Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Графика – умение рассказать линией и пятном.
Рисунок тушью, карандашом или углем называют графикой (от греческого слова grapho – пишу, черчу, рисую). Этот вид искусства «говорит» на языке линий и сочетаний черных и белых пятен. Основное сочетание двух цветов: белизны чистого листа и черноты угля, карандаша, туши. Карандаш и ручка, фломастер и палочка оставляют за собой след – линию. Линия – замечательная рассказчица, она может рассказать обо всем на свете:
Замечательное свойство линии рассказывать открыли ещё наши предки. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки:
Особыми знаками-линиями они украшали одежду, посуду:
Множество линий дарит нам сама природа. Умению видеть эти линии учится художник.
Мадонны Рафаэля Санти. Мастера Возрождения – Рафаэля Санти (1483-1520) называют « божественным », кисть его – « послушной и легкой ». Среди многочисленных отзывов о его творчестве главным является определение художника как «мастера мадонн». Рафаэль прожил так немного лет, но сумел оставить значительное творческое наследие: например, росписи Ватиканского дворца, среди которых знаменитая «Афинская школа». Но более всего его привлекал образ Мадонны, матери Христа. Он был просто одержим мыслью: найти верное её воплощение в живописи. Художник, рано оставшийся без матери, одним порывом души написал « Мадонну Конестабиле », в девичьем хрупком образе которой воплотил грёзу о красоте. В небольших картинах, посвященных вечной теме материнства, женственности, обаяния – «Мадонна в зелени», «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна-садовница», «Мадонна в кресле» и др., Рафаэль воплотил её пленительный образ, полный света и добра. «Сикстинская мадонна » - самое совершенное его творение. Из рассказа друга Кастальоне стало известно, что художнику привиделась эта картина. Однажды ночью словно осветился приготовленный для работы холст, и Рафаэль увидел на нем картину до мельчайших подробностей. Художник быстро и точно воспроизвел увиденное. Мы знаем, как тщательно художники работают над картиной, сколько подготовительных этюдов они пишут. К этой картине нет ни одного наброска. Она написана сразу. Другие художники копировали её огромное количество раз, каждый её фрагмент, настолько совершенна картина. Во время второй мировой войны, в подвале разрушенного здания в Дрездене советские солдаты нашли в ящике скатанный в рулон холст. Когда они развернули его, то были поражены (холст был отправлен в Россию, реставраторы восстановили его, затем «Сикстинская мадонна» была возвращена в Дрезденскую галерею). Что же произвело впечатление на солдат, прошедших сквозь кровь и боль войны? Спускающаяся с облаков Мадонна держит на руках маленького Христа. В движениях рук инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка. Но вместе с тем мы понимаем, что она чувствует – он не принадлежит ей, она знает о том, что он рожден на жертву людям во искупление их грехов. Взгляд Мадонны трудно уловим, но в нем угадывается то выражение, которое появляется у человека, когда ему открывается его судьба. Мадонна словно предвидит трагическую участь сына. Она не противится этому, она сама несет его людям в надежде, что эта жертва не будет напрасна.
68. Архитектура Петербурга. Петровские реформы явились переломными для всей русской жизни. Город, заложенный в дельте реки Невы самим императором Петром и названный им Петербургом в честь небесного покровителя, святого апостола Петра, должен был воплотить мечту об идеальном городе. Петр замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость. Внешний облик Петербурга - прежде всего сочетание низкого северного неба, свинцово-серой шири Невы и взмывающих ввысь «проспектом» города, его главной «площадью». Соединение воды и суши дает идеальные горизонтальные линии. Над горизонталями воды и гранитных набережных возвышается полоса приставленных друг к другу домов почти одного уровня в силу сложившегося требования строить не выше Зимнего. Эта зубчатая, как бы дрожащая линия домов на фоне неба и воды создает впечатление призрачности города, которое усиливается игрой света лимонно-белых зданий, мрамора и гранита. Сады и площади «встраивали» в плотные линии домов, что ещё больше подчеркивало горизонтальность города. Доменико Трезини (1670 – 1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании, стал первым архитектором Петербурга. Он создал Петропавловский собор, Летний дворец в Летнем саду. Обычай отмечать все крупные победы триумфальными арками, воплотился и во время строительства каменной крепости. Петровские ворота - единственно уцелевшие. Трезини в скульптурном декоре отразил мудрость и военные успехи Петра: в нише – статуи победоносной воительницы Афина Паллады; над аркой ворот – герб России в виде двуглавого орла… Предметы военного снаряжения: шлемы, латы, трубы – усиливают впечатление торжества русского воинства. С вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, её сближения с европейской. Петр I заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, а в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским. Считая себя последовательницей учения французских просветителей, Екатерина одной из своих главных задач видела в работе «над умами в варварской стране», т.е. развитие искусства, науки и культуры. Моды на античность и классицизм, возникшая в то время в Европе, была немедленно импортирована в Россию, где она наиболее ярко проявилась в архитектуре. С развитием экономики возникла необходимость в строительстве совершенно новых зданий – гостиных дворов, рынков, складских сооружений, бирж, банков. С развитием культуры и просвещения – учебных заведений, академий, театров…Античная архитектура послужила образцом красоты, выразительности, основой для зарождения классицизма в России.
Но Петербург невозможно представить без творений одного из гениальных зодчих по имени которого даже назван стиль – растреллиевский. Франческо Бартоломео Растрелли (1700 -1771) – итальянец по происхождению, француз по образованию, русский по духу, создал стиль, который не укладывается ни в какие европейские рамки. Отец его – Карло Растрелли, был скульптором, он оставил несколько интересных памятников. Некоторые из них – бронзовый бюст Петра I, восковая фигура царя и конный монумент, установленный лишь в 1800 году правнуком Петра – Павлом. Для своего сына Карло Растрелли создал творческую обстановку. Он занимался с ним скульптурой и архитектурой. Франческо больше всего увлекался архитектурой. Он соединил в своих постройках ордерность классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику французского рококо и особенности древнерусского зодчества. В результате возник особый, растреллиевский стиль, или как ещё его называли « монументальное рококо». Растрелли называли волшебником. Он создавал архитектурные сооружения торжественные и ликующие, полные величия и государственной представительности. Доказательством этого являются Екатерининский дворец в Царском Селе и Зимний дворец в Петербурге. Зимний дворец сегодня называют одним словом Эрмитаж (дворец и три эрмитажных здания). Это «русский ковчег» культуры. Лазурный цвет стен, белизна архитектурных деталей, позолота скульптур, декоративные рельефы и капители – вот особенности растреллиевских фасадов. Дворцовые интерьеры Растрелли – это бесконечная анфилада залов и кабинетов. «Рокайльное» убранство с обилием золотых раковин, растительных завитков, порхающих купидонов, многочисленные зеркала в золоченых изгибах деревянных рам, роспись плафонов, узоры паркетного пола, изысканные безделушки и легкая мебель – все сверкающее и переливающееся – создавали впечатление ослепительной роскоши. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы