Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧАСТЬ 1. ОСНОВАНИЯ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ.. 5
Культурология как интеллектуальная тенденция нашего времени. 5 Культура и история: потребность в переживании социального опыта или основания исторической культурологии 11 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.. 18 1. Статус культурологии и ее место среди наук. Цели, предмет и структура культурологического знания. 18 Таблица 1. Науки о видах и формах человеческой деятельности (гуманитарное и социально-научное знание) 18 2. Уровни научного обобщении в культурологическом знании. 23 Таблица 2. Уровни научного обобщения в познании видов человеческой деятельности. 24 3. Фундаментальная культурологии. 25 Таблица 3. Уровни научного обобщения и структура фундаментального культурологического знания 26 3.1. Социальная культурология. 27 3.2. Психология культуры.. 30 3.3. Культурная семантика. 34 4. Прикладная культурология. 37 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 43 ЧАСТЬ 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ (Тезаурус) 56 ПРИРОДА И КУЛЬТУРА. 60 ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА. 61 ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА. 63 МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. 64 КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ. 66 КУЛЬТУРНЫЕ ЧЕРТЫ. 68 КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ. 69 АРТЕФАКТЫ В КУЛЬТУРЕ. 70 КУЛЬТУРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОНФИГУРАЦИИ. 71 СУБКУЛЬТУРЫ. 73 СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. 73 КРОВНОРОДСТВЕННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ. 75 ЭТНИЧЕСКИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ... 75 КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ... 76 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ. 77 СОЦИАЛЬНО-СОСЛОВНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. 78 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. 79 ТРАНСЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 80 ЦИВИЛИЗАЦИИ (дословно — гражданские сообщества). 80 ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ. 81 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. 81 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. 84 СОЦИАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ. 86 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. 87 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. 89 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 92 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ. 94 КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ. 95 ПОЗНАНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. 96 НАКОПЛЕНИЕ И ТРАНСЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА. 97 СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО. 99 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. 100 Инкультурация. 100 КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. 101 КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА. 102 КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ. 103 ОБРАЗОВАНИЕ. 104 МИФОЛОГИЯ. 106 РЕЛИГИЯ. 107 ИСКУССТВО. 108 КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ. 112 СОЦИАЛЬНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ. 113 КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. 114 КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ. 115 ОБРАЗ ЖИЗНИ. 116 ОБЫЧАИ. 117 НРАВЫ. 118 МЕНТАЛЬНОСТИ. 118 КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ. 119 КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА. 119 СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ. 120 ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ. 121 КУЛЬТУРНЫЕ ТЕКСТЫ. 121 КУЛЬТУРНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. 122 ДИНАМИКА КУЛЬ ТУРЫ (КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ). 123 КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. 125 КУЛЬТУРНАЯ ИННОВАТИКА (ТВОРЧЕСТВО). 126 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС. 127 КУЛЬТУРНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. 129 ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРЫ. 130 ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ. 130 СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ. 131 Алфавитный список терминов, помещенных в тезаурусе. 132 ЧАСТЬ 3. ЖАНРЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ.. 133 1. Культурно-стилевое эссе: РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА (ЛЕКЦИЯ) 133 1. 134 2. 136 3. 138 4. 142 2. Культурно-семантическое исследование: РОЖДЕНИЕ ХРАМА: ОПЫТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ВРЕМЕНИ 145 3. Теоретико-культурологическое исследование: КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА КАК ПРОДУКТ АДАПТАЦИИ.. 160 4. Социокультурологическое исследование: СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ... 173 5. Художественно-культурологическое обобщение ОПЫТ КУЛЬТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА В ПОСЛЕАНТИЧНЫЙ ПЕРИОД (Лекция) 183 6. Культурно-политологическое исследование: О НОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ.. 190 7. Культурологическая публицистика: КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 198 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 204 ПРИЛОЖЕНИЕ. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОГНОЗ НА XXI ВЕХ.. 205 1. 205 2. 206 3. 207 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 208 СОДЕРЖАНИЕ. 211
Предисловие Предлагаемая вниманию читателя книга по своему жанру, безусловно, относится к категории учебных пособий. Но это весьма необычное пособие, прежде всего потому, что оно рассчитано не на людей, изучающих культурологию как специальность или как общеобразовательную дисциплину (студентов, школьников, учащихся средних специальных заведений), а на специалистов, повышающих профессиональную квалификацию (аспирантов, докторантов, соискателей), пишущих диссертационные работы по культурологии, но не имеющих базового культурологического образования. Поэтому данное пособие лишено традиционных атрибутов учебника — контрольных вопросов и инструментария самопроверки, не разбито на короткие тематические разделы и т. п. Это пособие для тех, кто стремится заниматься практической исследовательской работой на ниве культурологии, но еще не вполне разобрался, в чем ее научная и понятийная специфика. Разумеется, пособие не претендует на роль компендиума всего специального культурологического образования. Целью и суммой задач книги является совсем иное: введение молодых ученых в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления, а также в основы культурологического понимания и переживания действительности. Еще одной важной характеристикой книги является то, что ее автор — историк. Поэтому пособие представляет собой специфическую попытку увидеть теорию и социологию культуры «глазами историка». С этим связано и то, что в тексте уделено меньше внимания проблемам философии культуры, семиотики, психологии и другим направлениям изучения культуры. Пособие не преследует цель систематически обучить читателя всему комплексу исследовательских методологий и методов культурологии, хотя имплицитно это знание «разлито» по всему тексту книги. Оно обучает тому, в чем заключается собственно культурологический взгляд на вещи, события, поступки, стереотипы сознания и поведения людей и пр. и чем этот взгляд отличается от подходов философских, социологических, лингвистических. Иначе говоря, пособие вводит соискателя в овладение характерным набором критериев научного исследования, на основании которых его грядущая диссертация может быть (обязана быть) квалифицирована в качестве культурологической. С этим набором задач связана и специфическая структура пособия. Книга состоит из нескольких автономных частей, не требующих сквозного прочтения (от первой до последней страницы разом). Первая часть включает четыре главы, написанные как систематическое изложение авторских взглядов на основные проблемные поля культурологического знания, которые, пожалуй, имеет смысл читать как целостный текст. Вторая часть представляет собой Тезаурус — словарь-справочник, в котором уже изложенные выше систематические взгляды автора скомпонованы по другому принципу — в виде отдельных небольших статей по основным понятиям и категориям культурологии, как это принято в словарях. Поэтому читателя не должно смущать неизбежное дублирование в формулировках некоторых терминов по отношению к 1 и 3 частям, поскольку Тезаурус — это понятийно-категориальный словарь, и к нему обращаются со специфическими целями найти необходимое объяснение того или иного понятия. Третья часть решает совсем другие задачи: раскрыть перед молодым специалистом широкую палитру жанровых возможностей культурологии, бесконечное многообразие объектов — исторических, социологических, искусствоведческих, политических и др., — которые могут стать предметом культу- рологического исследования, и продемонстрировать, как это делается в формах аудиторной лекции, скрупулезного историко-фактологического исследования, теоретико-концептуального моделирования, публицистического эссе и т. п. В качестве Приложений в пособие включен «Социокультурный прогноз на XXI век», отражающий точку зрения автора на наиболее характерные тенденции социального и культурного развития человечества в грядущем столетии. * * * В рамках этого предисловия я позволю себе высказать некоторые предварительные суждения о самой культурологии, как науке, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Хотя происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Л.А. Уайта, в западной науке это название не привилось, но за последние 2-3 десятилетия прочно закрепилось в России. Прямой аналог отечественной культурологии в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» прежде всего с художественной и просветительской практикой, с проблематикой духовного совершенствования личности, в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом (поведенческом и коммуникативном) смысле. Отсюда основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология (по российской классификации — сложный синтез этнографии с отдельными направлениями социологии и психологии), собственно социология, структурная антропология (в России это назвали бы этнопсихолингвистикой), новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией), семиотика и пр. Современная российская культурология стремится к объединению названных и некоторых иных направлений и методологий изучения культуры с отечественными традициями исследований истории быта, мифологии и культурно-филологических реконструкций, концепций культурно-исторических типов, философией и идеологией просветительских функций культуры, идеями философии «русского космизма» и т. п. Известное влияние на становление российской культурологии оказывает и опыт отечественного востоковедения, решающего схожие задачи синтеза социально-научного и гуманитарного знания, но преимущественно в узко страноведческом ракурсе. В связи с расширением международных научных и образовательных контактов возникает проблема эквивалентного перевода принятого у нас термина культурология на европейские языки и объяснения его содержательного наполнения. Российская культурология, безусловно, шире западной Anthropology, но и не охватывает полностью понятия Humanitariens. Скорее она занимает промежуточное положение между названными направлениями и осуществляет попытку их синтезации. Определения типа Cultural research или Cultural studies точнее по форме, но мало что объясняют по существу. На сегодняшний день проблема международной интерпретации российской культурологии остается еще открытой. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы