Наша вторая ночевка, напротив вершина Кумшезен

На растопку снега уходило много времени и газа. К тому же газовые горелки в этом походе работали ужасно. Фиксатор постоянно нужно было регулировать руками и прибавлять газ постепенно, иначе горелка резко вспыхивала, и вокруг можно было все подпалить. Погода резко испортилась, и ужин ребята готовили уже в тамбуре палатки. Вечером на улице шел сильный дождь, и от ветра палатку шатало в разные стороны. Очень хотелось пить, так как за этот день с нашего организма вымылось много солей. Растопленный снег жажду особо не утолял, так как в снеге отсутствуют необходимые минералы и соли. Поужинали мы кукурузной кашей с мясом, утром, чтобы не тратить много времени на завтрак решили поесть колбасу, сыр и сало с сухариком. На следующий день мы планировали подняться на перевалы Олимпийский и Кумшезен, спуститься в район зелени, где будет протекать река. По описаниям туристов, ранее проходивших эти места, перевал Олимпийский считается сложной 1А со звездой и в зимнее время года, а также в начале весны считается 1Б категории сложности. Нам необходимо было сделать траверс с перевала Олимпийского на пик Кумшезен, а с пика на перевал Кумшезен, а затем спускаться дальше в другое ущелье. Траверс вершин - прохождение не менее двух вершин, причём спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей, но не по пути подъёма.

Ливень шел всю ночь, иногда порывы ветра нагоняли жуть. У Дайаны под кариматом в районе спины лежал большой камень, который придавал дискомфорт во время сна в начале, но потом Дайана привыкла к нему. Мы спали также вольтом, причем Я, Альбина и Саша головой к выходу, а Дайана с Жанарой ногами к выходу. Лежать головой к выходу не очень удобно, так палатка стоит не на ровной площадке, а под уклоном. Соответственно сосуды в головном мозге расширяются, и ты лежишь, будто вниз головой. Но ко всему можно привыкнуть. В последующие дни уже перестаешь обращать внимание на такие мелочи и от накопившейся усталости засыпаешь почти сразу. Утром планировалось встать также в 4 утра, но не всегда ожидания оправдывают реальность. День 2 подошел к концу.

День 3

Утро третьего дня

Дождь шел всю ночь. Палатку все время раскачивало от порывов ветра. Как хорошо, что мы добросовестно обложили палатку камнями со всех сторон! Утром ливень продолжался. Вскоре дождь перешел в снег, а снег затем в град. Несколько раз неподалеку прогремела гроза. Вокруг всё было в тумане. Собирать палатку в таких условиях и идти дальше, было исключено, ведь местность незнакомая. На часах было 6 утра. Мы позавтракали, собрали потихоньку вещи и легли в палатку пережидать непогоду. Погода улучшаться не торопилась и напоминала нам день под перевалом Теплофизиков на маршруте 2 категории сложности, когда целый день шел град и мы пережидали его под полиэтиленом. Наши вещи, обувь – все было мокрым. Мы все легли в одну сторону, ногами к выходу. Стало становиться холоднее, и мы достали спальники и положили под головы рюкзаки. Я раскрыл свой спальник и поделился им с Жанарой. Правда полностью мой спальник не раскроешь, он снизу прошит, как кокон, но тело и верхнюю часть ног удалось укрыть. Так мы и уснули в одном положении. Поспали так до 9 утра, град к этому времени закончился, но снежок немного шел и туман также продолжал лежать. За эти 3 часа я действительно поспал, а ночью опять толком не мог уснуть. Туман иногда рассеивался немного, показывал нам, куда именно нужно идти и опять накрывало нас белой мглой. Когда осадки закончились, мы начали потихоньку разбирать палатку и упаковывать снова свои спальники в рюкзак.

С лагеря мы вышли при плохой видимости, но выхода не было. Нужно было идти, никто не хотел снова ночевать на снегу, без воды и в холоде. За ночь выпало еще больше снега, причем мокрого, в нескольких местах там, где нам нужно было подниматься лежали лавинные выносы. Ночью, лежа в палатке, мы даже иногда слышали, как эти лавины сходили. Альбина утром сказала нам, что если при подъемах на перевал Олимпийский будет очень много снега и повышенная лавинная опасность, то мы пойдем по запасному варианту на перевал Новичок 1А. Этот перевал считается более простым по описанию. Но, в итоге мы начали подниматься на перевал Олимпийский и опасные участки обходили с левой стороны по осыпи. В начале мы шли строго вверх по осыпи, потом ушли в бок, а в конце начали снижать высоту. Подъем чем-то был схож с подходом на перевал Титова в нашем районе. Иногда тучки потихоньку рассеивались и мы думали, что сейчас выглянет солнышко, откроется чудесная панорама и будет видно, куда идти дальше. На некоторое мгновение так и было, нам удалось увидеть соседние горы.

На третий день подходы под перевал Олимпийский выглядели примерно так

Учитывая, что погода на протяжении всего дня нас не радовала, мы уже сомневались, что успеем пройти сегодня весь запланированный траверс и спуститься в зону леса. В конце концов, мы вышли к следующему снежному подъему, который, как нам показалось, выведет нас на перевал:

Но на перевал он нас не вывел. Мы вышли на небольшую седловину. Погода окончательно испортилась. Пошел опять дождь. Видимость снова была нулевая. Пик Кумшезен был уже совсем рядышком, но из-за нарастающей белой мглы мы совсем запутались, куда нам надо идти. Мы уже даже подумали, что нужно брать ниже, там проход. А смотря вниз, везде были лавинные выносы. Мокнуть под дождем и идти в некуда, было бессмысленно, и мы достали полиэтилен, накрылись им и устроили там обед, пережидая непогоду. Так прошел час, потом два. Альбина сказала, что если ситуация не изменится до 17.00, придется ставить палатку прямо на снегу. Погода соответственно к этому времени так и не улучшилась, снег всё сыпал и сыпал. Воды вокруг так и не было.

Обедаем под полиэтиленом

Мы поставили палатку, юбки палатки закопали в снег, чтобы ее не сдувало, и соответственно растянули ее, закрепив булыжниками. Дежурными на ужин снова были мы с Жанарой. Нам опять предстояло топить снег, чтобы приготовить еду и вскипятить чай. Как же хотелось пить тогда. Мы начинали ценить каждую каплю. Ребята утрамбовывали снег в бутылки, затем засовывали их в спальник, чтобы этот снег растаял, и была хоть какая-то вода. Приготовление ужина действительно оказалось длительным процессом. Никто не знает, с чем именно это было связано, но работали обе горелки, начиная со второго дня, просто ужасно. Одна горелка вообще отказывалась гореть, у второй горелки напор газа был нал очень слабым, газ постоянно тух, а баллон быстро заледенел. Газовому баллону, скорее всего не хватало кислорода в тамбуре. На приготовление ужина у нас ушло, наверное, больше часа. В конце концов, мы сварили суп, чтобы была хоть какая-то жидкость, добавили туда мясо, приправы, сушеный картофель, и еще всякую мелочь. Чай мы уже кипятить не стали, это бы еще один час ушел. Дайана чувствовала, что она хочет чаю, хотя бы кружку и уже хотела себе на кружку вскипятить воды, но когда увидела, что мы уже укладываемся, тоже пошла спать.