![]() |
Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика готики.
Готика (Готический стиль) – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в период с XIII по XV века. Общая характеристика стиля Готика Готика – в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое “лицо”: огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов. Характерными элементами в дизайне интерьеров становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня. Вследствие этого основными чертами могут считаться иррационализм, дематериализация, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность. Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Творчество Брунеллески. Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Filippo) (1377–1446) Начало карьеры Филиппо Брунеллески начал свою творческую карьеру как скульптор в 1401 году, разделив с Гиберти первое место в конкурсе на оформление дверей флорентийского баптистерия. Однако колоссальное влияние Брунеллески на современников связано прежде всего с архитектурой. Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций. С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Альберт называл его первым среди тех, кто способствовал возрождению искусства во Флоренции, и посвятил ему «Трактат о живописи», а историк Джованни Ручеллаи причислил его к четырем знаменитейшим гражданам Флоренции. «Да будет благословенна душа Филиппо Брунеллески, славного флорентийского гражданина и достойного архитектора..., который возродил в нашем городе Флоренции античную манеру зодчества», — писал Филарете. Величественный восьмигранный купол Флорентийского собора
Одновременно с сооружением купола, в 1419—1444 годах Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Италия еще не знала здания, которое было бы так близко к античности по своему строю, естественности облика и простоте форм. К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. Графическая легкость, дающая ощущение свободного, ничем не стесненного пространства, стала отличительной особенностью этого здания, и впоследствии составляла неотъемлемую черту архитектурных шедевров Филиппо Брунеллески. Законы линейной перспективы Он открыл основные законы линейной перспективы, возродил античный ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Е Церковь Сан-Лоренцо
Когда Брунеллески получил заказ на проект всей церкви, он выполнил два варианта: - с капеллами в одном трансепте, - с капеллами в трансепте и в боковых кораблях. Так как поначалу не нашлось достаточно желающих обзавестись фамильными капеллами во всей церкви, то был выбран первый вариант. В качестве модуля Филиппо взял квадрат центральной капеллы Дольфини, которая была начата постройкой в 1419 году и унаследована Брунеллески. Первый камень проекта Брунеллески был заложен 21 августа 1421 года. Сан Лоренцо - первая церковь, построенная в ренессансном стиле. Ее просторное, открытое пространство с великолепно найденными членениями позволяет зрителю ощущать пропорциональный строй как единое целое, разом родившееся в голове зодчего. Здесь пространство, свет, стены и членения так тесно взаимодействуют, что их невозможно воспринимать порознь, на каждом шагу сквозит радость бытия, не омраченная сознанием греховности человеческой природы. Храм Санта-Мария дели Анджели
Подкупольное пространство было спланировано Брунеллески в форме восьмиугольника, ставшего основой центрического плана церкви. К его сторонам примыкают восемь капелл квадратной планировки, причем они удлинены за счет апсид с узкими проходами, так, что через них все капеллу можно обойти по кругу. По низу капелл идет широкий простой цоколь из темного песчаника, и продолжается в обрамлениях проходов и стен капелл. Удивительно, но прямолинейные и изогнутые плоскости стен капеллы сохраняют присущую храмам Брунеллески легкость, внутренние и наружные членения тяготеют к плоскости, плоским пилястрам отдается предпочтение перед полуколоннами, благодаря чему маскируется массивность скрытых за ними столбов. Но самое главное - это создание идеально уравновешенного центральнокупольного пространства со своим сложным ив то же время ясным и изящным планом. С фронтальной стороны восьми мощных столбов поставлены под углом друг к другу и не вплотную по два коринфских пилястра, на которые должны были опираться архивольты аркады. Над аркадой шел антаблемент, а над ним возвышался восьмигранный барабан с круглыми окнами, вписанными в декоративные люнеты. Здание увенчивалось куполом и фонарем. Широчайшее распространение в ренессансной архитектуре найдут стенные ниши, которые использовал зодчий в храме. Церковь Санто-Спирито.
Одна из самых поздних работ Брунеллески - церковь Санто - Спирито (церковь Святого Духа) во Флоренции - трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо. Обе церкви базиликального типа, обе были законченные после его смерти. Палаццо Питти
В 1440 году Брунеллески начал строительство дворца для богача Луки Питти, соревнующегося с семейством Медичи богатством и властью. Чтобы показать свое превосходство над конкурентами, Питти заказал дворец «такого размера, чтоб окна были, как двери во дворце Козимо Медичи, а внутренний двор вмещал бы весь его дворец».. Возможно, именно постройка такого грандиозного сооружения и привела к банкротству заказчика в 1465 году, еще до завершения строительства. По иронии судьбы сто лет спустя, в 1549 году резиденцию выкупили Медичи, достроили его и сделали своей новой резиденцией.(рис.8) Все интерьеры дворца были сохранены. Окна высотой 8 м и шириной 3 м. Дворец напоминает средневековый замок, рустовка оживляет плоскость стены игрой светотени, создает впечатление мощи, массивности здания. Мощный, выложенный из грубо отесанных блоков этот дворец был в 1558-1570 годах перестроен и расширен архитектором Бартоломео Амманнати, а также был разбит великолепный парк (Сады Боболи). В 1783-1820 годах Джузеппе Руджери, Гаспаре Мария Паолетти и Паскуале Поччианти добавили два полукруглых крыла-«рондо». Билет 10 (Тумашова) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы