Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стиль рококо – стиль грации и изящества.
Слово «рококо» - уменьшительное от французского «roc» - скала. Ещё при Людовике XIV театрализация быта европейской аристократии породила моду на сооружение гротов с водоемами, скал и прочих уголков «дикой» природы в укромных уголках садов и парков, помогавших созданию атмосферы экзотической идиллии, в которой развлекающиеся дворяне на свой лад подражали персонажам античной мифологии. Морские путешествия в далекие восточные страны привносили в эти развлечения «морскую» тематику. Было принято сооружать гроты из дикого камня с имитацией прилипших к ним морских раковин. Европа активно наполнялась китайскими товарами, среди которых особенно привлекал фарфор. С тех пор фарфор приобрел феноменальное распространение – из него делались драгоценные сервизы и вазы, статуэтки, куклы, его использовали для изготовления часов и бра, подсвечников, табакерок, всевозможных шкатулок и различных безделушек, так называемых «багателей». Фарфору было суждено сыграть огромную роль в формировании стиля. Рококо изначально является стилем чистой декорации. Это мир вымысла и интимных переживаний, изысканности, изящной утонченности. Декор интерьеров в стиле «рококо» превращал помещение в своеобразную «бонбоньерку». Этим помещениям с массой изящных вещиц вполне соответствовали обитавшие в них галантные дамы и кавалеры, сами чрезвычайно похожие на фарфоровых кукол, легко танцующие под звуки менуэта. Культура Европы как бы «впала в детство». Это «женский» стиль: корсеты, парики, косметика, мушки – все это в равной степени входило как в женский, так и в мужской обиход.
Мотив рокайля («завитка») впитал в себя идею завитка морской волны и запутавшихся в ней коралловых веточек, и в то же время удивительным образом в ней видится изящно завитая морская раковина-наутилус. Формула рокайля стала поистине неисчерпаемым кладезем идей для манерного, поверхностного рококо. Рокайли не покрывали вещи сплошным декором, а располагались на поверхности в определенных местах, создавая нужные акценты, нарушая симметричность. Рокайльный орнамент со всей откровенностью и художественной точностью отразил внутреннюю опустошенность духовного мира европейского дворянского общества. Он – пустой каприз, легкая, эфемерная красивость. Изобразительное искусство « опустело », из него ушел смысл. Эротичность пронизала стиль во всех проявлениях. Галантные сценки, обнаженные юные богини, инфантильные пастушки и пастушки, поцелуи (украденные, выигранные, случайные…). Предметный мир рококо включился в эту игру. В живописи мастерами рококо были Антуан Ватто, Жан Батист Грёз, Оноре Фрагонар, Франсуа Буше. 19. Крито-микенская культура. Это одна из самых загадочных древних цивилизаций. Стала известна сравнительно недавно, в конце XIX – начале XX веков. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она создала непревзойденные образцы в архитектуре, фресковой живописи, вазописи и декоративно-прикладном искусстве. С островом Крит связаны многие мифы: · Они рассказывают о рождении Зевса на острове Крит; · о том, как он в образе быка похитил финикийскую царевну Европу, как у них родились дети – Минос, Радамант, Сарпедон. Когда Зевс победил Крона и принял на себя бремя власти, беззащитная Европа осталась одна со своими маленькими сыновьями. Чтобы обеспечить их безопасность, Зевс дал им могучего телохранителя – медного великана Тала, выкованного Гефестом. Утром, днем и вечером обходил он Крит дозором и огромными каменными глыбами топил приближающиеся корабли; · Именно на Крите мастер Дедал построил лабиринт, помог Тесею победить Минотавра, дав Ариадне клубок ниток и меч, а потом улетел с острова. А сын его Икар не послушался отца, поднялся на скрепленных воском крыльях близко к небу и упал в море; · Бешеный критский бык, изрыгая огонь, вытаптывая посевы, губя людей, носился по острову. Его сумел поймать Геракл, совершая очередной свой подвиг. Одной из множества нераскрытых загадок критской культуры является так называемый Фестский диск. Он был найден в 1908 году во время раскопок в Фестском дворце и, как считается, относится ко второй половине XVIII века до н. э. Это круг из обожженной глины диаметром примерно 16 см. На обеих сторонах выдавлено 242 знака, расположенных в виде спирали. Попытки расшифровать изображения на диске пока ни к чему не привели. Он является единственным памятником представленной на нем письменности (сегодня многие ученые считают, что это прообраз славянской письменности). Найдены на острове изображения богинь-защитниц, в руках которых зажаты змеи – символы воды. В одной из пещер у селения Камарес были обнаружены прекрасные вазы: небольшие чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки, кувшины. Преобладает в них «морской стиль» с изображением спрутов, медуз, морских звезд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей, закрученными спиралями раковин… В XX веке был найден прообраз лабиринта Минотавра. Археолог Артур Эванс начал раскопки в 1900 году. Он обнаружил на острове руины грандиозного дворца, названного Кносский дворец. В плане дворец очень напоминал лабиринт. Вокруг открытого двора группировались самые разнообразные помещения: для торжественных приемов, комнаты царя и царицы, слуг и невольников, хозяйственные строения и мастерские. Дворец был снабжен водопроводом и канализацией, его жители пользовались ваннами и бассейнами. На стенах дворца были обнаружены изображения обоюдоострого топора, который по-гречески назывался « лабрис ». Это слово созвучно со словом «лабиринт», что означает «дом двойного топора». Весь комплекс имел два-три этажа, соединенных лестницами, которые являлись световыми колодцами. Колонны дворца имели необычную форму - они сужались книзу. Стены дворца украшены фресками. Полторы тысяч помещений, действительно, были очень запутаны. На сегодняшний день на Крите найден ещё один лабиринт (раскопки только начаты). После внезапной гибели праздничное, красочное искусство Крита сменила микенская цивилизация. Микены – город материковой Греции. Микенская культура имеет более суровый и мужественный характер. Свои поселения греки- ахейцы устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом крепостных стен. Особенно впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные из огромных каменных глыб. Такую кладку назвали циклопической, т.к. считается, что возвести её могли лишь одноглазые великаны – циклопы. Укрепленные таким образом поселения получат впоследствии у греков название « акрополь» - верхний город. Дорога в акрополь шла через ворота. Особенно знамениты « Львиные ворота» в Микенах. Недалеко от ворот были найдены захоронения ахейских царей с огромным количеством драгоценных украшений и золотыми посмертными масками (маска Агамемнона). Особенным было и строение микенских зданий. Сердцем микенских крепостей был мегарон – прямоугольное в плане здание с очагом в центре и колоннами вокруг него (это будут прообразы греческих храмов). Загадочная Троя также входит в крито-микенскую культуру. Археологу-любителю Генриху Шлиману удалось доказать, что Троя – это тоже не вымысел, как и лабиринт Минотавра.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы