Альбина – руководитель похода Дайана-завхоз

Навстречу приключениям

Здравствуйте, дорогие читатели. Меня зовут Федоренко Алексей. На этот раз расскажу Вам о нашем походе 1 категории сложности по Южному Казахстану под руководством нашего руководителя клуба горного туризма Аспан Тау и лучшей подруги – Альбины Тин. Это был поход по неизведанному нами ранее краю, который преподнес нам множество сюрпризов и стал одним из самых незабываемых приключений. Мы шли, ориентируясь по карте местности и снимкам, сделанным из google earth нашим руководителем. Маршрут проходил в начале мая и, в связи с этим, снега в горах еще было много, а реки бурные. Нам не раз приходилось переправляться через реки, спать на снегу и топить его из-за отсутствия воды, а также обходить те же самые реки по неутоптанным людьми холмам, что так же прибавляло сложности к нашему маршруту. Наш маршрут был протяженностью 100 км и включал в себя 3 перевала категории сложности 1А и один некатегорийный перевал. Только если в нашем районе под первый перевал мы подходили, как правило, 1-2 дня, то здесь подход занял 4 дня, 3 из них проходили по камням и снегу. Но обо всем по порядку.

Выезд из города Алматы в Шымкент был вечером 29 апреля. Ехали мы на поезде 15 часов и в 9 утра были в Шымкенте. На поезд мы чуть не опоздали, так как в пути я и Альбина попали в сильную пробку. Очередной вывод – лучше выезжать пораньше =). Ехали мы в плацкартном вагоне, провожал нас муж Альбины, второй руководитель клуба и наш друг – Арман Саматов. Нас было пятеро:

Представители женского пола

Альбина – руководитель похода Дайана-завхоз

Жанара – эколог

Представители мужского пола

Александр – хронометрист, ремонтник Алексей – фотограф, видеооператор

День 1

В Шымкент мы приехали в 9 утра. Ночью спалось плохо, я часто просыпался. К тому же, со мной по соседству ехали маленькие дети, которые ночью периодически плакали. Но, в целом, ехать на поезде гораздо комфортнее, чем на автобусе и что может быть прекраснее этого романтического звука колес поезда во время движения!

Дальше до места старта маршрута, а именно национального парка Сайрам Су, нам необходимо было доехать на такси. Накануне Дайана договорилась с таксистом за определенную цену, что он доставит нас к началу маршрута. Но, вместо него за нами приехал другой таксист, которому сказали везти нас в поселок Ленгер. Но Ленгер — это фактически точка завершения нашего маршрута. Наш маршрут должен был завершиться в поселке Бургулюк, а Ленгер находится в нескольких километрах от него. Во время поездки Дайана подключила спутниковую связь, которая показывала направление движения в онлайн-режиме. И спутник показал вскоре, что мы свернули в другую сторону. Таксист попался упрямый. Ребята доказывали ему, что он едет не туда, но он нам не верил и в начале ехал по-своему. После недолгих споров он спросил у местных жителей, в какую сторону нам нужно ехать и они подтвердили нашу правоту. К месту старта мы доехали быстро. При въезде в национальный парк стоит экологический пост, где необходимо внести оплату за каждый день пребывания в национальном парке каждому человеку. Мы рассчитались с сотрудниками парка и наша пешеходная часть маршрута началась.

Для Саши, Дайаны и Жанары — это был первый маршрут, пройдя который им автоматически присваивается третий спортивный разряд по горному туризму. На счету Альины — это уже было второе руководство маршрута 1 к.с., а также у нее имеется одно участие на маршруте данной категории. Я уже в третий раз шел участником на маршруте 1 к.с., ровно год назад я делал руководство, но только в нашем районе. Спросите меня, зачем я пошел на маршрут 1 к.с. в 4 раз? Ответ простой: мне захотелось прогуляться по новому району, развеяться, отдохнуть от городской суеты и офисной работы. Паралельно с нами в том же районе вел группу на маршрут 2 категории сложности наш товарищ Яков. Я бы мог пойти на маршрут и с ним. Тем более что в будущем я собираюсь и сам вести группу на маршрут 2 к.с., а это новый и неизведанный район. Но, я решил сходить именно на единичку с Альбиной. Ведь Альбина является моей лучшей подругой, мы знакомы с ней были еще до основания секции и практически все походы прошли вместе. К тому же, маршрут 2 к.с. Включает в себя минимум 9 дней+дорога 2 дня и 120 км пешеходной части, а я человек теперь работающий и выбить 9 дней отгула было итак не просто. Но большой плюс в моей работе заключается в том, что я могу меняться сменами и брать отгулы на несколько дней, при условии, что я их потом отработаю. Ведь Саша пошел на маршрут за счет официального отпуска.

Начало маршрута

Все мы шли с большими рюкзаками, полностью забитыми личным и общественным снаряжением. Самый большой и тяжелый рюкзак был у Саши - 125 литров, весил около 30 кг. Мой рюкза был 100 литров объема и весил тоже не мало, около 20 -25 кг. У девушек с учетом общественного снаряжения по правилам горного туризма рюкзаки на 5 килограмм должны быть легче, чем у парней. Но стоит только набрать лишнего личного снаряжения, как рюкзак становится настоящим врагом для туриста. Альбинин рюкзак емкостью 80 литров, но в этот раз был тоже довольно тяжелым. У Жанары с Дайаной рюкзаки были немного легче наших. Но учитывая, что девушки шли в многодневный поход впервые, вес рюкзаков для них был не легким, а даже тяжелым. Общественное снаряжение распределено было равномерно между каждым участником. Мой рюкзак был тяжелее, чем на маршруте 1 категории сложности под моим руководством год назад, а также на предыдущих маршрутах данной категории. Это было связано с тем, что в этот раз я взял с собой новый спальник, который весил 2, 5 килограмма и занимал много места. Также я взял с собой телую лыжную куртку, которая мне не пригодилась в итоге, из общественного снаряжения у меня было 3 дня с едой, приправы, соль, веревка и большой кусок полителена. Веревка весит около 3, 5 кг. Даже на маршруте 1 к.с. Брать ее с собой на всякий случай обязательно, хоть и отсутствуют перевалы, где она может пригодится. Обычно так и было, но только не на этом маршруте. Здесь веревка пригождалась ни один раз на переправах через реки. В совокупности с прочим личным снаряжением мой рюкзак был заполнен и был довольно тяжелым для маршрута данной категории.

После поезда у нас осталась лишняя еда, которую планировалось съесть на обед. К тому же мы купили 4 литра колы, которые пришлось тащить Саше. В каждом дне лежали продукты на 3 раза, в первом дне лежали продукты только на вечер.Позавтракали мы в поезде. Вспоминая скудные обеды предыдущих маршрутов можно заметить, что рацион питания на этот раз увеличился. Если раньше на обед мы ели только по одному сухарику, одному кусочку сала и колбасы и по 2-3 кусочка сыра, то теперь у нас были еще и супчики.

Начало пути было божественным и напоминало пешеходный, а не горный маршрут. Мы шли по хорошей проселочной дороге, уклоны были небольшие, места вокруг красивые, погода стаяла жаркая. Мы шли по живописному и широкому ущелью, вокруг было множество интересных скал, на склонах росли ели, которые отличались от наших Тянь-Шанских елей. Эти напоминали высокие кусты можжевельника. Оно и не удивительно, ведь климат в Южном Казахстане более жаркий. Вес рюкзаков чувствовался, лямки давили на плечи, а пояс сдавливал бока. Когда давно не ходишь долгое время с ночевкой в горы, первые дни ощущаешь особый дискомфорт от рюкзака. В последующие дни рюкзак становится легче и спина привыкает постепенно к нему. Шли мы, как и полагается на спортивных маршрутах фиксировано по 50 минут и 10 отдыхали. Но так было в начале. В дальнейшем иногда приходилось пренебрегать данными правилами и идти гораздо больше часа без перерыва, когда сроки поджимали.

Ущелье Сайрам Су

По пути мы встретили местного егеря, который спросил, куда мы держим свой путь и имеются ли у нас при себе документы, удостоверяющие личность. Мы сказали, что просто гуляем, идем в сторону озера и на следующий день уже якобы спустимся. Лесник сказал нам, только до снега не доходите, сейчас в горах высокая лавинная опасность. Егерь предложил переночевать у него в домике, где за дополнительную плату он готов был затопить нам баню. Мы вежливо отказали ему, ведь наш маршрут только начился, но сходить в баню после него — это святое дело. После маршрута я планировал уже в Алмате сходить по акции либо в Bais Spa, либо в Тау Спа. Этот егерь был первым и последним человеком, которого мы видели на маршруте. За всю неделю похода мы так никого и не встретили в горах, кроме диких зверей, змей и хищных птиц.

Шли мы довольно бодро. Перед самым обедом предстоял первый переход через речку. Но он был легким, река не глубокая. Мы с Альбиной прошли речку по камешкам, не разуваясь. Остальные ребята прошли речку босиком. Заодно помыли ноги, немного встрепенулись и оживились. Перейдя речку, мы остановились на обед. Дайана и Саша оказались моими единомышленниками, они жизнь не представляют свою без мяса. Дайана перед походом дома сварила казы и мы ели их на обед. Также мы ели бутерброды с плавленным сыром, я себе заварил бичпакет, а чай мы пили со сладостями. Как сказала Жанара, обед у нас был по казакпайски =). Дневник я в этот раз по ходу движения не вел, поэтому буду фиксировать примерное время нашей стоянки и время выхода.

Наш первый обед

После обеда мы пошли дальше. Шли также по 50 минут и 10 отдыхали. В ущелье росло много тюльпанов, а также грибов. Ребята собрали немного грибов к ужину. В первый день решили дежурить мы с Жанарой. Наше дежурство начиналось с ужина и заканчивалось на следующем ужине, затем менялись с Сашей и Дайаной. Характерной чертой тех мест также были крупные заросли колючих кустарников, которые периодически царапали нам с Саней ноги, ведь мы оба шли в шортах. Постепенно мы приближались к снегу. Идти было приятно, подъемов толком не было. Величие окружающих нас скал не переставало радовать глаз.

Местные красоты

К месту ночевки мы пришли примерно в восьмом часу. Подыскали подходящее место, поставили палатки, и мы с Жанарой начали готовить ужин. Первое место для ночевки было в зоне леса, рядом протекала река, росли деревья. На ужин у нас должна была быть гречка, но я настоял на том, чтобы мы приготовили рис и добавили в него грибы. Я еще с предыдущих маршрутов сделал доброй традицией именно в рис добавлять грибы, так вкуснее всего. Я занимался обжаркой грибов. Подсолнечного масла у нас не было, поэтому я обжарил сало в кастрюле и затем приступил к грибам. Всю эту вкусную массу мы с Жанарой добавили в рис, вскипятили чай и позвали всех к столу. Каждый себе в рис еще добавил аджики. Ужин удался на славу. Все наелись и пошли разжигать костер. У костра мы попили чаю, пощелкали семечки и отлично пообщались. Долго мы не засиживались у костра и как начало темнеть пошли спать. Ведь подъем предстоял в 4 утра, легли мы в 21.00.

День 2

Утром подъем был в 4 утра. Вставать было лень, но нужно было готовить завтрак и собираться. Утренние сборы всегда отнимают уйму времени, в среднем проходят 2 часа. Альбина рассказывала, что на маршруте 3 и 4 категории сложности они собирались за час. Тактика заключалась в том, что все крупы ребята высушивали накануне в духовке и уже на маршруте добавляли их в воду. Высушенные крупы быстро разбухали, и на приготовление еды уходило гораздо меньше времени. Также ребята собирались сразу во время завтрака, а не после него, как мы обычно привыкли это делать. Эту тактику Альбина теперь решила применить и у нас. Также мы с Жанарой по очереди следили за кашей, а кто-то из нас в это время собирался. В итоге на завтрак и сборы у нас ушло около 1, 5 часов.

Как только стало светать, мы вышли с лагеря. Ночь была теплой, утро тоже. С самого начала пути нам снова пришлось прибираться через колючие кустарники, и буквально через несколько минут нас ждала переправа через реку. Причем река была бурная. Первой прошла Альбина, Дайана мы с Жанарой и замыкал Саша. Воды было выше колена, фактически по пояс, причем течением сносило прилично. Главное правило при переходе таких рек – это не смотреть под ноги и ноги не поднимать. Нужно смотреть прямо и ноги как бы прокатывать по земле. Когда смотришь под ноги, может закружиться голова. Альбина сказала нам с Жанарой пройти синхронно, придерживая друг друга за спины. Но эту реку я прошел не по правилам горного туризма. Мы с Жанарой просто шли, взявшись за руки. Уже на побережье противоположной стороны реки был скользкий камень, наступая на который течением сносило еще сильнее. На этом камне пришлось приложить немало усилий, чтобы не упасть в реку, но мы справились. Саша прошел реку уверенно и быстро. Водичка была ледяная, заодно ноги помыли и пробудились после сна.

День 3

Утро третьего дня

Дождь шел всю ночь. Палатку все время раскачивало от порывов ветра. Как хорошо, что мы добросовестно обложили палатку камнями со всех сторон! Утром ливень продолжался. Вскоре дождь перешел в снег, а снег затем в град. Несколько раз неподалеку прогремела гроза. Вокруг всё было в тумане. Собирать палатку в таких условиях и идти дальше, было исключено, ведь местность незнакомая. На часах было 6 утра. Мы позавтракали, собрали потихоньку вещи и легли в палатку пережидать непогоду. Погода улучшаться не торопилась и напоминала нам день под перевалом Теплофизиков на маршруте 2 категории сложности, когда целый день шел град и мы пережидали его под полиэтиленом. Наши вещи, обувь – все было мокрым. Мы все легли в одну сторону, ногами к выходу. Стало становиться холоднее, и мы достали спальники и положили под головы рюкзаки. Я раскрыл свой спальник и поделился им с Жанарой. Правда полностью мой спальник не раскроешь, он снизу прошит, как кокон, но тело и верхнюю часть ног удалось укрыть. Так мы и уснули в одном положении. Поспали так до 9 утра, град к этому времени закончился, но снежок немного шел и туман также продолжал лежать. За эти 3 часа я действительно поспал, а ночью опять толком не мог уснуть. Туман иногда рассеивался немного, показывал нам, куда именно нужно идти и опять накрывало нас белой мглой. Когда осадки закончились, мы начали потихоньку разбирать палатку и упаковывать снова свои спальники в рюкзак.

С лагеря мы вышли при плохой видимости, но выхода не было. Нужно было идти, никто не хотел снова ночевать на снегу, без воды и в холоде. За ночь выпало еще больше снега, причем мокрого, в нескольких местах там, где нам нужно было подниматься лежали лавинные выносы. Ночью, лежа в палатке, мы даже иногда слышали, как эти лавины сходили. Альбина утром сказала нам, что если при подъемах на перевал Олимпийский будет очень много снега и повышенная лавинная опасность, то мы пойдем по запасному варианту на перевал Новичок 1А. Этот перевал считается более простым по описанию. Но, в итоге мы начали подниматься на перевал Олимпийский и опасные участки обходили с левой стороны по осыпи. В начале мы шли строго вверх по осыпи, потом ушли в бок, а в конце начали снижать высоту. Подъем чем-то был схож с подходом на перевал Титова в нашем районе. Иногда тучки потихоньку рассеивались и мы думали, что сейчас выглянет солнышко, откроется чудесная панорама и будет видно, куда идти дальше. На некоторое мгновение так и было, нам удалось увидеть соседние горы.

На третий день подходы под перевал Олимпийский выглядели примерно так

Учитывая, что погода на протяжении всего дня нас не радовала, мы уже сомневались, что успеем пройти сегодня весь запланированный траверс и спуститься в зону леса. В конце концов, мы вышли к следующему снежному подъему, который, как нам показалось, выведет нас на перевал:

Но на перевал он нас не вывел. Мы вышли на небольшую седловину. Погода окончательно испортилась. Пошел опять дождь. Видимость снова была нулевая. Пик Кумшезен был уже совсем рядышком, но из-за нарастающей белой мглы мы совсем запутались, куда нам надо идти. Мы уже даже подумали, что нужно брать ниже, там проход. А смотря вниз, везде были лавинные выносы. Мокнуть под дождем и идти в некуда, было бессмысленно, и мы достали полиэтилен, накрылись им и устроили там обед, пережидая непогоду. Так прошел час, потом два. Альбина сказала, что если ситуация не изменится до 17.00, придется ставить палатку прямо на снегу. Погода соответственно к этому времени так и не улучшилась, снег всё сыпал и сыпал. Воды вокруг так и не было.

Обедаем под полиэтиленом

Мы поставили палатку, юбки палатки закопали в снег, чтобы ее не сдувало, и соответственно растянули ее, закрепив булыжниками. Дежурными на ужин снова были мы с Жанарой. Нам опять предстояло топить снег, чтобы приготовить еду и вскипятить чай. Как же хотелось пить тогда. Мы начинали ценить каждую каплю. Ребята утрамбовывали снег в бутылки, затем засовывали их в спальник, чтобы этот снег растаял, и была хоть какая-то вода. Приготовление ужина действительно оказалось длительным процессом. Никто не знает, с чем именно это было связано, но работали обе горелки, начиная со второго дня, просто ужасно. Одна горелка вообще отказывалась гореть, у второй горелки напор газа был нал очень слабым, газ постоянно тух, а баллон быстро заледенел. Газовому баллону, скорее всего не хватало кислорода в тамбуре. На приготовление ужина у нас ушло, наверное, больше часа. В конце концов, мы сварили суп, чтобы была хоть какая-то жидкость, добавили туда мясо, приправы, сушеный картофель, и еще всякую мелочь. Чай мы уже кипятить не стали, это бы еще один час ушел. Дайана чувствовала, что она хочет чаю, хотя бы кружку и уже хотела себе на кружку вскипятить воды, но когда увидела, что мы уже укладываемся, тоже пошла спать.

Место третьей ночевки

День 4

День четвертый можно назвать самым сложным, продуктивным и интересным днем за весь поход. Но обо все по порядку.

Утром опять шел дождь, но, правда, не долго. Мы вылезли из палатки, собрали вещи, позавтракали снова бутербродами. Пока мы завтракали, была хорошая видимость, но нас снова быстренько накрыло туманом. Затем, как туман рассеялся Альбина, Саша и Я пошли на разведку, чтобы протоптать нам следы и знать куда идти, на случай, если опять накроет туманом. Жанару с Дайаной мы оставили ждать нас.

На пути подъема туман постепенно начинал рассеиваться, и открывались просто неописуемые пейзажи. Снег был настолько чистым и нетронутым, что окружающие нас вокруг горы напоминали барханы. Еще немного поднявшись, мы вышли к долгожданному перевалу Олимпийский. Именно там мы и начали ощущать всю прелесть маршрута. С перевала открывался вид на снежные пики и на восхитительное узбекское ущелье. Перевал Олимпийский разделяет границу Республики Казахстан и Узбекистана, причем чтобы попасть на казахскую сторону, нужно было траверсом уйти правее на перевал Кумшезен. С перевала Олимпийский был прямой и достаточно пологий спуск в узбекское ущелье. Оно так и манило нас. Было видно, какие там просторные зеленые луга, течет речка – все то, о чем мы мечтали 2 дня. Так хотелось спуститься туда, покушать узбекских лепешек и настоящий ташкентский плов, который только в Узбекистане умеют готовить, у нас такой не готовят, а также попить чаю в чайхане. Так можно было сделать раньше в СССР, но только не сейчас. Сейчас – это нарушение закона «О государственной границе», тем более у Казахстана с Узбекистаном напряженное политическое положение. Раньше с Казахстана свободно ходили и в Киргизию с наших гор Северного Тянь-Шаня, а сейчас пограничников уже расставили на Большом Алматинском Озере и дальше никого не пускают. Так что мечтать не вредно. Нам нужно было уходить правее, где картина менее привлекательная: предстояло перевалить через перевал Кумшезен, на котором висели огромные снежные карнизы со всех сторон, а что было по другую сторону перевала, не понятно.

На перевале Олимпийском

Один из лавинных выносов

Я передохнул и пошел дальше. Ребята ждали меня за поворотом. Я был раздражительный в тот момент и немного поссорился с Альбиной. Она сказала, что я на этом маршруте иду гораздо слабее, чем обычно и это из-за того, что я накануне пробежал марафон 42 км. Он-то мне все силы и отнял. Ведь к марафону я в этом году совершенно не готовился, пробежал его на 45 минут хуже, чем обычно и через 6 дней после него пошел на маршрут. Я не хотел это признавать, спорил с Альбиной, хотя она была права на самом деле. К марафону готовятся целый год, а после него минимум месяц восстанавливаются. В прошлые годы я к нему конечно не год, но как минимум месяц точно готовился и в целом старался держать форму, чаще ходил в горы, немного занимался легкой атлетикой. В этом году я начал работать и после работы бегать, не было сил и желания. Но, возможно если бы я не стал бежать марафон накануне, идти было бы гораздо легче. На самом деле все ребята устали уже к тому времени, ведь мы целый день шли без обеда и с мокрыми ногами, уже 3 дня не пили нормальной воды и два дня спали в суровых условиях. Но все прекрасно понимали, что нужно идти, мы должны успеть выйти к нормальному месту с водой и травой, чтобы наконец-то по-человечески заночевать. Альбина мне об этом говорила и старалась мотивировать. Я побурчал немного, но потом взял себя в руки и пошел дальше. Вскоре даже темп мой снова начал увеличиваться. Я начал идти в одном темпе с ребятами.

Места вокруг снова впечатляли. Вокруг было много красивых скал, мы шли вдоль реки, которая интересно была припорошена снегом и чем ниже мы спускались, тем бурнее она становилась. Фотоаппарат, к сожалению, не всегда передавал тех красот, что были вокруг. После спуска с перевала получались какие-то неудачные кадры, многие размытые. На спуске мы видели следы медведя, а также медвежонка. Позже встретили стаю горных козлов, которые целым семейством скакали по скалам и смотрели на нас. Еще чуть ниже мы снова встретили горных козлов. Когда ходишь в нашем районе Заилийского Алатау, дикие звери встречаются гораздо реже. Видно было, что места в Южном Казахстане более дикие, об этом также свидетельствовало отсутствие троп на спуске. Ущелье было с одной стороны красивым, с другой каким-то мертвым, к тому же холодным. Это еще было одним фактором того, что нужно быстрее спускаться вниз к зеленке. Совсем скоро мы наконец-то вышли к реке. Какое это было счастье. Мы сбросили свои рюкзаки и побежали к воде. Мы пили глоток за глотком. Это такое было блаженство. Мы так долго мечтали о воде. Саня стоял в своих кроссовках прямо в воде, все равно ноги у всех уже были мокрыми.

Наш спуск по ущелью

Идти вдоль реки начинало надоедать. Спуск был длинный и не самый комфортный. Идти приходилось то по снегу, то по осыпи. Вскоре я увидел довольные лица Альбины и Жанары. Они что-то сказали, но от шума я не услышал их. Пройдя чуть дальше, я понял, что они кричали: Водопад! Впереди нас с правой стороны был большой водопад. По размеру водопад даже больше Бутаковского водопада. Он был такой шумный и бурный, что мы не могли пройти мимо. Мы сфотографировались на фоне водопада толпой и по отдельности. На фотографиях, конечно, вообще не видно всей той мощи, что мы видели вживую.

На красивом водопаде

Возле водопада был наш первый полноценный привал после длительного спуска. Уже было 17.00. Время поджимало, нужно было искать место для ночевки. Но не все так просто. Могущественный водопад стал главным нашим препятствием в конце дня. Альбина с Сашей пошла на разведку и ребята увидели, что ниже водопада под уклоном шел бурный поток воды, напрямую впадающий в реку. Переходить нам по этому бурному потоку – не вариант, нас может снести течением и понесет прямо в сторону реки, которая была не менее бурной. Слева от нас протекала река, причем течение было там очень бурным, на фото, как всегда не видно. Течение четко видно было только на видео, которое есть у меня на стене в контакте. Проанализировав обстановку, Альбина поняла, что без натягивания переправы на противоположную сторону реки с помощью веревки перейти мы не сможем. Натягивание навесной переправы через реку – это целый процесс, причем длительный. С помощью усов самостраховки мы связали у себя на груди верхнюю обвязку. Чтобы натянуть переправу, необходимо было между двух крупных и устойчивых камней, находящихся на обеих сторонах реки, связать узел. Первого переправляться отправили Саню. Мы страховали его, выдавая веревку. Также мы веревку обмотали вокруг камня и на случай падения Саши в воду, мы бы сделали натяжку вокруг камня и держали веревку, чтобы Сашу не снесло, а он смог встать и идти дальше. Саша переправился быстро и без падений. После того, как Саша переправился, он стал оборачивать веревку вокруг камня и связал прочный узел. Альбина те же действия проделала и с нашей стороны. Перила были готовы. Нам повезло, что на обеих сторонах реки лежали большие камни, вокруг которых ребята смогли натянуть переправу. После Саши переправляться начала Альбина. У нас на обвязках были усы самостраховки. С помощью карабина мы встегивались усом в веревку и по реке шли самостоятельно, помогая себе трекинговыми палочками. На случай падения, нас бы не снесло течением, так как мы были закреплены к веревке. Альбина дала указания мне переправляться последнему. Пока переходили девушки, я снимал их на видео. Сфотографировал я только начало процесса, саму переправу я предпочел снимать, ведь на видео все выглядит гораздо эффектнее. Так как я переправлялся последний, моей задачей было развязать со своей стороны узел, чтобы веревку можно было забрать с собой. Когда я переправлялся, ребята с противоположной стороны реки выбирали веревку и потихоньку вытягивали меня. Принципы переправы первого и последнего участника похожи, только первому участнику мы выдаем веревку, а последнему выбираем. В принципе, реку мы перешли с легкостью. Течением сильно сносило только в самом конце, когда уже мы подходили к камню. На том участке Саня подавал всем руку.

День 5

Утром 5 дня мы должны были встать в 5 утра, но услышав будильник к этому времени его благополучно все проигнорировали. Я сказал, что уже 5 утра, пора вставать и все только кивнули и дальше легли спать. Я этому был только рад, тем более на улице опять шел дождь. Мы все вымотались за вчерашний день и не смогли встать сразу. Встали мы где-то в 7.10-7.30 утра, оперативно позавтракали в палатке и начали собираться. Пришлось достать дождевики, дождь продолжал заливать нас. Но дождик был не очень сильный. Я достал свой новый дождевик, который купил в магазине Спорт Мастер и думал что он качественный. В итоге этот дождевик стоило только немного потянуть за воротник, как он стал расползаться с одной стороны, затем с другой. Когда я надел еще и рюкзак поверх дождевика, рукава начали задираться, дождевик рваться дальше и перекашиваться. Помучавшись так несколько минут, я снял этот дождевик и дальше шел без него.

На спуске в ущелье

Красивые снова были места вокруг. Мы обратили внимание, что елей в тех местах растет не очень много и сами елочки по своему строению отличаются от Тянь-Шанских елей. Они более низкие и сухие, напоминают высокие кусты можжевельника. Зато в Южном Казахстане красивые альпийские луга, природа нетронутая, растет много цветов. По пути мы даже нашли гигантские грибы, которые я назвал «Яйцами динозавра». Уж очень они были похожи на них =)

Гигантские грибы

Спустившись с наших холмов, мы вышли на зеленую поляну. Дальше мы пошли в сторону реки. И снова река была бурная. Нам нужно было переправиться на противоположную сторону. Снова пришлось раздеваться, чтобы не намочить штаны. Саша, Жанара и Дайана переходили реки, уже не переобуваясь. Все равно обувь была мокрая. Я всегда переобувал ботинки на сандалии, а Альбина на кроссовки, хотя у самих внутри болото давно было. Эту реку мы снова переходили по двое. Ботинки во время переправы я привязывал к рюкзаку на узлы, чтобы они не упали. От них мой рюкзак становился еще тяжелее. Когда мы переходили с Жанарой, где-то на середине пути течением меня начинало немного сносить, и Жанара помогала мне держать равновесие. Через реку мы все переправились успешно. На противоположной стороне реки мы устроили обед.

Во время обеда мы просушили свои спальники, куртки, пытались высушить и обувь, но чтобы ее высушить нужно несколько часов. Поэтому обувь вообще не высохла. Мой спальник был влажным больше снаружи, ведь внутри вся влага в него впитывается и свое основное свойство – согревать замерзшего путник, он не теряет. Пока мы кушали, нас атаковали мошки. В тех местах мошки были какие-то обозленные От каждого их укуса оставались окровавленные следы, затем это место опухало и появлялись здоровые синяки. Причем эти кровожадные монстры в тех краях были везде и на протяжении всего оставшегося дня, особенно во время привалов они беспощадно кусали нас. Больше всего покусали мошки Альбину и чуть меньше, но тоже сильно меня. На остальных ребятах укусов было меньше. Причем мошки даже залазили под штаны и оставляли свои укусы. Места укусов затем чесались все время и во время ходьбы болели.

На обеде мы сидели почти 2 часа, а планировали управиться за час. Просто солнышко так пригрело нас, что не хотелось сразу уходить. Погода стояла замечательная, на небе не было ни единого облачка, вокруг тишина, шумит речка, поют птички. С нашей поляны открывался удивительный вид на снежные вершины, которые так эпично смотрелись на фоне зеленой лужайки. Одна из вершин по форме напоминала пик Хан Тенгри. Мы ее так и прозвали «Южно-Казахстанский Хан Тенгри».

Широка река

По фотографиям конечно река не кажется такой широкой и непроходимой, так как это выглядит вживую. Пришлось спуститься к реке и искать место для ночевки, ведь уже вечерело. Так мы и не поняли, как люди проходили здесь, возможно раньше проход был, но его размыло рекой. Ведь тропа шла хорошая и именно на этом месте она прервалась. Единственным верным вариантом было подняться на холм по травянистому склону без тропы. Но уже было поздно и это коварство мы оставили на следующий день.

Мы немного прошли в обратную сторону в поисках хорошего места для палатки, и нашли отличную поляну с камнем, который был в форме большого стола, который мы соответственно и использовали по назначению. Рядом даже было много сухих веток, и мы вечером сделали небольшой костер, чтобы сжечь мусор.

День 6

Проснулись мы в 4 утра. Мы с Жанарой приготовили завтрак. Затем поели и собрали лагерь. На завтрак и сборы у нас ушло 1, 5 часа. Поэтому с лагеря мы вышли вовремя.

С лагеря мы вышли ближе к 6 утра. Несколько метров прошли в обратную сторону, и начался наш изнурительный подъем по травянистому склону.

На перевале Ак Куюлюк

Предлагаю Вашему вниманию ознакомиться с красотами удивительного ущелья, в которое мы спустились с перевала Ак Куйлюк.

Райские луга

Вскоре тропа начала идти вниз. Мы спускались в очередное ущелье к реке Тогытба. К той самой реке, которая приготовила нам много сюрпризов и стала очередным и самым главным препятствием дня. Река Тогытба прекрасна и коварна. Тогытба протекает по красивейшему ущелью. С правой стороны ущелье окружают величественные каньоны. Ущелье широкое и открытое и ведет к озеру Сусынген. Мы спустились к ущелью и направлялись в сторону озера. Бародулин (наш выпускающий), говорил, что нужно держаться по левую сторону реки. Для этого нужно было переправиться на левую сторону. Мы стали искать наиболее подходящее для этого место. Мы нашли участок, где течения вообще практически не было. Поэтому мы перешли с легкостью по одному. Воды было максимум по пояс. И это всё, - подумали мы! Нам стало смешно даже, ведь во всех описаниях эту переправу описывают, как самую сложную. По фотографиям видно, что воды по грудь. А тут даже натягивать переправы не пришлось. Через несколько метров был еще один переход, но тоже простой, а дальше идеально ровная поляна и комфортный путь. Мы переоделись и пошли дальше радостные. Думали, что сейчас подойдем как можно быстрее к озеру, где-нибудь по пути пообедаем и подойдем под наш крайний перевал Улучур, а под ним заночуем. По описанию до озера оставалось около 8 километров. Но мы тогда не знали, что самое коварство Тогытба оставила нам на десерт. Чем дальше мы шли, тем сильнее становилось течение реки. И в конечном итоге мы уперлись в скалу, которая перегородила нам весь путь. В том месте река уже набрала свои обороты. Она была широкой, бурной и глубокой.

Саша с Альбиной решили сходить на разведку без рюкзаков, а нам сказали оставаться на месте ждать их. Они траверсом пролезли по скале за поворот, и дальше их уже не было видно. Мы тем временем ждали их и смотрели на реку, какая она свирепая была в том месте. Ребят мы ждали где-то 30-40 минут. Спустя это время они спустились с левой стороны скалы. Они обогнули ее и сказали, что выше нам не пройти с рюкзаками, наверху начинается сложное лазание, и без использования страховки мы там не пролезем. Ребята этот участок обошли по осыпи, лезть по скале пришлось только в начале, но там было не сложное лазание, сложности были выше, где ребята уже не стали лезть, а обошли и спустились к нам. У нас было 2 варианта: либо лезть по скале с тяжелыми рюкзаками с риском для жизни, так как там уже требовались хорошие навыки скалолазания, либо пройти этот участок по реке в одной связке. Было принято решение идти по реке. Эта скала, которая нависала над нами, была похожа по форме на черепаху. Черепаха будто смотрела на нас сбоку и смеялась, мол, попались голубчики.

Зеленые луга вдоль Тогытбы

Скала-Черепаха

Шестое место ночевки

День 7