Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Двунадесятые праздники чина иконостаса.



Праздничный чин иконостаса включает в себя двунадесятые праздники, которые охватывают календарный год, начиная с сентября.

Первый праздник церковного года – Рождество Богородицы – 8 (21)сентября. В Евангелии не говорится, как родилась и как росла Пресвятая Дева Мария. Рассказ об этом сохранился в церковном предании: её родители Иоаким и Анна были праведными, очень старыми людьми. У них долго не было детей. Это считалось признаком гнева Бога, в церкви не принимали жертвенных голубей у Иоакима. Долго молились Иоаким и Анна, прося о благословении. Наконец Господь даровал им дитя. Впоследствии Мария (так нарекли девочку) стала Матерью Спасителя – Иисуса Христа, Богородицей.

Второй праздник – Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября.

В этот день празднуется событие, происшедшее в IV веке: мать императора Константина Великого, первым принявшим христианство, как государственную религию, - царица Елена - нашла крест, на котором был распят Христос. Этот праздник знаменует победу над злом и смертью.

Третий праздник – Введение во Храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4) декабря. Предание сохранило для нас один из эпизодов детства Пресвятой Девы Марии: когда ей было три года, родители привели её в Иерусалимский храм и оставили её там на воспитание. Пребывание в Храме помогло Марии подготовиться к самому важному событию в её жизни – Боговоплощению, рождению Христа.

Четвертый праздник – Рождество Христово – 25 декабря (7) января.

Во время переписи населения Римской империи пришлось Иосифу и Марии пойти из Назарета, где они жили, в Вифлеем – город их предков. Там, в Вифлееме, пещере-хлеву, на золотой соломе, под тихие вздохи овец и дальний вой ветра Мария родила Иисуса. Первыми пришли поклониться Божественному младенцу пастухи. Сюда, следуя за таинственной звездой, взошедшей на небе, из далекой восточной страны пришли волхвы с дарами: золотом, ладаном и смирной, чтобы поклониться родившемуся Царю и Спасителю мира.

Пятый праздник – Крещение Господне (Богоявление) – 6(19) января.

До 30 лет Иисус жил в Назарете. В это время на берегах Иордана Иоанн Креститель, которого в Православии называют Предтечей (тот, кто идет впереди), призывал людей к покаянию и возвещал приход Мессии. Когда Иисус пришел к Иоанну креститься и вошел в воду, то на Него сошел Дух Святой в виде голубя, и глас с небес возвестил: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Моё благоволение. Предтеча узнал в Иисусе Сына Божия, Мессию, которого столько веков ждал народ. В память события, свершившегося в этот день, освящается вода – в храмах, водоёмах.

Шестой праздник – Сретение Господне – 2 (15) февраля.

По Закону Ветхого Завета, Мария и Иосиф принесли на сороковой день младенца Иисуса в Храм. Здесь их встретили праведный старец Симеон и пророчица Анна (старинное слово «сретение» и означает – встреча). Симеон и Анна были первыми людьми, кто узнал в младенце Спасителя. Симеону было пророчество, что он не умрет, пока не увидит Мессию – Спасителя. Взяв на руки младенца, Симеон произнес ставшие знаменитыми слова: Ныне отпускаешь раба Твоего…

Седьмой праздник – Благовещение - 25 марта (7) апреля

В этот день в Назарете Марии явился Ангел с вестью о рождении у неё Сына, которому уготовано быть Спасителем мира. Этот рассказ приводится в Евангелии от Луки. В песнопении праздника Благовещения, которое поется в церкви, этот день назван «началом нашего спасения». Следующие три праздника не имеют точной даты, так как зависят от праздника праздников – Пасхи. Пасха не входит в годовой кругдвунадесятых праздников. Сама же Пасха высчитывается каждый год ( по солнечно-лунному календарю).

Восьмой праздник – Вход Господень в Иерусалим (празднуется ровно за неделю до Пасхи). Въехав на ослике в город, Христос вступил на жертвенный путь и был готов к смерти на кресте за грехи человеческие.

Девятый праздник – Вознесение ( празднуется на сороковой день после Пасхи). На сороковой день после Пасхи Христос вышел с учениками за город, на гору Елеонскую, и, прощаясь, наставлял их: Идите, научите все народы…Затем он поднял руки и на глазах своих учеников стал удаляться в небо.

Десятый праздник – Пятидесятница (празднуется на 50-й день после Пасхи). В этот день апостолы собрались в иерусалимской горнице, и внезапно на них сошел Святой Дух в виде огненных языков. Апостолы получили дар проповеди. Этот день считается днем Церкви. В русской традиции на Троицу принято украшать дома и храмы зелеными ветками, в знак того, что Пятидесятница означает новую жизнь.

Одиннадцатый праздник – Преображение Господне – 6 (19) августа.

Незадолго до Своих страданий Иисус поднялся на высокую гору Фавор, взяв с Собой трех учеников: Петра, Иоанна и

Иакова, и преобразился перед ними. Одежды его сделались блистающими, как свет, и лицо сияло, как солнце. Рядом с Иисусом ученики увидели двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илию. Так Иисус показал ученикам чудо Преображения. Принято в этот день освящать плоды земли – яблоки и другие фрукты.

Двенадцатый праздник- Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа.

Это день смерти Богородицы. На Руси называли смерть успением, вечным сном. В окружении учеников уснула вечным сном Богородица. Первые христиане запомнили такой: «неутомимая в чтении, бодрая в трудах…никого не обидевшая, ни над кем не посмеявшаяся, во всем желавшая добра». Ослепительным светом была залита комната в момент засыпания Богородицы. Сам Христос встал у смертного ложа Матери: «Приди, Ближняя Моя, и войди в хранилище вечной жизни», - сказал Он ласково и печально. И вознесся, окруженный Ангелами, с душой Матери на руках.Всё вернулось к истокам своим, всё было совсем по-иному. Не Мать держала ныне Младенца на руках – Сын нёс, точно младенца, Её душу…

Стиль классицизм.

Наряду с барокко господствующим стилем XVII века был стиль классицизм. Сам термин восходит к латинскому – « образцовый ». Стиль был основан на следовании принципам античного искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания произведения его форме, стремился выразить возвышенное, героическое и нравственные идеалы, создать ясные образы. Признанным центром классицизма стала Франция . Здесь стиль сформировался ранее всего, принял наиболее законченные формы. На много десятилетий вперед французский классицизм оставался непревзойденным для приверженцев этой художественной системы.

Глубокое отражение в классицизме получила основная этическая проблема – отношение человека и общественнойсреды. Центральное место занял образ разумного, мужественного человека, наделенного сознанием общественного долга. Но, если, например, гуманисты Возрождения видели высшую ценность в свободно проявляющей себя естественной природе человека, то основоположникам классицизма страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Отсюда их постоянное обращение к разуму как дисциплинирующему началу. В оценке человека большее значение стали иметь моральные нормы, понятие о добродетели. Основным содержанием классицизма стали противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, его страстями и разумом, порождавшие трагические конфликты. Герои классицизма жертвовали собой во имя долга. Долг – главный регулятор поведения человека. Государство олицетворяло долг, поэтому жизнь человека, его свобода приносилась в жертву (пример: сюжет из римской истории: Камилла, сестра братьев Горациев – была убита братом, когда она стала обличать Рим в жестокости - использовался и в живописи, и в литературе).

В XVIII веке классицизм приобретает новое качество. Просветители ставят острые проблемы современности, используя античные сюжеты (пример с картинами Ж.Л.Давида «Клятва Горациев», «Ликторы приносят Бруту тела казненных сыновей»).

В классицизме резко противопоставлены добро и зло, возвышенное и низменное. Классицизм установил иерархию художественных жанров – высоких и низких. В живописи высокими жанрами были признаны: исторические картины, на мифологические и религиозные сюжеты. К низким жанрам отнесли пейзаж, портрет, натюрморт. Выдающимся теоретиком классицизма считается французский художник Никола Пуссен (1594 -1665). Увлеченный архитектурой Древнего Рима и античными рельефами, художник работал в творческом методе, названном «пластическим созерцанием». Фигуры на его картинах словно сошли с них, застыв в позах, в которых с помощью жестов, поворотов головы передавалось душевное состояние. Он разработал теорию модусов для живописи, взяв за основу систему музыкальных ладов Аристотеля. Каждый лад предназначался для изображения определенных эмоций, например мужественный дорийский предназначался «для сюжетов, полных мудрости» (« Вдохновение эпического поэта »: В центре -бог искусства Аполлон опирается на лиру, с одной стороны от него муза эпической поэзии и науки Каллиопа, с другой – вдохновенно творящий поэт).

Тоже разграничение жанров наблюдалось в литературе. Высокими считались: трагедия, эпопея, ода. Низкими: комедия, басня, сатира. Пороки и добродетели были распределены четко: мужественный герой мужественен до конца, лицемер до гроба лицемерит, скупой скупится. Переходы и оттенки у классицистов были не в чести. Создателями эстетики классицизма в театре были драматурги П.Корнель (трагедия «Гораций»), Ж. Расин, Ж.Б.Мольер. Основателем критериев классицизма в поэтике будет Н. Буало.

В архитектуре идеи классицизма проявились в применении ордерной системы античности. Примером является садово-парковый ансамбль – резиденция французских королей - Версаль. Строгая регулярная планировка Версаля пропитана духом классицизма. Этому стали следовать и в России, создавая архитектурные ансамбли в Петербурге и его окрестностях. Колонна, строгая симметрия зданий, двускатная крыша с треугольным фронтоном – вот приметы архитектурного классицизма.

Классический стиль является одним из самых совершенных стилей. Оформленный в стройную систему в V веке до н.э., он станет основой для искусства в будущем, его идеалам во все времена будет следовать человечество: классицизм, ампир (поздний классицизм), неоклассицизм… Он будет приобретать особые черты: например, екатерининский классицизм, сталинский классицизм…Те, кто будет стремиться к порядку и строгой иерархии, всегда будут брать эту классическую основу для выражения своих представлений об искусстве.

 

Понятие о культуре.

Понятие «культура» является одним из наиболее часто употребляемых и поэтому многозначных понятий обыденного и научного языка. Многозначность культуры определяется сложностью и многогранностью её системы – самых разнообразных

явлений в жизни отдельного человека, групп людей и всего человеческого общества в целом. Она одновременно и совокупность ценностей, созданных человеком, и сам процесс их создания, и условие усвоения и потребления. Поэтому то или иное видение культуры зависит от точки зрения, с которой она исследуется. В результате существует сотни определений этого слова.

Термин «культура» латинского происхождения и означает « возделывание, обрабатывание, уход ». Первоначально она понималась как обработка земли, разведение растений и животных (ср. культурное растение по сравнению с дикорастущим). Однако уже в античности этот термин приобретает другое, переносное значение: в трудах знаменитого римского оратора Цицерона (I в.до н.э.) встречается выражение «cultura animi» - «обработка и совершенствование души». Отсюда в античности понимание культуры как очеловечивание, все, что сделано человеком (вторая природа, созданная человеком). При этом человек не отделяется от природы, а, наоборот, соединяет, живет в гармонии с ней и собственными потребностями. Здесь формируется представление о культуре как о воспитании, совершенствовании человека, его переход из варварского состояния в гражданское. Близкими по значению понятию культуры стали понятия – образованности, воспитанности, просвещения.

Русские философы рассматривают культуру как « почитание света» (Н.Рерих).

Сейчас наиболее распространенное понимание культуры таково: это способ организации деятельности по усвоению, производству, сохранению и передаче всех ценностей, формирующих общественный образ жизни человека».

Два аспекта культуры заключаются в её разделении на материальную и духовную.

· К материальной относят созданное в процессе материального производства (средства производства, орудия труда, средства потребления, способы практической деятельности);

· духовная включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности. Наука, художественное творчество, общественные идеи и теории, язык, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения человека к достижениям науки, литературы, искусства. Она существует в двух формах: духовного мира каждого отдельного человека и его деятельности по созданию духовных «продуктов», и в форме самих этих духовных ценностей (например, произведения искусства).

Такое разделение, безусловно, относительно, они взаимодополняют друг друга.

 

61. Творчество Андрея Рублева.

Жизнь Андрея Рублева, величайшего иконописца Древней Руси, известна в самых общих чертах. Даже дата его рождения (1360 или 1370 г.) и дата смерти (1430 г.) считаются недостоверными. Могила Андрея Рублева затерялась.

В Троицком монастыре он постригся в монахи, затем стал послушником московского Андроникова монастыря, близко связанного с Троице-Сергиевой обителью, детищем « светоча земли русской» Сергия Радонежского. Учение и взгляды святого словно воплотились в иконописи Рублева. Она отличается мягкостью тона, плавностью линий, особенным светом, излучаемым ликами. В основе творчества Рублева лежит философская концепция милосердия. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия. Его Спас – сострадающий, любящий, всепрощающий. Он справедлив и благожелателен. Понимающий взгляд его не устрашает, а утешает. Свет Христа на иконах Рублева – благодатный. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный расписали фресками Успенский собор во Владимире, возведенный ещё в домонгольский период, разоренный и сожженный татаро-монголами. До наших дней дошли образа иконостаса. В подмосковном Звенигороде в дровяном сарае были найдены три потемневших от времени иконных доски с осыпавшейся местами краской. Искусствоведы и реставраторы сразу определили, что это кисть Андрея Рублева, настолько прекрасны были эти образы (« Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел »). Духовная красота мира Божьего воплотилась в этих ликах.

Безусловно, самой известной и прекрасной является икона Троица, посвященная Сергию Радонежскому. Ветхозаветная троица имеет долгую традицию в изображении. Она встречается в росписях в римских катакомбах. Обычно передается сюжет, когда к Аврааму и его жене Сарре являются три путника, три ангела. Они трапезничают под Мамврийским дубом. Андрей Рублев создает новый канон Троицы. Он убирает фигуры Авраама и Сарры, убирает со стола снедь, оставляет лишь чашу. Он переносит действие с земли на небо и изображает тайну Предвечного Совета, где сын добровольно соглашается на жертву, чтобы избавить людей от чаши скорбей и страданий. Простой бытовой сцене Рублев придал большую художественную силу. Сидящие за столом ангелы ведут тихую, неспешную беседу. Их стройные фигуры вписываются в круг – фигуру, издревле считавшуюся магической, олицетворявшей гармонию. Нежные цвета одежд ангелов – голубоватый, салатовый, сиреневый - только усиливают это впечатление. Идеи согласия, взаимопонимания были для Рублева важными. Руси, истерзанной войнами, ненавистью, междоусобицей, так не хватало мира и согласия. Этого мира и согласия добивался Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Мир, любовь, сострадание утверждал своим искусством иконописец.

В 1551 г. Стоглавый собор русской церкви постановил: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев …».

В наше время церковь причислила Рублева к лику святых. Заслуга Рублева состоит в том, что заложил фундамент московской художественной школы, которая определяла искусство на протяжении нескольких столетий.

Архангел Михаил Троица Фрагмент фрески

Успенского собора во Владимире

 

 

63. Базилика – основа архитектурных сооружений.

Базилика прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами на ряд нефов (неф переводится словом корабль). Средняя часть обычно шире и выше остальных. В античную эпоху базилика была общественно-административным зданием.

В средневековье этот тип здания стал использоваться в качестве церкви. Базилика стала символизировать крестный путь страданий и искупления грехов. Очень скоро базилика, используемая для храмов западного христианства, стала напоминать вытянутый крест, так как стали делать поперечный неф – трансепт. С восточной стороны располагалась апсида, в которой располагался алтарь. В готических храмах на пересечении трансептов стали строить шпили.

 

 

 

 

«Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика…» -так начинает стихотворение о соборе Парижской Богоматери русский поэт Осип Мандельштам.

 

 

64. Универсальный гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Вряд ли можно найти творца, чье имя было также широко известно как имя Леонардо. Именно с него начался выпуск серии альбомов «Сто человек, которые изменили мир». Он оставил столько загадок в своем творчестве. Родился в 1452 г. близ городка Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса Пьетро да Винчи. Рано в нем проявились необыкновенные таланты: он занимался музицированием, прекрасно играл и пел, был художественно одарен. В мастерской художника Верроккио он нарисует головы ангелов так, что сразу обратит на себя внимание. Живописные его работы будут привлекать внимание особым методом написания – сфумато – особый живописный прием, создание своеобразный дымки, чуть размытости линии. Каждая из его живописных работ – шедевр: Мадонна Бенуа (со цветком), Мадонна Литта (кормит грудью младенца Христа), Мадонна в гроте, Дама с горностаем, Мона Лиза, известная как Джоконда (в том шедевре даже с помощью рентгена не могут обнаружить как наложены слои краски).

Постоянно экспериментирующий, Леонардо прославил в веках свое имя фреской «Тайная вечеря» (Милан, трапезная собора Санта Марии делле Грацие). Фреска- живопись водными красками по сырой штукатурке. Тогда в Нидерландах была изобретена масляная живопись. Леонардо ввел во фресковую живопись масляные краски, что послужило началом разрушения фрески уже во время работы. Устроенная во время наполеоновского похода в трапезной конюшня для лошадей ещё больше разрушила фреску. Но именно эта работа Леонардо стала главной для сюжета нашумевшей книги Дена Брауна «Код да Винчи», в которой в образе ученика Иоанна писатель увидел образ Марии Магдалины.

Помимо живописи, Леонардо занимался скульптурой, архитектурой. К сожалению, его проекты во многом остались неосуществленными, как например, конный памятник Сфорца.

Неустанно Леонардо занимался научными изысканиями. В кругу его интересов анатомия животных и человека, природа света и звука, полет птиц, законы движения, его влечет бесконечное разнообразие природных форм. Он пытается все изучить, записать, зарисовать. 5 тысяч дневниковых записей, сделанных левой рукой в зеркальном отражении, чтобы не могли прочитать люди несведущие, заполнены изобретениями, которые сделаны в наше время: парашют, водолазный костюм, летательный аппарат, танк и многое другое. Сегодня, стараясь разобраться в дневниках Леонардо, ученые попытались воссоздать его изобретения, и оказалось, что все они жизнеспособны, но в каждом случае Леонардо оставил для потомков небольшую головоломку (например, в танке надо было только переменить местами колеса, и тогда он будет двигаться).

Перу Леонардо принадлежат и некоторые созданные им литературные произведения. Помимо трактатов он писал притчи, басни. Одна из притч рассказывает о бритвенном лезвии. Увидев однажды на солнышке своё блестящее тело, бритва так возгордилась своей красотой, что не захотела больше елозить по подбородкам глупых крестьян. Она спряталась. Когда же она снова вышла на свет божий, то увидела своё покрытое ржавчиной тело, затупленное лезвие. Горько причитала она, но поздно было что-либо изменить. Так и человек, говорит Леонардо, если он не использует полностью свой ум для работы, то он затупится от лени и будет абсолютно непригоден.

Так и не найдя своим талантам применения при дворах правителей Флоренции, Милана, Рима, переезжая из города в город, он умер в 1519 году во Франции, но имя его является синонимом универсального гения человечества.

65. «Золотой век русского искусства» (общая характеристика культуры первой трети XIX века).

Так называют время А.С.Пушкина, первую треть XIX века, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Война 1812 года пробудила национальное самосознание русского народа, «мощного и неразгаданного», по выражению А. И.Герцена, сохранившего величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния, заставила осознать несправедливость форм общественной жизни, основанной на рабстве. Это осознание приведет декабристов на Сенатскую площадь в 1825 году.

 

 

В литературе, живописи, музыке будут созданы такие произведения, которые сразу выведут русскую культуру на европейский уровень, заставят сказать: есть русская музыка, живопись, литература.

Писатели и поэты: В. Жуковский, К. Батюшков, Е. Баратынский, Н. В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов.

Живописцы: А. Венецианов, В. Тропинин, О. Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов. (Орест Кипренский напишет портрет своего отчима Швальбе, никто в Европе не поверит, что это портрет написан им. Будут говорить, что это старинная картина, написанная скорее всего кистью Рембрандта).

«Колумбом русской музыки» назовут Михаила Ивановича Глинку(1804-1857). Двумя операми: первая «Иван Сусанин » (другое название «Жизнь за царя») рассказывающая о подвиге костромского крестьянина; вторая по поэме А.С.Пушкина « Руслан и Людмила »; симфоническим произведением « Камаринская » начнется славный путь русской классической музыкальной школы.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1850; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь