Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Какова специфика американского, японского и западноевропейского менеджмента?
Если схематично обозначить главные различия между носителями американской, европейской и японской культур (при том, что США, государства Западной Европы и Япония имеют сходства как постиндустриальные страны), то они заметнее всего проявляются в диалектике социального (общественного) и персонального (личностного) аспектов жизнедеятельности. Американское общество исторически развивалось на основе «философии контракта», сводящей отношения работника и работодателя к торгу, к продаже собственной рабочей силы за максимально возможное вознаграждение[13]. Такая модель взаимоотношений гражданина и общества была освящена Декларацией независимости 4 июля 1776 г.[14]: «Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, источником справедливости власти которых является согласие управляемых»[15]. Буква закона получила мощный духовный импульс, выражением которого и одновременно идеологическим стержнем единства нации стали жизнь, свобода и стремление к счастью каждого индивидуума. Неписаным правилом для американца является понимание суровости окружающей среды и того, что в условиях жесткой, а зачастую и жестокой, конкурентной борьбы «каждый сам себе режиссер». Сопоставляя американскую и японскую системы управления, основатель компании «Хонда моторз» Такео Фудзикава заметил, что они одинаковы на 95%, но при этом отличаются во всех важных пунктах. Для японской культуры в целом и для японского менеджмента характерны прочные межличностные связи, благодаря которым отдельные «пчелы» становятся членами хорошо организованного «улья». Семья-семья (не совместное проживание супругов! ), семья-фирма, семья-государство – эти понятия не фиктивны, а наполнены для каждого японца особым смыслом. Чтобы лучше понять общественное сознание и культуру японцев, можно обратиться к классической литературе, особенно поэзии, специфическими формами которой стали трехстишия («хокку») и пятистишия («танка»). Вот некоторые из них:
Свою уникальность японцы объясняют следующим образом: «Долгое время (в IX–XII вв. и в особенности в период с первой половины XVII в. до 1876 г., при сегунате Тогукава) Япония находилась практически в полной изоляции от остального мира. Это обусловило зарождение и развитие уникальной японской культуры, повлияло на сознание японцев, убедив их в том, что они – особенные люди. При этом подобное мнение не носит характер воинственной враждебности по отношению к другим народам и странам. Самодостаточность и сознание собственной исключительности у японцев логичны и оправданны. Эта психология и сегодня во многом определяет их взаимоотношения с остальным миром, с иностранцами. Японцы предельно вежливы и обходительны, однако в душе всегда четко видят границы, отделяющие их от всех остальных»[17]. Руководитель в Японии имеет широкие властные полномочия, однако, являясь членом коллектива, он обязан соблюдать нравственные нормы и статус. Как правило, ответственные решения принимаются коллективом через систему консультаций, организованную снизу вверх (ринги). Квинтэссенцией современной японской духовной культуры вполне являются слова премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми: «Прежде чем извлекать сверкающий меч из ножен, мы должны спокойно обсудить, действительно ли это возымеет должное действие»[18]. Коллективизм японцев весьма отличается от американской философии «человеческих отношений»; «там общность, принадлежность к коллективу объединяет все же изначально изолированных индивидов, сознающих себя именно автономными личностями, и лишь в интересах дела объединенных общей судьбой»[19]. В кризисных ситуациях в японских компаниях сокращение зарплат начинается с менеджеров высшего и среднего уровней, а затем, если необходимо, начинаются переговоры о сокращении зарплаты рабочим и служащим. В период оживления рыночной ситуации запускается обратный механизм. Для американских компаний характерна иная система действий: администрация начинает переговоры с профсоюзами о сокращении зарплаты рабочим, и в случае достижения цели и снижения издержек на персонал топ-менеджеры получают крупные премии[20]. Западноевропейский тип культуры занимает «серединное» положение по отношению к американской и японской цивилизациям не только в географическом плане, но и с точки зрения сочетания индивидуализма и коллективизма. При этом многие специалисты вполне резонно замечают, что одни государства Европы (например, Испания, Португалия, Греция и, как ни странно, Австрия) тяготеют к коллективистской культуре, другие (например, северные страны) – к индивидуалистской[21]. Добавим, что процесс европейской интеграции, по всей видимости, и в дальнейшем будет иметь «перекрестный» эффект. В результате этого не только осуществится сближение и взаимопроникновение национальных культур, но и будет найдена «золотая середина» в сочетании индивидуализма и коллективизма. Обобщая рассуждения о диалектике индивидуального и коллективного начал в различных национальных культурах, изобразим зафиксированные отличия графически (см. рис. 2). Рис. 2. Сочетание индивидуализма и коллективизма (И/К) в различных культурах: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы