Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Законы организации: общая характеристика
Законы природы, общества и человеческого мышления всегда интересовали человека, который с древнейших времен осознавал, что его жизнь не является цепью случайностей, не связанных между собой событий. Однако ему понадобились тысячелетия, прежде чем эти законы оформились в стройную систему, фундаментом которой выступает диалектика – учение о наиболее общих закономерностях становления, развития и научного познания объективной реальности. 1.Какова роль законов диалектики в развитии теории организации и теории организаций? Приступая к исследованию диалектики как системы, важно понять, что сегодня прежнее истолкование этого учения только в гегелевском (идеалистическом) или сугубо в марксистском (материалистическом) духе является малопродуктивным. Разумеется, мировоззренческой платформой конкретного человека нельзя пренебрегать. От того, какими онтологическими основаниями руководствуется субъект (скажем, является ли он ортодоксальным верующим, «воинствующим» атеистом или скептиком), зависит его поведение в обществе. И все же подлинная диалектика поднимается над мировоззренческими установками. Она является универсальной в том смысле, что «примиряет» материалистов и идеалистов, показывая неразрывную связь между «вещами» и «идеями», условиями жизнедеятельности человека и сознанием. Основными принципами диалектики выступают: принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип детерминизма, принцип целостности, принцип системности, принцип историзма. Принцип всеобщей связи отражает единство окружающего нас материального мира, трех уровней организации материи – неорганического, биологического и социального. Воплощая данный принцип, современный руководитель обязан принимать во внимание многообразие отношений – вертикальных и горизонтальных, внутренних и внешних, основных и вспомогательных, видимых и скрытых (латентных) связей. Принцип развития напоминает руководителю любого ранга о том, что «все течет, все изменяется». Как утверждал древнегреческий философ Гераклит, «на входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды»[7]. Человек, облеченный властью и управляющий другими людьми, не может в один прекрасный день сказать себе: «Ну все! К чему стремился, того достиг. Теперь пусть работают другие! » Самосо-вершенствование – непрерывная и неустанная деятельность. Любая остановка на этом пути и вера в собственную исключительность чреваты последующей деградацией. (Ведь развитие – это не только прогресс, но и регресс.) И то, что на современном государственно-политическом небосводе России становится все больше чиновников, которые «не дружат» с русским языком, косноязычных дикторов и ведущих теле- и радиопрограмм (в многочисленных сводках новостей и интервью то и дело звучат слова, произносимые с ошибками, – «инциндент», «прецендент», «перетрубация», «переспектива»), – все это отражает реальное состояние отечественной культуры [8]. Правильнее сказать, что эти явления сигнализируют о начале ее интенсивного «заката». Принцип детерминизма (каузальности) предполагает выявление и анализ причин, вызывающих определенные природные и социальные процессы, события, факты. Важной составляющей теоретической и практической деятельности менеджера является учет совокупности внешних условий, способствующих или препятствующих возникновению и развитию конкретной ситуации, в которой он может и должен принять единственно верное решение. При этом очень часто от правильности такого решения зависит благополучие десятков, сотен или даже тысяч человек. Принцип целостности ориентирует руководителя на синтетическое пости-жение объекта управления, в единстве его структурного, функционального, генетического аспектов. Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением (Вселенная, флора и фауна, личность, общество). Реализация данного принципа – залог преодоления фрагментарности прежних научных парадигм: элементаризма (разложение сложного на простые составляющие), механицизма (представление целого как суммы его частей), редукционизма (сведение сложной, высокоорганизованной материи к простому). Принцип системности требует рассматривать нечто целое лишь в сопоставлении с окружающей микро- и макросредой. В зависимости от характера отношений с внешней средой различают следующие типы взаимодействий: реактивное (преимущественное влияние среды), адаптивное (определяемое как средой, так и функцией саморегуляции системы), активное (существенна роль системы, которая преобразует среду). В современных условиях наиболее перспективными являются самоорганизующиеся системы, или системы с обратной связью. Именно они благодаря гибким управленческим механизмам вселяют надежду на преодоление глобальных проблем. Методология, положенная в основу данных систем, представляет собой сплав методов исследования, проектирования, создания и применения сложных технических, биологических и социальных объектов. Принцип историзма предполагает рассмотрение любых социальных явлений, процессов, общностей, групп и личностей в ретроспективе, с применением методов диахронии и синхронии[9], восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического. В каждом случае важно понять, как «известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии... проходило, и с точки зрения... его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»[10]. Мыслить исторически – значит обнаруживать и прослеживать закономерные изменения (смену фаз, состояний, усложнение организации) у развивающегося объекта. Памятуя о российской традиции впадать в крайности (либо приукрашивая, либо черня собственную историю, обрушиваться с уничтожающей критикой на государственных чиновников после того, как те покинули свои высокие посты), хотелось бы напомнить одну интересную и весьма продуктивную мысль. Исследователь должен, прежде всего, анализировать то, что исторические деятели «дали нового сравнительно со своими предшественниками», а не то, «чего они не дали сравнительно с современными требованиями»[11]. Наиболее общими, или всеобщими, законами диалектики являются: · закон единства и борьбы противоположностей; · закон перехода количественных изменений в качественные; · закон отрицания отрицания. Законы диалектики универсальны. Они носят всеобщий характер, распространяясь на природу, общество и человеческое мышление. Взятые вместе, они позволяют устанавливать источники и движущие силы развития, выявлять его механизм и направленность. Закон единства и борьбы противоположностей (ЗЕБП)дает ответ на ключевой вопрос: «Почему происходит развитие природы, общества и мышления? » Формула «единство-и-борьба противоположностей» указывает на существование в целостном предмете (процессе, явлении) таких свойств, сторон, тенденций, которые одновременно предполагают и исключают друг друга. Верх – низ, горячее – холодное, правое – левое, мужское – женское, темное – светлое, добро – зло, официальное – дружеское, единоначалие – творческая инициатива, авторитарность – демократизм, богатые – бедные, умные – глупые, лидеры – аутсайдеры, наступление – оборона, открытость – конфиденциальность, истина – ложь... «Борьбу» противоположностей нельзя понимать буквально. Если в обществе противоборство социальных классов или групп, идей, теорий вполне реально, не говоря уже о достижении государственных целей с помощью вооружений и военной техники, то в естествознании и технических науках оно имеет метафорический смысл. Математические и логические операции (сложения и вычитания, умножения и деления, возведения в степень и извлечения корня, дифференциальное и интегральное исчисления, анализ и синтез, индукция и дедукция), физические и химические явления и процессы (силы тяжести и упругости, ассимиляция и диссимиляция веществ) являются дополнительными, а не «борющимися». Умение анализировать социальные процессы и явления, замечая в них существенные изменения (тождество противоположностей – конфликт, начало противостояния – кульминация, крайнее обострение противоречия – разрешение конфликта, обретение равновесия системы и т.д.), – важная черта методологической культуры руководителя. От его способности «примирять» противоположные интересы людей, находить компромисс между целями и средствами, эмоционально-чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, материальным и духовным, объективным и субъективным в решающей степени зависит эффективность управления и совместной деятельности персонала организации. Закон перехода количественных и качественных изменений (ЗКК) помогает понять механизм развития и получить ответ на вопрос: «Как именно осуществляются преобразования в природе, обществе и мышлении? » Объективное (не зависящее от сознания человека) и субъективное можно охарактеризовать двояко: количественно и качественно. Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Размеры, скорость движения, масса, температура, – по этим и другим свойствам можно сравнивать однородные и разнородные «вещи». Качество – такая определенность предмета, явления или процесса, которая характеризует его как таковой, в совокупности присущих ему свойств, сторон, признаков, сближающих его с одними (однотипными) предметами и отличающих от других. Рассмотрение предметов с количественной точки зрения нивелирует их качественные отличия. Пища, одежда, обувь, компьютеры, самолеты и люди могут уравниваться при транспортировке, когда все они выступают как «вес», измеряемый в тоннах или килограммах. И наоборот, имея в распоряжении одну и ту же сумму денег, несколько человек поведут себя по-разному: один, испытывая голод, отправится в кафе, чтобы пообедать, другой, будучи сытым, захочет каких-либо развлечений, третий пожертвует на благотворительные цели. Количество и качество взаимосвязаны. Накопление определенных количественных изменений с неизбежностью приводит к трансформации и качественных характеристик. Благодаря усвоению необходимой «суммы» знаний, определяемой государственными образовательными стандартами и учебными программами вузов, студенты, курсанты, слушатели преодолевают «границу» в виде выпускных экзаменов, подтверждая достигнутый уровень, и переходят в новое качество, получая диплом о высшем образовании и присвоенной квалификации. Наличие документа, удостоверяющего то, что его владелец является носителем определенных качеств, не гарантирует их «подлинность». Более того, практическая деятельность и самосовершенствование личности – неотъемлемая составляющая любой деятельности, в том числе воинской. В то же время излишняя подозрительность и даже откровенная предвзятость к молодым специалистам, характерная для некоторых «мэтров», убежденных в том, что в академиях, университетах и институтах ничему путному, нужному на практике не учат, – сегодня особенно вредна. Многое зависит от преподавателей, учебно-научной материальной базы, мотивации и волевых качеств самих обучающихся. Противопоставление количественных и качественных характеристик социальных процессов и явлений, а также широкого спектра товаров и услуг, откровенная метафизичность мышления (сквозящая, например, в афоризмах типа «Лучше быть бедным, но здоровым, чем богатым и больным», «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе», «Прав тот, у кого больше прав», а также в патриотических лозунгах «Поддержим отечественного производителя! » или «Покупайте российские продукты, ибо они гораздо лучше импортных! ») – все это новейшая Россия. Однако, рассуждая диалектично, мы быстро придем к выводу о том, что безудержное повышение пошлин на импортные автомобили не приводит к адекватному повышению качества отечественных «стальных коней». То же самое справедливо и в отношении авиационного транспорта. По мировым стандартам серийные образцы автомобильного, авиационного, речного и морского транспорта – день вчерашний или даже позавчерашний. Мысль древнегреческого философа Протагора («Человек есть мера всех вещей»), к сожалению, не утрачивает для России своей актуальности. С помощью ЗКК можно проиллюстрировать и обратное влияние: качественных параметров на количественные. В течение 90-х гг. в стране проводятся масштабные реформы, в результате которых около 60% насе-ления страны оказались в тяжелейшем положении, по уровню доходов они относятся к беднейшим или малообеспеченным. Резкое ухудшение качества питания, здравоохранения, социальной защищенности граждан, финансово-экономическая нестабильность, отражающаяся на психике человека, – эти и другие негативные явления вызвали гиперсмертность населения: на каждые 7–8 новорожденных в России ежегодно умирает 15 человек, от 70 до 95% детей в регионах имеют серьезные врожденные патологии или приобретенные заболевания, ежегодная убыль населения составляет 700–800 тыс. человек [12]. Таковы, в общих чертах, «цена» (количественное выражение) и «качество» – (результативность курса на построение в России правового и высокоразвитого с экономической и культурной точек зрения государства). Это признают и высшие руководители страны: в очередном послании Федеральному собранию РФ президент В.В. Путин отметил, что Россия в 2004 г. «достигла» уровня 1989 г. Специфика действия закона отрицания отрицания (ЗОО) проявляется в процессе постижения смысла диалектического отрицания. В отличие от метафизического метода, где отрицание понимается как антипод чего-либо, отвержение старого, исчерпавшего себя, и замена его новым, более действенным, ценным, перспективным, диалектика трактует его принципиально иначе. Диалектическое отрицание – не есть уничтожение «до основанья, а затем...» (как было в истории государства Российского не раз; вспомним, например, уничтожение храма Христа Спасителя в Москве в 1931 г.; «грешили» варварством и более респектабельные государства, скажем, предание огню памятников мировой и немецкой культуры нацистами в те же 30-е гг.). Оно трехаспектно. В предметах, процессах, явлениях нужно различать деструктивный, кумуляционный и конструктивный элементы. Деструкция – разрушение и отбрасывание, «утилизация» старого, расчистка местности, чтобы обеспечить развитие нового, конструктивного, но при опоре на частично сохраняющееся старое, на основе принципа преемственности. Проиллюстрируем механизм «двойного отрицания» следующим примером. Построенное несколько столетий назад архитектурное сооружение (церковь, мечеть, синагога) подверглось существенным разрушениям под воздействием климатических условий, завоевательных походов или невнимания со стороны атеистически ориентированного социума. Это – первое отрицание, в результате которого объект пришел в негодность. Но человек, обладающий разумом, на определенном историческом этапе начинает вновь осознавать ценность памятников культуры. Он приступает к реставрации разрушенного, желая придать храмовому комплексу прежний вид. Такие действия являются отрицанием того отрицания, которое привнесли время и люди. Завершив восстановление, граждане получают в собственное пользование тот же и одновременно другой объект – на базе старого удалось решить новые задачи, главной из которых является духовное возрождение нации посредством отрицания отрицания. Религиозная вера – атеизм – обновленная, очищенная вера в Бога при уважительном отношении к тем людям, которые сохранили атеистическое мировоззрение. Не зря говорят: «Новое – это хорошо забытое старое». Раскрывая механизм ЗОО, не следует забывать о том, что новое прокладывает себе путь в борьбе со старым. Социальные устои не отмирают сами по себе. Сложившиеся стандарты, привычки поступать определенным образом довлеют над частью общества. Поначалу все нетрадиционное воспринимается настороженно (психологи называют это явление когнитивным диссонансом), но постепенно за «пионерами» и их «ранними последователями» на новые идеи, товары, услуги начинает благосклонно реагировать большинство. Противостояние социальных слоев сходит на нет. Противоречие разрешается. Существенный перевес и окончательная победа старого над новым – это скачок в развитии техники и технологий, способа производства, образования, морали, религии, языка, брачно-семейной и хозяйственно-бытовой культуры. Как видим, основные законы диалектики действуют в единстве, отражая реальные процессы движения материи, развития природы, общества и самого человека. Постигая эти законы, он получает шанс не только системно понять сущее, но и преобразовывать действительность. 2. Каковы основные варианты реализации законов организации на внутрифирменном уровне (на примере закона развития – ЗР)? Закон развития, как и другие законы, имеет несколько типовых вариантов реализации на уровне предприятия. Представим их в виде матрицы (рис. 1), имея в виду, что она является исходной, но недостаточной при изучении специфики действия законов организации. Рис. 1. Варианты реализации законов организации Стремясь к пролонгации жизненного цикла самой организации и/или производимых ею товаров и услуг, менеджеры должны принять во внимание и тот факт, что закон развития проявляется через взаимосвязь и взаимодействие нескольких основополагающих принципов: инерции, самозависимости, эластичности, непрерывности и стабилизации. Организационная культура Формирование научного мировоззрения и высокой методологической культуры менеджера немыслимо без учета национальной специфики организации и ведения бизнеса. С одной стороны, в современном мире явно выражена тенденция к сближению, взаимному сотрудничеству отдельных государств и регионов, к унификации экономических, политических, правовых отношений и институтов. С другой – многие страны проявляют беспокойство в связи с усилением международной интеграции, трудовой миграции, информатизации и глобализации. Они опасаются (и не безосновательно), что их поглотят более сильные в экономическом плане страны и/или более многочисленные народы. Заметим, что постепенное вырождение уникальных этносов, деградация и утрата культуры «малых народов» являются также и внутренними проблемами многонациональных государств (например, России). Народная мудрость гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Помня об этом, современный менеджер обязан принять во внимание некоторые рекомендации общекультурного и собственно управленческого характера. Анализируя исторические события, факты, документы и выявляя особенности языка, условия труда, быта и досуга, мировоззренческие установки и базовые ценности, мы сможем лучше понять представителей различных культур и более продуктивно взаимодействовать с ними. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы