Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основы социальной помощи и призрения в античных государствах



Древняя западная, или античная, цивилизация характе­ризуется определенным территориальным ареалом, культур­ным типом и особой моделью общественного устройства. Такие античные государства, как Древняя Греция и Рим, сыг­рали важную роль в мировой истории, продемонстрировав высокий уровень культуры, возможности демократии и фи­лантропии, а также организованных начал призрения.

Истоки античной Греции уходят в критскую государствен­ность рубежа III—II тыс. до н.э. Известен один из правите­лей этого государства — царь Минос. В середине II тыс. до н.э. сюда, на остров Крит, вторглись из материковой части Греции воинственные племена микенцев (ахейцев). На ру­беже II— I тыс. до н.э. крито-микенское общество пришло в упадок. Возрождение и интенсивное развитие Древней Гре-


 


Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 частях. Ч. 1, М, 198О.

С. 37.


1 Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 частях. Ч. 1. М., 1980. С.31.


 




ции связано с периодом архаики (VIII—V в. до н.э.), за кото­рым последовал классический период (V— первая половина IV в. до н.э.). В то время Греция состояла практически из двух тысяч самостоятельных городов-государств (полисов), каж­дый из которых имел свои вооруженные силы, чеканил мо­нету. Верховным органом власти в большинстве полисов было народное собрание свободных граждан. Возвысившая­ся на севере Греции в середине IV в. до н.э. Македония подчи­нила вскоре своему влиянию все греческие полисы, а также начала устанавливать контроль над другими сопредельными территориями. Так было положено начало эпохе эллинизма, длившейся до второй половины I в. до н.э. После смерти пол­ководца и правителя Александра Македонского греко-македон­ская империя распалась на ряд государств, во главе которых стояли греки (эллины). В 30 г. до н.э. римляне окончательно покорили эллинистические государства, превратив их в про­винции своей державы.

История Древнего Рима берет начало с его основания в 753 г. до н.э. Позже Рим из небольшой крепости стал влия­тельным городом-государством, расширяя постепенно кон­троль за территорией Апеннинского полуострова. В ранний период римской истории (VIII— начало VI в. до н.э.) прави­телем государства был царь, который для получения согласия народа на войну и изменения законов не реже двух раз в год созывал народное собрание граждан. Родоначальники 300 ро­дов, заложивших основание государства, составляли римский сенат. Пять веков (начало VI в. — 31 г. до н.э.) в Древнем Риме было республиканское правление. Вто время начинается про­цесс значительного расширения территории государства. В пе­риод империи (конец I в. до н.э. — 476 г. н.э.) Рим становится крупнейшей мировой державой, но затем начинается его ос­лабление и во второй половине V в. н.э. — падение под уда­рами вестготов, вандалов и других «варварских народов», вторгшихся в пределы империи.

Древняя Греция и Рим были регионом, в котором сложи­лось классическое рабство. Здесь рабы являлись основной производительной силой. Рабовладельческий характер обще­ственного устройства сказался на социальной сфере, на прак­тике социальной помощи. Она приобрела преимуществен-


но классовую направленность, Основным ее объектом стали свободные граждане, а рабы были ее лишены. Влияние ан­тичной филантропии, меценатства, зарождавшегося государ­ственного призрения распространялось на полноправных членов общества.

Определенные изменения в классовый характер социаль­ной помощи в античных государствах были внесены в после­дний период Римской империи в связи с распространением христианства. Оно зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на основе учения о спасении людей через веру в искупительную силу сына Божьего Иисуса Христа, приняв­шего за людской грех страшную казнь, а затем воскресшего. Это учение провозглашало равенство всех людей перед Богом, объявляя одной из религиозных заповедей помощь нуждаю­щимся и бедствующим. Филантропия становилась разновид­ностью богоугодного дела, а оказание социальной помощи не ограничивалось лишь свободными гражданами. В соответ­ствии с христианской моралью все люди — дети божьи, по­этому все, включая несвободных, достойны понимания, со­чувствия, сострадания и поддержки.

В античной Греции и Риме оказывалась разнообразная благотворительная помощь нуждавшимся. Важнейшими ее компонентами были: филантропическая раздача беднякам из числа свободных граждан хлеба, денег, одежды; зарожде­ние меценатства как покровительства науки и искусства со стороны состоятельных людей и др.

