Александр – хронометрист, ремонтник Алексей – фотограф, видеооператор

День 1

В Шымкент мы приехали в 9 утра. Ночью спалось плохо, я часто просыпался. К тому же, со мной по соседству ехали маленькие дети, которые ночью периодически плакали. Но, в целом, ехать на поезде гораздо комфортнее, чем на автобусе и что может быть прекраснее этого романтического звука колес поезда во время движения!

Дальше до места старта маршрута, а именно национального парка Сайрам Су, нам необходимо было доехать на такси. Накануне Дайана договорилась с таксистом за определенную цену, что он доставит нас к началу маршрута. Но, вместо него за нами приехал другой таксист, которому сказали везти нас в поселок Ленгер. Но Ленгер — это фактически точка завершения нашего маршрута. Наш маршрут должен был завершиться в поселке Бургулюк, а Ленгер находится в нескольких километрах от него. Во время поездки Дайана подключила спутниковую связь, которая показывала направление движения в онлайн-режиме. И спутник показал вскоре, что мы свернули в другую сторону. Таксист попался упрямый. Ребята доказывали ему, что он едет не туда, но он нам не верил и в начале ехал по-своему. После недолгих споров он спросил у местных жителей, в какую сторону нам нужно ехать и они подтвердили нашу правоту. К месту старта мы доехали быстро. При въезде в национальный парк стоит экологический пост, где необходимо внести оплату за каждый день пребывания в национальном парке каждому человеку. Мы рассчитались с сотрудниками парка и наша пешеходная часть маршрута началась.

Для Саши, Дайаны и Жанары — это был первый маршрут, пройдя который им автоматически присваивается третий спортивный разряд по горному туризму. На счету Альины — это уже было второе руководство маршрута 1 к.с., а также у нее имеется одно участие на маршруте данной категории. Я уже в третий раз шел участником на маршруте 1 к.с., ровно год назад я делал руководство, но только в нашем районе. Спросите меня, зачем я пошел на маршрут 1 к.с. в 4 раз? Ответ простой: мне захотелось прогуляться по новому району, развеяться, отдохнуть от городской суеты и офисной работы. Паралельно с нами в том же районе вел группу на маршрут 2 категории сложности наш товарищ Яков. Я бы мог пойти на маршрут и с ним. Тем более что в будущем я собираюсь и сам вести группу на маршрут 2 к.с., а это новый и неизведанный район. Но, я решил сходить именно на единичку с Альбиной. Ведь Альбина является моей лучшей подругой, мы знакомы с ней были еще до основания секции и практически все походы прошли вместе. К тому же, маршрут 2 к.с. Включает в себя минимум 9 дней+дорога 2 дня и 120 км пешеходной части, а я человек теперь работающий и выбить 9 дней отгула было итак не просто. Но большой плюс в моей работе заключается в том, что я могу меняться сменами и брать отгулы на несколько дней, при условии, что я их потом отработаю. Ведь Саша пошел на маршрут за счет официального отпуска.

Начало маршрута

Все мы шли с большими рюкзаками, полностью забитыми личным и общественным снаряжением. Самый большой и тяжелый рюкзак был у Саши - 125 литров, весил около 30 кг. Мой рюкза был 100 литров объема и весил тоже не мало, около 20 -25 кг. У девушек с учетом общественного снаряжения по правилам горного туризма рюкзаки на 5 килограмм должны быть легче, чем у парней. Но стоит только набрать лишнего личного снаряжения, как рюкзак становится настоящим врагом для туриста. Альбинин рюкзак емкостью 80 литров, но в этот раз был тоже довольно тяжелым. У Жанары с Дайаной рюкзаки были немного легче наших. Но учитывая, что девушки шли в многодневный поход впервые, вес рюкзаков для них был не легким, а даже тяжелым. Общественное снаряжение распределено было равномерно между каждым участником. Мой рюкзак был тяжелее, чем на маршруте 1 категории сложности под моим руководством год назад, а также на предыдущих маршрутах данной категории. Это было связано с тем, что в этот раз я взял с собой новый спальник, который весил 2, 5 килограмма и занимал много места. Также я взял с собой телую лыжную куртку, которая мне не пригодилась в итоге, из общественного снаряжения у меня было 3 дня с едой, приправы, соль, веревка и большой кусок полителена. Веревка весит около 3, 5 кг. Даже на маршруте 1 к.с. Брать ее с собой на всякий случай обязательно, хоть и отсутствуют перевалы, где она может пригодится. Обычно так и было, но только не на этом маршруте. Здесь веревка пригождалась ни один раз на переправах через реки. В совокупности с прочим личным снаряжением мой рюкзак был заполнен и был довольно тяжелым для маршрута данной категории.

После поезда у нас осталась лишняя еда, которую планировалось съесть на обед. К тому же мы купили 4 литра колы, которые пришлось тащить Саше. В каждом дне лежали продукты на 3 раза, в первом дне лежали продукты только на вечер.Позавтракали мы в поезде. Вспоминая скудные обеды предыдущих маршрутов можно заметить, что рацион питания на этот раз увеличился. Если раньше на обед мы ели только по одному сухарику, одному кусочку сала и колбасы и по 2-3 кусочка сыра, то теперь у нас были еще и супчики.

Начало пути было божественным и напоминало пешеходный, а не горный маршрут. Мы шли по хорошей проселочной дороге, уклоны были небольшие, места вокруг красивые, погода стаяла жаркая. Мы шли по живописному и широкому ущелью, вокруг было множество интересных скал, на склонах росли ели, которые отличались от наших Тянь-Шанских елей. Эти напоминали высокие кусты можжевельника. Оно и не удивительно, ведь климат в Южном Казахстане более жаркий. Вес рюкзаков чувствовался, лямки давили на плечи, а пояс сдавливал бока. Когда давно не ходишь долгое время с ночевкой в горы, первые дни ощущаешь особый дискомфорт от рюкзака. В последующие дни рюкзак становится легче и спина привыкает постепенно к нему. Шли мы, как и полагается на спортивных маршрутах фиксировано по 50 минут и 10 отдыхали. Но так было в начале. В дальнейшем иногда приходилось пренебрегать данными правилами и идти гораздо больше часа без перерыва, когда сроки поджимали.

Ущелье Сайрам Су

По пути мы встретили местного егеря, который спросил, куда мы держим свой путь и имеются ли у нас при себе документы, удостоверяющие личность. Мы сказали, что просто гуляем, идем в сторону озера и на следующий день уже якобы спустимся. Лесник сказал нам, только до снега не доходите, сейчас в горах высокая лавинная опасность. Егерь предложил переночевать у него в домике, где за дополнительную плату он готов был затопить нам баню. Мы вежливо отказали ему, ведь наш маршрут только начился, но сходить в баню после него — это святое дело. После маршрута я планировал уже в Алмате сходить по акции либо в Bais Spa, либо в Тау Спа. Этот егерь был первым и последним человеком, которого мы видели на маршруте. За всю неделю похода мы так никого и не встретили в горах, кроме диких зверей, змей и хищных птиц.

Шли мы довольно бодро. Перед самым обедом предстоял первый переход через речку. Но он был легким, река не глубокая. Мы с Альбиной прошли речку по камешкам, не разуваясь. Остальные ребята прошли речку босиком. Заодно помыли ноги, немного встрепенулись и оживились. Перейдя речку, мы остановились на обед. Дайана и Саша оказались моими единомышленниками, они жизнь не представляют свою без мяса. Дайана перед походом дома сварила казы и мы ели их на обед. Также мы ели бутерброды с плавленным сыром, я себе заварил бичпакет, а чай мы пили со сладостями. Как сказала Жанара, обед у нас был по казакпайски =). Дневник я в этот раз по ходу движения не вел, поэтому буду фиксировать примерное время нашей стоянки и время выхода.

Наш первый обед

После обеда мы пошли дальше. Шли также по 50 минут и 10 отдыхали. В ущелье росло много тюльпанов, а также грибов. Ребята собрали немного грибов к ужину. В первый день решили дежурить мы с Жанарой. Наше дежурство начиналось с ужина и заканчивалось на следующем ужине, затем менялись с Сашей и Дайаной. Характерной чертой тех мест также были крупные заросли колючих кустарников, которые периодически царапали нам с Саней ноги, ведь мы оба шли в шортах. Постепенно мы приближались к снегу. Идти было приятно, подъемов толком не было. Величие окружающих нас скал не переставало радовать глаз.

Местные красоты

К месту ночевки мы пришли примерно в восьмом часу. Подыскали подходящее место, поставили палатки, и мы с Жанарой начали готовить ужин. Первое место для ночевки было в зоне леса, рядом протекала река, росли деревья. На ужин у нас должна была быть гречка, но я настоял на том, чтобы мы приготовили рис и добавили в него грибы. Я еще с предыдущих маршрутов сделал доброй традицией именно в рис добавлять грибы, так вкуснее всего. Я занимался обжаркой грибов. Подсолнечного масла у нас не было, поэтому я обжарил сало в кастрюле и затем приступил к грибам. Всю эту вкусную массу мы с Жанарой добавили в рис, вскипятили чай и позвали всех к столу. Каждый себе в рис еще добавил аджики. Ужин удался на славу. Все наелись и пошли разжигать костер. У костра мы попили чаю, пощелкали семечки и отлично пообщались. Долго мы не засиживались у костра и как начало темнеть пошли спать. Ведь подъем предстоял в 4 утра, легли мы в 21.00.