Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4. Единство мира и многообразие



Реальности

1 Бытие и реальность: соотношение понятий.

2 Проблема различения материальной и идеальной (духовной), объективной и субъективной ре-


альности.

3 Многообразие и взаимосвязь форм бытия.

Методические рекомендации:

При освещении первого вопроса следует привести известные вам современные философские опре-


деления бытия, обращая внимание на синонимичность содержания понятий «бытие» и «реальность».


Во втором вопросе необходимо проследить историю формирования философских и научных пред-


ставлений о материальной и духовной субстанциях. Важно связать эту информацию с «духом» поро-


дивших их эпох, показать оттенки понимания материального и духовного в разных философских на-


правлениях и школах. Раскрывая проблему соотношения субъективной и объективной реальности, ука-


жите критерий, по которому они различаются, и их содержание.

Третий вопрос можно осветить также выбрав определенный критерий, по которому выделяют мно-


гообразие форм бытия: сложность строения, уровень полноты и завершенности существования, особен-


ности функционирования и развития и пр.

Литература:


1 Денисов В.В. Единство мира и современные реалии // Философия и общество. 1997. № 6.


2 Кемеров Б.М. Концепция социальной реальности // Вопросы философии. 1999. № 7.


3 Концепция виртуальных миров и научное познание / Под ред. И.А. Акчурина, С.И. Коняева.


СПб., 2000.

4. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

5.Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.


 

 

Тема 5. Философское учение о мире как системе

 



Древняя философия о начале, объединяющем мир.

Понимание системности в философских концепциях XIX и XX вв.

Основные характеристики систем.

Особенности социальных систем.

 

Методические рекомендации:

 


При ответе на первый вопрос следует исходить из понимания философии как знания о мире, рас-


сматривающего мир как единое целое, включающее в себя качественно различные явления. Покажите


историю поисков объединяющего начала мира.

Ответ на второй вопрос предполагает обращение к концепциям А.А. Богданова, фон Берталанфи


(общая теория систем), Т. Котарбиньского (теория сложных систем), теории хаоса и др.


Отвечая на третий вопрос, рассмотрите роль устойчивости и изменчивости в процессе эволюции


различных систем.

Четвертый вопрос следует раскрыть, анализируя системный подход в исследовании общества. При


этом можно обратиться к трудам П.А. Сорокина.

Литература:

1. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986.


2. Князева В.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение.

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001


4. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

6. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1 – 2. М., 1993.

7. Турсунов В. А. Понимание эволюционных процессов во Вселенной (на материалах космологии).

М., 1983.



Тема 6 Философское понимание бытия

1 Проблема бытия в истории философии:

а) монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия;

б) различие материалистического и идеалистического подходов к решению проблемы бытия. 2 Смысл и содержание основных онтологических категорий: бытие и ничто; сущность и существо-

вание; субстанция; содержание и форма; единичное и общее; возможность и действительность.

Методические рекомендации:

При ответе на первый вопрос следует проследить историю проблемы бытия, не перечисляя основ-


ные этапы развития философской мысли, но выделяя основные направления. Раскрывая суть монизма,


дайте характеристику его основных разновидностей. Это, прежде всего, монизм генетический, при-


знающий единое происхождение разнородных явлений, который может быть как материалистическим,


так и идеалистическим. Следует упомянуть и о более поздних – «нейтральных» – формах монизма (эм-


пириокритицизм, концепции Дж. Дьюи, Б. Рассела, А. Богданова). Можно привести примеры различных


типов и форм дуализма – его мифологический вариант, «классический» философский (Р. Декарт), «гно-


сеологический» (И. Кант). Плюрализм представлен в истории философии древними концепциями «че-


тырех стихий» («первоэлементов»), «семян вещей» (Анаксагор), монадологией (Г. Лейбниц) и др. При-


ведите примеры применения этого принципа в исследовании социального бытия – в философии исто-


рии. Различие материалистических и идеалистических подходов к решению проблемы бытия следует


показать на конкретных примерах.


Второй вопрос требует четкости в определениях важнейших категорий и особого внимания к рас-


крытию их взаимосвязи и взаимозависимости.

Литература:


1. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989. Гл. 5.


2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.


3. Лукьянов И.Ф. Сущность категории «свойство». М., 1982.


4. Сартр Ж.П. Бытие и ничто // Философские науки. 1984. № 3.


5. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.


6. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 80–120, 146–159.


7. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10.

 

-



 


Тема 2. Принцип детерминизма в


Философии и науке

1 Многообразие взаимосвязей и взаимодействий всего существующего. Причинно-следственные


связи в системе связей бытия.


2 Сущность принципа детерминизма в философии и науке. Индетерминизм и его формы.


3 Категории цели, случайности и необходимости, возможности и действительности, вероятности в


современных научных и философских теориях.

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса следует начать с описания такой черты реальности, как взаимосвязь и


взаимозависимость ее структурных компонентов. Непременно дайте определение категории «связь» и


покажите особенности основных форм связей: пространственных, временных, генетических, сущест-


венных и несущественных, необходимых и случайных, закономерных, непосредственных и опосредо-


ванных, внутренних и внешних, динамических и статических. При рассмотрении сущности взаимодей-


ствий необходимо иметь в виду, что роль участвующих в нем сторон может быть различной: ведущей, определяющей или производной и определяемой. Приведите примеры различных связей и взаимодейст-


вий. Особое внимание необходимо уделить причинно-следственным связям.


Чтобы раскрыть второй вопрос, проследите, как изменялось понимание сути закономерных связей


в истории философии и науки: от механистического детерминизма XVII – XVIII вв., сводящего эти за-


кономерности к причинно-следственным связям, до его современных трактовок, предполагающих мно-


гообразие типов зависимостей между объектами и явлениями. Можно привести примеры функциональ-


ной и целевой зависимости, отношений симметрии. Принцип индетерминизма издавна противопостав-


ляется детерминизму. Постарайтесь выяснить объективные причины возникновения и существования


различных форм этого учения: от окказионализма XVII в. до витализма, неокантианства и некоторых


направлений в методологии современной физики.


Помимо определений категорий, перечисленных в формулировке третьего вопроса, следует пока-


зать изменение их понимания в истории науки и философии. В качестве примера можно показать роль


относительно молодой науки о неравновесных системах – синергетики – в переосмыслении подходов к


изучению цели и причинно-следственной связи.

Литература

1 Голубенко В.П. Необходимость и свобода. М., 1974.


2 Иванов В.Г. Детерминизм в философии и физике. Л., 1974.


4 Кравец А.С. Природа вероятности. М., 1976.


5 Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М., 1979.


6 Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. М., 1980.

 

 


 


Тема 8. Проблема материальной субстанции


В философии

1 Понятие субстанции: материалистический и идеалистический подходы.


2 Философские и естественнонаучные представления о материи, ее структурных уровнях и эволю-


ции.


3 Диалектико-материалистическое учение о субстанциональных свойствах материи и ее структуре.


Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, необходимо иметь в виду противоречивость, двойственность понятия


субстанции. Во-первых, она понимается как нечто неизменное, существующее само по себе и независи-


мо от внешних влияний; во-вторых, как первооснова, определяющая существование других вещей.


Приведите примеры материалистического и идеалистического решения проблемы субстанции в исто-


рии философской мысли.


Второй вопрос предполагает раскрытие особенностей понимания собственно материалистической


субстанции. Ответ на него можно начать с освещения процесса поиска субстанции, родственной миру


вещей, осуществлявшегося в рамках античной натурфилософии (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демок-


рит и др.). Следует учесть модернизацию решения этой проблемы в Новое время, когда от понимания


материи как конкретного вида вещества мыслители перешли к трактовке ее как определенного свойства


вещей. Не забудьте проследить тесную связь между естественнонаучными открытиями и философскими


представлениями о материи.


Следующим этапом развития проблемы материалистической субстанции стало ее исследование в


рамках марксистской философии, раскрыть который требуется в третьем вопросе. Марксизм разграни-


чил учение о строении материи как чисто научное направление и философскую трактовку материи как


гносеологической категории и первоосновы бытия. Обратите внимание на следующие проблемы: струк-


турность мира, важнейшие свойства материи и ее атрибуты. Покажите эволюцию диалектико- материалистических представлений о материи – от Энгельса до «позднего» марксизма (Б.М. Кедров и


др.)

Литература:


1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.


Ратникова. М., 1999. Гл. 3. Структурные уровни организации материи.


2. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. С. 184 – 190, 196 – 197, 208 – 212, 217 – 225,


245 – 248.


3. Петров Ю.П., Французова Н.П. Категория материи // Философские науки. 1988. № 7.


4. Энгельс Ф. Диалектика природы // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 20.

 

 



 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь