. Переодевались в одежду другого пола, надевали маски, подчеркивали телесную наготу, пол. В смеховых текстах допускались нескромные шутки, нецензурные выражения (происходящие от сохранившегося языческого ритуального сквернословия).

В последний век Ренессанса (XVI век) началась религиозная Реформация, которая всколыхнула народные массы Германии, Нидерландах, Англии, Швейцарии, Франции и др.

Главным деятелем Реформации, направленной против католицизма, стал немецкий священник Мартин Лютер. 31 октября 1517 г. М. Лютер прибил к дверям свой церкви в Виттенберге 95 «тезисов», где потребовал исправления церкви в духе первоначальных евангельских идеалов, осудил торговлю индульгенциями, право римского папы управлять церковью и др. Церковники вынесли решение, осудившее его, но 5 князей и 14 городов на сейме 1529 года поддержали М. Лютера и подписали «Protestatio» (отсюда – протестанты) против попытки ограничить свободу совести.

Аугсбургское исповедание (1530 г.) было изложено учеником Лютера — Меланхтоном. Его основные принципы:

— обращение, в основном, к Новому Завету, а не к Ветхому Завету;

— принцип «sola fide» (по лат. — только верой) — человек заслуживает вечного спасения лишь благодаря своей личной искренней вере в искупительную жертву Христа (в противоположность католицизму и православию с их утверждением, что «вне церкви нет спасения»);

— резко негативное отношение к папству, монашеству, целибату (безбрачию) духовенства;

— признание меньшего, нежели семь, числа таинств (только таинства крещения и евхаристии (причастие).

В протестантизме сохраняется алтарь. Богослужение ведется на национальном языке. Священники ведут семейную жизнь. Протестанты стремились упростить богослужение, сделать церковь «дешевой», они допускали росписи храмов и музыку (пение хоралов всей общиной под орган). Протестантские хоралы стали мощным источником для формирования новой музыки (Бах, Гендель и др.).

Видным деятелем Реформации был и Жан Кальвин (Женева), который выдвинул идею провидения: «Бог (...) посредством своего сокровенного решения управляет полностью всем существующим, и ничто не происходит такого, чего он сам не дозволил мудростью и волей своей»; и идею предопределения, которая заключается в том, что Бог предназначает одних людей для вечной жизни, а других — для вечного проклятия.

Признаком богоизбранности у протестантов является успех в работе, умножение богатства. Так протестантизм обосновал складывающиеся буржуазные социально-экономические отношения. Реформация, как широкое общественное движение, всколыхнула сознание народных масс. Идеи протестантизма и социально-утопические надежды масс вызвали в Германии крестьянскую войну под руководством Т. Мюнцера, но Лютер это восстание осудил.

***Во Франции начались гражданские войны между католиками и протестантами (называемых гугенотами, от искаженного нем. «Die Genossen» товарищи), которые продолжались всю вторую пол. XVI в. Из восьми войн наиболее ожесточенными были первая (1562—1563), четвертая (15731574), толчок к которой дала «Варфоломеевская ночь», и восьмая (15851598).

В августе 1572 г. гугеноты, приглашенные на свадьбу короля Генриха IV, были перебиты католиками. Было убито 30 тыс. гугенотов. По Нантскому эдикту 1598 г. государственной религией во Франции остался католицизм. Протестантам разрешалось отправление культа, гарантировались гражданские права, тайными статьями эдикта за ними закреплялся ряд крепостей. Отголоски гражданских войн захватывали Францию и в XVII в. После отмены в 1685 году королем Нантского эдикта и гарантии веротерпимости двести тысяч протестантовгугенотов, спасаясь от религиозных преследований, бежали в Германию, Швейцарию, Голландию, Англию, Америку.

Католическая церковь с помощью инквизиции проводила «контрреформацию», укрепляя свои позиции в Западной Европе и в Латинской Америке (испанские и португальские колонии).

***

НОВОЕ ВРЕМЯ. Культура Нового времени выдвинула науку, технику и светскую культуру доминантами развития западного общества.

С буржуазных революций в Нидерландах, Англии, Франции, в Западной Европе началось становление капиталистических отношений, утверждение научно-рационального мышления, развитие науки и техники, секуляризация церкви, формирование новых эстетических идеалов (художественные течения «барокко», «рококо», «классицизм», «романтизм», «реализм» и т.д.).

Распространяется атеизм, оттесняя религию на второй план. Появился историзм в науке, который распространялся в общественном сознании: ведь до Нового времени все люди считали, что история человечества насчитывает только библейских семь тысяч лет.

Началась эпоха открытия для европейцев культуры других народов (Америки, Индии, Китая, Японии, Филиппин и др.). Великие географические открытия способствовали развитию кораблестроения, возрастанию роли торгового капитала, стремительному накоплению золотых запасов у европейских монархов и банкиров, установлению приоритета товарно-денежных отношений и, как следствие, благоприятных условий для развития капитализма.

В XVII-XVIII вв. в Западной Европе стремительно нарастала промышленная и экономическая деятельность, что привело и к прямому изменению банковского дела.

***Экономист, шотландец Джон Ло понял, что благосостояние страны зависит от финансового оборота изобилие денег оживляет торговлю и развитие производства. Он предложил правительству Франции, переживавшей финансовый кризис, ввести бумажные деньги. В 1716 г. Джон Ло открыл в Париже Всеобщий банк, вскоре названный королевским. Золотые, серебряные монеты, драгоценности, государственные долговые обязательства заменили бумажными банкнотами. Французская экономика оживилась. Но количество напечатанных денег намного превысило реальное обеспечение их банком, что вскоре обеспечило финансовый кризис. В 1720 г. герцог Бурбонский предъявил банку банкноты на 60 млн. ливров и увез звонкую монету на трех каретах. Касса опустела, началась паника, Джон Ло сбежал. Банкноты стали просто бумажками с картинками. Королевский банк закрыли.

Эта первая финансовая пирамида надолго затормозила введение бумажных денег. Но, в дальнейшем «государственные мужи» поняли, что банкноты идеальное средство «околпачивания» масс – ведь ни в одной стране люди не знают, какова их реальная стоимость. Бумажные ассигнации были введены в России при Екатерине II (1769 г.).

XVIII век — эпоха Просвещения характерна утверждением светского образа жизни, расцветом классицизма (живопись, театр, музыка), развитием науки и свободомыслия. Просветители называли искусство средством возвышения человека, совершенствования духовной жизни, нравственности, исправления общественных пороков. Д. Дидро писал: «Сделать добродетель — притягательной, а порок — отвратительным, вот истинная цель для всякого честного человека, владеющего пером или кистью, или резцом скульптора».

Ж.-Ж. Руссо, отмечая противоречивый характер буржуазного общества, писал, что «цивилизованные» народы испорченные, «развращенные», развитие наук и искусств не способствовало улучшению их нравов. Идеализируя жизнь крестьян, заокеанских туземных племен («естественного» человека), он призывал «вернуться назад, к природе».

XVIII в. стал временем распространения в общественном сознании идей Свободы, Равенства и Братства. Под такими лозунгами прошла Великая Французская революция 1789-94 гг., идейно подготовленная мыслителями-просветителями (Вольтер, Дидро, Руссо и др.). Эпоха Просвещения и Французская революция по своим последствиям совершенно преобразили культуру Западной Европы, вдохнув в нее рационализм, светский образ жизни, свободу личности и вероисповедания. Самодержавные монархии начали сменяться конституционными монархиями и республиками. Происходило формирование политических партий, законодательно предопределялось их противоборство.

В течение XVI-XIX вв. в Латинской Америке на базе европейских языков и христианства происходило постепенное смешение культуры европейских колонистов с культурой индейцев-аборигенов и привозимых из Африки негров. Восстание негров на Гаити привело к появлению в 1792 г. первой в Америке свободной негритянской республики.

Если XVII век характерен выдающимися научными открытиями в естественных науках, физике, астрономии, которые продолжились и в последующие века, то в XVIII веке — на первом плане было практическое развитие механики и техники, с конца века энергия пара стала эффективно использоваться в промышленности. XIX век стал веком «электричества», XX век — открытием и использованием атомной энергии.

В XIX вв. городской образ жизни, связанный с промышленностью, экономикой и финансами, охватывает все больший процент населения стран Западной Европы. С каждым десятилетием происходили новые технические достижения: появлялись железные дороги, пароходы, электричество, телефон и др. Возникают Академии наук и начинается расцвет экспериментальных наук (физика, химия и др.), при доминировании естественных.

Французский ученый Луи Пастер (1822—1895) стал основателем бактериологии. До ее возникновения врачи не знали причин инфекционных заболеваний и не умели с ними бороться. Пастер открыл, что инфекционные болезни имеют своих возбудителей — микробов. Так медикам стало известно об этих врагах человечества и где они таятся. Открытия таких микробов последовали одно за другим. Немецкий ученый Р. Кох (1843-1910) обнаружил возбудителей туберкулеза и холеры, его ученики выявили дифтерийную и брюшнотифозную палочки. Русский ученый А.В. Григорьев открыл в 1891 году возбудителя дизентерии и т.д.

Развиваются экономические и политические теории. Пресса превращается в «четвертую власть» (после законодательной, исполнительной, судебной). Развитие литературы и науки стимулирует книгоиздательское дело: Европа становится регионом господства книжной культуры (в противоположность устной культуре античности и средневековья). Этому способствует развитие школьного образования. В 1870 г. в Англии принят закон об обязательном обучении детей и всеобщей грамотности.

В XVI-XX вв. поначалу «локальный» тип западноевропейской культуры вместе с европейскими переселенцами и миссионерами распространяется в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке (республики европейцев-протестантов — «буров»).

Западноевропейский тип культуры в наибольшей степени характерен динамичностью, новациями в науке, технике, искусстве, экономике и политике, которые распространяются в ХХ в. как важнейшие черты всей современной общемировой культуры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь