Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Опыт психологического исследования проблемы развития коммуникативных качеств учащихся .



Большое значение в развитии коммуникативных качеств учащихся в туристско – краеведческой деятельности играют клубы.

Клубы и клубная работа имеют в России богатые традиции. С.Т.Шацкий (1878 – 1934) был первым в России организатором клубов для детей рабочих в Москве (1905), летней трудовой площадки «Бодрая жизнь» в Калужской губернии (1911) и первой опытной станции по народному образованию – социальной педагогике (1919). Идея детско-подросткового клуба как «Школы жизни» развита С.Т.Шацким на основе принципа природосообразности Яна Амоса Коменского. Аналогичные формы работы использовали для детей и подростков непривелигированных родителей Грундтвиг в Дании, Декроли в Бельгии, Френе во Франции, а у нас по-своему А.С.Макаренко и в доперестроечное время И.П.Иванов на основе коллективных творческих дел (КТД ).

Идеи С.Т.Шацкого привлекают именно «клубностью», взятой в культурно-образовательной перспективе формирования Образов Я детей и взрослых в процессах труда, общения и конструирования жизни.

А.И.Лучанкин и А.А.Сняцкий (1997) излагают идеи С.Т.Шацкого, сохраняя «голос» выдающегося педагога, вот некоторые из них.

1. Молодые – дворовые уличные подростки – стихийно объединяются социальным инстинктом, желая играть в жизнь взрослых, подражая им.

2. Все клубные «методики» должны сообразовываться с инстинктами подростков:

а) исследования;

б) работы;

в) движения;

г) выявления себя и собственного «Образа Я»;

д) подражательности.

3. Следует исходить из эгоизма ребенка, бороться за его истинную природу – индивидуальность и самостоятельность. Главное – собрать детей, кристаллизовать их вокруг себя, оформить в первичную группу, удержать и завлечь собственной энергетикой и предметным делом.

4. Клуб начинается с мастерской, а заканчивается библиотекой. Подростки, живущие задачами мастерской, сами организуются: следует терпеливо и осторожно замечать и поощрять организационные изменения. Важно, чтобы из самой жизни вытекала их организованность, не выливаясь в пошлости – секретарь, председатель…. Трения, полемики, индивидуальные эгоизмы рано или поздно сливаются в общий клубный интерес, который осознаётся и «называется» (методом проб и ошибок).

5. Клуб – это клубок детской кооперантности. Руководитель – не командир и начальник над детьми, а старший товарищ подросткам (в той мере, в какой клуб не есть общество детей, а сообщество детей и взрослых).

Так же можно рассмотреть опыт И.П.Иванова – петербургского философа и практика опираясь на его книгу «Методика коммунарского воспитания». Важнейшими законами воспитания, по Иванову, являются:

- целеустремленность (что мы хотим, какими средствами, каков результат);

- партнерство взрослых и молодых (диалог воспитующих и воспитуемых);

- гуманизм (диалогизм) воспитания (единство взаимоуважительности и требовательности).

«Забота» - сущность воспитательного процесса. «Забота» в наследии И.П.Иванова – это и метафора, фиксирующая сущность воспитания, и объяснительный принцип, позволяющий определить содержание воспитания, и критерий результативности воспитательных процессов.

а) «Забота» как принцип – это инициатива, энтузиазм, характерные для настойчивого сознания воспитателя. Если воспитатель знает, чего он хочет, имеет средства и техники достижения целей («могу») или находится в их поиске – самообразовывается либо приглашает специалистов, он в «заботе».

б) Содержательно «забота» определяется организацией, т.е. обратной связью со средой, в которой разворачивается коллективное творческое дело (КТД). На собраниях, заседаниях Совета клуба и т.д. извлекаются уроки на будущее из сделанного. «Разбор полетов» здесь не самоцель, а средство усложнения заботы друг о друге. так КТД становится для коллектива практикой проектирования, эффективность которой зависит от функционально-разделенной и кооперированной деятельности в параметрах разновозрастной коллективности.

в) Результативность «заботы» – может быть понята, когда «воспитатели вместе с воспитанниками и во главе их творчески решают общие жизненно-практические и учебно-воспитательные задачи по улучшению своей и окружающей жизни на радость и пользу друг другу и окружающим людям – близким и дальним» (И.П.Иванов).

Забота – это радость плюс польза, осознаваемое участниками КТД напряжение, совместное участие, когда всем тепло и радостно (хотим быть вместе! ), а вместе с тем не утрачивается внятная и конкретная цель (результат КТД). Только одна радость – это пусть хорошее, но неэффективное структурирование времени, когда каждодневный праздник утомляет. И наоборот, общение без радости, но целеустремленное – это голое функционирование, которые пусть «очень и для пользы», но без человеческого тепла и участия.

Среди форм образовательного общения И.П.Иванов выделяет:

- творческое общение (занимательность, эстафетность, поручения, развивающее обучение т.п.);

- содружество (образование в контексте жизненно-практической деятельности, организация обучения как КТД, рефлексивные сборки и т.д.);

- синтетические (ритуалы и обычаи, репертуары и роли повседневного общения, праздничные заботы, организация практик, встреч и т.д.).

И.П.Иванов фиксирует циклический характер проектирования, где циклы содержательно разворачиваются по этапам диалогически-совместной деятельности взрослых и детей, перерастая как во взаимную заботу друг о друге, так и в успешность и результативность КТД.

Подготовку ТКД можно представить так:

1. Предварительное проектирование (ядро, актив).

2. Детско-взрослое совместное обсуждение проекта и планирование.

3. Распределение ответственности и проведение КТД.

4. Совместное подведение итогов и ближайшее последствие. Выход на новое

КТД (предварительное проектирование).

5. Новое моделирование. Проект КТД.

Педагогика клубной жизни радикально отличается от монологической доктрины педагогики урока, предполагающей властвующего и подвластных, где отношения «Я-Ты» работают по схеме:

«Я больше/меньше Ты»;

«Я хуже/лучше Тебя»;

«Я равен/неравен Тебе»;

«Я умнее/глупее Тебя»;

«Я – это не Ты, Я – враждебен Тебе»;

«Я знаю, Ты не знаешь» и т.д.

Принципы социально-педагогической антропологии отличаются от идеологии монолога (педагогики урока) прежде всего бережным отношением к «Образу Я», что воспитывает сознание уникальности каждого человека, сознание коммуникативной природы истины, морали, красоты. Нет людей плохих, хороших, умных, глупых, злых и безобразных: есть языковые оценки, термины и маркеры, с которыми монологически отождествляются (или отождествляют – слепляют себя и других) люди.

Современная педагогика рассматривает клуб как одну из форм объединения учащихся.

Клуб – объединение учащихся с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития и для более массового привлечения школьников к работе клуба. Отличия клуба от других форм детских объединений можно представить в следующих принципах:

-разновозрастность членов клуба;

-наличие Устава, регламентирующего деятельность клуба;

-руководство осуществляет выборный коллегиальный орган – Совет клуба;

-наличие нескольких секций, групп;

-специфические атрибуты отличительности клуба от других: символика, традиции, форма и др.

Предполагается что, подросток проходит в клубе четыре ступени посвящения в коллективную совместность. Первая и самая внешняя и необязательная (связанная с задачей аниматора «увлечь и удержать») – определяется его мотивом на общение со сверстниками, на интересный предметный или игровой досуг. Ребенок может зайти просто так. И так же просто уйти, если клубная атмосфера его не зацепит, если аниматор не сработает. Эта клубность как клуб встреч (КВ).

Вторая ступень более серьезная: ребенок идет в клуб «к своим», в группу – за проектной идеей и программами её достижения. Здесь все зависит от профессионализма организатора коллективных дел и коллективных творческих дел, от интереса и напряженности событий. Это клуб по интересам (КИ).

Третий клуб это клуб заботящихся друг о друге людей переросших интересы группы и ориентирующихся на результаты во имя человеческих взаимоотношений. Это клуб-сообщество (КС).

Четвертый клуб - это многопрофильное учреждение (КУ), где работа строится фактически по школьной программе, а контингент – прагматически ориентированные дети, подростки, молодежь. Коллективность здесь предельно разделена (как в учебном классе) или сплочена общей перспективой результата – тренером, педагогом, командой, перспективой победы.

Клубы организованные на основе туристско-краеведческой деятельности и ориентированные на относительно замкнутый социум – творческие объединения представляют собой объединения, включающие разные сущности, поскольку им присущи все функции, обозначенные выше.

Воспитание так же можно рассмотреть в контексте власти.

Любая позиция, если она есть, является сгустком власти – волей энергией отстаивать именно этот взгляд на воспитание. Власть и позиция – не собственность индивида. Власть позиции проявляется только в оппозиции к другой позиции, поэтому воспитание – это обмен позициями, проектами и самопроектами воспитания (других и себя). Только в группе, хотя бы из двух человек, возможны позиции. Следовательно, позиционный обмен индивидов, обмен деятельностными позициями (что делаем, какими средствами, каков будет результат? ) составляет природу воспитания.

Воспитание нельзя понимать как формирование и социализацию индивида «воспитателями». Воспитание - обмен позициями (взглядами на воспитание) индивидов, властное настаивание на своём или обмен себя на другого. Воспитание – это диалог «лицом-к-лицу» в ситуациях непосредственного общения.

Воспитание, понятое как диалог-обмен властью, позициями, самопроектами и смыслами ничьё. Как язык. Язык нельзя считать своим. Воспитание ответственно, если работает не со своим или чуждым, а с чужим (ничьим). Проблемы воспитания – это проблемы «освоения» или «отчуждения». Ведь как только я что-то делаю, оценивая и расценивая действия другого как принадлежащие мне и только мне (или наоборот), так сразу возникает проблема. Потому что другой в этот же самый момент делает то же самое.

Образование и воспитание – это путь, это странствие к собственному образу, где, говоря словами С.Гессена, пишется «образовательный роман», и он тем увлекательней, чем больше приключений. Вот почему «существо основной проблемы внешкольного образования – это проблема странствия человеческой личности в ее бесконечном пути к собственному самоопределению». Ожидания в составе Образа Я выступают социальным творчеством новых форм самовоспитания и самоосознания жизни, характерном для клубов-сообществ. Ф.Знанецкий и Т.Шибутани пишут: «Говоря о том, что индивид в социальном круге играет назначенную ему роль, мы понимаем под этим, что круг и он сам признают её в соответствии с признанным стандартом или личным образцом. Это значит, что в каждом круге индивид является таким, каким его видит этот круг и он себя в этом круге. Его поступки, также как и поступки других в отношении к нему таковы, какими они должны быть по убеждению круга и его самого».

Стандартизация образца стабилизирует Образ Я, автоматизируя и делая привычным и ожидания, а значит и возможность взаимодействовать и сотрудничать. «Стандартизация ожиданий – вот что делает кооперацию возможной даже среди незнакомых людей, стандартизация облегчает самоконтроль потому, что каждый может формировать Образы Я (образцы самого себя), принимая точку зрения, общую всем участникам группы».

Стандартизируя свои ожидания, подросток снова и снова приходит в клуб; сам этот приход возможен, если его ожидания – чуда, тусовки со «своими», доброты и приветливости взрослых – подтверждаются, и раз от разу укрепляются. Сопоставляя реальный, здесь-и-теперь, Образ Я с образом идеальным – с тем образцом (как правило, собранном из характеристик авторитетных и значимых ему сверстников и значимых взрослых) который образует понимание себя в будущем, каким он хотел бы стать, подросток укрепляет или разрушает, повышает или занижает чувство компетентности и самооценку. Идеальный образ себя питается желанием одобрения.

Что такое идеальный «Образ Я»? Зигмунд Фрейд связывает его происхождение с реакциями ребенка на позитивные оценки родителей, затем с оценками других ближних, далее – всех позитивно оценивающих, кто может и не участвовать затем в жизни подростка и юноши (концепция «Сверх – Я»). В любом случае именно «Образ Я» «является также носителем Я-идеала, с которым Я соизмеряет себя, к которому оно стремится, чьё требование постоянного совершенствования оно стремится воплотить.» Образ Я – это пространство душевной жизни, напряжение устойчивого, знаемого о себе (прошлого), изменяемого «здесь-и-теперь», идеального себя в проекте, что позволяет более строго выделить в составе Образа Я следующие образования:

1) образцы Я-реального (образцы образованности и обученности (человечности) – как привычное;

2) прообраз Я-становящегося (новые знания о себе, смена форм сознания себя и жизни, а также образцы поведения и переживания – образы авторитетных других);

3) идеал Я-проектного (Я в проекте, интуитивная стратегия самоизменения, поиска и странствия – путь к самому себе);

4) границы Я и Другого (табу, запреты, достоинство «образа человеческого в каждом индивиде» (Л.П.Буева), пределы допускаемого и дозволенного, представление о которых – в той или иной мере – имеется у каждого ребенка и взрослого).

Ценными и важными для подростка, как свидетельствуют результаты различных собеседований, являются четыре основные сферы отношений: в школе, в семье – дома и с родителями, с другими подростками по месту жительства, с «большим социумом» – за границами местожительства (и не только в пространстве переживаний, но и во времени жизни собственной души, когда подросток открывает для себя идеально-проективные модели поведения и переживания, не свойственные местожительству).

Это представление можно выразить схемой: (схема № 1).

Мир отношений подростка

 

    школа семья, родители   сверстники «большой социум»

 

       
   
 
 

 

 


Схема 1.

Схема наглядно иллюстрирует основные координаты / условия формирования «Образа Я» подростка: в каждом из частично автономных пространств коммуникации и взаимодействия подросток сталкивается с образцами поведения / переживания, проблемами взросления и самоопределения. Все эти связи и отношения являются предметом работы педагогов клуба – педагогов дополнительного образования, организаторов КД, наставников, а также методистов, психологов и т.д. Схематизация четырёх измерений, позволяет, если брать их как проблемы подростка и факторы становления его «Образа Я», создавать конкретные планы работ, исходя именно из его интересов, а не только из специализации руководителя кружка.

Эти ответы помогают иначе взглянуть на главнейшую проблему современной педагогической антропологии – конфликт в подростковом сознании осознанных проектов себя и бессознательных – «теневых» проектов, на существование которых указывает Эрих Фромм. Он однозначно фиксирует, что осознанные проекты, связанные с ценностями индивидуальной независимости, потребности в любви и признании, в сострадании, вере и надежде, и т.п. излишне идеологизированны, заговорены. Эти «самопроектам», которые по мнению взрослых, обязательно должны исповедоваться молодёжью, противостоят «бессознательные» проекты, основанные на притяжениях собственничества, безразмерного потребления, высокого общественного положения любой ценой, развлечений каждый день, сильных и всё более необычных ощущений и т.д. «Расхождение между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознанными и действенными – с другой, опустошает личность. Вынужденный действовать не так, как его учили и приверженность к чему он исповедует, человек испытывает чувство вины, подозрительность к себе и другим. Это то самое несоответствие, которое подметило наше молодое поколение и против которого заняло бескомпромиссную позицию». (Э.Фромм).

Попадание педагогического воздействия в «яблочко» именно бессознательных и действенных «идеалов и авторитетов», их критическая реконструкция – обсуждение, спор, полемика – в группе, публичное отстаивание различных позиций на основе их прояснения (ответ на вопросы о самопроектах) – путь к формированию социально позитивного «Образа Я» подростка. Поэтому следует ещё раз подчеркнуть, что для формирования «Образа Я» важны не только взрослые, но и сверстники. «В подрастковом возрасте, - подчёркивает Р.Бернс, именно группа сверстников, а не семья выступают в качестве источника обратной связи. Внешне обезличенные стандарты и социальные нормы оказывают неизмеримо меньшее влияние на индивида по сравнению с межличностными отношениями».

Приходя в клуб, подросток сталкивается с различными репертуарами (повествованиями)описывающими как неповторимые и уникальны «Образы Я» каждого, их предполагающими, так и их диалогические отношения.

Многослойные обмены репертуарно-ролевыми (повествовательными) наборами, особенно в разновозрастных группах, а так же позиционно-ролевыми пробами отношений рано или поздно становится для него делом привычным. Повседневность этих обменов – оклики и отклики – постепенно кристаллизуются в закреплённых за репертуарными ролях, поскольку каждой роли в группе принадлежит свой типичный репертуар (мы уже упоминали, что функциональное единство «роль-репертуар» образует позицию). И когда происходит соединение репертуаров в роли, когда подросток в состоянии занять типичную для данной группы позицию «обобщённого другого» (так позиция лидера может поочередно заниматься разными подростками), тогда возникает потребность в со организации: ясность и четкость понимания групповых позиций, существующих «как бы самих по себе» – критерий коллективности, организационного, т.е. социального творчества (и самоизменения, иной трактовки четырёх составляющих Образа Я). Клуб КВ перерастает в клуб КИ и далее - в КС.

Ясно, что первичной объединяющей в «клубность» бессознательной установкой может быть «расплывчатый интерес» к притягательности общения, энергетика полового созревания, «общий враг» – некие «они», родители, другие группировки подростков и т.д. Коллектив начинается со смещения интереса с «врага» на реконструкцию собственных взаимоотношений (со-дружбы) и социальных условий её закрепления – на коллективную совместную деятельность и далее – на заботу друг о друге и клубе.

Принцип диалога Образов Я в средовом контексте клубного социума – это переформулировка принципа единства адаптации, обучения и воспитания, личностного роста и социализации как со-организованного образования. Любая педагогика является не только набором методических приёмов, но реализацией стратегии образования в конкретных социальных обстоятельствах: педагогика – это рефлексивная реакция на социальный заказ, формирующий тип образования, ангажемент на тип образованности. В социальном и культурном контексте клубной работы образовательная практика совпадает с педагогикой социально-клубной работы. Социальная педагогика как антропология воспитания, т.е. диалога Образов Я, обретает конструктивное значение в качестве со-организованного социального творчества – создания клубного уклада новых образцов образования и культуры, норм деятельности и согласительного диалога, общения и переживания себя, методов управления и самоуправления, способов взаимодействия, сотрудничества и содружества в клубной организованности, сборка всех тех антропологических реальностей, которые обеспечивают условия лидерского самостановления личности.

Такая педагогика противостоит трансляционной педагогике урока, ориентированной на нормативно-информативное усвоение предзаданных образцов, когда образование редуцируется к обучению, а проблемы социализации и адаптации остаются «вневедомственными». Это различие принципиально для строительства отраслевых рамок социально-клубной работы.

Переход от образа Я к диалогу различно-уникальных Образцов и, далее, к результату обменов-диалогов, взятому как конструирование клуба, фиксирует один момент, связанный с адаптирующим, активно приспосабливающим, активно изменяющим среду клуба взаимодействием индивидуальностей детей и взрослых. Идеология клубности требует учёта другого воспитывающего воздействия: не только индивид воспитывает группу, но и группа воспитывает индивида, социализируя его как члена клуба. Категория «обмен» как раз и отражает взаимодействие двух субъектов, двух рядов представлений, реально существующих как клуб – как «клубящаяся» реальность Образов Я, персонализированных в индивидуальных телах, которая пересекается и коммуникациирует с реальностью коллектива, сознанием и самопредставлением (самоописанием и самопроектированием) группы как «клубности» и реальности уклада, чьё самостоятельное существование несомненно.

Образ клуба, его Уклад больше или значимей составляющих его частей: совокупный эффект общины (атмосфера, дух, нормы коллектива, дозволенные – недозволенные образцы общения) составляет всё то, что мы называем «воспитание средствами коллективных коммуникаций». Социализация и возможна как коммуно- и социотерапия индивида.

Не секрет, что подростки и педагог идут в клуб за теплом, участием и пониманием, коих они лишены в семье, школе, не говоря уже об улице. Диалог, обмен, коммуникация образцами и «Образами Я» других в условиях свободно созидаемой социальной организованности и общинно-коммуникативного пространства клубности – один из факторов позитивного закрепления у человека Я-концепции и собственного Образа. Поэтому воспитание не может не быть сценарно-событийным и организованным: воспитание и самовоспитание в подростковом клубе - это организация значимых для детско-взрослой коллективности событий как коллективных творческих дел, творящих сам клуб.

Проектирование и конструирование клуба (клубности) есть система воспитательных воздействий на личность средствами индивидуальных и коллективных коммуникаций, обменов ролями и позициями в группе с целью актуализации и проблематизации присущих им «Образов Я», смены форм восприятия и осознания жизни. Интегративный результат здесь один – новые формы социально-коммуникативной компетентности молодых и взрослых, являющиеся прототипами новой социальности, общего всем нам будущего.

«Хорошее в человеке приходится проектировать и педагог обязан это делать». «Воспитывать человека – значит воспитать у него перспективные пути». Эти две цитаты из наследия А.С.Макаренко характеризует не только становление Образа Я, но и клуба как социальной реальности. Макаренко учил, что коллектив развивается в три этапа – « диктаторски », когда воспитатель сам организовывает события, дисциплинарно распределяя исполнительские функции среди воспитуемых; когда воспитание « делится с активом » – роли и функции распределяются совместно с избранным ядром; третий этап – « самоуправление ». Завершающий этап для становления клубного коллектива самый важный, поскольку группа сама ответственно проектирует собственное будущее, сообразуясь с интересами (образами Я) друг друга. Терапия, исцеление (целое –цель-целение) личности и группы общим делом, коллективным проектированием и целеполаганием, которое осуществляют в клубе разновозрастные дети, причем с участием взрослых и на равных – это и есть самоуправление как обмен ответственностями. Идеологический принцип коммунотерапии опирается на наследие СШацкого, И.Иванова, К.Лоуренса и других педагогов, отстаивающих социальную педагогику партнерства, сотрудничества, диалога позициями Взрослых – педагогику ответственности и социального творчества.

Мы рассмотрели три принципа педагогической антропологии:

-Образ Я (образование и воспитание как сообразование себя с образцами, прототипами, идеалом и своими границами);

-диалог уникальных сознаний (обмен репертуарами и ролями как социальными позициями при сохранении собственной уникальности);

-проектирование и конструирование социальности клуба (субъективное оформление клубного социума в единстве воспитания и самовоспитания, социализации и адаптации).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь