Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представление о мироустройстве и богах Руси языческой.



-Птица мудрая, птица вещая, много знаешь ты, много ведаешь…Ты скажи, Гамаюн, спой-споведай нам…Отчего зачался весь белый свет? Солнце Красное, Месяц светлый и часты звездочки? И задули ветры буйные? Разгорелись зори ясные?

- Ничего не скрою, что ведаю…

Род – творец, «родитель» Вселенной, всего видимого и невидимого мира. «Отец богов и мать» всех богов. «Солнце вышло из лица Его, месяц светлый - из груди Его, звезды частые – из очей Его, зори ясные - из бровей Его, ночи темные – да из дум Его, ветры буйные – из дыхания. Дождь, и снег, и град – от слезы Его. Громом с молнией – стал голос Его! » Все, рожденное Им, мы природой зовём. А судьба человека « на роду написана ». Род – что было и то, чему быть суждено, что родилось и то, что родится.

Лада – Род родил Любовь, Ладу-матушку, и Любовью весь мир наполнился. Богиня красоты, любви и бракосочетания.

Сварог – «и родил Род Сварога небесного. И четыре главы Род Сварогу дал, чтоб осматривал он Вселенную. Путь Сварог стал Солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб разгорался день, после вечера наступала ночь». Это – Царь Огонь. Все основные славянские боги – дети Сварога, оттого и зовутся Сварожичи.

Перун – старший сын Сварожича, грозный бог дождя, грома и молнии. Его атрибуты: камни, конь, дуб. День его – четверг. Он воинственный бог, русские воины, заключая договоры, клялись оружием и его именем.

Дажьбог - Сварожич, бог, дающий благо, божество солнца, от которого зависит урожай, а следовательно, и благополучие. В «Слове о полку Игоревом» русичи названы «внукамиДажьбога».

Хорс - олицетворение всего хорошего (дня, дела, человека…). Божество весеннего солнца, помогающего земледельцу, дробящее комья Земли при пахоте. Мужик поле пашет, а Хорс взрывает синее Небо Золотой сохой. Солнце-Хорс растит, наливает колосья. Божество благоприятного, удачного сочетания явлений.

Стрибог – в «Слове о полку Игоревом» ветры названы «Стрибожьими внуками», повелитель, верховный царь ветров. С его помощью распространялось благо на Земле.

Велес (Волос)– в раннем своем воплощении принимал облик медведя, считался звериным богом. Затем стал «скотьим богом» - покровителем домашних животных, богом торговли и богатства. Властвует в нижней части и в подземном мире. Русь вся (т.е. народ) почитала его. Шерсть, волос – символы достатка, благосостояния, плодовитости. Покровительствовал певцам и сказителям – в «Слове о полку Игоревом» вещий певец Боян назван « Велесовым внуком ».

Макошь (Мокошь) – главноеженское божество плодородия, покровительница всем женским занятиям, особенно прядению. «Как завязано было Макошью…» - прядет нить человеческой жизни от рождения до смертушки. День её – пятница.

Симаргл (Семаргл) – одно из значений: «охраняющий семя». Пламенная сила, воодушевляющая сердца. Посредник между богами и простыми людьми.

Ярило – олицетворение «ярого», яркого солнца, силы могучей, удали и веселья молодецкого, богатырского. Все, что передает животворящему лету весна – все воплощается в Яриле. Вокруг него все становится ярче, цветистее, духовитей. Бог влюбленности и любовного взгляда на мир, покровитель брачующихся.

Рось – русалка, давшая жизнь Дажьбогу, сыну Перунову.

Жива – олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека. Она властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, расцветающей молодости, любви и нежности.

Збручский идол – четырехгранный каменный идол X века поднят со дна реки Збруч в середине XIX века. Находится в Краковском музее. Высота -267см, ширина одной стороны –около 40 см. Дает представление о том, как веровали наши предки. Четко разделяется идол на три части: верхняя – мир богов (правь); средняя – мир людей (явь); нижняя – подземный мир (навь). Своими четырьмя сторонами он направлен на четыре стороны света. В идоле заключен целый пантеон славянских богов: с рогом изобилия –Макошь, с конем и мечом – Перун, с кольцом – Лада, под землей поддерживает мир Велес.

(Знаки: на синем фоне – красным цветом; знаки внутри желтых кругов)

 

Князь Владимир, начиная править в Киеве, поставил идолов языческих богов около теремного дворца: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла, Макошь. На Подоле, внизу, где жил крестьянский и торговый люд, приказал поставить идол бога Велеса.

 

47. Романтизм в зарубежной живописи (Теодор Жерико, Эжен Делакруа).

Впервые применительно к живописи термин «романтизм» был употреблен в некрологе рано умершего французского художника Теодора Жерико. (1791-1824). В двух своих произведениях он рассказал о целой эпохе в жизни своего народа: наполеоновской эпохе. Времени надежд и горьчайшего разочарования. Первая картина: « Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку ».1812 г. Художника поразил один случай, который ему пришлось наблюдать в жизни: однажды на прогулке он увидел, как лошадь встала на дыбы, её глаза полыхали красным огнем, морда была забрызгана пеной, грива развивалась, серая в яблоках шерсть сверкала серебром в лучах солнца и клубах пыли. Жерико настолько был потрясен увиденным, что запечатлел тот всплеск эмоций на полотне. Лошадь и всадник в едином атакующем порыве. Через два года художник напишет « Раненого кирасира ». С холма будет спускаться раненый, ведя под уздцы лошадь. Силы покидают его. Художник выставил два полотна вместе на выставке весной 1814 года. Взлет и падение Наполеона. На елисейских полях стояли русские войска. В 1819 году художник выставляет картину, которая ещё больше потрясет публику: « Плот Медузы ». Тема картины – гибель пассажирского корабля по вине морского пароходства, отправившего в плавание негодный корабль. 150 матросов, солдат и женщин оказались на плоту, когда корабль сел на мель. Шлюпки буксировали его к берегу, но разыгралась буря, и тогда были перерублены буксирные канаты. 13 страшных дней носило плот по волнам…В живых осталось 15 человек. Оставшиеся в живых врач А. Савиньи и географ А. Корреар написали о тех безумных днях книгу, которая рассматривалась общественностью как обвинительный акт всему существующему порядку. Совершенно необычной стала серия из 10 картин-портретов умалишенных, написанных по заказу врача-психиатра. Мир глубоких человеческих переживаний запечатлен на полотнах художника, умершего так рано в результате несчастного случая. Его назвали «Данте живописи», романтическим художником. Его страстная живопись перевернет внутренний мир другого молодого художника Эжена Делакруа (1798 – 1963). Увидев картину «Плот Медузы», он выскочит из мастерской и помчится по улицам Парижа, не разбирая дороги, и едва не погибнет под колесами кареты. Будет работать по 10-12 часов в сутки и удивит мир картиной « Ладья Данте» (1822). Картина проникнута предчувствием трагедии, захлестнувшее первое поколение романтиков. От картины веяло отчаянием, для «благомыслящей» публики она была опасной: бледные. Синеватые тела грешников корчатся в Стиксе, акулами вьются у лодки; другие, освещенные сзади, всплывают из топкой грязи. Эти образы впервые воплотили на полотнах неведомые силы подсознания, угрожающие человеку. Они соединили в себе античный фатализм и средневековый страх. Тысяча живописных полотен. Около семи тысяч рисунков. Более полутора тысяч пастелей, акварелей, серий литографий. Шесть огромных монументальных росписей. Таково гигантское наследие художника. Все они посвящены теме: утверждению права человека на активное познание мира, художник отстаивает принцип «многообразия прекрасного». « Резня на Хиосе », «Греция на развалинахМиссолунги » - страшные эпизоды освободительной борьбы Греции от турецкого ига; «Свобода, ведущая народ» показывает

восставших на развалинах баррикад среди мертвых тел погибших товарищей.

 

 

48. Архитектура – «умение вписывать линии в небо».

Архитектура, или зодчество - это область материальной и духовной деятельности, имеющая основной задачей создание искусственной среды («второй природы») для жизни и работы людей. Иными словами, архитектура – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду людей (для труда, быта, культуры, отдыха и общения). Это искусство строить и проектировать здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в то же время всегда связана с окружающим пространством.

Архитектура должна быть в первую очередь прочной и удобной ( утилитарной ), т.е удовлетворять практическим нуждам человека. Но любое ли здание, отвечающее условием удобства и прочности, является произведением архитектуры? Известный современный архитектор Ле Корбузь говорил? «Роль строительства – возводить сооружение, роль архитектуры – вызвать эстетическое волнение…». Поэтому к таким свойствам, как полезность и прочность, добавляются гармония, красота. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий назвал три основных свойства её: польза, прочность, красота.

Архитектура стоит особняком среди других видов искусства. Она непосредственно участвует в формировании предметной среды и, создавая реальность, сама является частицей действительности. В этом её главная особенность. Пространство – вот язык архитектуры. Пространство выявляется в архитектуре при помощи конструкции (основных технических способов сооружения зданий) и материала. Художественное выражение конструкции здания – тектоника. В разных стилях архитектура чрезвычайно разнообразна и по-разному «вписывает линии в небо»:

  • Стройными колоннами греческого ордера отличаются здания античности;
  • Полукруглой аркой отличаются римские строения. Этот тип конструкции будет широко распространен в Европе и ляжет в основу романского стиля;
  • Тяжеловесностью, грузностью будут отличаться замки средневековой Европы, что стиль назовут «тяжелым молчанием»;
  • «Музыкой, устремленной вверх», будут врезаться в небо шпили и стрельчатые арки готического стиля;
  • Древнерусская архитектура заполнит небо линиями маковок церквей, похожих то на свечу, то на шлем богатыря;
  • В XX веке выработается современный стиль, в котором мы живем сегодня. И сравнивая здания разных стилей даже в нашем городе, мы можем увидеть их разнообразие.

В архитектуре существует разделение по видам. Различают три основных вида архитектуры:

 

I. Архитектура объемных сооружений: Общественная

Жилая

Промышленная

II. Ландшафтная архитектура: Садово - парковая

Архитектура малых форм (беседки, фонтаны, мостики, лестницы)

III. Градостроительство.

Все это вместе формирует среду, в которой человек живет, работает, отдыхает

 

49. Искусство предвозрождения (Данте, Джотто) – подготовка величайшего переворота.

 

 

Величайшим переворотом в искусстве называют время переходного этапа от Средневековья к Новому времени. Этот этап имеет несколько названий: Ренессанс – французское слово, Ренишименто – итальянское, смысл слов – Возрождение. Впервые употребленный термин в книге Дж. Вазари «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году стал означать «возрождение науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, преимущественно у греков». Сегодня Возрождение трактуется как исторический процесс, связанный с коренными изменениями в мировоззрении людей, с поворотом от религиозно-космических воззрений к гуманистическим, к самоутверждению, возрождению человеческой личности. Колыбелью Возрождения стала Италия, точнее Флоренция. Длился процесс в Италии на протяжении нескольких веков, начиная с XIII до XVI веков. Имел несколько этапов. Необычайно интересным был этап подготовки к новому мышлению, названный предвозрождением. Два имени особенно прославлены: Джотто, Данте Алигьери.

Джотто ди Бондоне (1266/7 – 1337) представляет собой пример разностороннего творца, что вообще характерно для деятелей эпохи Возрождения. Он работал как живописец, скульптор, архитектор. Слава о его творчестве была широко известна за пределами родины. «Светочем флорентийской славы» был назван он.

Особенность его творчества заключалась в том, что он первый стал трактовать религиозные сюжеты, а они по-прежнему будут основой для европейского искусства, приближая к реальной жизни. « Подражать природе» - вот будет его главный принцип.Его Мария – мадонна будет похожа на крестьянскую женщину, Иисус будет напоминать не божественного младенца, а скорее упитанных младенцев, вскормленных молоком матери. Персонажи его фресок на евангельские сюжеты будут вести себя как реальные люди, охваченные живыми чувствами: ангелы будут рвать от отчаяния волосы на голове, оплакивая Христа, в «Поцелуе Иуды» - взгляд Христа и Иуды столкнутся в вечном противопоставлении.

Джотто захочет передать на двухмерном пространстве объем физического мира. Будет искать для этого различные способы и найдет. Он воскресит известный в эпоху античности оптический эффект: человеческий глаз воспринимает светлое более приближенным, а темное - удаленным. (Пример в мастерской учителя – нарисованная муха на картине учителя). Мастерство Джотто семь веков радует итальянцев неувядаемым искусством. Бережно хранят они церкви, расписанные мастером. Сохранились его фрески в капелле Скровеньи в Падуе, в городе Ассизи – церковь Сан-Франческо.

Данте Алигьери (1265 – 1321)– поэт, писатель. Он напишет произведение, которое не потеряет своей значимости и до сих пор, к его сюжетам все время будут обращаться творцы: живописцы, скульпторы, музыканты. Это бессмертная « Божественная комедия». Написана с элементами средневековых представлений. Например, в ней подчеркнута важность символики числа три:

  • три части поэмы: «Ад», «Чистилище», «Рай»;
  • в каждой части по тридцать три песни (по числу лет Христа);
  • написана терцинами – по три строчки.

Вместе с тем это будет произведение, написанное не на ученой латыни, а на живом итальянском языке. Латинский язык считался «языком избранных». Данте пророчил итальянскому языку великое будущее. Он говорил: «Это – ячменный хлеб, которым насытятся тысячи. Он будет новым солнцем, новым светом». Чтобы лучше понять роль Данте, можно сравнить его роль для итальянской литературы с ролью А.С. Пушкина для русской словесности. Произведение будет основано на многих персонажах, пришедших из античности (культуры Древней Греции и Древнего Рима). Пройдем по девяти кругам I части «Божественной комедии». Ад, по Данте, напоминает огромную воронку, суживающуюся книзу. Римский поэт Вергилий поведет Данте по этим кругам. В первом круге мы встретим греческих поэтов и философов. В спокойной зелени, около ручья, возле замка неспешно проводят свои дни в беседах и обсуждениях различных философских тем Гомер, Платон, Овидий и т.д. Они жили до Христа, поэтому этот первый круг для некрещеных (Сравните название произведения А.Солженицина «В круге первом»). Царь Минос (из крито-микенского периода) будет своим хвостом обвивать душу грешника, отправляя её на тот или иной круг соответственно грехам. Во втором круге в безудержном вихре будут крутиться души, предавшиеся греховной любви: Паоло и Франческа станут неиссякаемым источником для рассказа о их любви в произведениях Чайковского, Листа, Рахманинова, Родена…В т ретьем круге под ледяным дождем в грязи будут копошиться те, кто предавался обжорству. В четвертом, как Сизиф, будут толкать камни скупцы и расточители. В пятом круге кусаются всем, чем могут, гневные. В шестом круге в раскаленных могилах горят души безбожников. Седьмой круг, охраняемый «позором критян» Минотавром, кишит разного рода убийцами. Самоубийц, превращенных в деревья, будут клевать хищные птицы, расположившиеся на ветвях. Восьмой круг представит всякого рода обманщиков, десять злых щелей будет кишеть ими. Здесь и лицемеры, и Одиссей, придумавший троянского коня, тоже будет находиться здесь. Девятый круг полон теми, кто совершил самый страшный грех, - предательство. Главные из предателей – Люцифер, предавший Бога, Иуда, предавший Христа.

 

Понятие о каноне.

Слово канон означает « правило ». В искусстве это понятие используется широко.

Стиль Древнего Египта назван каноническим, т.е. неизменным, незыблемым. На протяжении тысячелетий (древняя египетская культура насчитывает 4 тысячелетия) менялись царства: Древнее, Среднее, Новое, – стиль оставался незыблемым. Существовали строгие правила изображения, которые не позволялось менять. Несколько человек могли начать роспись с разных мест и сойтись в строгом соответствии. Недавно найденные росписи в одной из гробниц позволили открыть, почему это происходило: египтяне рисовали с помощью масштабной сетки. Задавая масштаб, зная правила изображения, просто нельзя было ошибиться. Характерными особенностями изображения является то, как они рисовали людей. Не так, как человек выглядит, а так как его выгодно изображать : анфас - глаз, верхняя часть туловища (плечи, грудь), профиль голова, ноги. Мужчин рисовали с кожей более темного цвета, нежели у женщин. Значимые фигуры (боги, фараоны, вельможи) – уменьшались в размерах по значимости. Предметы по мере их удаления изображали рядами друг над другом. Некоторые изображения каких-то мест вообще напоминают планы и схемы, нежели рисунки.

Строгим канонам изображений следует иконопись. Мы знаем типы изображений Христа, Богородицы, житийных икон. Иконописцы не вносили своих изменений в существовавшие каноны, они творили в рамках канона.

Каноническими могут быть названы тексты. Это значит, что они признаны кем-то. Так, например, известно, что все ученики Христа написали свои евангелия..Даже издано евангелие от Иуды, однако, церковь признала только 4, назвав их каноническими: от Марка, Луки, Матфея, Иоанна.

Таким образом, слово канон означает свод строгих утвержденных правил.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь