Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XYII - XYIII в.)
Прежде чем характеризовать тот или иной этап в развитии философской мысли, Вы должны назвать те объективные условия, в которых она формировалась. Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах - ХУ1-ХУП вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания - проблемы методологии познания. Изучая философию Нового времени, следует вспомнить те великие научные достижения, которые позволили превратить науку в движущую силу прогресса. К ним относятся сформулированные Ньютоном три закона движения, закон всемирного тяготения, теория исчисления бесконечно малых величин и теория цветового состава естественного цвета. Торричелли установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр, Р.Бойль разработал понятие химического элемента, У.Гилберт исследовал свойства и применения магнита, В.Гарвей открыл кровообращение. Вклад в развитие математики, механики и физики внесли Р.Декарт, Г.Лейбниц и др. Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии. Вам предстоит познакомиться с такими выдающимися мыслителями как Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Их размышления о методах познания, учение о субстанции, надолго определило будущее философии. На смену философии Нового времени приходит эпоха Просвещения. Надо вспомнить, что Просвещением называют идейное движение в европейских странах ХУШ в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл просвещения в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. В теме философия эпохи Просвещения Вы определитесь с характерными чертами и особенностями философии Просвещения: рационализм как общая вера в разум; антиклерикализм – направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества; антиобскурантизм - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами. Знакомясь с просветителями, Вы узнаете имена Вольтера, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Ш.Л. Монтескье и др. Изучив содержание данной темы, студент должен: Знать: -социально- исторические предпосылки, обусловившие содержание философии Нового времени и эпохи Просвещения; - проявление органической связи философии ХVП в. С решением естественнонаучных и социальных проблем; - суть эмпирического метода Ф.Бэкона и рационального метода Р.Декарта; -учение о субстанции Б.Спинозы и монадологии Г.Лейбница; -учение о государстве Т.Гоббса и Дж. Локка; -широкое распространение научной и других форм познавательной деятельности в Европе в ХVШ столетия; -роль французских энциклопедистов в распространении в Европе просветительских идей. Уметь - давать правильную оценку научным достоинствам указанных выше концепций Нового времени и их роли в решении социальных проблем; -использовать методологическое содержание этих концепций в современных научных исследованиях; - правильно истолковывать влияние социально-экономических и естественнонаучных предпосылок на развитие философии Просвещения; Владеть - наиболее полным знанием мировоззренческого и методологического содержания учений философов Нового времени; -пониманием влияния философских учений Нового времени на последующее развитие философской мысли; - умением применять прогрессивные идеи французской и немецкой философии эпохи Просвещения, саму теорию прогресса в толковании проблем общественного развития
Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии: 1. Влияние научной революции ХУП в. на рассмотрение основных философских проблем. Философия Ф.Бэкона, Т.Гоббса и Р.Декарта. 2. Философские взгляды Б.Спинозы, Г.Лейбница, Д.Беркли, Д.Локка, Д.Юма. 3. Условие формирования философии ХУШ века. Вольтер, Ш.Л.Монтескье, Ж.О. Ламетри, Ж.Ж.Руссо. 4. Человек, общество и природа в философии П.А.Гольбах., К.А.Гельвеция, Д.Дидро. 5. Немецкое Просвещение в лице И.В.Гете, Х. Вольфа, И.Г.Гердера, Г.Э. Лессинга. Основные понятия: атрибут, деизм, пантеизм, эмпиризм, монады, рационализм, дуализм, сенсуализм, индукция, дедукция, субстанция, монизм, модусы, естественное право, равенство, свобода, гражданское общество.
Темы докладов 1. Научная революция ХУП века и ее воздействие на философию. 2. Учения Ф.Бэкона и Р.Декарта: общее и особенное. 3. Философские идеалы эпохи Просвещения. 4. Свобода и необходимость в философии Просвещения.
Контрольные вопросы и контрольные задания
1. Можно ли получить математические понятия точки, прямой непосредственно из наблюдений реальных предметов? 2. Как Вы оцениваете мысли Ж..Ж.. Руссо о противоречии цивилизации и преимуществах " естественной" жизни людей? 3. Почему считается, что идеи Ж..Ж. Руссо, Вольтера, Ш. Монтескье легли в основу идеологии Великой Французской революции? 4. Каким образом Р.Декарт доказывал первичность разума по отношению к бытию и познанию? 5. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта? 6. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма? 7. Каковы общественно - политические идеалы Просвещения? 8. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора? 9. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона " Vivere est cogito" (Жить, значить мыслить" ) и Р.Декарта " Cogito ergo sum" (Мыслю, следовательно, существую" ). 10. Как решал проблему взаимоотношения двух субстанций Р.Декарт? Как называется его подход в философии? 11. Что как-то прямо или косвенно подтверждает дуализм Р.Декарта и что противоречит ему? 12. Как отнеслись к дуализму Р. Декарта другие философы? 13. Но как возможен монизм, если все разделяют точку зрения о различии явлений сознания и материальных вещей? Какие тут могут быть варианты ответа? 14. Укажите основные философские направления Нового времени:
15. Рационализм - это понятие, означающее в философии:
16. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:
17. Учение Декарта о субстанции называется:
18. Для философии эпохи Просвещения характерно:
19. Теорию естественного права разработал:
20. Индукция - это понятие означающее в философии:
21. Кто из философов, выразив мировоззренческую установку философии Нового времени, утверждал: " Я мыслю, следовательно, я существую"?
22. Западноевропейская философия Нового времени, отказывается от идеи абсолютного бытия и взамен утверждается точка зрения, согласно которой,
23. Как, по Вашему мнению, имело ли какие-либо мировоззренческие последствия утверждение Декарта cogito ergo sum (" мыслю, следовательно, существую)?
24. Изменяя античную идею объективного бытия, Новое время решило её таким образом, что
25. Определите роль философии Нового времени в развитии Европейской науки? 26. Раскройте смысл теории " общественного договора" социально-философских мыслителей эпохи Нового времени. 27. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
28. По Ф.Бэкону, эмпирия - это:
29. Основной метод познания у Ф. Бэкона - это:
30. Исходя из учения Ф. Бэкона об " идолах", очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом:
31. Прежде, чем заявить: " Я мыслю, следовательно, существую", Декарт утверждал:
32. Главным источником человеческих заблуждений, по мнению Декарта, является:
33. Основным методом получения истинных знаний Декарт считал:
34. Каковы характерные особенности культуры французского Просвещения?
35. Кто из французских философов отождествлял человека с машиной?
36. Кому из французских философов принадлежит данное высказывание: " Вселенная - это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение":
37. Можно ли утверждать, что философия французского Просвещения подготовила французскую буржуазную революцию 1789-1794 годов?
38. В философии Джорджа Беркли " быть" означает:
39. Беркли считал фикциями нашего ума такие понятия как:
Библиографический список Основной 1.Философия. / под ред. В.П. Лавриненко. М., М.: Юрайт, 2014 г. 2.Философия, Учебник для вузов./ под. ред. Лавриненко В.П. М.: 2007 г. 3. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008. 4. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005. 5. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972. 6. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4 М., 1995-1999. 7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП - ХУШ вв.) / П.П. Гайденко. М., 1985. Дополнительный 1. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия ХУШ в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. М., 1986. 2. Лазарев А.В. Становление философского сознания Нового времени / А.В. Лазарев. М., 1987. 3. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии ХУП - ХУШ вв. / Н.В. Мотрошилова. М., 1969. 4. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХУШ в. / И.С. Нарский. М., 1973. 5. Шашкевич П.Ф. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П.Ф. Шашкевич. М., 1976.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы