Пик Кумшезен (линией обозначен путь подъема на вершину)

Вернувшись к месту ночевки, мы начали собираться. Стояла сильная жара, поэтому мы сняли с себя теплые вещи и упаковали в рюкзак. Девчонки натопили много снега. Саша сказал, что в растопленном снеге не хватает соли, поэтому мы и не можем напиться. Он решил сделать регидрон вручную. Саша добавил в свою бутылку воды соли и выпил этот раствор, также дал попить нам. Гадость, конечно, еще та, но зато силы она помогла немного восстановить. Саша также припас немного регидрона для Жанары с Дайаной. С места ночевки открылся вид на озеро, которое не было видно вечером из-за тумана. Озеро все было засыпано снегом, понять, что это озеро можно только по очертаниям и внимательности.

Мы упаковали рюкзаки, немного отдохнули и пошли наверх к девушкам. Хоть мы и шли с рюкзаками, тропа уже была нами же протоптана и поднялись на перевал Олимпийский минут за 40 уже во второй раз. Правда, чуть не выдохлись по пути. Облака по небу так и плавали, погода немного начинала портиться, да и время уже было обеденное. Поэтому нужно было торопиться. Мы все вместе договорились, что обед отменяется, на него нет времени. Нужно быстрее пройти наш траверс и спуститься в зону леса.

С перевала Олимпийский мы пошли траверсом на пик Кумшезен, также во второй раз. На пик мы поднялись минут за 10-15. С пика Кумшезен было отчетливо видно, что спускаться в зону леса не близко. Если в узбекское ущелье спуск прямой и довольно пологий, то в казахское ущелье он был извилистый, проходил вдоль скал и по глубокому снегу. На вершине Кумшезен мы решили сфотографироваться все вместе. Для этого я поставил фотоаппарат на рюкзак и включил режим Автоспуска, благодаря которому дается 10 секунд и в течение этого времени можно встать всем удобнее, и сфотографироваться толпой.

Команда Аспан Тау на пике Кумшезен 3520 м. Граница Казахстана и Узбекистана

Траверс с пика Кумшезен на перевал Кумшезен

Мы сфотографировались на пике, и пошли траверсом на перевал Кумшезен. Шли мы вдоль нависающего карниза. Если смотреть на фото, то он в 2 метрах буквально правее ребят. К карнизу мы близко не подходили и всегда держались правее него. Обход карниза по правой стороне не представлял опасности, т.к. мы шли по пологому склону. Но чувство тревоги у меня возникало внутри, ведь на траверсе я шел первым. Когда оставалось буквально несколько метров до конца, нас накрыло облаком, и видимость снова пропала. Мы решили подождать, когда облако уйдет и снова откроется обзор. К счастью, открылся он через 5-10 минут. Траверс был успешно пройден. Мы сфотографировались на фоне перевала с противоположной стороны перед спуском.

Траверсом вышли на перевал Кумшезен

Начался мучительный спуск в казахское ущелье. Снег был глубокий, с нескольких сторон были лавинные выносы. Изначально я спускался первым, ребята шли за мной. Когда я шел первым, темп мой был бодрый, Жанара с Дайаной за мной даже немного не успевали. Но чуть ниже Саня решил обогнать меня и ушел вперед, ребята пристроились за ним и пошли его темпом. Вот тогда-то я и начал отставать. Я сделал несколько фотографий лавинных выносов и пошел вниз, ребята отдалялись и совсем скоро скрылись из виду. Ребята ушли за поворот, и поэтому их не было видно. Я стал спускаться еще медленнее и чувствовал, что мой организм начинает потихоньку переутомляться. В глазах у меня начало темнеть, а голова слегка кружиться. Поэтому я решил скинуть с плеч рюкзак и посидеть минут 5-10 передохнуть и восстановить силы.

Один из лавинных выносов

Я передохнул и пошел дальше. Ребята ждали меня за поворотом. Я был раздражительный в тот момент и немного поссорился с Альбиной. Она сказала, что я на этом маршруте иду гораздо слабее, чем обычно и это из-за того, что я накануне пробежал марафон 42 км. Он-то мне все силы и отнял. Ведь к марафону я в этом году совершенно не готовился, пробежал его на 45 минут хуже, чем обычно и через 6 дней после него пошел на маршрут. Я не хотел это признавать, спорил с Альбиной, хотя она была права на самом деле. К марафону готовятся целый год, а после него минимум месяц восстанавливаются. В прошлые годы я к нему конечно не год, но как минимум месяц точно готовился и в целом старался держать форму, чаще ходил в горы, немного занимался легкой атлетикой. В этом году я начал работать и после работы бегать, не было сил и желания. Но, возможно если бы я не стал бежать марафон накануне, идти было бы гораздо легче. На самом деле все ребята устали уже к тому времени, ведь мы целый день шли без обеда и с мокрыми ногами, уже 3 дня не пили нормальной воды и два дня спали в суровых условиях. Но все прекрасно понимали, что нужно идти, мы должны успеть выйти к нормальному месту с водой и травой, чтобы наконец-то по-человечески заночевать. Альбина мне об этом говорила и старалась мотивировать. Я побурчал немного, но потом взял себя в руки и пошел дальше. Вскоре даже темп мой снова начал увеличиваться. Я начал идти в одном темпе с ребятами.

Места вокруг снова впечатляли. Вокруг было много красивых скал, мы шли вдоль реки, которая интересно была припорошена снегом и чем ниже мы спускались, тем бурнее она становилась. Фотоаппарат, к сожалению, не всегда передавал тех красот, что были вокруг. После спуска с перевала получались какие-то неудачные кадры, многие размытые. На спуске мы видели следы медведя, а также медвежонка. Позже встретили стаю горных козлов, которые целым семейством скакали по скалам и смотрели на нас. Еще чуть ниже мы снова встретили горных козлов. Когда ходишь в нашем районе Заилийского Алатау, дикие звери встречаются гораздо реже. Видно было, что места в Южном Казахстане более дикие, об этом также свидетельствовало отсутствие троп на спуске. Ущелье было с одной стороны красивым, с другой каким-то мертвым, к тому же холодным. Это еще было одним фактором того, что нужно быстрее спускаться вниз к зеленке. Совсем скоро мы наконец-то вышли к реке. Какое это было счастье. Мы сбросили свои рюкзаки и побежали к воде. Мы пили глоток за глотком. Это такое было блаженство. Мы так долго мечтали о воде. Саня стоял в своих кроссовках прямо в воде, все равно ноги у всех уже были мокрыми.

Наш спуск по ущелью

Идти вдоль реки начинало надоедать. Спуск был длинный и не самый комфортный. Идти приходилось то по снегу, то по осыпи. Вскоре я увидел довольные лица Альбины и Жанары. Они что-то сказали, но от шума я не услышал их. Пройдя чуть дальше, я понял, что они кричали: Водопад! Впереди нас с правой стороны был большой водопад. По размеру водопад даже больше Бутаковского водопада. Он был такой шумный и бурный, что мы не могли пройти мимо. Мы сфотографировались на фоне водопада толпой и по отдельности. На фотографиях, конечно, вообще не видно всей той мощи, что мы видели вживую.

На красивом водопаде

Возле водопада был наш первый полноценный привал после длительного спуска. Уже было 17.00. Время поджимало, нужно было искать место для ночевки. Но не все так просто. Могущественный водопад стал главным нашим препятствием в конце дня. Альбина с Сашей пошла на разведку и ребята увидели, что ниже водопада под уклоном шел бурный поток воды, напрямую впадающий в реку. Переходить нам по этому бурному потоку – не вариант, нас может снести течением и понесет прямо в сторону реки, которая была не менее бурной. Слева от нас протекала река, причем течение было там очень бурным, на фото, как всегда не видно. Течение четко видно было только на видео, которое есть у меня на стене в контакте. Проанализировав обстановку, Альбина поняла, что без натягивания переправы на противоположную сторону реки с помощью веревки перейти мы не сможем. Натягивание навесной переправы через реку – это целый процесс, причем длительный. С помощью усов самостраховки мы связали у себя на груди верхнюю обвязку. Чтобы натянуть переправу, необходимо было между двух крупных и устойчивых камней, находящихся на обеих сторонах реки, связать узел. Первого переправляться отправили Саню. Мы страховали его, выдавая веревку. Также мы веревку обмотали вокруг камня и на случай падения Саши в воду, мы бы сделали натяжку вокруг камня и держали веревку, чтобы Сашу не снесло, а он смог встать и идти дальше. Саша переправился быстро и без падений. После того, как Саша переправился, он стал оборачивать веревку вокруг камня и связал прочный узел. Альбина те же действия проделала и с нашей стороны. Перила были готовы. Нам повезло, что на обеих сторонах реки лежали большие камни, вокруг которых ребята смогли натянуть переправу. После Саши переправляться начала Альбина. У нас на обвязках были усы самостраховки. С помощью карабина мы встегивались усом в веревку и по реке шли самостоятельно, помогая себе трекинговыми палочками. На случай падения, нас бы не снесло течением, так как мы были закреплены к веревке. Альбина дала указания мне переправляться последнему. Пока переходили девушки, я снимал их на видео. Сфотографировал я только начало процесса, саму переправу я предпочел снимать, ведь на видео все выглядит гораздо эффектнее. Так как я переправлялся последний, моей задачей было развязать со своей стороны узел, чтобы веревку можно было забрать с собой. Когда я переправлялся, ребята с противоположной стороны реки выбирали веревку и потихоньку вытягивали меня. Принципы переправы первого и последнего участника похожи, только первому участнику мы выдаем веревку, а последнему выбираем. В принципе, реку мы перешли с легкостью. Течением сильно сносило только в самом конце, когда уже мы подходили к камню. На том участке Саня подавал всем руку.