Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Мировоззрение, его структура и



Тема 1. Мировоззрение, его структура и


Исторические типы

1 Понятие мировоззрения, его структура.

2 Мифология как исторически самый ранний тип мировоззрения.

3 Религиозное мировоззрение, его особенности.

4 Становление философского мировоззрения, основные этапы его истории, разнообразие фило-


софских направлений, школ и течений.

Методические рекомендации:

При ответе на первый вопрос дайте развернутое определение понятия «мировоззрение». Покажите


многообразие типов (архетипов) мировоззрения в истории развития человечества. Выделите уровни ми-


ровоззрения, охарактеризуйте их содержание, особенности формирования и функции. Проанализируйте


роль и место в человеческой жизни таких элементов мировоззрения, как взгляды, убеждения, оценки


явлений действительности, настроения, чувства, переживания, идеалы.

Ответ на второй вопрос предполагает анализ мифологического мировоззрения, который должен


включать в себя следующие аспекты: особенности построения модели мира, принципы объяснения


происхождения всего сущего, понимание взаимосвязи мира естественного и сверхъестественного,


функции мифологии. Следует также задуматься о том, какие мифы продолжают существовать в созна-


нии современного человека, в каких сферах общественной жизни происходит мифотворчество.


В третьем вопросе необходимо объяснить причины возникновения религиозного мировоззрения,


выяснить его специфику, проведя сравнение этого типа мировоззрения с мифологией, философией, нау-


кой и искусством.

Четвертый вопрос требует выяснения предпосылок формирования философии как качественно


иного, по сравнению с предшествующими типами, мировоззрения. Обратите особое внимание на крите-


рии различения философских направлений, объясните причины, обусловившие направленность фило-


софских интересов в различные эпохи и в разных регионах планеты.

Литература:

1. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

2. Горелов А.А. Древо духовной жизни. М., 1994.

3. Кувакин В.А. Что такое философия? Сущность, закономерности развития и принципы разработ-


ки. М., 1989.

4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

5. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.

6. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

7. Ясперс К. Философия и религия / К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 456 – 476.

 


 

 

Тема 6. Философия как форма

Духовного освоения мира

 

1 Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

2 Структура философского знания.

3 Границы философского знания.


4 Место и роль философии в культуре.

Методические рекомендации:

В первом вопросе раскройте причины возникновения философского типа мышления, перечислите


его основные черты. Определите специфику философского мировоззрения, ее предмет, способы форму-


лировки и обоснования философских положений. Охарактеризуйте понятийный аппарат философии,


объясните неизбежность отражения личности мыслителя и особенностей эпохи в содержании философ-


ского учения. Рассмотрите историческую перспективу предмета философии, который в момент ее заро-


ждения включал всю совокупность научных знаний, а затем, по мере отделения конкретных наук, со-


хранил лишь самые общие мировоззренческие вопросы.

Отвечая на второй вопрос, следует исходить из круга проблем, решаемых философией. В соответ-


ствии с ними в структуре философии как теоретической дисциплины можно выделить несколько разде-


лов: онтологию, гносеологию, антропологию, аксиологию, историософию, социальную философию, ис-


торию философии и т.д. Дайте краткую характеристику каждому из этих структурных подразделений.


Перечислите основные методы и принципы философского знания (диалектика, метафизика, иррациона-


лизм, рационализм, сенсуализм и пр.).

При ответе на третий вопрос постарайтесь определить соотношение философии и науки: их разли-


чие и взаимосвязь.

Раскрывая четвертый вопрос плана, определите функции, которые выполняет философия в совре-


менном обществе.

Литература:



1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 14 – 26, 29, 33, 58 – 60.

2. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М., 1996. С.21 – 24.

3. Парис К. Техника и философия // Это человек. Антология. М., 1995.

4. Рузавин Г.И. Философские проблемы оснований математики. М., 1978.


 


 

 

Тема 3 Философия и наука

1 Взаимоотношения науки и философии:

а) выдающиеся ученые-философы;

б) общие черты и отличия философии и науки;

в) принципы плодотворного диалога науки и философии.


2 Проблема философской научности.

3 Философия науки.

Методические рекомендации:

Ответ на первый вопрос следует начать с упоминания имен выдающихся мыслителей, гармонично


сочетавших в себе философский взгляд на мир с гениальностью в науке. На примерах из жизни и дея-


тельности Пифагора, Фалеса, Декарта, Лейбница, Флоренского и Рассела (можно подобрать и другие


примеры) следует показать возможность плодотворного совмещения исследовательских интересов в


области философии и науки.


Касаясь сравнения философии и науки, обратите внимание на то обстоятельство, что и та, и другая


являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированной на дости-


жение истины. При этом можно выделить и их серьезные различия, сопоставив область исследования,


широту и универсальность выводимых закономерностей, наличие ценностной компоненты.


Рассуждения о принципах плодотворного диалога философии и науки можно начать с рассмотрения


двух тупиковых крайностей в трактовке их взаимоотношений: натурфилософии (попытке строить кар-


тину мира без опоры на науку) и позитивизма (призыва к философии сосредоточиться на обобщении


положительных фактов науки). Далее сформулируйте условия и принципы, при которых возможен


творческий и взаимообогащающий диалог между философией и наукой.


Чтобы ответить на второй вопрос, необходимо обратиться к феноменологической философии Э.


Гуссерля и его соратников, выдвинувших идеал философии как «строгой науки».


В третьем вопросе требуется охарактеризовать эту область философских исследований, проследить


ее историю, эволюцию, основные положения.

Литература:


1. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учебное пособие. М., 1998.


2. Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.

3. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада.


М., 1996.

4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учебное пособие для вузов.


М

5. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.


 

 

Тема 4. Единство мира и многообразие

Реальности

1 Бытие и реальность: соотношение понятий.

2 Проблема различения материальной и идеальной (духовной), объективной и субъективной ре-


альности.

3 Многообразие и взаимосвязь форм бытия.

Методические рекомендации:

При освещении первого вопроса следует привести известные вам современные философские опре-


деления бытия, обращая внимание на синонимичность содержания понятий «бытие» и «реальность».


Во втором вопросе необходимо проследить историю формирования философских и научных пред-


ставлений о материальной и духовной субстанциях. Важно связать эту информацию с «духом» поро-


дивших их эпох, показать оттенки понимания материального и духовного в разных философских на-


правлениях и школах. Раскрывая проблему соотношения субъективной и объективной реальности, ука-


жите критерий, по которому они различаются, и их содержание.

Третий вопрос можно осветить также выбрав определенный критерий, по которому выделяют мно-


гообразие форм бытия: сложность строения, уровень полноты и завершенности существования, особен-


ности функционирования и развития и пр.

Литература:


1 Денисов В.В. Единство мира и современные реалии // Философия и общество. 1997. № 6.


2 Кемеров Б.М. Концепция социальной реальности // Вопросы философии. 1999. № 7.


3 Концепция виртуальных миров и научное познание / Под ред. И.А. Акчурина, С.И. Коняева.


СПб., 2000.

4. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

5.Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.


 

 

Тема 2. Принцип детерминизма в


Философии и науке

1 Многообразие взаимосвязей и взаимодействий всего существующего. Причинно-следственные


связи в системе связей бытия.


2 Сущность принципа детерминизма в философии и науке. Индетерминизм и его формы.


3 Категории цели, случайности и необходимости, возможности и действительности, вероятности в


современных научных и философских теориях.

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса следует начать с описания такой черты реальности, как взаимосвязь и


взаимозависимость ее структурных компонентов. Непременно дайте определение категории «связь» и


покажите особенности основных форм связей: пространственных, временных, генетических, сущест-


венных и несущественных, необходимых и случайных, закономерных, непосредственных и опосредо-


ванных, внутренних и внешних, динамических и статических. При рассмотрении сущности взаимодей-


ствий необходимо иметь в виду, что роль участвующих в нем сторон может быть различной: ведущей, определяющей или производной и определяемой. Приведите примеры различных связей и взаимодейст-


вий. Особое внимание необходимо уделить причинно-следственным связям.


Чтобы раскрыть второй вопрос, проследите, как изменялось понимание сути закономерных связей


в истории философии и науки: от механистического детерминизма XVII – XVIII вв., сводящего эти за-


кономерности к причинно-следственным связям, до его современных трактовок, предполагающих мно-


гообразие типов зависимостей между объектами и явлениями. Можно привести примеры функциональ-


ной и целевой зависимости, отношений симметрии. Принцип индетерминизма издавна противопостав-


ляется детерминизму. Постарайтесь выяснить объективные причины возникновения и существования


различных форм этого учения: от окказионализма XVII в. до витализма, неокантианства и некоторых


направлений в методологии современной физики.


Помимо определений категорий, перечисленных в формулировке третьего вопроса, следует пока-


зать изменение их понимания в истории науки и философии. В качестве примера можно показать роль


относительно молодой науки о неравновесных системах – синергетики – в переосмыслении подходов к


изучению цели и причинно-следственной связи.

Литература

1 Голубенко В.П. Необходимость и свобода. М., 1974.


2 Иванов В.Г. Детерминизм в философии и физике. Л., 1974.


4 Кравец А.С. Природа вероятности. М., 1976.


5 Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М., 1979.


6 Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. М., 1980.

 

 


 


В философии

1 Понятие субстанции: материалистический и идеалистический подходы.


2 Философские и естественнонаучные представления о материи, ее структурных уровнях и эволю-


ции.


3 Диалектико-материалистическое учение о субстанциональных свойствах материи и ее структуре.


Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, необходимо иметь в виду противоречивость, двойственность понятия


субстанции. Во-первых, она понимается как нечто неизменное, существующее само по себе и независи-


мо от внешних влияний; во-вторых, как первооснова, определяющая существование других вещей.


Приведите примеры материалистического и идеалистического решения проблемы субстанции в исто-


рии философской мысли.


Второй вопрос предполагает раскрытие особенностей понимания собственно материалистической


субстанции. Ответ на него можно начать с освещения процесса поиска субстанции, родственной миру


вещей, осуществлявшегося в рамках античной натурфилософии (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демок-


рит и др.). Следует учесть модернизацию решения этой проблемы в Новое время, когда от понимания


материи как конкретного вида вещества мыслители перешли к трактовке ее как определенного свойства


вещей. Не забудьте проследить тесную связь между естественнонаучными открытиями и философскими


представлениями о материи.


Следующим этапом развития проблемы материалистической субстанции стало ее исследование в


рамках марксистской философии, раскрыть который требуется в третьем вопросе. Марксизм разграни-


чил учение о строении материи как чисто научное направление и философскую трактовку материи как


гносеологической категории и первоосновы бытия. Обратите внимание на следующие проблемы: струк-


турность мира, важнейшие свойства материи и ее атрибуты. Покажите эволюцию диалектико- материалистических представлений о материи – от Энгельса до «позднего» марксизма (Б.М. Кедров и


др.)

Литература:


1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.


Ратникова. М., 1999. Гл. 3. Структурные уровни организации материи.


2. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. С. 184 – 190, 196 – 197, 208 – 212, 217 – 225,


245 – 248.


3. Петров Ю.П., Французова Н.П. Категория материи // Философские науки. 1988. № 7.


4. Энгельс Ф. Диалектика природы // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 20.

 

 



 

Литература

1 Анисов А.М. Время и компьютер. Негеометрический образ времени. М., 1991.

13 Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974.

16 Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М., 1994.

17 Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1987.

19 Трубников Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

2 Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

20 Уитроу Дж. Структура и природа времени. М., 1984.

22 Тейлор Э.Ф., Уилер Дж. Физика пространства–времени. М., 1971.

3 Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Пространство и время в неживой и живой природе.

7 Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969.

 

 






 
























Развития

 



Соотношение понятий «движение», «изменение» и «развитие».

Основные черты развития, его механизмы и формы.

Особенности протекания процессов развития в природной и социальной реальности.

Специфика понимания развития в метафизике, диалектике, синергетике.

 

 

Методические рекомендации

 


При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на то, что исторически первым воз-


ник термин «изменение», так как изменчивый характер природы был очевиден задолго до возникнове-


ния философии. Древнегреческие мудрецы, понимая движение как возникновение, уничтожение и ста-


новление всего сущего, заметили, что невозможно логически непротиворечиво отобразить диалектику


движения. Приведите примеры противоположного решения проблем изменения: изменчив или устой-


чив мир (Гераклий, Зенон), непрерывно или прерывно движение (Кратил, Зенон).


Ответ на второй вопрос предполагает характеристику развития как необратимых, качественных


изменений.


При анализе третьего вопроса необходимо рассмотреть основные модели развития: Г. Спенсера,


«творческой эволюции» Л. Моргана, А. Бергсона, натуралистскую модель, антропологическую, равно-


весно–интеграционную.


Рассмотрение четвертого вопроса позволяет проследить эволюцию взглядов на развитие от мета-


физики до синергетики. Обратите внимание на то, каким образом в указанных концепциях понимались


источники развития, его закономерности, направление, роль случайности, особенности проявления раз-


вития в разных сферах реальности.

Литература

 


1. Ефимов Г.М. Возникновение нового: философский очерк. М., 1983.

2. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М., 1983.

3. Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. М., 1985.


 


Категория

 


1 Проблема различения живого и неживого в науке и философии.


2 Концепции возникновения и эволюции жизни во Вселенной и на Земле.


3 Понятие «жизненный мир» в философии.

 


Методические рекомендации

 


При ответе на первый вопрос следует привести определения жизни и перечислить признаки, отли-


чающие живое от неживого. Для этого необходимо обратиться к справочным и энциклопедическим из-


даниям (например: Биологический энциклопедический словарь. М., 1999 – статьи «Жизнь» и «Проис-


хождение жизни»). Затем следует проследить эволюцию представлений о жизни в истории философии и


науки. Представления о жизни в философии складывались в рамках гилозоизма, витализма, креацио-


низма, телеологизма (теории эмерджентной эволюции С. Александера, К. Моргана) и организмизма


(холизма Я. Смэтса). Кроме перечисленных, можно рассмотреть концепции П. Тейяра де Шардена, А.


Бергсона и других представителей «философии жизни», Э. Гуссерля.


Излагая второй вопрос, дайте краткие характеристики наиболее известных концепций происхожде-


ния жизни, выдвинутые немецким физиологом Э. Пфлюгером, английским генетиком Дж. Холдейном,


русскими учеными А.И. Опариным и В.И. Вернадским, американским астрономом К.Э. Саганом и др.


В третьем вопросе следует раскрыть содержание этого понятия, введенного Э. Гуссерлем.


Литература

 


1 Бернал Дж. Возникновение жизни. М., 1969.


2 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.


3 Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М. 1994.


4 Голдсмит Д., Оуэн Т. Поиски жизни во Вселенной. М., 1983.


5 Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы филосо-


фии. 1992. № 7.


6 Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1987.


7 Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М., 1972.


8 Салливан У. Мы не одни. М., 1967.


9 Югай Г.Ф. Общая теория жизни. М., 1985.

 

 



Тема 12. Основные проблемы


Гносеологии

 


1
Концепции познания в истории философии.


 

 


 


Литература

1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.


2. Гадамер Г.Х. Истина и метод. М., 1988.


3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.


4. Лекторский Б.А. Субъект, объект. Познание. М., 1980.


5. Липский Б.И. Практическая природа истины Л., 1988.


6. Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.


7. Штейнер Р. Истина и наука. М., 1992.




Литература

 


 


Бахтияров К.И. Многомерность истины // Философские науки. 1991. № 4.

Гадамер Г.Х. Истина и метод. М., 1988.

Горский Д.П. О критериях истины // Вопросы философии. 1988. № 2.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

Кезин А.В. Идеалы научности / Философия и методология науки. М., 1996.

Липский Б.И. Практическая природа истины Л., 1988.

Марков Б.В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического знания. Л., 1984.

Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

Штейнер Р. Истина и наука. М., 1992.

 


 

 

Тема 15

Тема 6. Знание и вера

 

1. Сущность знания, его типы и пределы.

2. Философские и религиозные концепции веры.

3. Проблема взаимоотношения разума и веры в истории философии.

4. Сходство и различие между религиозной и научной верой.

 

Методические рекомендации

 


При ответе на первый вопрос следует объяснить соотношение понятий «знание» и «информация»,


«знание» и «познание». Определить тип и пределы того или иного знания можно, выяснив его глубину,


уровень профессионализма, использование источников и средств познания, предмет. Обратите внима-


ние на двоякую роль знания – как результат познания и его метод.


Раскрывая второй, третий и четвертый вопросы, целесообразно исходить из определения веры и


ее разновидностей: религиозной, философской, обыденной и научной. Проследите историю взаимоот-


ношений разума и веры в рамках религиозной философии. Покажите, как в процессе становления науки


религиозная вера вытесняется за ее пределы, а затем «возвращается» в виде научной веры, интуиции,


творческого озарения. Рассмотрите также тип веры, для которого характерна психологическая уверен-


ность в правильности высказывания.

 


Литература

 


1 Бубер М. Два образа веры. М., 1995.


2 Вайнгартнер Л. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопросы филосо-


фии. 1996. № 5.


3 Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере // Вопросы философии. 1998. № 5.


4 Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы // Вопросы философии. 1991. № 2.


5 Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. 1997. № 5.


6 Соловьев В.С. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. 1994. № 1.


7 Полкинхорн Д. Вера глазами физика: Богословские заметки мыслителя «снизу – вверх». М.,


2001.


8 Элиаде М. История веры и религиозных идей / Пер. с франц. Т. 3: От Магомета до реформации.


М., 2002.


9 Ясперс К. Понятие философской веры // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994. С.


420 – 440.


 

 


Познание

 



Роль ощущений, восприятий и представлений в чувственном познании.

Методы эмпирического познания.

Формы логического (рационального) этапа познания.

Методы теоретического познания.

Методические рекомендации:

 


При рассмотрении первого вопроса следует дать определения форм чувственного познания и пока-


зать их роль в сборе и обработке информации об окружающем мире.


Отвечая на второй вопрос, проанализируйте соотношение категорий «эмпирическое» и «теоретиче-


ское» с категориями «чувственное» и «рациональное» и покажите их взаимосвязь.


Ответ на третий вопрос предполагает рассмотрение таких форм логического (рационального)


мышления как понятие, суждение, умозаключение. Рациональный момент преобладает на теоретиче-


ском уровне научного познания, так как с помощью понятий, умозаключений, законов, категорий,


принципов и др. обрабатываются данные эмпирического знания. Структурными элементами теоретиче-


ского знания являются проблема, гипотеза, теория. Охарактеризуйте их.


При ответе на четвертый вопрос следует обратить внимание на практику, как решающий фактор


проверки гипотезы и перехода ее в разряд научной теории. Предсказательная функция (предвидение) –


одна из основных функций теории. Приведите примеры, когда на основании теоретических представле-


ний о «наличном» состоянии известных явлений был сделан вывод о существовании неизвестных ранее


фактов, объектов и т.д.


Литература:

 


1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.


2. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 2000.


3. Смирнов В.А. Логические методы анализа научного знания. М., 1987.


4. Современные теории познания. М., 1992.


5. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.


6. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Минск, 1974.


7. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в познании. М, 1988.

 

 



Тема 8. Феномен творчества

 



Творчество как продуктивная активность человеческого духа.

Стимулы, мотивы и структура творческого процесса. Интуиция, воображение, фантазия.

Виды творчества.

Творческие способности человека и проблема таланта.

 

Методические рекомендации:

 


При ответе на первый вопрос следует отметить, что творчество – одна из самых загадочных про-


блем. Можно привести взгляды на феномен творчества Н.А. Бердяева, С.Л. Франка.


Второй вопрос требует анализа таких понятий, как эмоциональная и мотивационно-волевая сфера,


ориентирующие человека в творческой деятельности и концентрирующие его усилия в достижении це-


ли. Дайте краткую характеристику основных стадий творческого процесса: подготовки, созревания,


озарения и проверки. Рассмотрите также важнейший механизм творчества – интуицию.

Творчество может осуществляться во всех сферах деятельности человека, но самый главный объект


творческой деятельности – это он сам. Рассуждение на эту тему и будет ответом на третий вопрос.


При рассмотрении четвертого вопроса следует дать обзор наиболее значительных научных кон-


цепций, в которых рассматривается феномен творческих способностей, их формирование, развитие, за-


висимость от условий социальной среды и внутренних установок человека. Обратите внимание на зна-


чение упорного труда по самосовершенствованию в жизни тех, кого называют талантливыми или гени-


альными людьми.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.


2. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.


3. Дмитриев Е.В. Социальная природа творческого мышления. М., 1989.


4. Майданов А.С. Процесс научного творчества: философско-методологический анализ. М., 1983.


5. Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М., 1988.


6. Новиков Б.В. Творчество и философия. Киев, 1989.


 

 



 


Литература

 

 


1 Блумфилд Л. Язык. М., 1968.


2 Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 256 – 270.


3 Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. № 11.


4 Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989.


5 Лой А.Н. Как формируется и функционирует сознание. М., 1985.


6 Лой А.Н. Сознание как предмет теоретического познания. Киев, 1988.


7 Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968.


8 Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание индивида. М., 1989.


9 Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.


10 Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 1996.


11 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.


12 Серль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993. № 4.


13 Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.


14 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.


15 Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972

 

 


 

 


Литература

 


1 Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.


2 Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.


3 Вертгеймер М.К. Продуктивное мышление. М., 1987.


4 Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.


5 Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.


6 Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание: метафизические рассуждение о соз-


нании, символике и языке. М., 1999.


7 Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1988.


8 Прист Ст. Теории сознания. М., 2000.


9 Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.


10 Райл Г. Понятие сознания. М., 1999.


11 Селицкая И.А. Теория познания: мышление и речь первобытного человека. СПб., 1998.


12 Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.


13 Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

 

 



Литература

 


1 Бассин Ф.В. Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психоло-


гических представлений // Философские науки. 1990. №10.


2 Бертран М. Бессознательное в работе мысли // Вопросы философии. 1993. № 12.


3 Вельдер Р.К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и со-


временность. 1993. № 3, 4.


4 Гиндилис И.Л. Врожденное знание // Философские науки. 2001. № 4.


5 Гуревич. П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. №


10.


 

 


6 Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. М., 2000.


ФУНКЦИЙ И КАТЕГОРИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО // ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. 1991. № 10.


8 Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Вопросы философии. 2000. № 10.


9 Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.


10 Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 179 – 374.


11 Юнг К. Архетип и символ. М., 1992.

 

 


 


Тема 10. Язык и мышление

 



Понятие сигнальной (знаковой) системы, ее формы.

Предпосылки формирования человеческой речи.

Сущность языка и его функции.

Единство языка и мышления.

Искусственные и естественные языки: их возможности и пределы.

 

Методические рекомендации

 


Изложение первого вопроса начните с разграничения содержания понятий «язык» и «знак», объяс-


ните, чем языковые знаки отличаются от неязыковых.


При анализе второго вопроса раскройте природно-биологические и социальные предпосылки воз-


никновения речи.


В третьем вопросе следует показать разнообразие функций языка: средство коммуникации на раз-


личных уровнях (от мышления до передачи информации), средство выражения работы мышления, оп-


редмечивание и распредмечивание духовной культуры, передача социальной наследственности и др.


Рассматривая четвертый вопрос, необходимо иметь в виду, что мышление и язык связаны, но не


тождественны друг другу: мыслительные процессы протекают порой намного быстрее, чем проговари-


ваются слова, а при восприятии слов имеет место отставание мысли от слова.


Освещая пятый вопрос, назовите виды естественных и искусственных языков, дайте их определения,


найдите общие признаки и отличия.

 


Литература


1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.


2. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.


3. Журавлев В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. М., 1982.


4.Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.


5. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание: метафизические рассуждение о соз-


нании, символике и языке. М., 1999.


6. Миллер Е.Н. Что такое язык? Гносеологический аспект. М., 1988.


7. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983.

8. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.


9. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 1996.


 

 



Литература


1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.


2. Волков Ю.Г., Поликарпова В.С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 1999.


3. Григорьян Б.Г. Философская антропология: Критический очерк. М., 1982.


4. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: Критический анализ. М., 1988.


5. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М., 1994.


6. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

7. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послеслов. П.С. Гуревича. М.,


1988.


 


 


Тема 23 Проблема человека в


Философии

1 Проблема человека в истории философии, ее основные аспекты.


2 Homo Sapiens: проблема происхождения и сущности человеческого сознания. Сознание и мозг.


Язык и мышление. Самосознание и его формы.


3 Личностное измерение человека. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий.


Типология личности.


4 Проблемы смысла жизни человека, его смертности и бессмертия.

 


Методические рекомендации:

При освещении первого вопроса выделите основные периоды в истории проблемы человека и ее


основные аспекты: античность (человек – микрокосм), эпоха Средневековья (с одной стороны, человек


– образ и подобие Бога, с другой – существо греховное); эпоха Возрождения (человек – центр мирозда-


ния); Новое время (человек – и дитя природы, и социальное существо); философия Гегеля (человек –


средство реализации мирового духа); философия марксизма (человек – совокупность общественных от-


ношений). Проанализируйте также понимание проблемы человека в «философии жизни», экзистенциа-


лизме, русской религиозной философии.


Отвечая на второй вопрос, вначале дайте четкое определение каждому понятию, затем проанализи-


руйте их особенности, обратите внимание на раскрытие их взаимосвязи.


Анализ третьего вопроса можно начать с размышления над следующим выражением: человеком


рождаются, индивид воспитывается, а личностью становятся. Дайте определение понятий «индивид»,


«индивидуальность», «личность», обращая внимание на их отличительные черты. В социальной струк-


туре личности можно выделить и раскрыть следующие составляющие: социальный статус, социальная


роль, направленность. Проанализируйте построение различных типологий личности: 1) по ценностной


ориентации; 2) по типу нервной системы; 3) по эмоциональной направленности; 4) по социальной на-


правленности; 5) по степени представленности врожденного и приобретенного.


Раскрывая четвертый вопрос, покажите, что существуют различные подходы к определению


смысла жизни: гедонизм, аскетизм, утилитаризм, эвдемонизм, этика долга, прагматизм и др. Подчерк-


ните, что общие представления о смысле жизни трансформируются в смысл жизни каждого отдельного


человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами. Что ка-


сается конечности человеческого бытия, то здесь уместно привести несколько различных подходов, вы-


ражающих отношение к проблеме смерти и бессмертия: философия Эпикура, Спинозы, буддизма, хри-


стианства, русских космистов и др. Ответьте, как Вы понимаете реальное, немифологическое бессмер-


тие?

 


Литература

 



Винокурова И.А., Шилин К.И. Человек гармоничного будущего: Экософия-словарь. М., 1994.

Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989.

Жизнь и смерть: загадки и противоречия М., 1998.

Карпов М.М. Смысл жизни человека. Ростов н/Д, 1994.

 


 

 



Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.329 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь