Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава III. Динамика научного познания
ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об активной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности материального и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ – действие объективных законов развития науки как системы, важнейшими из которых являются: 1) чередование эволюционных этапов её развития с качественными скачками, революционными изменениями её содержания, структуры и социально-культурных функций; 2) усложнение структуры науки как в области познания, так и в институциональном отношении; 3) рост научной информации, материальных затрат на науку и количества учёных; 4) увеличение значения науки в системе культуры (как в сфере материальной деятельности, так и духовной; 5) относительная самостоятельность науки; 6) преемственность развития идей, принципов, теорий, методов и т.д.; 7) взаимодействие и взаимосвязь всех основных отраслей науки, что ведёт к возможности использовать приёмы и методы других наук при анализе явлений. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – результат действия множества законов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса. Она выражает связь между предметами и явлениями. Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений. Различают динамические (связь между предшествующими и последующими состояниями систему) и статические (прокладывающие себе дорогу через массу случайностей) закономерности. ИНТЕРНАЛИЗМ (от лат. внутри) – утверждение, рассматривающее основным фактором развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, сложившиеся на определённом этапе развития науки, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов. КАРТИНА МИРА – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Термин «картина мира» появился благодаря немецкому физику Г. Герцу, когда он описывал совокупность создаваемых исследователями об объектах внешнего мира. М. Планк уточнил его и дал следующее определение физической картины мира – это «образ мира», формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы. Картины мира последовательно сменяли одна другую, начиная с XVII в.: механическая, электромагнитная, релятивистская. Вслед за физической, начали говорить о химической, биологической и т.д. картине. Картина мира, которая складывается из всех существующих научных представлений о строении и развитии природы называется естественнонаучной картиной мира. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В соответствии с тем, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают религиозную, философскую и научную картины мира. Современная картина мира является научной, так как соответствующие представления о реальности сформировались в ходе экспериментальных и теоретических исследований, обоснованы и подтверждены. Основаниями картины мира являются современные философские принципы и подходы. В основе картины мира лежит принцип объяснения мироздания. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ – это процессы накопления и роста научных знаний. Выделяют три основных подхода к раскрытию механизмов раз-вития науки. Первый – кумулятивистский (от лат. cumulatio – увеличение, накопление), который возник на этапе формирования классической науки, утверждающий, что наука развивается путем простого приращения знания, увеличение его объема и каждое новое открытие, теория, гипотеза увеличивают объем знаний, расширяют возможности объяснения явлений, в определенной степени углубляют понимание природы (при этом ничего не отбрасывается), т.е. рост научного знания – это чисто количественные накопления. Второй – эволюционный – сформировался в конце XVIII-начале XIX века, благодаря эволюционным гипотезам И. Канта и П.С. Лапласа (объясняла происхождение солнечной системы из гигантских газовых туманностей), эволюционной теории Ч. Лайеля (о формировании Земли), Ж. Б. Ламарка (о развитии живых организмов), Ч. Дарвина (теория происхождения видов) и Ч. Спенсера, который придал эволюционным идеям универсальный характер и распространил их на развитие самой науки. В XX веке эволюционный взгляд на развитие науки в западной философии науки получил обоснование в виде двух ведущих вариантов. Первый был разработан К. Поппером, который развитие знания рассматривает не как простое накопление всех идей, гипотез, а выборочное, подвергнутое как бы естественному отбору, т.е. развитие науки предстает как процесс бесконечного выдвижения смелых гипотез, из большого числа которых выбираются те, которые обладают большей степенью доказательности, и отбрасываются те, которые противоречат опыту, в дальнейшем они тоже подвергаются проверке, сохраняясь или отбрасываясь. Второй вариант предложен Т. Куном, который считал, что эволюционные процессы в науке протекают не постепенно, а через научные революции, каждая из которых формирует свою систему знания (парадигму), не связанную с предыдущей, т.о. наука существует как процесс смены одной парадигмы другой. Третий – диалектический, согласно которому наука развивается и происходит рост научного знаний через разрешение противоречий, которые возникают в самом научном процессе (это противоречия между теорией и практикой, между отдельными теориями, между методами и подходами, между истиной и заблуждением и др.), при этом на каждом отдельном историческом этапе в процессе разрешения этих противоречий формируется своя система знаний, которая носит конкретно-исторический характер. Разрешение накопленных в науке противоречий может не выходить за рамки существующего знания, а может вызывать его коренную ломку. В этот момент наступает революция в одной или нескольких науках, система знания становится другой, но она внутренне связана с предшествующим знанием. В диалектической концепции научная революция не является простым отбрасыванием предшествующего знания, а диалектическим его отрицанием, т.е. с моментом преемственности, сохранения. Таким образом, в самой диалектической концепции находят обобщение и используются все ранее существующие взгляды на развитие науки (кумулятивистский, эволюционный), но диалектический взгляд на развитие науки не простая сумма предшествующих, а новое качественное видение самой науки как саморазвивающегося процесса в духовной деятельности людей. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ – это основные подходы, объясняющие возникновение и развитие науки своеобразными причинами. В истории науки выделяют две основных модели причин развития науки. Первая – экстерналистская (от лат. extemus – внешний) утверждает, что развитие науки связано с потребностями общества, обусловлено в первую очередь состоянием его экономики и техники, т.е. формирование и развитие науки объясняется внешними по отношению к ней факторами. Такая модель возникла в период становления классического естествознания, когда в науке увидели силу, способную освободить человека от его зависимости от природы. «Знание-сила, сила есть знание» – обобщенное выражение этой позиции. Экстерналисты считают, что именно запросы общества оказывают решающее влияние на развитие науки. Споры возникают только по поводу факторов, оказывающих определяющую роль в развитии науки: одни считают таким фактором потребности производства, техники и технологии (экономический детерминизм). Внешними могут быть политические, идеологические, эстетические факторы и др. Вторая – интерналистская (от лат. internus – внутренний), согласно которой главной движущей силой развития науки являются внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы, т.е. развитие науки рассматривается как самоорганизующийся процесс взаимодействия элементов самого научного знания (идей, теорий, фактов и пр.), которые не зависят от влияния внешних причин. В рамках этого подхода выделяются сторонники эмпирического и рационалистического направлений. Эмпирики считают, что наука развивается за счет поиска и обоснования новых фактов, а рационалисты утверждают, что двигателем науки являются новые идеи, гипотезы, теории. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – это интегративная система представлений о мире, которая вырабатывается внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных на том или ином этапе исторического развития науки, что влияет на формирование мировоззренческих смыслов обыденного мышления. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – это совокупность правил, норм, образцов научно-познавательной деятельности, обеспечивающих научную истинность результата познания. Основные требования научной рациональности: 1) ориентация на объективность, устранение из содержания знаний субъективного, эмоционального и ценностного моментов; 2) системность, придающая знанию выводной характер; 3) универсальность и независимость формулируемых наукой положений от конкретных обстоятельств; 4) доказательность любых выдвигаемых положений; 5) языковая определенность, четкость и однозначность терминологии; 6) методологическая определенность – использование только тех методов, приборов и других средств познания, которые считаются адекватными данной научной дисциплине; 7) организованный критицизм как стремление к проверке и установлению границ истинности любых выдвигаемых положений. Конкретизация этих требований зависит от особенностей научных дисциплин. В связи с этим принято различать: а) математический идеал научной рациональности с ориентацией на совершенство вывода из исходных постулатов; б) естественнонаучный идеал научной рациональности с акцентом на экспериментальной проверке выдвигаемых положений; в) социально-гуманитарный идеал научной рациональности, допускающий возможность соотнесения результатов познания с фундаментальными для данного общества ценностями. В историческом плане выделяют: 1) классический идеал научной рациональности – ориентирующий на строго однозначное описание свойств объекта безотносительно к используемым познавательным средствам, характерный для классической науки (XVII-XIX вв.); 2) неклассический идеал – опирающийся на вероятностное видение мира и требующий учета роли прибора в формировании изучаемых свойств объекта (XX в.); 3) постнеклассический (современный) – учитывающий роль ценностей и целей субъекта в организации его взаимодействия с изучаемым объектом (например, в процессе математического моделирования – компьютерного эксперимента). НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – перестройка оснований науки, коренное качественное преобразование системы научных знаний, которая осуществляется путём изменения философских оснований науки, её методологии идеалов и норм научной деятельности. Это процесс быстрого и существенного продвижения в познании природы, общества, вызванный появлением новых материальных или интеллектуальных средств исследования, формированием новых методов, новым пониманием предметов исследования, интенсификацией исследовательской работы. Научная революция – неотъемлемый фактор научно-технической революции и научно-технического прогресса. Классическим примером научной революции являются открытия в физике в конце XIX в. Специфическая черта научной революции – возрастание связи преобразований в науке с изменениями в обществе и системе производства. Согласно взглядам Т. Куна («Структура научных революций»), развитие науки происходит не путем плавного и постепенного наращивания новых знаний, а через периодическую коренную смену ведущих представлений (парадигм). Развитие науки – это постепенное количественное накопление новых знаний об окружающей действительности, которое приводит к переломным качественным этапам, проявляющиеся в виде кризисов и радикальных изменений прежнего видения мира. Если процесс простого приращения знаний был присущ для периода античной натурфилософии и преднауки средневековья и Возрождения, то в XVI в. характер развития науки резко изменяется. Происходят изменения в её структуре, принципах познания, категориальном аппарате, но главное – в методах и формах её организации. Эти изменения являются показателем научной революции. Периоды нормального развития науки отражают ситуацию, когда все научные дисциплины развиваются на основе принятой системы требований и предписаний. В этот период времени формируется общность установок и видимая согласованность действий, учёные заняты, по выражению Т. Куна «наведением порядка», в своих научных сферах. Однако постепенно накапливаются новые факты и данные, возникают кризисные состояния, что разрушает привычную научную практику и взрывает старую научную парадигму, сформировывая новую систему предписаний и требований. Научная революция изменяет существующую картину мира, открывает новые закономерности, изменяет историческую перспективу научного анализа, заменяет стиль мышления, влияет на структуру научных работ и учебную литературу. Научная революция начинается с осознания научным сообществом того, что существующая парадигма не в состоянии осветить новые исследования природной действительности. Но научная революция – это не одномоментный акт, а длительный процесс переоценки радикальной перестройки всех фундаментальных оснований науки. По своей масштабности различают следующие научные революции: 1) глобальная, которая полностью изменяет взгляд на мир; 2) революция в отдельных фундаментальных науках, которые преобразуют их основы; 3) микрореволюции, которые связаны с появлением новых теорий в отдельных научных сферах. Огромное значение в истории науки имели: революция XVII в., определившая развитие науки на два века, когда все достижения вписывались в классическую (галилеево-ньютоновскую) картину мира, и революция XX в. – основанная на теории относительности и квантовой механики, кардинально пересмотревшая представления о движении, пространстве и времени, которая, проникнув в промышленность, технику и технологию, превратилась в научно-техническую революцию. ОБЪЯСНЕНИЕ НАУЧНОЕ – это логическая процедура, основанная на подведении высказываний о каком-либо объекте, его свойствах или отношениях под определённый научный закон. В зависимости от типа законов, которые лежат в основе объяснений различают следующие виды объяснений: номологические, статистические, причинные, целевые, функциональные, системные. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ. Наука в собственном смысл слова появилась в конце XVI – начале XVII века и за триста лет своего существования прошла три этапа в своём развитии: классический, неклассический и постнеклассический. Классическая наука возникла в условиях Нового времени, когда в Европе прогремели первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия) и началась эпоха бурного промышленного развития. Лозунг эпохи сформулировал Ф. Бэкон: «Знание – сила», когда наука стала превращаться в самую значимую сферу жизни общества. Классическая наука опиралась на механистический и метафизический материализм, суть которых сводится к следующим положениям: 1) объективный мир существует вне и независимо от познающего субъекта, 2) объекты познания воздействуют на субъект и отражаются в его сознании в виде идеальных образов, 3) эти образы адекватно объекту познанию, поэтому возможно получение объективного знания и постижение истины, 4) в результатах познавательной деятельности не должны присутствовать субъективные моменты, 5) полученные знания являются абсолютной истиной, дающей полное знание о природе и обществе. Зарождение классической науки связано с именем Галилея (деист), основано на механистических принципах и утверждении универсальности причинно-следственных связей (детерминизм). Особенностью классической науки является математизация знания, использование приборов и экспериментальных установок. В конце XX века формируется неклассическая наука, чему способствовали открытия в области физики (электрон, рентгеновские лучи, радиоактивность, закон сохранения энергии, исследование электромагнитного поля и др.). На изучаемые объекты неклассические науки стала смотреть как на сложное системное образование, свойства которых не сводились к сумме свойств систем, каждая система предполагала наличие своей структуры и системы возможных подсистем. В неклассической науке меняется представление о детерминизме. На смену лапласовскому детерминизму (причина порождает определённое следствие) приходит понимание случайности и хаоса, а отношение частиц в микромире носит вероятностный характер. Особенностью неклассической науки является и отношение к объекту, который можно познать только при помощи макроприборов, на основании чего формулируется принцип дополнительности. Так в неклассической науке меняется представление об объективности познавательного процесса: объект рассматривается в связи с техническими средствами и в зависимости от познавательной деятельности субъекта, т.е. изменяется роль и значение субъекта познания. Характерной чертой неклассической науки является переход научной деятельности от творчества отдельных учёных в новый статус социального института. Наука приобретает утилитарный характер. Теряется уверенность в возможности достижения абсолютной истины. Происходит процесс дифференциации и интеграции науки. Часто происходит смена парадигм, что порождает сомнения в возможностях рационального познания мира, в силе человеческого разума. Всё чаще истина трактуется как субъективная и относительная. В 70-е гг. XX века зарождается постнеклассическая наука, которая ориентируется на процессы глобального эволюционизма и на саморазвивающиеся сверх сложные системы. Зарождаются глобальные проблемы человечества. Последствия экстенсивного развития экономики сказываются на состоянии природной среды, изменении её климатических и геофизических параметров. Отсюда основная тенденция постнеклассической науки связана с экологизацией. Потребительская идеология современного общества обнаруживает тенденцию на гуманизацию постнеклассической науки, что предполагает гуманитарную экспертизу научных исследований (опасность для здоровья). Признаком развития постнеклассической науки становится высокая степень нравственной ответственности учёных за свои открытия. Особенностью современного этапа развития науки становится её комерционализация, которая носит утилитарный характер (исследования, не сулящие непосредственные выгоды, не финансируются), поэтому фундаментальные исследования – отстают от развития науки. ПАРАДИГМА (от греч. пример, образец)– совокупность теоретических представлений и методологических нормативов, определяющих деятельность в рамках конкретной предметной области; строгая научная теория, которая признаётся всеми учеными, дающая научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. Термин введен Т. Куном в 1962 г. для фиксации метатеоретических оснований научной деятельности и изучения механизмов научных революций, как образец решения исследовательских задач. В рамках одной парадигмы могут существовать несколько теорий. Наука развивается путём смены парадигм. Период смены парадигм определяется как научная революция, наступление которой вызвано не столько тем, что совершено действительно новое открытие, сколько ценностными и психологическими факторами. Поэтому развитие наук, происходящее путём смены парадигм, не может рассматриваться как развитие, обусловленное только стремлением к полноте научного знания. Наоборот, наука как рациональный вид человеческой деятельности развивается иррационально. В настоящее время этот термин приобрёл общекультурный статус и используется в самых разных областях социальной, политической и духовной жизни (см. парадигмальная структура науки). ПРЕДЕЛЫ РОСТА – название работы, выполненной под руководством Д.Х. Медоуза по заказу Римского клуба. Первым возможную гибель человечества предсказал 200 лет назад Ж.-Б. Ламарк (1744-1829): «Человеку суждено истребить себя после того, как он сделает Землю непригодной для обитания». Это угрожает человечеству по двум причинам. Первая (очевидная) – исчерпание земных ресурсов. Вторая -возможное нарушение естественных циклов обмена веществ в биосфере в результате антропогенного воздействия, которое приведет к бифуркации – такому катастрофическому необратимому изменению, что новые условия окажутся невозможными для жизни крупных животных, в том числе человека. Считается, что обе причины могут привести к катастрофе в XXI столетии. По оценкам выдающихся ученых Н.В. Тимофеева-Ресовскго, Н.Н. Моисеева и других, для предотвращения экологической катастрофы необходимо в десять раз сократить численность населения Земли и резко снизить западные стандарты потребления. Как предотвратить катастрофу, никому не известно. ООН - скорее трибуна для разговоров, чем орган для решения проблем, а международные экологические конгрессы ни к каким конкретным действиям не приводят (см. Римский клуб). ПРЕДНАУКА – подготовительный этап на пути становления науки, рассматривающий возникновение собственно научного знания к XVII веку. Согласно такой позиции на пути формирования науки выделяют два этапа: подготовительный и собственно научный. Преднаучный этап способствовал формированию научного мышления в Древней Греции, где человек открыл возможность создавать мысленно-идеальные образы, что связано с формированием рациональности. В античном мире преднаука возникла как особая форма духовной культуры. Появилась группа людей, специализировавшихся на получении нового знания. Но в целом знание носило умозрительный характер, не было связано с экспериментом и только эпизодически имело выход на практику. В качестве преднауки выступала натурфилософия, представляющая собой сплав античного естествознания, математики, астрономии и других наук. Античная перднаука внесла серьёзный методологический вклад в дальнейшее развитие теоретических знаний: открытие Сократом метода индукции, Аристотелем метода дедукции и формальной логики, применение аксиоматического метода изложения научных теорий Эвклидом. В средние века в схоластики оттачивались логические приёмы мышления, значительные достижения были сделаны в области техники (создание механизмов водяных и ветряных мельниц, механических часов, компаса, бумаги, компаса, очков, пороха, бумаги). Таким образом, этап преднауки способствовал становлению науки в собственном смысле слова, формируя научный стиль мышления. ПРИРОДНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ РАВНОВЕСИЕ – соотносительное с естественно-природным равновесием состояние, характеризующее взаимодействие общества и природы как обмен веществ в процессе материального производства. В этом процессе происходит переработка ресурсов природы, каждый из которых является по тем или иным показателям исчерпаемым и, следовательно, ограничивающим материально-техническое развитие общества. На основе научно-технического прогресса осуществляется переход к использованию все новых и новых элементов природной среды в качестве ресурсов жизни, и общество постоянно меняет технологический способ жизни, т.е. поддерживается устойчивое динамическое природно-производственное равновесие. ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI в. – это современные задачи науки и способы их решения в исследовательской деятельности, что обеспечивает будущее общественное развитие. Эти проблемы можно рассматривать в следующих аспектах: 1) Перспективы развития науки как социального института, что связано с кризисным состоянием научных знаний, связанных с неспособностью современной науки преодолеть глобальные кризисы человечества и способствовать его выживанию. Выражаясь языком синергетики, наука сегодня находится в состоянии опасной бифуркационной ситуации. Решение этой проблемы требует перехода к новому научному и политическому мышлению, и выхода за рамки национальных потребностей, формирования научного мирового сообщества, создания единых научно-исследовательских программ. Наука должна сегодня удовлетворять потребности не отдельной страны, а всего человечества. 2) Изменение лидирующего статуса отдельных наук в системе целостного научного знания. Если в XX в. лидировала физика, затем её место заняла биология, то сегодня их место должны занять гуманитарные науки, чтобы преодолеть одностороннее технократическое мышление в решении многих современных вопросах. Современная цивилизация нуждается в гуманистическом преображении: в переходе от абстрактного гуманизма к созданию условий для реализации физических и духовных возможностей человека, поэтому особую роль приобретает этический аспект науки, а также социальная и экологическая экспертиза науки. 3) Переход к коэволюции природы и общества, что связано с переосмыслением значения биосферы как сложной, неустойчивой развивающейся системы, являющейся основой для развития человеческого общества. Поэтому его эволюция может происходить только при сохранении генетического рода homo sapiens. Решение этой проблемы основано на взаимосвязанных процессах развития социальных структур, общественного сознания, науки, техники, материальной и духовной культуры. Важнейшие проблемы современной науки связаны с биотехнологиями (клонирование, пересадка органов, борьба со смертельными для человечества микроорганизмами), энергетикой (запасы топлива и поиски альтернативных его видов, опасности ядерной и термоядерная энергетики, использование энергии Солнца, ветра и др. природных источников), поисками новых ресурсов удовлетворения продовольственных потребностей людей, решение национальных, демографических, религиозных и др. социальных вопросов. ПРОГРЕСС (от лат. движение вперёд) – определенная направленность развития в сторону более совершенного бытия. Прогресс – тип (форма), направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Применительно к неживой природе понятие прогресса не имеет смысла. В живой природе большее или меньшее совершенство означает всего лишь большую или меньшую приспособленность живого к окружающей среде, степень его устойчивости, способности к сохранению. В собственном смысле слова понятие прогресса применимо только к области общественного развития, оставаясь, тем не менее, относительным. РАЗВИТИЕ – категория диалектики, выражающая процесс движения, изменения материальных и духовных систем. Наиболее характерные черты развития: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Подлинное развитие всегда есть самодвижение, саморазвитие. РЕГРЕСС (от лат. движение в обратную сторону) – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему. Это категория для обозначения направленности развития, противоположной прогрессу. Регресс – «развитие вспять», переход от высших, более сложных состояний предмета к низшим, примитивным. В ценностном (аксиологическом) отношении регресс. понимается как «движение к худшему». Критерии различения регресса и прогресса зависят от общего содержания философских концепций. Диалектика трактует регресс как одну из сторон процесса развития, дополнительную к его общей тенденции – прогрессу. РИМСКИЙ КЛУБ – неправительственная организация. Выдающийся итальянский менеджер Аурелио Печчеи осознал, что бездумная погоня людей за прибылью и предметами потребления в недалеком будущем приведет человечество к гибели в результате конфликта между безудержным ростом потребления и ограниченными возможностями Земли. Он нашёл в разных странах несколько десятков единомышленников и в 1968 г. организовал неправительственную организацию, получившую название Римского клуба, который заказывал исследования глобального взаимодействия человечества со средой обитания. Наиболее известна работа, выполненная под руководством Д.Х. Медоуза. Согласно этому исследованию крах человеческой цивилизации наступит во второй половине XXI в. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ – основные пути и направленность существования и функционирования науки XXI в.: 1) Ускорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации (её объём удваивается каждые пять-десять лет) и увеличение роста научной продукции, что затрудняет обмен научными идеями (большую часть времени учёные тратят на поиск информации, нежели на творческое решение проблем, поэтому быстрее решить проблему, чем найти информацию о том, как это делают другие учёные, поэтому учащаются случаи дубляжа научных открытий и технических изобретений). Отсюда возрастает необходимость создания масштабных справочных трудов, энциклопедий, словарей, а также разработки «метанаук» для разработки различных знаний, формализованных языков для обработки опытных данных. 2) Дифференциация и интеграция научного знания, когда на рубеже XVI-XVII в. из философии начали выделяться новые научные дисциплины (дифференциация научных знаний) и превращаться в самостоятельные науки и внутринаучные «разветвления». В свою очередь, философия также начинает члениться на ряд философских дисциплин: онтологию, гносеологию, этику и т.д. Следствием дифференциации наук становятся «пограничные» и «стыковые» науки. Одновременно с дифференциацией происходит процесс интеграции, т.е. синтез наук и научных дисциплин, объединение их методов, стирание грани между ними и формирование таких междисциплинарных направлений, как кибернетика, синергетика, на основе которых формируются интегрированные картины мира, объединяющие естественнонаучные, философские и общенаучные знания. Возникают научные дисциплины, находящиеся на стыках трёх и более наук (биогеохимия). Таким образом, развитие современной науки характеризуется диалектическим взаимодействием противоположных процессов – дифференциации и интеграции. 3) Математизация и компьютеризация научных знаний, что является основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена в научном сообществе. О роли математики в развитии науки говорили Эвклид, Демокрит, Пифагор. Особое значение ей придавал Галилей, утверждавший, что «книга Вселенной написана на языке математики», но прочитать её сможет только тот, кто знаком с этим языком. Философская основа математизации – возрастание степени абстрактности научного знания и необходимости их количественного анализа, что говорит об уровне зрелости науки. Этот процесс в каждой частной науке начинается на зрелом этапе её развития. Применение математических методов расширяет возможности концентрации научной информации, увеличивает её ёмкость и расширяет поле формализации, но одновременно отрывает её от наглядности и практической проверки полученных результатов. 4) Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки. Если метод – это совокупность правил и приёмов получения новых знаний, а методология – это учение о методах получения знания и принципов создания новых методов, то метатеория – это выход на новый уровень логических возможностей, когнитивно-ценностных установок, который возможен только на рефлексивном уровне развития самой науки, поэтому её основными методами являются рефлексия, конструирование и трансцендентальный анализ. 5) Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается в «мать производства». Наука стала предопределять практику и многие производственные процессы рождаются в научных лабораториях. Наука становится предпосылкой технической революции. ТЕОРИЯ «БОЛЬШОГО ВЗРЫВА» – одна из теорий развития Вселенной. Современная наука относит время начала развития Вселенной к отметке 2 • 1010 лет назад, когда произошел так называемый «Большой взрыв». Далее началась эволюция галактик и звезд, в результате чего Вселенная предстает как расширяющаяся и пульсирующая. Две фундаментальные идеи науки XX в. – антропный принцип и синергетика, проясняют теорию «Большого взрыва». Суть антропного принципа состоит в том, что любая сложная система, в том числе и человек возможны потому, что в эпоху «Большого взрыва» элементарные процессы и фундаментальные физические константы имели, очень узкий диапазон. Предмет синергетики – механизмы самоорганизации, самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения упорядоченных структур. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ – понятие, выражающее различное понимание научным познанием принципа тождества мышления и бытия. Выделяют классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности. Классическому типу рациональности присущи: 1) прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью; 2) монотеоретизм – в основе лежит единая теория; 3) объективизм – устранение из теории всё, что связано с субъектом познания. Классический тип абсолютизирует тождество мышления и бытия, способность разума строить на основе его собственных исходных посылок единственную, безусловно правильную, идеальную модель действительности, что обеспечивает постижение истины. Неклассическому типу рациональности (начало XX в.) свойственны: 1) методологизм – содержание знания зависит от метода и средств познания; 2) политеоретизм – допущение сосуществования нескольких теорий, описывающих реальность; 3) неустранимость субъекта из процесса познания. Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тождество мышления и бытия. Постнеклассический тип научной рациональности признает: 1) принципиально неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных; 2) несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром. Абсолютизация мышления и бытия расценивается здесь как дискриминация иррациональных и внерациональных форм познавательной деятельности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы