Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 48. Импрессионизм в живописи и литературе.



Импрессионизм основывается на чувственном восприятии. Принцип впечатления протекает из двуединства объективного и субъективного: как внешне, так и внутренне, где субъективное превалирует. Специфическое равновесие этих двух частей. При нарушении равновесия импрессионизм производит приближение к реализму и натурализму. Основан на теории, построенной Риккертом и Махом: отрицание объективной сущности внешнего мира, содержание сознания субъекта является реальным. Мах – ощущение является единственным реальным. В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений». Ощущение стало одним из способов познания реального мира.

Вообще, импрессионизм – это (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке и литературе. Импрессионизм — двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике. В живописи импрессионизма — движущийся мир, эфемерный, ускользающий; стало быть, акцент на этом ускользающем мгновении, на настоящем. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию. Импрессионисты — пионеры и основоположники современного искусства. Они установили прямую связь между глазом живописца и светом. Отсюда — движение возврата к природе, которая является источником всех впечатлений. В то же время — абсолютное доверие субъективному видению художника, его индивидуальности. Эти два пути питали европейское искусство вплоть до середины XX века. Начало поисков импрессионистов относится к 1860 г.г. В 1869 г. в Бужевале К. Моне и О.Ренуар открывают спонтанно принцип разделения цветов в атмосфере, который станет основой революции в технике живописи. Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 г. в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце», написанный в 1872 г. дал рождение термину «импрессионизм»: враждебный критик для смеха обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился и потерял свой первоначальный отрицательный смысл.

Представители импрессионизма в живописи. У импрессионистов не было программы, но была общая амбиция: понимание роли света, который влияет на форму и объект. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует у импрессионистов; глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Запад. Импрессионисты — разнообразные индивидуальности, такие, как Эдуара Мане, Э. Дега, К. Моне, О.Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Базиль, Моризо. В выставках импрессионистов иногда участвовали П. Гоген, О. Редон, Ж. Сёра; пейзажи в духе импрессионизма писал и К. Малевич. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. Одной из самых ярких его картин в стиле импрессионизма – «Портрет актрисы Жанны Самари», 1878 г (ГМИИ им. Пушкина). Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве можно считать одним из лучших портретов Ренуара. Его также называют одним из наиболее импрессионистических портретов во всем его творчестве. Подчеркнул эмоциональность артистической натуры и ощущение полноты бытия. Другие картины: «Зонтики», 1879, «Лягушатник», 1868 и т.д. Эдуард Мане (1832-1883). Один из родоначальников импрессионизма. Сближение с импрессионистами после французско-прусской войны и Парижской Коммуны. Доказательство – картины, написанные на пленере бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 г. Картины «Завтрак на траве», «За кружкой пива» 1873 г. Россия. В России влияние импрессионизма испытали К. Коровин (наиболее близкий по своей эстетике к импрессионистам), ранний В. Серов, а так же — И. Грабарь. К. Коровин (1861-1939). В России он наиболее близкий по своей эстетике к импрессионистам. Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов. Картины: «Париж после дождя», 1900, «Весна», 1917. И. Грабарь – «Балюстрада», 1901. Ф. А. Маялявин (1869-1940). Картина «Бабы», 1914.

Представители импрессионизма в литературе. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Традиционное изображение требовало абстрагирования от конкретного объекта и впечатлений от него, их суммирования и выделения некой средней идеи, при этом нужно было отсечь случайное, запечатлев общее, главное. Импрессионизм же был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – инстинктом. Запад. В прозе черты импрессионизма проявились в стиле Дневников и романовбратьев Гонкур, в Пейзажах и впечатлениях Ж.Лафорга (опубл. 1903), в романах и новеллах Г. де Мопассана. Последнего принято считать наиболее выраженным писателем-импрессионистом. Кроме новелл Мопассана, в малой прозе импрессионистическую технику развивают так наз. «епифании» Джойса (цикл рассказов Дублинцы, 1905, опубл. 1914). Епифании Джойса стоят в одном ряду с «психологической новеллой» Мопассана, А.Чехова, И.Бунина, Ш.Андерсона, Э.Хемингуэя. Россия. В качестве особого стиля И. с его принципом ценности первого впечатления давал возможности вести повествование через такие, как бы схваченные наугад, детали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей «боковой» правдой сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а художественной идее — неожиданную разветвлённость и многоликость. Оставаясь стилевым явлением, И. не означал, особенно у больших писателей (например, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.), ломки художественных принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов и неуклонно возраставшем искусстве описаний (например, чеховское описание грозы в повести «Степь»; черты И. в чеховском стиле отметил ещё Л. Н. Толстой). Рисуемая в импрессионистском художественном произведении картина обычно не сопровождается рассуждением, логической интерпретацией автора или героя (как напр. в произведении реалистическом). В поэтической лексике конкретно-чувственные представления преобладают над абстрактно-мыслимыми понятиями (особенно Зайцев). Вместо логически ясно очерченных понятий слова становятся намеками, полутонами, не столько выполняя коммуникативную функцию, сколько вызывая неясные эмоции, настроения. Вместо «перспективной» связной разработки предмета как целого — И. дает либо беглое общее впечатление от него, либо несколько впечатляющих деталей (особенно Чехов). Этому соответствует преобладание миниатюры (новеллы Чехова, Зайцева, небольшой размер стихов Блока, Бальмонта, первых драм Блока); крупное произведение является более или менее механическим соединением разрозненных 486картин («Степь» Чехова, «Спокойствие» Зайцева). И. фиксирует данный момент вне причинной его обусловленности и временной перспективы. Отсюда — повествование в настоящем времени (у Зайцева, иногда у Чехова), часто отсутствие биографий героев, форгешихте (Зайцев, Чехов). Б. К. Зайцев (1881-1972). Начинал как импрессионист. 1 ый сборник, 1906 г. «Новелла чистого настроения». Чувственно предметное ощущение мира. Объект Зайцева – слитный эмоциональный комплекс. Социальные мотивы звучат приглушенно. Суггестивность обостряется в лирической прозе. Цветопись – черные и белые цвета. Новелла «Мила» - много импрессионистических элементов. Роковая неизбежность конца. Пурпурная травка, огненные зори, одурманящие ландыши, пахучее солнце. Влияние посредством не прямых, отдаленных образов, ритмичных и звуковых ассоциаций. Эпитет был «нежно-хрусталевые».


Поделиться:



Популярное:

  1. II этап (1871-90 гг.) отказ от реализма в сторону импрессионизма
  2. Other major early period fresco painting Другие крупные рано фресковой живописи периода
  3. Prehistoric and early fresco painting Доисторической эпохи и раннего фресковой живописи
  4. VII. Сравнительная характеристика живописной техники и станковой картины постимпрессионизма, импрессионизма и неоимпрессионизма.
  5. БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».
  6. Венецианская школа живописи как особое явление в искусстве Возрождения.
  7. Вопрос 46. Представители импрессионизма в Западной Европе и России.
  8. Вопрос 49. Модернизм в искусстве и литературе.
  9. Голландская школа живописи 17 в.общая хар-ка Рембранд
  10. Диалог, монолог, полилог в художественной литературе.
  11. Жилые дома Помпей и сохранившиеся в них произведения живописи


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь