Финальный подъем на перевал Улучур

Подъем на перевал оказался простым. Даже, пожалуй, самым простым, учитывая предыдущие перевалы. Просто организм уже был истощенным и в тот момент он простым не показался. Мы вышли к снежной седловине, но это еще был не перевал. Но от этой седловины до перевала уже было рукой подать. Буквально оставалось пройти на несколько метров дальше.

Снежная седловина

От снежной седловины на перевал мы поднялись за несколько минут. На перевале Улучур мы нашли наконец-то долгожданный тур с запиской туристов, которые буквально несколько дней назад были на перевале. У них маршрут начался с перевала Улучур, а у нас это был крайний перевал. Вместе с запиской лежало несколько сосательных украинских конфеток, которые я обожаю. Одну конфетку я позаимствовал, остальные конфеты мы также оставили в туре для следующих туристов. С перевала виднелись широкие снежные сайчики, по которым нам предстояло спускаться. В описаниях Альбина читала, что предыдущая группа туристов спускалась вниз на попах и в одном месте девушка даже провалилась в снег по пояс. Спуск не казался крутым, и пейзажи впечатляли. Мы сфотографировались возле тура и начали спускаться.

На перевале Улучур

Вид с перевала Улучур

За перевалом Улучур

На спусках невозможно было оторвать глаз от снежных просторов, окружающих нас вокруг. Видно было впереди, как снег постепенно таял, и протекала талая вода. Ребята обошли эту речку на снегу, а я остановился, чтобы набрать водички. Вода была очень вкусная. По пути я сфотографировал окружающие красоты.

Талая вода

Обогнув этот холмик, который на верхней фотографии, мы остановились на обед. Слева от нас протекала речка, и висел снежный карниз. Я бы в этом месте с удовольствием даже переночевал. Во время обеда я решил попробовать восстановить силы, ведь мой темп никуда не годился. Дежурными были Саша с Дайаной. Пока они кипятили воду и нарезали сыр, колбасу и сало, я расстелил каремат, снял ботинки и прилег. На обед мы также открыли банку сардин. Жанара, как всегда не доела свое сало. Экономная оказалась девушка. Она каждый раз во время обеда оставляла какие-нибудь запасы сыра и сала, а под вечер ими делилась со мной и Саней. Ребята еще сварили быстренько супчик. Обед был восхитительным. Я доел остатки сгущенки, съел несколько кусочков сала и колбасы, сардину, выпил 2 бокала чая с сахаром и сливками. Еще и к тому же успел полежать и погреться на солнышке. Я надеялся, что таким образом восстановлю свои силы и мои ожидания оправдались.

После обеда у меня действительно был прилив сил. Вот, оказывается, чего мне не хватало эти 2 дня. Ведь мы вчера вечером по объективным причинам совсем скромно перекусили. Даже на марафоне спортсменам рекомендуют восполнять силы запасами углеводов, а они в большей степени содержатся в сахаре и сале. В позапрошлом году во время своего первого марафона я пренебрегал этим правилом. Я поверил тогда в миф, что если во время марафона останавливаться, чтобы попить воды и покушать бананы, то темп собьется, и дальше будет бежать тяжелее. В итоге, я тогда после 30 километра потерял все запасы углеводов и оставшуюся часть пути добежал с трудом, постоянно переходя на шаг. В прошлом году во время марафона я ни разу не переходил на шаг и пробежал полностью все 42 км, иногда переходя только на бег трусцой. В прошлом году я старался на каждой станции, где стояли волонтеры взять банан, протеиновый батончик и стаканчик воды. И после пропитки своего организма углеводами и водой, мне становилось легче бежать дальше. Также и здесь. Организм восполнился запасом энергии и без кофеина, который я уже думал вколоть себе.

Место нашего обеда

После обеда мы все шли уже в одном темпе уверенно вниз. Мы перевалили через небольшой холм, и начался хороший спуск по ущелью вдоль реки. Чуть ниже ребята решили проверить связь и телефоны уже начинали ловить. Сколько радости было в глазах и в голосе ребят. Мой телефон уже давно был севшим. Ребята позвонили родным и сказали, что всё в порядке, и мы сегодня спустимся. Я тоже позвонил маме с Саниного телефона. Теперь мы собирались идти в этот день до конца, пусть даже в темноте. Снега постепенно становилось все меньше и меньше, начиналась растительность. Мы уверенно шли по ущелью вниз вдоль реки. Тропинки местами раздваивались, и можно было запутаться, но как гласит народная мудрость: нужно идти вдоль реки и тогда выйдешь куда нужно. Ребята хотели уже в этот день спуститься в поселок, откуда уехать на машине в Шымкент и сесть на поезд. Правда, мы сомневались, что будут билеты на поезд. К тому мы знали, что идти, а потом ехать с поселка в город еще прилично и мы будем в Шымкенте поздно. В поселке нас должен был встретить наш выпускающий Бородулин, но мы решили не беспокоить его на ночь глядя и добраться своим ходом. К тому же у Жанары были родственники в Шымкенте, и она после маршрута на выходные осталась в городе. Жанара решила позвонить родственникам, как спустимся в поселок и попросить, чтобы они нас встретили.

Позже по тропе мы вышли на траверсирующие спуски по холмам в сторону поселка. Так по этим холмам мы и шли вниз вплоть до темноты. Еще вчера мы боялись, что не успеем уложиться в 7 дней, ночевали непонятно где, а спуск с перевала и подход к нему оказался вполне нормальным. Мы бы с легкостью подошли к озеру на шестой день, а возможно даже и под перевал, если бы река Тогытба не послужила нам препятствием. Скорее всего, там и был раньше проход, ведь как-то же проходили люди к озеру, а в этом году из-за обильных осадков его размыло.