Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство елизаветинской эпохи (2-я четверть XVIII в.)



ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ РЕНЕССАНС - (англ. Elizabethan Renaissance) - эпоха и художественный стиль английского Возрождения в годы правления королевы Елизаветы I Тюдор (1558-1603). Эту блистательную в истории Англии эпоху часто рассматривают в более широком контексте как апогей Возрождения времени " Тюдоров и Якова" (" Tudor and Jacobean" ) - от начала правления королей династии Тюдоров, включая годы правления короля Якова I Стюарта (1603-1625), до эпохи Карла I, считающейся началом английского Барокко.

После разрушений войны Алой и Белой розы (1455-1485) к власти пришла новая династия - Тюдоров: Генрих VII (1485-1509), Генрих VIII (1509-1547), обеспечившие стране спокойствие и благополучие. Однако нужны были годы, чтобы стали расцветать искусства. Елизаветинцы " разбили форму, в которую отлился дух средневековья растаяли зимние снега, кончилось прозябание и поднялись наконец дивные весенние всходы".

Англия меняла свое лицо. Устанавливалась система просвещенного абсолютизма. Королева Елизавета владела семью языками, включая греческий, изучала итальянскую культуру, знала толк в поэзии, живописи и музыке. " Английская Клеопатра. Дева Альбиона". При " доброй Бетси", как называли свою королеву англичане, росло свободомыслие и ценилось значение независимой творческой личности. Это было время философа Ф. Бэкона, поэтов К. Марло и У. Шекспира. Открытие миров, активная внешняя политика дотоле почти изолированной Англии усилили влияние искусства Итальянского Возрождения и французского Ренессанса.

Однако новые идеи прорастали в стране консервативной культуры и " осторожного" правления Елизаветы. Кроме того, ренессансные тенденции стали формироваться в Англии позднее, чем в других европейских странах, и потому впитывали в себя наряду с прогрессивными иные, кризисные, маньеристические черты. Рядом с Англией, во Фландрии, уже складывалось своеобразное фламандское барокко, а во Франции, после расцвета искусства школы Фонтенбло, - Маньеризм. " То был век Барокко; и, быть может, именно в несоответствии здания орнаменту и кроется тайна елизаветинцев". Ренессансные герои Шекспира страдали в барочных обстоятельствах чуждого им мира - действие шекспировских трагедий разворачивается не в Англии, а в чужих краях: в Италии, Дании. Английское искусство носило эклектичный характер. Роберт Смитсон (1536-1614), наиболее известный архитектор елизаветинского времени, в своих проектах следовал старым приемам романской и норманнской архитектуры, но использовал орнаментику фламандского барокко и итальянского Маньеризма.

Это странное, невозможное в иных странах сочетание несоединимых элементов станет в дальнейшем главной особенностью английской архитектуры (рис. 52). Живопись елизаветинского Ренессанса развивалась под влиянием немецкого живописца Х. Хольбайна Младшего, создавшего школу портретистов ранее, при Генрихе VIII (работал в Англии в 1526-1528 и 1532-1543 гг. ). Самым известным художником при дворе Елизаветы был живописец-миниатюрист, ювелир, резчик по камню Николас Хиллиард (1547-1619). Он также автор трактата о миниатюрной живописи. Реликвией Британского музея в Лондоне является " чаша Бэкона" из позолоченного серебра, крышка которой украшена фигуркой вепря. Она похожа на современные ей французские изделия периода Генриха II (сравн. Сен-Поршера фаянсы).

 

ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ РОКОКО

ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ РОКОКО - историко-региональный стиль русского искусства середины XVIII в., в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). Елизавета, дочь Петра Великого, царствовала двадцать лет и, по словам В. Ключевского, " никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставило по себе такого приятного воспоминания".

Когда царевне было всего восемь лет, Петру пришла мысль выдать ее за малолетнего французского короля Людовика XV. Эта идея не осуществилась, но Елизавета получила французское воспитание, она " попала между двумя встречными культурными течениями, воспиталась среди новых европейских веяний и преданий благочестивой отечественной старины... она умела совместить в себе понятия и вкусы обоих" '. В этой двойственности - главная особенность и историческое значение елизаветинской эпохи. Еще в последние годы царствования Анны Иоанновны наступило сближение России и Франции. Новые вкусы, моды, манеры внедрялись при русском дворе, и при Елизавете " И. Шувалов уже мог играть роль просвещенного мецената с почти французским изяществом". В то же время императрица Елизавета стремилась подчеркнуть свою " русскость", демонстрировала пиетет к старине и православию. Многие видели в ней спасение от засилья курляндских немцев при Анне и герцоге Бироне.

Петр Великий, решившийся на поединок с собственным народом, свои указы, по выражению А. Пушкина, " писал кнутом" и ко всему подходил прагматично. В Петербург он приглашал инженеров и строителей. Дочь, продолжая дело великого отца, стараясь смягчить боль преобразований, поощряла искусство, окружала себя артистами, художниками. " Беспечная, остроумная, насмешливая, казалось, Елизавета родилась для Франции и заслужила прозвание искры Петра Великого". " Петр дал нам науку, его дочь привила нам вкус", - говорили современники. Польский историк К. Валишевский писал, что " царство женщин", добровольно установленное в России и продолжавшееся почти три четверти века, - уникальное явление для Европы, - должно было наложить романтический отпечаток на эпоху. " При Елизавете Россия вздохнула свободней, так как западноевропейские нововведения сочетались с традиционным русским благочестием, привычным укладом жизни... совсем не так, как было при Петре или при Анне... Это сочетание прежних наклонностей и новых потребностей, старых привычек и новой французской моды породило взрыв радости и благодарности".

Веселая императрица - " Прекрасная Елисаветъ" - свободно изъяснялась по-французски, знала итальянский, немного по-немецки, любила театр, музыку и маскарады на манер Версаля. Двор превратился в некое подобие непрерывных версальских празднеств: " Кроме двух дней в неделю, уже назначенных для французской комедии, - вспоминала позднее Великая княгиня, будущая императрица Екатерина II, - будут еще два раза в неделю маскарады. Великий князь прибавил к этому еще один день для концертов у него, а по воскресеньям обыкновенно был куртаг". На " публичные балы" приглашалось " до восьмисот масок".

В 1744 г. в Москве императрице вздумалось заставлять всех мужчин являться на придворные маскарады в женском платье, а всех женщин - в мужском...

Изобразительное искусство на первых порах полностью находилось в руках иностранцев. Придворный живописец Луи Каравакк (1684-1754) приехал в Петербург из Франции, из Марселя, в 1716 г., еще при Петре I, работал при Анне Иоанновне, писал портреты. Елизаветы в изысканном стиле французского Рококо. Его русским учеником был Иван Вишняков (1699-1761), в произведениях которого сочетались черты традиционной русской парсуны и французского вкуса. С 1735 г. началась деятельность Якоба Штелина (1709-1785), приехавшего в Петербург из Германии. В 1738 г. он организовал Рисовальную палату при Академии наук, а с 1747 г. в связи с преобразованием Академии наук в Академию наук и художеств фактически руководил " художественным департаментом". Я. Штелин скончался в Петербурге и оставил архив, представляющий собой первую историю русского искусства. С 1741 г. в Рисовальной палате преподавал Й. Э. Гриммель (1703-1758), немецкий рисовальщик и живописец. С 1746 г. придворным портретистом Елизаветы был немецкий живописец Георг-Христоф Гроот (1716-1749), тонкий, изысканный художник, приехавший в Петербург в 1741 г. вместе с братом, также живописцем. " Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком" его работы (1743) настолько отвечал вкусам европейского Рококо, что был использован в немецком г. Майссене для создания фарфоровой группы.

В 1756-1758 гг. в Петербурге работал французский живописец Л. Токке (1696-1772), оказавший влияние на последующее поколение русских живописцев. В 1756 г. в Россию прибыл итальянский живописец Пьетро Ротари (1707-1762). Он привез с собой множество небольших камерных женских портретов в слегка сентиментальном идиллическом стиле, близком французскому Рококо. Позднее эти портреты были собраны в специальном кабинете Большого Петергофского дворца. В 1757 г. П. Ротари, а спустя год также Л. -Ж. Ле Лоррен и скульптор Н. Жилле стали первыми педагогами в учрежденной И. Шуваловым Российской Академии художеств.

Известно также, что, используя опыт иностранцев, императрица Елизавета, прежде чем назначить кого-либо на государственную должность, интересовалась, нельзя ли заменить иностранца русским. С начала 1740-х гг. Гравировальной палатой фактически руководил молодой русский гравер И. Соколов. Рядом с ним работали Я. Васильев, Е. Виноградов, Е. Внуков, А. Греков, И. Еляков. Образ Петербурга елизаветинского времени запечатлен на гравированных этими мастерами ведутах в 1753-1761 гг. по рисункам М. Махаева с натуры.

Общие тенденции в искусстве второй половины XVIIIв. Академия художеств и историческая живопись в России во второй половине XVIII века.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1982; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь