Пятое место ночевки. Готовим ужин

Дежурными были снова мы с Жанарой. На ужин мы сварили макароны с мясом, а после этого сварили какао. Мы брали с собой какао, но из-за того, что у нас были суровые ночевки до этого, толком его и не пили. Ужин был вкусный и сытный, а главное прост в приготовлении. Еще так классно было сидеть за одним большим столом в дружеском кругу. Можно даже сказать в семейном кругу, ведь за то время, что мы провели вместе стали большой семьей. Мы дополняли друг друга, понимали шутки и всегда могли найти общие беседы. Подходил к концу пятый день, а перевала было пройдено только два. Мы не успели пройти перевал за один день, но в этом не было нашей вины. Никто не ждал такого препятствия в конце дня в виде непроходимой реки и скалы. Зато мы остановились на ночевку в прекрасном и удобном месте. На мой взгляд – это было самое лучшее место для ночевки за весь поход.

Теперь я уже засыпал сразу, начиная с прошлого дня. Уже была полная адаптация организма к диким условиям, и организм уставал под конец дня настолько, что мы валились без задних ног. Хотя это не был самый сложный день. Наоборот, денек выдался вполне приятным, и после обеда было идти легко. Сложности нас ждали на следующий день. О них вы узнаете дальше. Так подошел пятый день маршрута к концу.

День 6

Проснулись мы в 4 утра. Мы с Жанарой приготовили завтрак. Затем поели и собрали лагерь. На завтрак и сборы у нас ушло 1, 5 часа. Поэтому с лагеря мы вышли вовремя.

С лагеря мы вышли ближе к 6 утра. Несколько метров прошли в обратную сторону, и начался наш изнурительный подъем по травянистому склону.

Изнурительный подъем по травянистому склону

Альбина рассказала нам, что подъем по травянистому склону является одним из основных препятствий в пешеходном туризме. Он является одним из самых сложных препятствий и отнимает много сил. Этот подъем казался бесконечным, икры на ногах забивались, а мы с Саней частенько падали по очереди, так как трава была скользкая, а иногда приходилось наступать на мелкие камни, которые катились при малейшей нагрузке. Подъем занял около 2 часов. Наверх мы буквально доползли и пыхтели, будто грядку вспахали. Я выпил почти всю воду, что была у меня в бутылке. Пока мы сидели и восстанавливали дыхание, нас снова поедали проклятые мошки. От них уже места живого не было. Мы прошли немного левее по верхушке холма, и вышли на перевал Ак Куйлюк, буквально через 5 минут. По внутренним ощущениям перевалом бы я его конечно не назвал, выглядело так, будто просто на холмик какой-то поднялись, поэтому он и некатегорийным считается перевалом. Но места там все равно красивые. Очень живописное ущелье было, в которое нам предстояло спуститься.

Спустились с перевала мы буквально за минут 5-10. Ущелье очень впечатлило меня. По ущелью протекал изумительный ручей. Вода в нем была чистейшая. Вдоль ручья проходила ровная и хорошо протоптанная тропа. На склонах холмов росли прелестные елочки. Люблю такие ущелья, где дикая и нетронутая природа, радующая глаз. По ровной тропе и идти приятно. Можно насладиться окружающими красотами без напряжения. На тропе иногда встречались следы какого-то животного. Следы были как у собаки, скорее всего волчьи. Поляны были просто усыпаны цветами. Я бы там на несколько дней остался с девушкой, если б она у меня была. Когда неделю живешь в горах, начинаешь привыкать к этому быту, к диким условиям, позади весь негатив, который ежедневно преследует нас в городе. Бывают, конечно, моменты, когда от усталости начинаешь раздражаться, ссориться с товарищами, но это быстро проходит. В горах человек расслабляется, хочется общаться, улыбаться и шутить. И время незаметно быстро пролетает. Вроде идешь целыми днями, а не успеваешь оглянуться, как наступает вечер.

На перевале Ак Куюлюк

Предлагаю Вашему вниманию ознакомиться с красотами удивительного ущелья, в которое мы спустились с перевала Ак Куйлюк.

Райские луга

Вскоре тропа начала идти вниз. Мы спускались в очередное ущелье к реке Тогытба. К той самой реке, которая приготовила нам много сюрпризов и стала очередным и самым главным препятствием дня. Река Тогытба прекрасна и коварна. Тогытба протекает по красивейшему ущелью. С правой стороны ущелье окружают величественные каньоны. Ущелье широкое и открытое и ведет к озеру Сусынген. Мы спустились к ущелью и направлялись в сторону озера. Бародулин (наш выпускающий), говорил, что нужно держаться по левую сторону реки. Для этого нужно было переправиться на левую сторону. Мы стали искать наиболее подходящее для этого место. Мы нашли участок, где течения вообще практически не было. Поэтому мы перешли с легкостью по одному. Воды было максимум по пояс. И это всё, - подумали мы! Нам стало смешно даже, ведь во всех описаниях эту переправу описывают, как самую сложную. По фотографиям видно, что воды по грудь. А тут даже натягивать переправы не пришлось. Через несколько метров был еще один переход, но тоже простой, а дальше идеально ровная поляна и комфортный путь. Мы переоделись и пошли дальше радостные. Думали, что сейчас подойдем как можно быстрее к озеру, где-нибудь по пути пообедаем и подойдем под наш крайний перевал Улучур, а под ним заночуем. По описанию до озера оставалось около 8 километров. Но мы тогда не знали, что самое коварство Тогытба оставила нам на десерт. Чем дальше мы шли, тем сильнее становилось течение реки. И в конечном итоге мы уперлись в скалу, которая перегородила нам весь путь. В том месте река уже набрала свои обороты. Она была широкой, бурной и глубокой.

Саша с Альбиной решили сходить на разведку без рюкзаков, а нам сказали оставаться на месте ждать их. Они траверсом пролезли по скале за поворот, и дальше их уже не было видно. Мы тем временем ждали их и смотрели на реку, какая она свирепая была в том месте. Ребят мы ждали где-то 30-40 минут. Спустя это время они спустились с левой стороны скалы. Они обогнули ее и сказали, что выше нам не пройти с рюкзаками, наверху начинается сложное лазание, и без использования страховки мы там не пролезем. Ребята этот участок обошли по осыпи, лезть по скале пришлось только в начале, но там было не сложное лазание, сложности были выше, где ребята уже не стали лезть, а обошли и спустились к нам. У нас было 2 варианта: либо лезть по скале с тяжелыми рюкзаками с риском для жизни, так как там уже требовались хорошие навыки скалолазания, либо пройти этот участок по реке в одной связке. Было принято решение идти по реке. Эта скала, которая нависала над нами, была похожа по форме на черепаху. Черепаха будто смотрела на нас сбоку и смеялась, мол, попались голубчики.