В роли филантропов в эпоху античности выступали не­которые правители и богатые люди. Выдающимся предста­вителем и лидером афинской демократической системы в V в. до н.э. был полководец, первый стратег Перикл. Он из своих частных средств в праздничные дни раздавал беднякам хлеб, одежду, деньги. Так же поступал и римский правитель Октавиан (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.), получивший от сената ти­тул Августа и провозглашенный в 27 г. до н.э. императором. Из собственных средств он многократно раздавал народу де­нежные подарки, не обходя в таких раздачах и малолетних детей, хотя до его правления мальчики допускались к массо­вым раздачам подарков лишь с одиннадцати лет. Внеурожай-ные годы Август часто раздавал гражданам и хлеб. В докумен-


 



3 П. Я. Циткилов



те I в. н.э. «Деяния божественного Августа», составленном в виде своеобразного отчета самого императора о своем прав­лении, отмечалось, что при крайнем недостатке хлеба он в несколько дней при помощи собственных средств освобо­дил весь народ от страха и угрожавшей ему опасности голо­да. Такая угроза была в Риме в 23 г. до н.э. вполне реальной. Император Август неоднократно подчеркивал, что денежные, хлебные и вещевые подарки для народа он раздавал из лич­ных средств, из собственного, а не государственного имуще­ства. Эти раздачи нередко приурочивались к праздникам, раз­личным массовым представлениям, после которых на арену иногда выкладывали куски мяса, бесплатно раздавали кур, уток, плащи и др.

Вместе с филантропической раздачей подарков из лич­ных средств и имущества правителей в античных государ­ствах существовала практика выдачи свободным гражданам государственных хлебных пайков, денежных компенсаций из казны на посещение театральных представлений и приобре­тение необходимых для жизни вещей и продуктов. Такие раз­дачи носили не столько филантропический, сколько поли­тический характер, касались не только бедных, а практически всех свободных граждан. По мнению исследователя проблем социальной помощи Гергарда Ульгорна, жившего в XIX в., мотивы раздач хлеба, денег, вещей из казны и государствен­ного имущества были не гуманного, а политического харак­тера. «В раздаваемом хлебе и дарах, — писал он, — народ по­лучал свою долю в добыче, отнятой у покоренных народов».

Многие состоятельные жители Греции и Рима тратили свои личные сбережения на устройство праздников, активно участвовали в общественных сборах денег, вещей, продуктов. Финансово поддерживая организацию торжественных город­ских мероприятий, богатые люди получали общественное при­знание. Нередко во время праздников при скоплении огром­ного количества людей назывались громко имена щедрых дарителей.

1 Ульгорн Г. История общественного призрения бедных//Трудовая

помошь. 1903. №5. С. 628.


Семьи заслуженных людей в Риме, именуемые нобиля­ми, нередко раздавали мелкие деньги, одежду, продукты бед­ным и обнищавшим из числа свободных граждан. Людей, ис­кавших у нобилей поддержки и занятий для себя, называли тогда клиентами. Это понятие сейчас широко закрепилось в практике социальной работы, означая, действительно, лю­дей, нуждающихся в помощи и поддержке. В Древнем Риме клиенты дожидались в передней дома нобиля, когда он вый­дет, чтобы получить у него оплачиваемое поручение или ми­лостыню. Порой их кормили бесплатно за господским сто­лом, раздавали монетки, а из вещей давали старые плащи.

Помогая бедным из числа свободных людей, правители и состоятельные граждане античных государств жестоко отно­сились к рабам. Особой суровостью к подневольным людям отличались римляне. Рабам, живущим в больших имениях (виллах), хозяева не позволяли даже обзаводиться семьями. За малейшие провинности рабов заковывали в цепи, сажали в тюрьмы. Римские рабовладельцы оправдывали свою жес­токость тем, что рабы — иноверные чужаки, которых в стра­хе можно удержать лишь суровостью. На чрезмерную жесто­кость рабы отвечали побегами и восстаниями. Особенно мощным было выступление рабов во II в. до н.э. на Сици­лии, где к рабам присоединились обнищавшие свободные люди. Три года римские армии не могли их одолеть. Взяв все же верх над восставшими, римляне распяли на крестах око­ло 20 тыс. рабов.

Говоря о жестокостях рабовладельцев, следует отметить, что среди них были люди, проявлявшие сострадание к не­вольникам. Случалось и так, что в некоторых богатых семьях одни относились с пренебрежением и суровостью к рабам, а другие — с сочувствием и жалостью. В книгах «Исторической библиотеки» римского писателя и историка I в. до н.э. Дио-дора Сицилийского приводился такой пример. Описывая со­бытия крупнейшего восстания рабов в Римской империи, он сообщал, что в сицилийской Энне жил состоятельный и над­менный человекДамофил. Он и его жена Мегаллида с исклю­чительной жестокостью относились к своим рабам. Однако их дочь, напротив, была человеколюбивой и сострадательной к рабам, которым она всегда старалась помочь по мере воз-


 




можности. Она имела обыкновение утешать рабов, наказан­ных плетьми ее родителями, и своей гуманностью, помощью им заслужила их горячую любовь. Когда на Сицилии восста­ли рабы, то они учинили расправу над своими истязателя­ми, но пощадили дочь Дамофила и Мегаллиды, помня о ее человеколюбии и сострадании к обездоленным невольным. «Во время восстания, — писал Диодор Сицилийский, — ее прежняя доброта вызывала сострадание к ней у тех, которые раньше испытали ее доброту: не только никто не осмелился наложить на девушку руки, но все они сохранили неприкос­новенной от всякого оскорбления ее юность. Восставшие рабы выбрали из своей среды надежных людей, из которых самым усердным был Гермий. Они отвели девушку в Катану и передали ее родственникам...»1

В античную эпоху зародилась и такая форма благотвори­тельной помощи, как меценатство, означавшее покровитель­ство искусства и науки. Само это название идет от имени Гая Цильния Мецената — одного из видных деятелей Рима, бли­жайшего друга императора Августа. Некоторые современни­ки называли Мецената головою императора. Покидая сто­лицу империи, Август оставлял Рим на этого человека, которому подчинялись консулы и сенат, хотя сам он никог­да не занимал выборной должности. Меценат не только да­вал мудрые советы императору, выполнял важные его поли­тические и дипломатические поручения (вел переговоры с Марком Антонием и др.), но отличался безупречным вкусом в поэзии, проявлял щедрость к людям искусства и науки.

В эпоху Октавиана Августа особенно модной была поэзия. Во многих домах тогда имелись литературные произведения, написанные на папирусах, пергаменте, восковых дощечках. Стихи писали многие римляне, включая известных полити­ков, военачальников, жрецов. Литературной деятельностью занимался и Меценат. Из его собственных сочинений до нас дошли небольшие отрывки прозы и стихов. Меценат был страстным коллекционером. Он собирал не только драгоцен­ные изделия из камня, золота, но и произведения искусства. С его коллекцией могли ознакомиться многочисленные го-

1 Хрестоматия по истории Древнего Рима / Пол ред. В.И. Кузнецова. М.. 1987. С. 76.


сти, посещавшие дом Мецената. Этот дом был одним из са­мых роскошных дворцов того времени. Здесь проходили пышные застолья, выступали известные поэты.

Литературный кружок Мецената объединял лучших по­этов и талантливых литераторов того времени — Горация, Вергилия, Проперция и др. Их Меценат щедро одарял, ока­зывал всяческое покровительство и защиту.

Поэты и художники получали по милости Мецената по­четные и выгодные должности. На их нужды он тратил свои личные средства, преподносил дорогие подарки, жаловал из собственных поместий земельные участки и рабов. Позже имя Мецената как покровителя деятелей искусства и науки стало нарицательным.

В античных государствах наряду с благотворительной по­мощью стали формироваться и элементы государственной поддержки нуждающимся. К их числу можно отнести: созда­ние приютов для обездоленных и странствующих; организа­цию общественных работ; заботу об изувеченных солдатах, семьях воинов, стариках и др.

Призрение определенной части бедных, сирот осуществ­лялось в античных государствах в специальных приютах. Особые помещения, где бедные могли найти себе приют на ночь, в Древней Греции существовали в Афинах, Родосе, в других городах.

Приюты — «гостиницы» для странствующих имелись в Афинах, Коринфе. Здесь путники могли отдохнуть и найти ночлег, но о своем пропитании они должны были позаботить­ся сами. По сложившейся у древних греков традиции, странствующие люди пользовались в те времена сострадани­ем и поддержкой. Помочь путнику и угостить его считалось обязанностью каждого добропорядочного гражданина. Это от­ношение прослеживается в гомеровской «Одиссее», в кото­рой повествуется о возвращении на родину (остров Итаку) одного из участников троянской войны, царя Одиссея. В по­эме сообщалось, что царский сын, увидев странника, пошел ему навстречу, лично приветствовал за правую руку, предла­гая пройти в дом и утолить голод. При этом он негодовал в сердцах, что путнику пришлось его дожидаться за порогом.


 




В той же поэме «Одиссея» говорилось, что забота о пут­нике не ограничевалась предоставлением временного при­юта и пропитания. Ему предлагалось остаться в этих местах и посильным трудом зарабатывать на жизнь.

Приюты для бедных, странствующих, детей-сирот функ­ционировали и в Древнем Риме. Здесь также поощрялась практика опеки над сиротами. С III в. до н.э., со времени правления Аппия Клавдия, в Риме сложилась традиция по­ощрять опекунов сирот досрочным выдвижением в консулы.

Некоторые императоры и состоятельные люди Рима уч­реждали сиротские приюты в честь своих покойных жен. На­пример, Антоний Пий, правивший в период наивысшего экономического подъема римской средиземноморской дер­жавы (середина II в. н.э.), в память о своей супруге Фаустине открыл приют для содержания и воспитания бедных детей. В память жены Юлии Маммеи учредил сиротский приют ос­нователь римской династии Северов Септимий Север, пра­вивший с 193 по 211 г. н.э.

Кроме императоров сиротские приюты в Древнем Риме учреждали и частные лица. Одним из них был некто Пли­ний. В поздний период Римской империи в сиротские при­юты принимались как дети граждан, так и лиц, не пользо­вавшихся правом гражданства. Однако функционировавших приютов имелось крайне недостаточно. Особенно тяжела была участь брошенных детей-калек. Таких сирот нередко ос­тавляли на городских овощных рынках в расчете на то, что им не дадут умереть с голоду сострадательные торговцы. Сюда же на овощные рынки иногда приносили и вполне здоровых младенцев из бедных и многодетных семей. Их клали возле колонны. Они или погибали, или становились рабами подо­бравших их людей.

Одной из форм социальной помощи в античных государ­ствах, осуществлявшейся путем привлечения к массовым строительным работам большого количества свободных бед­няков, была организация общественных работ. В Древней Гре­ции она получила широкое распространение при афинском правителе Перикле (V в. до н.э.). Он предоставлял рабочей мас­се, не занятой военной службой, возможность заработать не­обходимые средства для безбедной жизни за счет государствен-


ных средств (общегреческой казны), направленных на стро­ительство мощных архитектурных сооружений, дорог, во­допровода, каналов и других работ общественной значимо­сти. Одним из таких объектов был знаменитый Афинский акрополь, вызывавший восхищение жителей других городов.

Политические оппоненты и противники Перикла упре­кали его за то, что тот тратит на строительство и украшение городов средства обшегреческой казны, собранные для ве­дения войн и защиты союзников. Он отвергал эти обвине­ния, полагая, что в условиях, когда страна достаточно обес­печена всем необходимым для ведения войны, правомерно использовать поступающие от союзниковденьги на широко­масштабное городское строительство.

Общественные работы, рассчитанные на длительное вре­мя и привлечение большого числа свободных бедняков, про­водились не только в Афинах. Они организовывались и в та­ких греческих городах, как Сиракузы, Коринф и др. При осуществлении широкомасштабных строительных работ тре­бовались разные ремесла.

Применялись общественные работы и в античном Риме. В начале III в. до н.э. при Аппии Клавдии обедневшие сво­бодные граждане привлекались для сооружения дорог в раз­ные концы Италии, включая знаменитую Аппиеву дорогу, для строительства водопровода в Риме, проведения на значитель­ных территориях страны осушительных мероприятий.

Широкий размах общественные работы получили в прав­ление римского императора Августа. Им были учреждены даже специальные должности: попечители общественных работ на городских постройках, на сооружении дорог, на во­допроводах, а также попечители о русле реки Тибр и др.

В античных государствах проявлялась определенная за­бота о раненых военнослужащих и семьях погибших воинов. В Афинах раненые воины, если они не обладали никаким имуществом, пользовались общественным призрением. Вча-стности, они получали из государственных средств компен­сационное пособие, позволявшее обеспечить скромное су-шествование. Подобная практика применялась и в Древнем Риме. Но здесь в отличие от Греции «компенсационный фонд» формировался не только государством, но и самими воен-


 




нослужащими. Это по сути дела были зачатки страховых ме­ханизмов. Такое подобие касс легионеров позволяло накап­ливать средства не только для поддержки раненых воинов, но и для помощи семьям погибших военнослужащих.

Уважительное отношение к старости, сострадание к немо­щи, забота о состарившихся родителях были во многом харак­терны для древнегреческого и древнеримского обществ. Изве­стно, что в Афинах и особенно в Спарте важнейшие вопросы жизнедеятельности решали старейшины. В Спарте сразу после рождения сына отец приносил его в назначенное место, где за­седали старейшины, которые и определяли его судьбу. В их при­сутствии решался вопрос о наказании провинившихся и др.

В Греции состарившиеся люди очень часто привлекались в качестве педагогов мальчиков с семилетнего возраста. Гре­ческий педагог был не столько учитель в современном по­нимании этого слова, сколько воспитатель ребенка. Он учил своего воспитанника правильному поведению, хорошим ма­нерам, сопровождал в школу, а в случае непослушания мог использовать и розги. Многие пожилые и искалеченные люди, включая даже рабов, в Афинах и других греческих го­родах-полисах становились такими педагогами своих питом­цев до их юношеского возраста. Как-то Перикл сказал о рабе, сломавшем ногу: «Вот еще одним педагогом больше».

Состарившиеся, увечные люди и в Древнем Риме часто трудоустраивались в сфере педагогики, работая в школах гра­моты. Некоторые из них, не способные по старости или бо­лезни к прежнему своему труду, открывали начальные шко­лы. Тогда учредить школу здесь мог любой. Официального разрешения на это не требовалось. Родители сами определя­ли, какому учителю доверять своих детей. И в этом вопросе простолюдины не были строгими судьями.

Для престарелых людей характерны житейская мудрость, здравый подход к возникающим проблемам, осмысленность в принятии решения. Именно поэтому в Афинах и Спарте членом ареопага1 и геронты2 мог стать человек, достигший

1 ареопаг — совет родовой знати в Афинах, являвшийся высшим органом
власти в архаическую эпоху;

2 геронты — совет родовой знати в Спарте, пользовавшийся в архаический
период истории значительной полнотой власти.


60 лет, а в Риме высший государственный орган власти на­зывался сенатом (что в переводе с латинского означает ста­рый, старец), т. е. собранием старых и уважаемых людей.

В Афинах бедные состарившиеся граждане, которые не могли по состоянию здоровья зарабатывать средства для сво­его существования, получали небольшое пособие. Оно обес­печивало им скудное существование, спасая от нищеты и не­обходимости просить подаяние. Размер этого и других пособий определялся в Афинах Советом пятисот, являвшим­ся постоянной комиссией народного собрания.

Вместе с филантропией, меценатством, началом государ­ственного призрения в античных странах появились и ростки общественного призрения в форме различных объединений взаимопомощи. В Афинах, например, действовали союзы ре­месленников, мелких торговцев и др., которые обеспечивали своих сочленов в случае обеднения и обнищания. Такие доб­ровольные союзы и товарищества были и в Древнем Риме, где широкое распространение получили дружеские кружки, объединявшие бедных граждан, вольноотпущенных и даже рабов. На первое место здесь выдвигалась действенная взаи­мопомощь между друзьями, формировались особые мораль-ные нормы поведения.

Дружеские кружки в сельской местности объединяли лю­дей не только для взаимопомощи, но и для общего вре­мяпровождения. Часто на собраниях простых людей, име­нуемых в Римской империи «коллегиями», обсуждались насущные проблемы их жизни, а затем все вместе садились за хорошо накрытый стол. На нужды кружков и коллегий простые люди отписывали часть своих завещаний. В книге известного российского специалиста по античности ГС. Кна-бе «Древний Рим — история и повседневность» приводятся ссылки на сохранившиеся многочисленные надписи римских граждан, завещавших часть своих денежных средств на то, чтобы «их односельчане или члены их коллегий устраивали регулярно совместные трапезы»1.

Среди добровольных объединений, функционировавших в Риме, были и так называемые «похоронные товарищества».

1 Кнабе Г. С. Древний Рим —история и повседневность: Очерки. М., 1986. С. 139-140.


 




 


Они создавались для обеспечения их членов приличным по­гребением. В них вступали не только бедные граждане, но и рабы, получив соответствующее разрешение от хозяев. За счет небольших ежемесячных членских взносов эти товари­щества обладали необходимым для своей деятельности ка­питалом.

Как уже отмечалось, в античную эпоху рабовладельчес­кий способ производства был определяющим. И это нашло отражение в социальной сфере, в практике социальной по­мощи. Государственная власть если и заботилась о бедных, раненых воинах, семьях военнослужащих, престарелых и других людях, то лишь свободных гражданах. Рабы были вне рамок этой помощи. Считалось, что раб принадлежит хозя­ину-рабовладельцу, который пускай и заботится о нем. О том, как последние «заботились» о своих невольниках, свидетель­ствуют многочисленные выступления рабов.

В поздний период античности отношение к рабам меня­лось, становилось более терпимым и мягким. Некоторые гос­пода отпускали их на свободу, многие разрешали рабам всту­пать в различные товарищества и союзы взаимопомощи.

Ослаблению классового характера социальной помощи в последние века античности способствовало раннее христиан­ство. Несмотря на гонения со стороны властей, христианство распространилось с начала I в. н.э. во многих провинциях Рим­ской империи. Возникшее как движение угнетенных масс за лучшую и праведную жизнь, оно завоевывало души все боль­шего числа людей. Важнейший христианский завет любви был понятен и близок многим. По этому завету верующий человек должен в каждом без различия видеть ближнего и считать своим долгом помогать и поддерживать любого нуж­дающегося, страждущего.

С христианством применительно к позднему периоду Римской империи связаны два основных направления соци­альной помощи: общинное призрение бедных и церковная благотворительность. Первое из них характерно для перио­да раннего христианства, когда церковь еще не имела офи­циального государственного статуса. Второе направление христианской социальной помощи стало активно развивать­ся после принятия императором Константином в 313 г. Ми-


ланского эдикта о свободе христианского вероисповедания. * С того времени христианство стало официальной государ­ственной религией.

В ранних христианских общинах возникла особая форма общинного попечения о бедных. Руководителем призрения бедных был епископ, а его помощниками — многочислен­ные диаконы. Престарелые, немощные, больные общинни­ки, которые были не способны сами зарабатывать себе на хлеб, получали необходимую помощь (продуктами, одеждой, деньгами). Нуждавшиеся в постоянной и длительной под­держке получали из общинной кассы ежемесячные пособия. В каждой христианской общине имелся лист со списком бед­ных ее членов. В роли своеобразных социальных работни­ков тогда выступали диаконы. Они непосредственно помо­гали нуждающимся, учитывая их потребности. Диаконы старались предоставить каждому из них именно ту помощь, в которой те нуждались. Как справедливо заметил исследо­ватель XIX в. Гергард Ульгорн, в ранних христианских об­щинах была обеспечена индивидуализация призрения. Бла­годаря этому диаконы знали, кому из списка бедных еще продолжительное время нужно помогать материально, вы­давать пособие, а кто уже восстановил свою трудоспособ­ность и ему следует подыскать соответствующую работу.

Особая забота в христианских общинах проявлялась о сиротах. За их содержанием и воспитанием наблюдал лич­но епископ, решая возникавшие в связи с этим вопросы.

После обретения христианством в первой половине IV в. н.э. в Римской империи статуса официальной государственной религии начинает снижаться роль общинного призрения о бедных. Одновременно с этим активизируется деятельность церкви. Формируется особый вид социальной помощи — церковная благотворительность.

Вместо небольших христианских общин с хорошо отла­женной и управляемой системой общественного призрения теперьстали формироваться массовые общины, состоявшие из многих тысяч и десятков тысяч людей. В данном случае членство в общинах приобретало формальный характер. Если раньше добровольные взносы и пожертвования шли на нуж­ды конкретных бедных, больных и нуждавшихся в помощи


 




членов этой же малой христианской общины, то теперь доб­ровольные пожертвования трансформировались в обязатель­ные взносы формальных членов гигантской общины, упла­чивавшиеся духовенству.

Средств и финансовых возможностей для социальной по­мощи у официальной государственной церкви, ее епископов стало теперь больше. В 321 г. император Константин предос­тавил христианской церкви официальное право «принимать дары для верных». Наряду с привилегиями церковь получи­ла дополнительные средства и имущество, предназначавши­еся ранее для языческого культа, а также значительные зе­мельные владения (церковные имения), доходы от которых множили церковное богатство. От всех этих средств значи­тельные суммы христианская церковь направляла тогда на благотворительные нужды. В Риме и находившихся в зави­симости от него церквях на нужды бедных выделялась при­мерно одна четвертая часть церковных доходов.

Благотворительная деятельность церкви осуществлялась по средствам, во-первых, раздачи милостыни, во-вторых, со­здания целой сети богоугодных заведений, всевозможных убежищ для призрения бедных, странников, больных, сирот, вдов. Раздача милостыни носила массовый характер. Подан­ным Ульгорна, только в одной Александрии при Иоанне Зла­тоусте в особые списки получателей милостыни было внесе­но 7800 имен. Тогда же в городе Антиохии была оказана помощь трем тысячам вдов и девиц. В Риме, в различных частях города были открыты на средства церкви специаль­ные дома (диаконии), находившиеся в ведении диаконов. В этих домах бедные получали бесплатную пищу.

Общинное призрение бедных, построенное в период ран­него христианства на принципе ее индивидуализации, было заменено массовой раздачей милостыни всем просящим. Прак­тически никто не разбирался в том, попадала ли она тем, кто в ней нуждался, или нет. При таком подходе создавались пред­посылки для злоупотреблений на благотворительном попри­ще, когда не желавшие трудиться получали от церкви милос­тыню, а людям, неспособным себя обеспечить из-за старости, инвалидности, болезни такая помощь могла и не достаться. Стало возникать «профессиональное> нищенство, приобрет-


шее со временем массовый характер. В христианских же об­щинах никто нс терпел нужды, нищих там просто не было.

Практика помощи и взаимопомощи, берущая начало в первобытнообщинном строе, получила свое развитие в го­сударствах древнего мира. Важнейшими звеньями механиз­ма помощи нуждавшимся в странах Древнего Востока были государственные нормы социального законодательства и ча­стная филантропия. Особую роль в деле оказания помощи играли семья и сельская община. В античных странах в от­личие от традиционных обществ Востока государственная со­циальная помощь и общественное призрение начали при­обретать системный характер. В государствах древнего мира впервые появились социальные учреждения, формы социаль­ной помощи, общественного призрения и благотворительно­сти, которые получили свое дальнейшее развитие не только в эпохи средневековья и нового времени, но и в период но­вейшей истории.

Контрольные вопросы к теме III

/. Межличностная, семейная и общинная помощь людей в условиях первобытнообщинного строя.

2. Социальные функции территориальных общин в государ­
ствах Древнего Востока.

3. Социальное законодательство в странах Древнего Вос­
тока.

4. Зачатки филантропии в древних государствах Востока.

5. Частная филантропия и меценатство в античных госу­
дарствах.

6. Формирование элементов государственной социальной по­
мощи в Древней Греции и Риме.

7. Появление ростков общественного призрения в античных
государствах.

8. Церковная благотворительность на позднем этапе исто­
рии Древнего Рима.


 


Поделиться:



Популярное:

  1. B Проверьте стержень клапана на призмах при помощи
  2. Cодержательные и организационные особенности построения курса «Основы технологии интеллектуальной адаптации коренных народов северных регионов»
  3. I. Экономическая сущность налогов, основы налогообложения
  4. III.Основы теории спроса и предложения
  5. III/27. Организационно-правовые формы с/х предприятий и их организационно-экономические основы.
  6. V1: Теоретические основы формирования и управления ассортиментом товаров
  7. V1: Теоретические основы формирования качества товаров
  8. Актуализация социальной потребности в повышении культуры делового поведения работников сферы управления.
  9. Алгоритм оказания неотложной помощи
  10. Американская модель социальной работы
  11. Анализ социальной профилактики семейного неблагополучия (результаты исследования)
  12. Б3.В.3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь