Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тематика докладов н рефератов



/. Роль средневековых монастырей и монастырских орденов в деле призрения бедных в Западной Европе.

2. Зарождение общинно-приходской помощи на Западе в
средневековую эпоху.

3. Видные гуманисты эпохи Возрождения о человеческом
факторе в развитии общества, о справедливости и благотво­
рительности.

 

4. Реформация XVI в. Мартин Лютер о борьбе с нищенством
и организации попечения о бедных.

5. Принятие социального законодательства в средневеко­
вой Англии.

6. Появление работных домов, первый опыт их функциони­
рования на Западе в средние века.

7. Повесть Марка Твена «Принц и нищий» о проблеме ни­
щенства в Англии XVI в.


 




Тема V

Социальная помощь за рубежом

в новое время (вторая половина

XVII — начало XX в.)

Складывание системы государственного при­
зрения за рубежом во второй половине XVII
нача­
ле XX в.

Общественное призрение и благотворитель­
ность в зарубежных странах в эпоху нового времени

Появление социальной работы как профессио­
нальной деятельности в конце XIX — начале XX в.,
проблема ее институционализации

Распространение воззрений гуманизма, Реформация XVI в. способствовали изменениям в общественном сознании, создав идейные предпосылки для перехода от средневековья к но­вому периоду истории. Этот процесс получил социально-эко­номическое оформление под воздействием нараставшего в Европе с XVI в. мануфактурного производства и первона­чального накопления капитала, мощный импульс которому придала Английская революция середины XVII в. В резуль­тате был нанесен сильнейший удар по традиционному аг­рарному строю и положено начало переходу к индустриаль­ному обществу. Мир вступил в эпоху нового времени.

Изменения в общественном устройстве позитивно сказы­вались на темпах промышленного производства. Быстро шло накопление капитала. Набирал силу промышленный пере­ворот, связанный с переходом от преимущественно ручного к машинно-фабричному производству. Этот процесс полу­чил свое продолжение в XIX в., способствуя утверждению в


странах Запада новых общественно-политических отноше­ний. Частная собственность, широкомасштабное использо­вание наемного труда, возможностей парламентаризма, ак­тивное применение науки и образования в обеспечении прогресса становились важнейшими проявлениями той ис­торической эпохи.

Идеи просвещения, получившие распространение в XVIII в., ускорили изменения в общественной жизни. Как известно, про­светители считали образование главным средством достиже­ния гармонии между обществом, окружающим миром и че­ловеческой природой. Эти идеи, реалии складывавшегося индустриального общества повлияли на процессы благотво­рительности и призения, создав предпосылки для зарожде­ния профессиональной социальной работы.

5.1. Складывание системы государственного при­зрения за рубежом во второй половине XVII — на­чале XX в.

Процесс формирования системы государственного при­зрения, начавшийся на Западе еще в период позднего сред­невековья, получил свое оформление в новое время. Свою актуальность сохраняла проблема массовой нищеты. Более того, в XVIII и XIX вв. периодически происходило ее обо­стрение. Этот факт констатировался в рескрипте герман­ского императора Фридриха II «О нищенстве в городах», при­нятом в декабре 1763 г. В нем подчеркивалось, что нищенство как в городах на главных улицах, так и в сельских местнос­тях вновь усилилось. Это вызывало озабоченность властей и весьма отягощало население.

Значительных масштабов достигали бедность и нищета в Великобритании в первой половине XIX в. Численность бед­няков тогда в этой стране достигала 3 млн человек.

Большое количество нищих было во Франции в начале XIX в. Судя по воспоминаниям очевидцев — русских солдат и офицеров, находившихся с 1814 по 1818 г. в Париже в со­ставе антинаполеоновской коалиции, улицы французской столицы были заполнены нищими. Особенно усердствова­ли в выпрашивании денег у прохожих уличные мальчишки. В России же подаяние просили тогда в основном около цер-


\квей, монастырей, да и подростковое нищенство не было рас­пространено.

Ряды нищих множили во Франции и рабочие, которые нередко лишались по воле хозяев постоянного заработка. Тогда некоторые из них распеванием песен на улицах соби­рали себе мелкие монеты на пропитание. В Лионе в 1830-е гг. эта практика считалась «приличным способом просить ми­лостыню», которым вынуждены были заниматься безработ­ные, уволенные с лионских шелковых мануфактур и других производств.

Сохранение массовой бедности и нищеты вело к деста­билизации ситуации в ряде европейских стран, сопровож­давшейся акциями протеста и революционными взрывами. В таких условиях власти стали активнее и системнее зани­маться государственным призрением, которое обеспечива­ло не только оказание помощи нуждающимся, но выполня­ло и социально-стабилизирующую функцию.

Государство с помощью нормативно-законодательной дея­тельности регулировало некоторые процессы в сфере призре­ния. В Германии в 1682 г. был принят указ о мерах государствен­ного призрения, в 1748 и 1763 гг. появились соответственно эдикт и рескрипт по борьбе с нищенством. Законом о бедных 1834 г. работные дома в Великобритании получили правовой статус главного учреждения по преодолению нищенства. Французские законодатели в середине XIX в. большое вни­мание уделяли вопросу оказания помощи обездоленным де­тям. В частности, регламентировалась практика их размеще­ния по семьям.

Система государственного призрения за рубежом форми­ровалась не только на основе законодательств различных стран, но и определенного опыта, который стал накапливаться еще в период позднего средневековья. К важнейшим направлениям государственного призрения, получившим распространение в новое время, можно отнести: создание благотворительных школ для детей бедноты; учреждение для бедных и нищих социальных заведений, сочетавших функции принуждения и призрения (работные и рабочие дома, общие госпитали); со­держание на государственный счет приютов, богаделен, лечеб­ниц и других социальных заведений для нетрудоспособных бед-


ных, сирот, немощных, больных, инвалидов; организация об­щественных работ; введение государственного социального страхования и др.

В эпоху Просвещения XVIII в. особое внимание в обще­стве было обращено на вопросы образования. Применитель­но к сфере социальной помощи и призрения это нашло вы­ражение в создании бесплатных школ для детей бедных родителей. В ряде европейских стран они назывались благо­творительными. Во Франции тогда было открыто много бес­платных школ для бедноты, что вызвало даже протест у не­которых представителей знати и интеллигенции, считавших, что бедные должны оставаться преимущественно малогра­мотными и необразованными. Для беспризорных и нищен­ствующих детей создавались рабочие школы, где дети обуча­лись не только грамоте, но и основам ремесленных профессий. В Великобритании такие школы открывались преимуще­ственно при ночлежных приютах.

Принудительный труд нашел широкое применение в специализированных социальных заведениях призрения бедных и нищих. В большинстве стран Запада (Великобри­тании, Германии, США и др.) они назывались работными домами, а во Франции их функции во многом выполняли общие госпитали.

Работные дома в период нового времени стали определен­ным символом системы призрения той эпохи. В 1670 г. англий­ским правительством было принято решение, которое ускори­ло процесс открытия работных домов. В конце XVII — начале XVIII в. они функционировали в таких английских городах, как Бристоль, Вустер, Дублин, Плимут, Норидж и др. Нахо­дившиеся в работных домах люди были в основном заняты текстильным производством. Они чесали и пряли шерсть, лен, трепали пеньку, а также изготовляли ткань и одежду.

В XIX в. в викторианском восприятии проблемы бедно­ты господствовало крайне негативное отношение к самому этому явлению — «продукту взаимодействия лени и греха». Исходя из такого подхода властей государственной помощи бедным должно было хватать лишь на полуголодное суще­ствование в учреждениях с суровым режимом жизни и тру­да. Их реальное положение было значительно хуже статуса


 




самого низкооплачиваемого работника. Такая ситуация по­буждала бедных людей искать любую работу, соглашаясь про­давать свой труд даже за мелкие гроши. Но, с другой сторо­ны, это укрепляло трудовую дисциплину под влиянием страха рабочих, опасавшихся потерять работу и оказаться в услови­ях системы принудительной государственной «помощи». Правовым оформлением такой практики стал закон о бед­ных, принятый в Англии в 1834 г. Он, по сути дела, отменял прежнюю «спинхэмлендскую» систему призрения бедных, основанную на налогообложении в пользу бедных и получе­нии помощи от местных приходов. Проводившаяся ранее по закону 1601 г. помощь бедным со стороны приходов была теперь резко сокращена. Налог, взимавшийся с богатых лю­дей в пользу бедняков, упразднялся. А сами бедняки, основу которых составляли безработные, разорившиеся ремеслен­ники и крестьяне, могли получать вспомоществование толь­ко в специальных работных домах. Здесь они вынуждены были жить и трудиться в полутюремных условиях, в отрыве от семей.

Позитивной стороной новой системы помощи бедным, введенной в Англии законом 1834 г., было создание террито­риальных опекунских советов. Они выбирались в одном или в нескольких районах и были подотчетны центральной ко­миссии по делам бедных, которая осуществляла общий над­зор за деятельностью всей системы и прежде всего за ее ос­новным звеном — работными домами. Однако возможности опекунских советов по оказанию помощи бедным были ог­раниченными. Даже выдача небольших пособий для проси­телей из числа бедных непременно связывалась с помеще­нием последних в работный дом.

В начале 40-х гг. XIX в. из более миллиона английских ни­щих примерно 220 тыс. человек находились в работных до­мах. Эта цифра свидетельствует о существовании в стране широкой сети таких учреждений.

Нахождение в работных домах было нелегким испытани­ем для многих нищих, а также для беспризорных и осиро­тевших здесь детей. Один из величайших писателей Англии XIX в. Чарльз Диккенс в своем романе «Приключения Оли­вера Твиста» хорошо описал безрадостную жизнь девятилет-

него мальчика-сироты в работном доме. С шести утра до ве­чера дети трепали пеньку, получая три раза в день жидкую овсяную кашицу «Каждый мальчик, — писал Диккенс, — по­лучал одну мисочку этого превосходного месива — не боль­ше, за исключением больших праздников, когда он, кроме того, получал две с четвертью унции хлеба. Миски никогда не приходилось мыть. Мальчики скоблили их ложками, пока они не начинали снова блестеть; покончив с этой операцией (которая никогда не отнимала много времени, так как лож­ки были почти такой же величины, как миски), они сидели, впиваясь в котел такими жадными глазами, словно собира­лись пожрать кирпичи, которыми он был обложен, и зани­мались тем, что жадно обсасывали себе пальцы в надежде найти крупицы каши, случайно на них оставшейся. Маль­чики обычно отличаются прекрасным аппетитом. Оливер Твист и его товарищи на протяжении трех месяцев терпели муки, медленно умирая от недоедания; наконец, они стали такими жадными и так обезумели от голода, что один маль­чик, который был рослым для своих лет и не привык к тако­му положению вещей (его отец содержал когда-то малень­кую харчевню), мрачно намекнул товарищам, что если ему не прибавят миски каши реr diem, он боится, как бы случай­но не съесть ночью спящего с ним рядом тщедушного маль­чика. Глаза у него были дикие, голодные, и дети слепо ему поверили. Посоветовались; был брошен жребий, кому по­дойти в тот вечер после ужина к надзирателю и попросить еще каши. И жребий выпал Оливеру Твисту»1. Далее писа­тель отмечал, что за просьбу о добавочной порции кашицы ребенок получил удар черпаком по голове и был отправлен в заточение. Из темной и пустой комнаты одиночного заклю­чения Оливера каждые два дня выводили в зал, где обедали мальчики, и секли при всех для примера и предостережения остальным. Таковы были реалии работных домов, описан­ные писателем — современником той эпохи.

Не лучше по сравнению с детьми и подростками содер­жали в работных домах взрослых людей. За невыполнение положенного объема работы их можно было лишить скуд-

1 Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. Собр. соч. в 30т. Т. 4. М., 1958. С. 24-25.


ной еды, а без предварительного разрешения надзирателя не отпустить в город за территорию заведения. Поэтому по доб­рой воле мало кто попадал сюда. Неудивительно, что закон о бедных 1834 г, с его системой работных домов был подвергнут тогда критике со стороны определенной части общества. Один из сторонников чартистского движения, пастор Джо­зеф Рейнер Стивене в июне 1838 г. в своей известной речи на митинге в Ньюкестле-на-Тайне назвал закон о бедных 1834 г. проклятым и чуждым простому народу. Он отмечал, что этот отвратительный закон о бедных попирает все божественные законы.

Требование об отмене закона о бедных содержалось и во второй петиции чартистов о народной хартии 1842 г., кото­рую подписали 3 млн 300 тыс. человек. Как известно, она была отклонена английским парламентом.

Справедливое осуждение ограниченности и слабости от­дельных сторон закона 1834 г. не должно перечеркивать и то положительное, что в нем содержалось. Следует признать, что благодаря нему в Англии была создана целая сеть мест­ных опекунских советов по делам бедных. Хотя и в сокра­щенном виде, но сохранялась система приходской помощи нуждающимся. Наконец, закон способствовал созданию ши­рокой сети работных домов, о тяжелых условиях нахожде­ния в которых уже отмечалось. Но не надо забывать, что они были все же альтернативой голодной смерти многих тысяч нищих и обездоленных. Более того, с годами, хотя и незна­чительно, но менялись к лучшему условия содержания в них. Стала вводиться практика частичной оплаты труда, суще­ствовавшая в учреждениях подобного типа Германии, Фран­ции и ряда других европейских стран.

Относительно легкий режим содержания был в работных домах Германии. Во второй половине XVII в. такие заведе­ния были открыты в Базеле, Бреслау, Франкфурте, Шпандау, Кенигсберге. В XVIII в. работные дома появились в Лейпциге, Халле, Касселе, Бриге, Торгау и в других городах. В них была неплохая организация труда. Каждый из их обитателей по­лучал конкретное поручение от мастера, которое по проше­ствии недели проверялось. При своевременном и качествен­ном выполнении работ проживавшие здесь люди могли


рассчитывать на получение установленной им части заработ­ка. Она составляла примерно четвертую часть от стоимости выполненной работы.

Принципы деятельности работных домов с учетом фран­цузской специфики были использованы в практике функ­ционирования общих госпиталей. Во второй половине XVII в. в Париже специальным декретом был утвержден Общий гос­питаль для бедных, объединивший под своим началом боль­шое количество ранее разрозненных учреждений призрения. Это было комплексное учреждение государственного при­зрения, в котором присутствовали как принудительный труд для бродяг, проституток и др., так и школьное обучение бед­ных детей, уход за инвалидами, беременными женщинами, со­держание детей-сирот, детей-бездомных. В доме и госпитале Сострадания находились в основном дети и подростки от 7 до 17 лет. В исправительном госпитале Сальпетриер обитали жен­щины и маленькие дети, а в доме Сципиона содержались бе­ременные и кормящие женщины, занимавшиеся пряжей, вя­занием. Госпиталь Савоньер был приютом для мальчиков школьного возраста, а госпиталь Бисетр служил исправитель­ным приютом для мужчин. Принудительному труду в Париж­ском госпитале подвергались вполне здоровые нищие, кото­рые ленились зарабатывать себе на хлеб. Они использовались здесь на различных работах, а в случае непослушания заклю­чались в тюрьму, имевшуюся при госпитале.

Парижский Общий госпиталь непосредственно подчи­нялся королю и был основным учреждением государствен­ного призрения Франции в начале нового времени. Сюда принимали бедных людей добровольно и по решению коро­левской власти, судебных органов. Уже впервые годы функ­ционирования Общего госпиталя здесь содержалось несколь­ко тысяч человек.

По образцу Общего госпиталя стали создаваться госпи­тали и в других городах Франции. Начало этому процессу было положено королевским эдиктом 1676 г. К середине XVIII в. таких общих госпиталей в стране насчитывалось около трех десятков.

В новое время за счет государства открывались и содер­жались некоторые приюты, богадельни, лечебницы и другие


 




заведения для призрения бедных, сирот, немощных, боль­ных, инвалидов. В середине Х! Х в. в одном только Париже было семь богаделен для престарелых и немощных из бед­ных слоев населения. Здесь они могли найти приют и необ­ходимый уход.

Во многих европейских странах открывались специали­зированные приюты для бедных. Такие учреждения, рассчи­танные на относительно небольшое количество призревае­мых, функционировали в Баварии и в немецких провинциях Австрии в конце XVIII—XIX в. Во Франции создавались более крупные приюты, содержавшие несколько сотен бедняков. Например, Центральный приют в Париже, активно действо­вавший с конца XVIIIв., давал убежище более чем полутысяче человек. Он включал в себя детский и родильный приюты, помещения для присмотра за престарелыми, работный дом для нищих.

Для детей-сирот создавались особые приюты. Здесь по­лучали уход и воспитание дети, лишенные родительской опе­ки, подкидыши. В XIX в. известны во Франции были сирот­ские приюты Нэхоф и Мэниль-Фирмен.

Дети бедных родителей и матерей, влачащих нищенский образ жизни, содержались в яслях и дневных приютах. По замыслу создателей ясельных учреждений, здешние воспи­татели должны были в значительной мере заменить ребенку мать-нищенку, оградив его от пагубного влияния среды оби­тания родителей. Такие учреждения в массовом количестве начали создаваться в Европе и США в середине XIX в.

Для обеспечения надзора за детьми, чьи родители были заняты на производстве, открывались дневные приюты и дет­ские садики. Потребность в них стала возрастать по мере формирования индустриального общества.

На государственные средства содержались бесплатные больницы для бедных. В столице Франции в середине XIX в. было двенадцать больниц, где медицинскую помощь могли получить и бедные.

Как уже отмечалось, в период средневековья и в начале нового времени душевнобольные люди обычно помещались в заведения тюремного типа, где они нередко находились ря­дом с уголовниками, испытывая дополнительные тяготы и


страдания. Осознавая ненормальность такого положения, власти некоторых государств на рубеже XVIII—XIX вв. ста­ли создавать специализированные приюты и лечебницы для психически больных людей, в которых отменялись методы насильственного воздействия на больных и вместо тюрем­ного вводился больничный режим содержания. Больные здесь получали необходимое лечение, свободу передвижения внутри изолированной лечебницы, возможность занимать­ся посильным трудом. Во Франции такая психиатрическая лечебница была открыта в конце XVIII в. недалеко от Пари­жа в местечке Сен-Люк. Соответствующие изменения тогда были внесены и в работу Общего госпиталя французской сто­лицы. Теперь душевнобольных мужчин помещали в госпи­таль Бисетр, а женщин — в госпиталь Сальпетриер, где для них вводился вместо тюремного больничный режим содер­жания.

В ряде европейских стран и в США во второй половине XVIII—XIX в. были созданы специализированные заведения, где содержались и обучались дети, имевшие отклонения в физическом и умственном развитии. Первое заведение для слепых было создано в Париже в 1782 г. Примерно двумя де­сятками лет раньше возникли во Франции и Германии пер­вые заведения для содержания и обучения глухонемых де­тей и подростков. По данным К.В. Кузьмина и Б.А. Сутырина, в 80-е гг. XIX в. в странах Западной Европы на­считывалось более 120 заведений для слабовидящих и сле­пых детей, а в США — 23. Для глухонемых тогда имелось в Западной Европе около 200 заведений, а в США — 30.

Обучение, воспитание и содержание как слепых, так и глу­хонемых было в то время в зарубежных странах прерогати­вой государства. Определенное содействие государству в этом оказывали местные приходы, городские самоуправле­ния, а позже и благотворительные общества. Однако в сфе­ру их деятельности входило выполнение лишь тех функций, которые не были включены в круг обязанностей государ­ственных учреждений.

В 40-е гг. XIX в. в Европе и США стали создаваться спе­циальные заведения (приюты) по призрению умственно от­сталых детей. Одно из первых таких заведений — школа для


 




слабоумных была открыта в 1841 г. в швейцарском городе Абендберге.

Снижению остроты проблемы нищеты и безработицы в зарубежных странах способствовала организация обществен­ных работ. Если в позднем средневековье такие работы в ос­новном проводились по инициативе местных самоуправле­ний, то в новое время их организаторами все чаще становились органы государственной власти. Так, французское правитель­ство, созданное после революции 1848 г., организовало в ряде городов страны, и прежде всего в Париже, общественные ра­боты для безработных под названием национальных мастер­ских. В парижских мастерских эта работа заключалась в по­садке деревьев на городских бульварах, в земляных работах на площадях и улицах столицы. Участвовавшие в общественных работах люди получали по два франка в день. Национальные мастерские были также созданы в Лионе. Марселе, Руане и в некоторых других городах Франции. На общественных рабо­тах в рамках национальных мастерских в середине 1848 г. было задействовано только в Париже свыше 100 тыс. человек.

Важнейшим требованием, предъявляемым к обществен­ным работам, является их относительная простота и доступ-ностьдля каждого работника. Но такие работы не могут но­сить постоянный характер. Ведь работники, участвующие в них, отличаются в целом невысокой производительностью труда. На Западе из-за этого обстоятельства общественные работы применялись в крайне необходимых случаях. Не де­лалось здесь и попыток извлекать из них прибыль. В герман­ском Магдебурге в конце XIX в. городским самоуправлени­ем было подсчитано, что производительность наемных рабочих заметно выше, чем лиц, привлекаемых к обществен­ным работам. По отзыву местного строительного бюро, один человек на общественных работах производил только 3/4 того, что делал наемный рабочий.

Особенностью зарубежной практики организации обще­ственных работ являлась их сосредоточенность в городах, крупных промышленных центрах. На селе они были крайне редки. В России в XIX — начале XX в. крупномасштабные общественные работы, напротив, проводились главным об­разом в сельской местности.


Важным компонентом системы государственного призре­ния становилось социальное страхование. Инициатива при­нятия комплексных мер в сфере социального государствен­ного страхования принадлежала Германии.

В 80-е гг. XIX в, немецкое правительство рейхсканцлера Бисмарка приступило к созданию единой системы обязатель­ного государственного страхования. Предпосылкой для про­ведения таких мер была широкая сеть страховых обществ, уже ранее сложившаяся в Германии. В июне 1883 г. был принят Закон о страховании промышленных рабочих от болезней. По этому закону страхование возлагалось на больничные кассы. Они выдавали застрахованным работникам денежное посо­бия на период болезни и оказывали врачебную помощь, ко­торая включала в себя амбулаторное и больничное лечение, обеспечение необходимыми медикаментами и др. Средства больничных касс формировались из взносов рабочих в раз­мере нескольких процентов от их зарплаты, что составляло две трети общей суммы средств этих учреждений, и взносов предпринимателей — владельцев предприятий, составляв­ших одну треть средств.

В июле 1884 г. германский рейхстаг принял Закон о стра­ховании от несчастных случаев на производстве. Предприни­матели теперь были обязаны страховать своих работников, вступая в страховые товарищества, создаваемые по отрасле­вому признаку. Все расходы по этому виду государственного страхования возлагались на работодателей, которые обязыва­лись регулярно перечислять определенные суммы взносов в фонд соответствующего страхового товарищества. Законом была предусмотрена выдача компенсационных выплат по­страдавшим, осуществлявшаяся вплоть до их выздоровления. При полной потере ими трудоспособности устанавливалась пенсия, а в случае смерти компенсировались расходы на по­гребение и выплачивалась пенсия семье погибшего.

Обязательное страхование, введенное законами 1883 и 1884 гг. сначала распространялось на транспортных, строи­тельных, сельскохозяйственных и других рабочих. Спорные вопросы по страхованию решались третейским судом с рав­ным представительством рабочих и предпринимателей.


 




В июне 1889 г. специальным законом в Германии вводи­лось страхование рабочих на случай инвалидности и в связи со старостью. Такому страхованию подлежали все рабочие, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Осуществлялось оно местными страховыми учреждениями, создаваемыми по территориальному принципу. В этом виде страхования особо зримо просматривался его государственный компонент. Так, застрахованные рабочие получали соответствующие выпла­ты не только из страхового фонда, формировавшегося на па­ритетных началах из взносов рабочих и работодателей, но и от государства, которое ежегодно им приплачивалоопределенную сумму. Пенсии по инвалидности выдавались при окончатель­ной потере трудоспособности независимо от возраста. Стра­ховые пенсии по старости выплачивались с семидесяти лет.

В конце XIX — начале XX в. страховое законодательство в Германии совершенствовалось. Итогом его кодификации стала публикация в июле 1911 г. Общего свода законов о стра­ховании рабочих. Однако социальное страхование не лише­но было недостатков, главным из которых оставался низкий размер пенсий и социальных пособий. В целом же это была довольно прогрессивная реформа, позволившая несколько улучшить положение рабочих, укрепить их трудовой статус, ослабить зависимость работников от владельцев предприятий, повысить в определенной мере лояльность рабочих по отно­шению к государственной власти. О масштабности системы го­сударственного страхования рабочих в Германии свидетельству­ют данные, приведенные водной из публикаций современного российского историка В.Л. Степанова: в 1914 г. в больнич­ных кассах было застраховано 15, 6 млн человек, от несчаст­ных случаев — 27, 9 млн, в связи с инвалидностью и старо­стью — 16, 5 млн человек. Общая численность населения в Германии тогда составляла немногим больше 67 млн человек.

По примеру Германии законы о страховании рабочих от бо­лезней и несчастных случаев были приняты в 1888 и 1889 гг. в Австрии, в 1891 — 1892 гг. в Дании, в 1894—1900 гг. в Бельгии. Государственное страхование рабочих вскоре ввели правитель­ства Голландии, Франции, Италии и других европейских стран. Но нигде оно не носило столь всеобъемлющего харак­тера, как в Германии.


Социальное страхование рабочих в США получило зако­нодательное оформление в начале XX в. При президенте-де­мократе Вильсоне законом 1916 г. была установлена система компенсаций за несчастные случаи на производстве. Эта страховая система действовала практически по всей стране.

Складывание системы государственного призрения было важным явлением эпохи нового времени. Она находилась в состоянии формирования и во многом была несовершенна и противоречива. Эта система сочетала в себе, с одной сто­роны, государственную помощь бедствующим и страждущим через приюты, лечебницы, организацию общественных ра­бот, социальное страхование, а с другой стороны, осуществ­ление исправительно-принудительных мер в отношении профессиональных нищих и других маргинальных слоев об­щества через работные дома, дома призрения нищих. Уси­лия многих правительств стран Запада тогда были направле­ны на реализацию второго компонента призрения. Сохраняя за собой надзор за функционированием системы призрения, государственные структуры возлагали основную деятельность по оказанию помощи на местные общины и самоуправления. Следовательно, в реальной жизни государственное призре­ние нередко сочеталось с общественным, а в некоторых слу­чаях дополнялось и благотворительностью.

5.2. Общественное призрение и благотворитель­ность в зарубежных странах в эпоху нового вре­мени

Государственное призрение за рубежом, приобретя даже некий системный характер, не в состоянии было своими средствами и силами обеспечить на необходимом уровне ре­шение насущных проблем в сфере социальной помощи. Бла­годаря функционированию исправительно-трудовых учреж­дений, содержанию специальных заведений призрения немощных, сирот, инвалидов, а также путем введения соци­ального страхования, можно было лишь ослабить остроту Проблемы нищенства, сиротства, безработицы, социальной незащищенности инвалидов и престарелых. Существенное же продвижение вперед в решении этих проблем станови-


 




лось реальным только при использовании возможностей об­щественной помощи и благотворительности.

Общественное призрение, функционировавшее в средне­вековье, получило свое развитие в новое время. Сельская и приходская общины, церкви и монастыри, городские само­управления являлись основными ее субъектами. К числу важ­нейших форм общественного призрения, действовавших тогда, можно отнести: общинное содержание бедных и не­мощных; церковно-приходское попечительство; деятель­ность церковных и монастырских приютов, богаделен, ле­чебниц; функционирование городских попечительств и др.

Из-за тяжелого налогового бремени, нередких неурожа­ев, войн и других бедствий нищета оставалась довольно рас­пространенным явлением. Жители целого ряда провинций различных стран Европы (Франция, Италия и др.) в конце XVII в. жили впроголодь. В одном из документов, датиро­ванном маем 1675 г. и принадлежащем перу губернатора французской провинции Дофине герцогу Ледигиеру, гово­рилось, что жители этой провинции в течение всей зимы пи­тались кореньями и хлебом из желудей, а весной ели траву и кору деревьев. При этом люди умоляли приехавшего к ним губернатора довести до сведения короля о невозможности платить налоги, которыми они были обложены.

Непомерные налоги продолжали плодить нищету и в XVIII—XIX вв. Интерес в этой связи представляет фрагмент из письма русского писателя Д. И. Фонвизина высокому рос­сийскому чиновнику графу П.И. Панину, в котором писа­тель делился своими впечатлениями о посещении Франции в 1777—1778 гг., особое внимание он обратил на положение местного крестьянства. «Я увидел, — отмечал Фонвизин, — Лангедок, Прованс, Дофине, Лион, Бургонь, Шампань. Пер­вые две провинции считаются во всем здешнем государстве хлебороднейшими и изобильнейшими. Сравнивая наших крестьян в лучших местах с тамошними, нахожу, бесприст­растно судя, состояние наших несравненно счастливейшим». Главную причину бедственного положения французских кре­стьян писатель видел в чрезмерных размерах подати в казну. «В сем плодоноснейшем краю, —продолжал он в своем пись­ме, — на каждой почте карета моя была всегда окружена ни-


щими, которые весьма часто, вместо денег, именно спраши­вали, нет ли с нами куска хлеба»'.

Бедные крестьяне в реальной жизни могли рассчитывать на помощь лишь местных сельских общин и приходов. В ряде стран были приняты нормативно-законодательные акты, ко­торые способствовали расширению финансовых возможно­стей общин в деле призрения. Так, специальным рескрип­том Фридриха II, принятым в декабре 1763 г., в Германии устанавливался налог на нищенство, предназначавшийся для того, чтобы «каждая местность и каждая община сами со­держали своих действительно бедных и неспособных к труду людей»2.

Однако не всякий бедняк мог рассчитывать на помощь сельской общины. Она призревала только тех бедных, кото­рые были в числе ее граждан или же привлекались к несе­нию общих повинностей, возложенных на нее. Кроме того, в той же Германии, например, устанавливался определенный трехлетний срок оседлости в рамках общины, позволявший рассчитывать на получение помощи. Законом 6 июня 1870 г. на большей территории Германии трехлетний срок оседлости заменялся двухлетним. Прежний срок сохранялся только в Баварии и Эльзасе. Бедные крестьяне, которые из-за отсут­ствия статуса оседлости или других обстоятельств не могли рассчитывать на помощь общин, препровождались в работ­ные дома и иные учреждения призрения бедных.

Общинное призрение включало в себя практику переда­чи одиноких престарелых и немощных лиц на содержание в семьи, которые за это получали определенные компенсации (снижение размера местных выплат, выдача дополнительных земельных наделов и др.). На средства общины содержались и такие учреждения, как школы для бедных. В Великобрита­нии они назывались филантропическими. Община заботи­лась о том, чтобы обучавшиеся здесь дети получали не толь­ко необходимые знания, но и были обеспечены питанием, одеждой и учебниками.

1 Хрестоматия по новой истории: В 3 т. / Под ред. А. А. Губера и А. В. Ефимова. Т. 1.М., 1963. С. 117.

'Там же. С. 227.


 




Вполне конкретную помощь бедным оказывали церков­ные приходы. Приходские попечительства заботились о ни­щих, немощных, сиротах. Распространены были выплаты приходских пособий лицам, нуждавшимся в социальной под­держке. В Англии с конца XVIII в. действовала система «спинхэмлендской» приходской помощи. По этой системе местные приходы могли увеличивать за счет своих средств размер заработной платы сельскохозяйственным работникам до величины, выражаясь современным языком, прожиточ­ного минимума. Такое своеобразное приходское пособие тог­да получали многие бедняки. На него могли рассчитывать и обнищавшие крестьяне соответствующего прихода. Однако, как уже отмечалось, с 1834 г., когда был принят известный закон о бедных, «спинхэмлендские» выплаты были упразд­нены. Теперь многих нищих и бедных, которые раньше сво­дили концы с концами благодаря приходскому пособию, ста­ли направлять в работные дома.

Отмена приходских выплат бедным в Англии подтверждала общую тенденцию снижения роли приходского попечительства в XIX в., характерную для многих западноевропейских стран. Но это вовсе не означало свертывания приходского попечи­тельства, которое продолжало занимать важное место в сис­теме общественного призрения. Об этом свидетельствовала деятельность приходских школ, в некоторых из них дети бед­ных родителей получали не только знания, но и питание, одеж­ду. Во второй половине XIX в. только в одной Великобрита­нии насчитывалось около пятисот приходских школ, в которых обучалось 35—40 тыс. детей.

В новое время продолжали функционировать церковные и монастырские богадельни, лечебницы-госпитали, приюты для обездоленных, немощных сирот. При некоторых монас­тырях создавались заведения, в которых ослабленные дети из бедных и нищенствующих семей получали лечение вмес­те с усвоением простейшего учебного курса. В начале XVIII в. во Франции монахинями Урсулинского ордена было открыто именно такое детское лечебное заведение, где сироты и дети из бедных семей поправляли свое здоровье без отрыва от учебы.

К началу XIX в. многие церковно-монастырские заведе­ния призрения оказались в непростом положении в связи с


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь