День пятый. Идем в поисках скотопрогонной тропы

С лагеря мы вышли в десятом часу утра. Дождь шел урывками и периодически заканчивался, потом снова начинался. Идти также приходилось с мокрыми ногами, но уже все были привыкшими. С утра только не приятен процесс погружения в мокрые ботинки, затем ноги привыкают, и идешь себе спокойно. Шли мы, как и запланировали, вверх по холмам, чтобы обойти речку. Река Кумшезен показала нам вчера, что не стоит вдоль нее долго расхаживать, а то опять какая-нибудь переправа впереди у нас время отнимет. Погода была непонятная, когда шел дождь, дул ветер и становилось холодно, когда дождь заканчивался, выглядывало солнышко и становилось жарко. Приходилось снимать и одевать куртку по 100 раз. Шли мы вверх по мокрой траве прямо в лоб по склону, местами было тяжело подниматься. Когда мы поднимались, пару раз приходилось переходить через протекающий ручей, но через него мы просто перешагивали по камням. В 11.45 мы поднялись на верхушку нашего холма, и вышли на скотопрогонную тропу.

Река

Вышли к скотопрогонной тропе

Сверху открылся отличный обзор на низовья реки Кумшезен и было видно путь к нашему перевалу Ак Куйлюк. Дальше мы начали спускаться по холмам вниз в сторону ущелья. На спуске дул довольно сильный ветер, но потом он стал постепенно стихать. На спусках мы встретили целые кустарники лекарственного растения ревень. Про то насколько ревень приятен на вкус нам рассказала Альбина, кушая его на маршруте 4 категории сложности. Ревень содержит смесь лимонной и яблочной кислот и по вкусу действительно напоминает кислые яблоки. Мы немного покушали это чудодейственное растение. Ревень заменял нам комплекс витаминов, которых так не хватало 5 дней. Саша настолько оценил ревень на вкус, что по пути набрал себе его как можно больше. Также нам по пути встречались иногда семейства грибов, но собирать их некогда было. Мы планировали за этот день подойти под перевал Ак Куйлюк, перейти его и выйти к самой бурной на нашем маршруте реке Тогытба, переправиться через нее и заночевать. Грандиозные на самом деле были планы, так как расстояние до перевала и до этой реки еще было большое. Судя по отчетам туристов, ранее проходивших похожий маршрут, переходя реку, воды им было по грудь. Туристы натягивали переправу и с трудом переправлялись на противоположную сторону. Не хотелось этой жести снова под конец дня. Но это была программа максимум, а по хорошему счету нам хотелось хотя бы успеть пройти перевал Ак Куйлюк.

На спуске в ущелье

Красивые снова были места вокруг. Мы обратили внимание, что елей в тех местах растет не очень много и сами елочки по своему строению отличаются от Тянь-Шанских елей. Они более низкие и сухие, напоминают высокие кусты можжевельника. Зато в Южном Казахстане красивые альпийские луга, природа нетронутая, растет много цветов. По пути мы даже нашли гигантские грибы, которые я назвал «Яйцами динозавра». Уж очень они были похожи на них =)

Гигантские грибы

Спустившись с наших холмов, мы вышли на зеленую поляну. Дальше мы пошли в сторону реки. И снова река была бурная. Нам нужно было переправиться на противоположную сторону. Снова пришлось раздеваться, чтобы не намочить штаны. Саша, Жанара и Дайана переходили реки, уже не переобуваясь. Все равно обувь была мокрая. Я всегда переобувал ботинки на сандалии, а Альбина на кроссовки, хотя у самих внутри болото давно было. Эту реку мы снова переходили по двое. Ботинки во время переправы я привязывал к рюкзаку на узлы, чтобы они не упали. От них мой рюкзак становился еще тяжелее. Когда мы переходили с Жанарой, где-то на середине пути течением меня начинало немного сносить, и Жанара помогала мне держать равновесие. Через реку мы все переправились успешно. На противоположной стороне реки мы устроили обед.

Во время обеда мы просушили свои спальники, куртки, пытались высушить и обувь, но чтобы ее высушить нужно несколько часов. Поэтому обувь вообще не высохла. Мой спальник был влажным больше снаружи, ведь внутри вся влага в него впитывается и свое основное свойство – согревать замерзшего путник, он не теряет. Пока мы кушали, нас атаковали мошки. В тех местах мошки были какие-то обозленные От каждого их укуса оставались окровавленные следы, затем это место опухало и появлялись здоровые синяки. Причем эти кровожадные монстры в тех краях были везде и на протяжении всего оставшегося дня, особенно во время привалов они беспощадно кусали нас. Больше всего покусали мошки Альбину и чуть меньше, но тоже сильно меня. На остальных ребятах укусов было меньше. Причем мошки даже залазили под штаны и оставляли свои укусы. Места укусов затем чесались все время и во время ходьбы болели.

На обеде мы сидели почти 2 часа, а планировали управиться за час. Просто солнышко так пригрело нас, что не хотелось сразу уходить. Погода стояла замечательная, на небе не было ни единого облачка, вокруг тишина, шумит речка, поют птички. С нашей поляны открывался удивительный вид на снежные вершины, которые так эпично смотрелись на фоне зеленой лужайки. Одна из вершин по форме напоминала пик Хан Тенгри. Мы ее так и прозвали «Южно-Казахстанский Хан Тенгри».