Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Витраж – «солнечное сказание».
Старинный вид искусства – витраж (франц. vitrage –остекление). Представляет собой декоративную или орнаментальную композицию из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. Витраж, в композицию которого вмешивается оконный переплет, особенно связан с архитектурой. Широкое распространение это искусство получило в средние века, когда средневековые соборы украшали окна-картины, чей свет зажигался солнечным светом. Витраж стал символом Божественного света, поражающий ирреальной, миражной красотой синих, зеленых, фиолетовых, красных, желтых цветов. В искусстве витражей в полной мере проявилось торжество света и цвета. Свет, проникая в храм, играет, переливается, вибрирует всеми цветами на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Главное украшение средневекового готического собора – фантастический по своему совершенству и сложности круглый витраж – «готическая роза ». Она подобна сверканию драгоценных камней. В классическом витраже средневековых соборов Франции, Германии, Италии, Англии отдельные куски цветных стекол соединялись между собой каркасом из мягкого металла – свинца. Наряду с набором картин из одноцветных кусков стекла применяется и техника живописи по стеклу силикатными красками, закрепленные затем легким обжигом. В XX веке техника витража стала намного разнообразнее.
34. Римское искусство – торжество разума и практицизма. Римское государство прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы, владыки всего мира.Римская культура была эпохой наивысшего расцвета античности и вместе с тем её последней страницей. Главной особенностью римлян была их способность воспринимать все лучшее, с чем им приходилось сталкиваться при завоевании чужих земель. Многое они почерпнули у греков, у восточных народов, выработав свой стиль. Про влияние греков на римскую культуру говорят: « маленькая народностьпобедила огромную державу ». Даже боги были во многом заимствованы у греков. У римлян они получили лишь другие имена: Афродита – Венера; Арес -Марс; Гермес -Меркурий, Зевс – Юпитер. Первое, что необходимо сказать о римлянах: они были прекрасными строителями и инженерами. Вершиной строительной деятельности являются безупречные инженерные сооружения: дороги и мосты, водопроводы и акведуки, термы (многие из этих сооружений сохранились до наших дней – например, Аппиева дорога). В архитектуре римляне до совершенства довели использование арки (арка от лат. дуга – дугообразное перекрытие между двумя опорами). Конструкция арки появилась на свет в Месопотамии, распространилась в Иране, Средней Азии, на Кавказе, в Сирии, в Карфагене. Оттуда она попала в Рим. Для скрепления камней в дуге римляне изобрели особый строительный раствор – водонепроницаемый и прочный. Это был цемент. Римляне научились значительно увеличивать проемы – пространство между опорами, это позволило увеличить размеры зданий. Они выделили арку в самостоятельный архитектурный элемент – триумфальную арку (их возводили для парадного прохода войск в честь победителей). Триумфальными арками украсятся европейские столицы (в Париже триумфальная арка в честь коронации Наполеона, в Москве – в честь победы над французами в войне 1812 года). Римляне использовали арку с необычайным размахом, превращая её в цепь арок - аркаду: в конструкции мостов, акведуков, амфитеатров (например, Колизей), храмов, домов, галерей. Полуциркульная арка станет основой для следующих изобретений: цилиндрический и крестовый свод и купол. Это будет использовано в архитектуре христианских храмов: византийских, древнерусских и романского стиля. В Риме с I в. н.э. сохранился Пантеон («храм всех богов») с грандиозным куполом. Умение римлян возводить купол будет утрачено в средние века. В Европе сумеют вновь возвести купол спустя тысячелетие – в эпоху Возрождения. Несметные богатства, стекающиеся в Рим из огромных завоеванных территорий, будили у римлян желание получения максимума жизненных удовольствий. Став наследниками художественных ценностей, римляне приобрели изощренный вкус. Они в равной степени наслаждались тонкостями гастрономических блюд, и колористическими нюансами настенных росписей, главная задача которых состояла в создании впечатления пространственной глубины украшаемых помещений. Размер занимаемого помещения был признаком богатства, могущества. Римляне стремились украсить пол мозаикой, стены и потолки – росписями и лепниной. Демонстрация изобилия, роскоши и воинственности (сплетение в единое целое в украшении воинской атрибутики: доспехи, орлы, грифоны; с пышными цветами и плодами, театральными масками, музыкальными инструментами) – вот основное назначение римского декора (украшения). Греческая колонна приобрела также невероятно роскошную капитель, изобильно украшенную базу. Римскому скульптурному портрету принадлежит особое место в истории мирового искусства. Никогда в древности он не достигал такой остроты и художественной правды в передаче индивидуального облика. Если в Греции стремились передать идеальный образ человека, то римляне, наоборот, подчеркивали точные внешние физиономические особенности, добиваясь выразительности неповторимого характера каждого портретируемого. У греков римские скульпторы научились мастерству ваяния в камне, заимствовали типы надгробных статуй. У древних римлян был обычай – хранить портреты предков в парадных комнатах, составляя целые портретные галереи, которыми гордилась семья. Главные площади римских городов украшались статуями императоров и знаменитых граждан (в этих парадных « официальных» портретах допускалось некая идеализация образа изображаемого). Огромное количество копий было сделано с греческих скульптур. Римляне поставили изготовление статуй на «промышленные» рельсы. Многое дошло до нас именно благодаря их неустанному ваянию. Раскопанные в начале XIX века города, погребенные под слоем лавы и пепла от извержения Везувия, донесли до наших времен красоту настенных росписей (Помпеи). Многие росписи словно « раздвигают » стены, создавая иллюзию большого пространства. Это достигалось с помощью «обманок» (например, создается иллюзия ниши, в которой может быть нарисовано дерево, колонна, статуя). Это достигалось великолепным мастерством живописцев. IV век н.э. стал для римлян временем « кризиса ». Вскоре рухнет могучая держава. Император Константин перенесет столицу в местечко Византий, основав Константинополь, который станет христианской столицей, и будет преемницей античных традиций. Рим падет под ударами варваров. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы