Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава II. Методологические аспекты научного познания



АБДУКЦИЯ (от греч. приведение) – метод поиска объяснительных гипотез, дополняющий общелогические методы индукции и дедукции. Он был предложен основателем прагматизма Ч. Пирсом. Если индукция (метод проверки имеющихся гипотез и теорий: рассматривает теории, измеряя степень их согласия с фактом) не может создать какой-либо идеи, то это может сделать дедукция. Однако все идеи науки возникают посредством абдукции, суть которой заключается в исследовании фактов и построении теории, объясняющей их. Абдукция обращается к фактам, но не для того, чтобы их сравнивать и обобщать, а для того, чтобы на их основе сформулировать гипотезу. Если гипотетико-дедуктивный метод начинается с заранее заданной гипотезы, а затем из неё выводится следствия, которые подвергаются проверке на истинность, то абдукция начинается с анализа и точной оценки установленных фактов, после чего выбирается гипотеза для их объяснения. Пирс формулирует методологические требования к абдуктивным гипотезам: 1) они должны объяснять как эмпирически наблюдаемые факты, так и факты, которые непосредственно не наблюдаются и проверяются косвенным путём; 2) они должны подтверждаться не только наблюдаемыми фактами, но и вновь выявленными.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – это способ замещения чувственных данных о наблюдаемом объекте мыслимым конструктом, т.е. абстрактным объектом путём взаимосвязанных мыслительных процедур – отвлечением и объективизацией, в результате которых в содержание конструкта включается только часть эмпирических данных об объекте и это содержание наделяется самостоятельным бытием. выражается в отвлечении от второстепенных, несущественных в данном исследовании свойств объекта (например, при изучении движения планет ученый абстрагируется от сведений об их химическом составе и происхождении).

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения (аксиомы), или постулаты, из которых все остальные утверждения этой теории должны выводиться чисто логическим путём посредством доказательства. Построение науки на основе аксиоматического метода обычно называют дедуктивным. Этот метод начали использовать при построении геометрии в Древней Греции. Наиболее успешно он реализуется для организации математического знания, где огромный вес в познании принадлежит конструктивно-созидательной деятельности разума. В естествознании, социально-гуманитарных и инженерно-технических науках этот метод занимает подчинённое положение по сравнению с другими когнитивными методами.

АНАЛИЗ – общелогический метод познания, при котором происходит реальное ли мысленное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей могут выступать или вещественные элементы объекта, или его свойства, или признаки, или отношения. Метод анализа применялся с древнейших времён. В науке Нового времени аналитический метод был абсолютизирован, хотя в действительности он является только первым этапом познания, а его продолжение – синтез.

АНАЛОГИЯ – один из важнейших методов эвристического научного познания, основанный на подобии, сходстве каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства или различия осуществляется на основе сравнения. Степень вероятности получения правильного умозаключения по аналогии будет выше: 1) если известно больше общих свойств у сравниваемых объектов; 2) чем существеннее обнаруженные в них общие свойства; 3) чем глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. Но аналогию нельзя рассматривать как доказательство. Вывод по аналогии – это перенос информации с одного объекта на другой, где первый объект (который подвергается исследованию) именуется моделью, а второй (тот, на который переносится информация от исследования первого) называется оригиналом, прототипом, или образцом. Между моделью и оригиналом существует сходство и подобие, которые лежат в основе метода моделирования.

ГИПОТЕЗА – обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых знаний, это высказанное в вероятностной, предположительной форме объяснение изучаемых процессов. Её характеристики: принципиальная проверяемость и максимальная простота. Она проходит три этапа: 1) построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предложений для их объяснения), 2) проверка (дедуктивное выведение следствий из фактов), 3) доказательство (практическая проверка полученных выводов). Выдвинутая гипотеза должна согласовываться с ранее полученными знаниями, опираться на эмпирически установленные факты, объяснять их и предсказывать новые. Из гипотез выводятся следствия, которые проверяются экспериментально. Если гипотеза подтверждается, она обретает статус теории. В научной практике термин гипотеза употребляется в следующих смыслах: 1) в узком – как обозначение, предположение о закономерном порядке, существенных связях и отношениях объекта; 2) в широком смысле – как система предположений, одни из которых являются исходными посылками вероятностного характера (гипотеза в узком смысле), а другие представляют собой дедуктивное развёртывание этих посылок; 3) предположение о существовании отдельного события или явления. Во всех трактовках гипотеза представляет собой знание недостоверное, а вероятное. Положение получает статус научной гипотезы, если оно удовлетворяет ряду условий: 1) гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам, а её ценность определяется тем, насколько она может объяснить всю совокупность известных фактов и предсказать новые; 2) новая гипотеза не должна противоречить законам и теориям данной научной области; 3) она должна соответствовать общим принципам научного мировоззрения; 4) она должна быть доступна опытно-экспериментальной проверке; 5) она должна обладать возможностью её дедуктивного развёртывания; 6) удовлетворять критериям простоты.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. выведение) – метод познания, основанный на получении частных выводов из общих положений. Дедукция – это движение нашего мышления от общего к единичному, т.е. переход по правилам логики от посылок к их следствиям. Термин «дедукция» появился в средние века и введён Боэцием, но понятие индукции как доказательства какого-либо предложения посредством силлогизма было у Аристотеля. В Новое время развитие дедукции принадлежало Декарту, предложившего точный математизированный способ движения от самоочевидного и простого к сложному и производному, и обосновавшего четыре правила дедукции: 1) принимать за истинное всё то, что воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению (т.е. интуиция рассматривается как исходный элемент познания); 2) делить каждую сложную вещь на более простые составляющие не поддающиеся дальнейшему делению умом на составляющие части с целью открытия исходных элементов знания; 3) познание мыслью следует идти от простейших, элементарных и наиболее доступных для нас вещей к вещам более сложным и трудным для понимания; 4) энумерация, т.е. полное перечисление, обзор элементов, создание как можно более полной классификации, приближение к максимальной полноте рассмотрения. В настоящее время используется гипотетико-дедуктивный метод, т.е. выведение (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно, поэтому этот метод получает только вероятностное знание. Гипотетико-дедуктивный метод использовался ещё в античной диалектике Сократом, в Новое время – Галилеем и Ньютоном. Разновидностью этого метода является математическая гипотеза. Близок к гипотетико-дедуктивному методу аксиоматический метод.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД – один из основных методов, разрабатываемых в рамках философии, противоположный метафизическому. Диалектика как метод формируется в античное время. Основателем субъективной диалектики (искусства ведения дискуссии) является Сократ, а объективной диалектики – Гераклит, утверждавший, что всё течёт и изменяется. Большой вклад в развитие диалектики как метода внесли Гегель и К. Маркс. Диалектический метод опирается на следующие принципы: 1) объективность, представленная в следующих требованиях: а) исходит из практики; б) реализует активную роль субъекта познания; в) умение выразить логику вещей в логике понятий; г) умение выбрать адекватную систему методов; д) рассматривать объект в социокультурном контексте; е) подходить к процессам конструктивно-критическим; ж) действовать в соответствии с логикой данного предмета; 2) всесторонность, опирающаяся на признание всеобщей связи явлений действительности и основанная на требованиях: а) вычленении предмета исследования и проведение его границ; б) целостное и многоаспектное рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; г) развёртывание исследования вглубь и вширь; д) вычленение сущности, главной стороны субъекта и его субстанционального свойства; 3) конкретность, основанная на требованиях: а) создание идеальной модели явления в виде расчленённого целого; б) рассмотрение общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учёт места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие предмета; г) рассмотрение предмета в составе более широкого целого; 4) историзм, проявляющийся в следующих требованиях: а) исследование настоящего состояния предмета; б) реконструкция генезиса и основных этапов развития предмета; в) прогнозирование тенденций его дальнейшего развития; 5) противоречивость, основанная на следующих требованиях: а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления; б) анализ каждой из противоположных сторон; в) рассмотрение явления как единства противоположностей в целом; г) определение места отдельного противоречия в системе других противоречий; д) анализ этапов развития этого противоречия; е) исследование механизма исследования противоречия как процесса его развёртывания и обострения. Неверная реализация применения принципов противоречия приводит к объективизму и субъективизму, которые могут выражаться в эклектике (умозаключения, построенные на механическом соединении несоединимого), в софистике (умозаключение, построенное на преднамеренном нарушении правил логики путём абсолютизации отдельных сторон) или в заблуждениях.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное конструирование особого рода реальности – теоретического объекта, которое отличается своими свойствами от эмпирического объекта таким образом, чтобы изучаемое свойство было представлено в предельном виде (например, в физике идеализированными объектами являются: абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, несжимаемая жидкость и т.п.). Различают два основных способа идеализации: 1) через предельный переход, как продолжение и дополнении абстрагирования путём максимализации значений отдельных наблюдаемых свойств объекта; 2) путём независимой от абстрагирования, самостоятельной операции, когда идеальные объекты вводятся в виде самостоятельного конструкта.

ИДЕЯ – абстрактная догадка о сущности происходящих явлений, которая является исходным началом для систематизации знаний и построения теорий. Идею следует отличать от эмпирических понятий, которые отражают только явления в абстрактном виде, а логический механизм формирования идеи заключается в сравнении, абстрагировании и обобщении как моментов категориального синтеза. Категориальный синтез – это средство выведения из эмпирического знания идеи. Идея отражает сущность предмета и поэтому становится конкретно-теоретическим знанием тогда, когда превращается в теорию. Поскольку из идеи можно вывести теорию, она представляет собой теоретическое знание, которое ещё не стало теорией. Основное назначение идеи – свести всё многообразие эмпирических знаний к их теоретическому единству.

ИЗМЕРЕНИЕ – это метод, предполагающий использование специальных измерительных приборов, что по­зволяет повысить точность познания, для сравнения двух или более величин, в результате которой устанавливаются отношения между искомыми и эталонными величинами. Введение измерения превращает исследование в строгую науку. Оно дополняет качественные методы познания количественными. В основе измерения лежит сравнение объектов по каким-либо свойствам или сторонам и введения определённых единиц измерения. Единица измерения – это эталон (ему присваивается числовое значение), при помощи которого сравниваются объекты или явления. Единицы измерения подразделяются на основные (базисные) и производные (выводимые из других единиц). В настоящее время в естествознании действует международная система единиц (СИ), принятая в 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам. СИ построена на базе семи основных (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль) и двух дополнительных (радиан, стерадиан) единиц. Международная система единиц физических величин является наиболее совершенной и универсальной из всех существовавших до настоящего времени. Существует несколько видов измерения: 1) определяемые от времени – статические (остаются постоянными от времени) и динамические (изменяющиеся во времени), 2) по способу получения результатов: прямые (получаются путём непосредственного сравнения их с эталоном или выдаются измерительными приборами) и косвенные (искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной с другими, полученными путём прямых измерений). Технически возможности измерительных приборов отражают уровень развития науки, а решение научных проблем открывает новые пути совершенствованию самих измерений.

ИНДУКЦИЯ (от лат. наведение, побуждение)– метод познания, основанный на формально-логическом умозаключении, когда общий вывод делается на основе частных посылок. Индукция – это движение нашего мышления от единичного к общему. Научная индукция как метод многозначен: используется в эмпирических процедурах и в дедуктивных теоретических рассуждениях. На эмпирическом уровне индукция, как метод, исследовалась Аристотелем и называлась им «интуитивная индукция», т.е. это мыслительный процесс, когда из некоторого множества случаев выделяются общие свойства и отождествляются с каждым отдельным случаем. Интуитивной она называется потому, что сам процесс вывода не является логическим, а скорее похож на «схватывание» отношений и общих свойств предмета непосредственно. Нас просто озаряет понимание некой сути. Интеллектуальная индукция – предмет психологии творчества. Аристотель также рассматривает полную индукцию, т.е. установление общего вывода путём перечисления в форме единичных выводов всех случаев, которые подводимы под него. Такая процедура выведения общего предложения является дедуктивным выводом. Различают также неполную индукцию как эмпирическую процедуру (её и принято называть индукцией в собственном смысле слова). Эта процедура установления общего предложения на основе нескольких отдельных случаев (индукция через простое перечисление). В неизменном виде индукция через простое перечисление просуществовала со времён Аристотеля до XVII в., когда Ф. Бэкон сделал попытку усовершенствования этого метода. Индукция, предложенная Бэконом, и правила, которые он сформулировал в своих знаменитых таблицах «представления примеров разуму», свободно от субъективных ошибок и гарантирует получение истинного знания. Формулировка правил индукции Ф. Бэкона просуществовала более 200 лет, когда Дж.Ст. Миль предложил её дальнейшую разработку и некоторую формализацию.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – это научный метод, основанный на приписывании знакам и словам определённых значений, который был осознан при чётком различении формы и содержании научной теории. Это осознание произошло в начале XX в. по мере использования в науке метода формализации и теоретизации сначала в математике, а затем в естествознании. Различают эмпирическую и семантическую интерпретацию. Первая – это приписывание (идентификация, отождествление) терминам теории определённых эмпирических значений («планета Солнечной системы», «озоновая дыра» и др.). Вторая – означает приписывание терминам не обязательно эмпирических значений. Отличие научной теории от её интерпретации возникает потому, что одна и та же теория может иметь несколько эмпирических интерпретаций, относительно которых она получает опытное подтверждение, причём на опыте проверяется, подтверждаясь или опровергаясь, не сама по себе теория, а теория в связи с её эмпирической интерпретацией.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию, развитию и динамике изучаемых объектов. В основе метода лежит историзм – принцип научного познания являющийся методологическим выражением са­моразвития действительности, который включает в себя: 1) изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования; 2) реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; 3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некри­тической оценке настоящего; б) архаизации или мо­дернизации прошлого; в) смешению пре­дыстории предмета с самим предметом; г) подмене основных этапов его развития с второстепен­ными; д) предвидению будущего без анализа прошлого и настоящего.

ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД – это способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, основанный на изучении закономерностей и раскрытия объективных законов, на которых базируется данная сущность. Объективной основой логического метода является то обстоятельство, что сложные высокоорганизованные объекты на высших стадиях своего развития сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции. Логический метод является эффективным средством раскрытия закономерностей и тенденций исторического процесса. Логический метод в сочетании с историческим выступают как приёмы построения теоретических знаний. Ошибочно отождествлять логический метод с теоретическими построениями, также как отождествлять исторический с эмпирическими описаниями: на основе исторических фактов выдвигаются гипотезы, которые проверяются фактами и превращаются в теоретическое знание о закономерностях исторического процесса. Если применяется логический метод, эти закономерности выявляются в очищенном от случайностей виде, а применение исторического метода предполагает фиксацию этих случайностей, но не сводится к простому эмпирическому описанию событий в их исторической последовательности, а предполагает их особую реконструкцию и раскрытие их внутренней логики.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – процедура создания особой знаковой структуры, мате­матической модели, позволяющей изучать количественные характеристики и закономерности самых разнообразных объектов.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ – концепция философии науки П. Фейерабенда, согласно которому нет единого научного метода, а сама наука не является привилегированной формой познания мира. Научная рациональность сочетается с мистикой, шаманством, элементами восточных традиций, обыденным здравым смыслом, которые могут быть источниками новых идей. Согласно методологическому анархизму научный метод реализуется по двум принципам: 1) «пролиферация» (увеличение количества идей), требующая выдвижения бесконечного числа гипотез, объяснительных схем, альтернативных господствующим теориям; 2) «упорство» – последовательность в защите выдвинутых гипотез несмотря ни на что и вопреки любым аргументам. Основанием возникновения концепции методологического анархизма является действительная формализация научной методологии, поскольку наука ориентирована на новизну, а стандарты научной рациональности имеют конкретно-исторический характер и достаточно широко варьируются.

МЕТОД – совокупность определенных правил, при­емов, норм познания и действия, основная функция которого – организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Нельзя недо­оценивать или отвергать роль метода (методологичес­кий негативизм), так же как и абсолютизировать его (ме­тодологи-ческая эйфория). Многообразие видов че­ловеческой деятельности позволяет различать методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые разделяются на эмпирические и теоретические. Принято различать три основные группы методов: философские, обще­научные и частнонаучные (дисциплинарные и меж­дисциплинарные).

МЕТОДОЛОГИЯ (учение о методах) область знания, прежде всего философского, в котором изучаются средства, предпосылки и основные принципы организации познавательной и практической деятельности, общая теория метода, это сложная, динамическая, целостная, субординированная система методов, приёмов, принципов получения знания на разных уровнях. Существует два основных направления методологи­ческих исследований – философское и внутринаучное. Частные науки изучают, прежде всего, методы постижения объектов и их свойств. Философия исследует методологию в плане её применимости к конкретным наукам. Кроме того, праксиология исследует её как сферу практики. Сегод­ня задачей методологии является: конструирова­ние и преобразование схем деятельности, внедрённость их в повседневную жизнь.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (от греч. путь)– это совокупность применяемых в науке средств получения, обоснования и применения научного знания, специфичных для различных типов наук, т.е. это средства, при помощи которых осуществляется процесс познавательной деятельности, это совокупность определенных правил, при­емов, норм познания и действия, основная функция которого – организация и регуляция научной деятельности. В современной науке сложилась многоуровневая концепция методологического знания, согласно которой все методы научного познания по степени общности и широте применения делятся на основные группы: 1) философские методы (диалектический и метафизический, а также метафизический, интуитивный, феноменологический и др.) – это система принципов, операций и приёмов, носящих всеобщий универсальный характер при самом высоком абстрагировании, который задают самые общие регулятивы исследования и их генеральную стратегию; 2) общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, синергетический, наблюдение, дедукция и др.) – это промежуточная методологи между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук; 3) частно-научные методы (механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук) – это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, которые применяются в той или иной специальной науке; 4) дисциплинарные методы – это система приёмов, свойственных для той или иной научной дисциплины, входящей в отрасль науки или появившейся на стыке наук.

МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики)– 1) в широком смысле слова «метафизический» означает идеальную сторону предмета, его смысл; 2) в переносном смысле обозначает само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, т.е. указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений. 3) раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового (философия в этом смысле есть синоним теоретической метафизике); 4) иногда онтология считается синонимом метафизики (поскольку имеет один и тот же предмет – сущее); 5) в настоящее время термин также используется для обозначения предметов, находящихся за пределами физического мира, представляя собой учение о сверхчувственном («ноуменальном»), то есть лежащем за пределами физических явлений. 6) но главное определение метафизики – философское учение, отрицающее развитие в мире, обществе и человеке; Метафизический метод сформировался в античности в трудах Парменида и ориентирован на познание явлений вне развития, вне противоречий, как устойчивых и неизменных. Он нашёл своё применение в классической науке XVII-XVIII вв., но затем потерял своё ведущее значение и стал побочным в методологии науки.

МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это организация научной деятельности, которую выбирает исследователь для получения знания. В истории науки различают три основных модели научной деятельности: 1) Эмпиризм (индуктивная модель научно-познавательной деятельности) рассматривают источником, основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента), которая начинается с фиксации эмпирических (опытных) данных о конкретном предмете научного исследования, переходит к выдвижению на их основе эмпирических гипотез (обобщений), осуществляет их проверку и отбирает наиболее доказанные. Сторонниками такой модели научной деятельности были Ф. Бэкон, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.; 2) Теоретизм (дедуктивная модель научно-познавательной деятельности) считает источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Научная деятельность этого типа осуществляется как развертывание имплицитного содержания неких идей, принятых как постулаты (или аксиомы). На данных позициях стояли Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, и др. 3) Проблематизм как модель научного исследования, у истоков которой стоял Г. Галилей, наиболее четко сформулировал К. Поппер, признает равноправие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания, наука понимается как специфический способ решения познавательных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности, а научная проблема рассматривается как эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой эмпирической и/или теоретической информации. Таким образом, научная деятельность заключается в движении от менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – один из методов научного познания, включающийся в воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной его модели, на его «заменителе». В зависимости от характера моделей, используемых в научном исследовании, различают: 1) физическое моделирование, цель которого – воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу; по результатам исследования физических свойств моделей судят о явлениях, происходящих в естественных условиях; 2) идеальное (мысленное) моделирование – это различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделях; 3) символическое (знаковое) моделирование – основано на условно знаковом представлении каких-либо свойств оригинала (топологических, графических и др.); 4) математическое моделирование, как разновидность символического, основанное на возможностях средствами математики описывать объекты и явления самой различной природы; 5) вещественно-математическое моделирование, которое применяется как сочетание математического и физического моделирования; 6) численное моделирование на ЭВМ, основанное на ранее созданной математической модели изучаемого объекта и применяется в случаях больших объёмов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

МОДЕЛЬ (от лат. мера, образец, норма) – некая мысленно представляемая или материально выраженная система, которая замещает некоторую другую, находится с ней в отношении сходства. Благодаря этому сходству, изучение модели дает возможность получить новую информацию об исследуемом объекте. Таким образом, модель – это аналог изучаемого объекта, зачастую создаваемый искусственно на основе предшествующих знаний. В этом смысле модель выступает как овеществленная абстракция. За построением модели следует ее экспериментальное исследование и перенесение полученных данных на изучаемый объект, так называемая модельная экстраполяция. Модель могут быть как материальными, или вещественными, так и идеальными, или мысленными. Особое значение в современной науке имеет компьютерное моделирование.

НАБЛЮДЕНИЕ НАУЧНОЕ – исходный метод научного познания, связанный с преднамеренным, организованным, систематическим, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира с целью решения определенных научных задач. Оно основано на использовании органов чувств человека для получения информации о фактах исследуемого объекта в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается чётко поставленной целью, систематичностью, использованием различного рода приборов и средств для фиксации количественных измерений и оценок качества поступившей информации. Это метод эмпирического познания позволяет получить первичную информацию об объектах и обеспечивает объективность, воспроизводимость, точность и однозначность результатов исследования. По способу проведения наблюдения могут быть: 1) непосредственные (это отражение свойств и сторон предмета при помощи только органов чувств – визуальное наблюдение), 2) опосредованные (исследование объектов при помощи определённых технических средств), 3) косвенные (это наблюдение не самих исследуемых объектов, а результатов их взаимодействия на другие объекты). Наблюдения могут играть важную эвристическую роль в научном познании и требуют участия в теоретическом мышлении, при помощи которого оформляется в виде определённых научных терминов, графиков, таблиц, рисунков и др. Научное наблюдение обязательно сопровождается описанием.

ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – 1)Анализ – ре­альное или мысленное разделение объекта на составные части, синтез – их объединение в единое органи­ческое целое, результатом чего является совершенно новое образование; 2) Абстрагирование – процесс мысленно­го отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемо­го явления с одновременным выделением интересую­щих исследователя свойств (прежде всего существен­ных, общих); 3) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; 4) Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных (идеализирован­ных) объектов, принципиально неосуществимых в дей­ствительности («точка», «идеальный газ» и т.п.), которые представ­ляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них; 5) Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к об­щему (их обобщению в выводах) и дедукция – вос­хождение процесса познания от общего к единично­му; 6) Аналогия (соответствие) – установле­ние сходства в некоторых сторонах, свойствах и отно­шениях между нетождественными объектами. На ос­новании выявленного сходства делается умозаклю­чение по аналогии. При выводе по аналогии, знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («мо­дели»), переносится на другой, менее доступный для исследования объект; 7) Моделирование – метод исследова­ния определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительно­сти. Формы моделирования: предметное, (физическое) и знаковое (математическое, ком­пьютерное); 8) Системный подход – со­вокупность методологических требований, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 9) Вероят­ностно-статистичес-кие методы – основаны на учете дей­ствия множества случайных факторов, которые харак­теризуются устойчивой частотой. Это позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивает­ся» через совокупное действие множества случайнос­тей.

ОПИСАНИЕ – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в результате наблюдения, поэтому его можно рассматривать как завершающий этап наблюдения, когда чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем и др., приобретая удобную для рациональной обработки форму. Описание бывает качественное и количественное (на основе измерительных приборов). Описание результатов наблюдения является эмпирическим базисом науки, на основе которого создаются эмпирические обобщения, сравниваются изучаемые объекты, проводится их классификация. Описание должно отвечать следующим требованиям: а) быть максимально полным, б) точным, в) объективным, г) давать достоверную и адекватную картину объекта, д) использовать понятия, имеющие однозначный смысл. Все науки в своём развитии проходят «описательную стадию». Если меняются средства описания, то это ведёт к смене парадигмы.

ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ НАУКИ – модель понимания научной деятельности и механизмов научных революций в концепции Т. Куна, согласно которой в основе любой научной дисциплины лежит парадигма, принимаемая всеми учеными, работающими в рамках этой дисциплины. Например, парадигма физики определяет класс объектов, которые считаются физическими объектами; совокупность приборов и методов, адекватных задачам физического исследования; способы интерпретации фактического знания и т.д. Отсутствие единой парадигмы свидетельствует о ненаучности (или донаучности) данной области знания. Становление любой науки связано с формированием ее фундамента, образца (для физики эту роль выполняла механика Ньютона, для химии – работы Лавуазье и т.д.). Исследовательская работа в рамках парадигмально упорядоченной дисциплины заключается в открытии новых областей применения парадигмы, в выводе из нее всех возможных следствий, а также в поисках путей согласования с парадигмой «неудобных» фактов. В последнем случае научная деятельность понимается как защита парадигмы, «решение головоломок» – построение частных теорий, позволяющих интерпретировать фактический материал в соответствии с принятой парадигмой. Революции в науке связаны с появлением и распространением в дисциплинарном научном сообществе новой парадигмы. Разные парадигмы являются принципиально несовместимыми – отсутствует возможность «критического эксперимента», опровергающего ту или иную парадигму, коль скоро каждая из них дает свою интерпретацию факта. Выбор научного сообщества в пользу той или иной парадигмы основывается на внеэмпирических критериях. В этом смысле концепция парадигмальной структуры науки стала точкой разделения неопозитивизма и постпозитивизма.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь