Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Христианство, распространившееся в Римской империи в первые века новой эры, несло с собой новую систему ценностей. Христианство начинается с отрицания античной культуры, кото­рую оно называет " языческой", оно радикально меняет картину мира, разрушая " космос" античной философии с его закончен­ностью и целостностью, самодостаточностью и сложной струк­турой. Статичный " совершенный космос" античности сменяется напряженной динамикой движения к совершенству, к Богу. Не познание и созерцание составляют смысл человеческого сущест­вования, приближая человека к Богу, а преодоление греховности, очищение, через изменение мотивов и целей жизни. В данной теме Вы познакомитесь философией, возникшей в новых условиях, называемой религиозной философией. Вам предстоит узнать, как билась философская мысль в тесных рамках Священного писания. Определитесь с возникновением патристики и схоластики.

На смену средневековью пришла эпоха Возрождения. Ей отведено в истории чуть более ста лет, но сколько много идей, новых мыслей, новых имен она привнесла. Вы познакомитесь с такими понятиями как гуманизм, реформация, утопизм и мн. др. Вы узнаете, что философия в эпоху Возрождения даст новое понимание личности. Личность, отмеченная индивиду­ализмом, светскостью, силой воли, многообразием интересов вскоре начала утверждаться во всей Европе. Знакомясь с этой темой, Вы также узнаете выдающихся натурфилософов, концепции которых озна­меновали возникновение новой картины мира, приведших к пер­вой научной революции. Философия Возрождения обращается к основополагающим принципам античности (не возвращается, а обращается)

Изучив материал данной темы, студент должен:

Знать

-содержание основных направлений средневековой философии, философские воззрения Августина Блаженного и Фомы Аквинского;

- влияние философии Платона и Аристотеля на развитие средневековой христианской философии;

-социально-экономические условия возникновения и развития западноевропейской философии эпохи Возрождения;

-основные идеи и концепции данной эпохи;

-антропоцентризм философии эпохи Возрождения, ее гуманистическую направленность;

-социальные концепции эпохи Возрождения;

Уметь

-применять в студенческих научных исследованиях. В том числе в курсовых и дипломных работах те мудрые идеи и концепции средневековой философии, которые заключают в себе глубокое мировоззренческое и методологическое содержание;

-осмысливать связь теоретических концепций эпохи Возрождения на последующее развитие западноевропейской философской мысли

Владеть

- логикой мышления выдающихся средневековых христианских философов, их мудрыми изречениями;

-пониманием общей направленности развития философии, науки и искусства эпохи Возрождения, утверждения в них гуманистических ценностей.

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии:

1. Особенности и этапы развития среднеевропейской философии: патристика и схоластика. Августин Блаженный (Аврелий).

2. Реализм и номинализм. Философия Фомы Аквинского

3. Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения (антропоцентризм; гуманизм, пантеизм, индивидуализм; антиклерикализм).

4. Натурфилософия эпохи Возрождения. (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей, И.Кеплер)

Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, реформация, гуманизм, номинализм, реализм, теология, пантеизм, натурфилософия, концептуализм, универсалии, вера, разум, тео­центризм, религия, христианство, ислам, иррационализм, креаци­онизм, провиденциализм, откровение, индивидуализм, антропо­центризм, антиклерикализм, утопия.

Темы докладов

1. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

2. Схоластика и ее роль в философии Средневековья.

3. Власть и насилие в политической концепции Н. Макиавелли.

4. Идеальное государство в сочинениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

 

Контрольные вопросы и контрольные задания

1. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по-вашему, мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской пробле­матики средневековья и Возрождения?

2. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога, при­веденные Фомой Аквинским. Считаете ли Вы их доказа­тельствами (обоснуйте свой ответ).

3. В чем суть философских достижений эпохи Возрождения, оказавших влияние на философию Нового времени?

4. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

5. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?

6. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно.

7. Из нижеприведенных характеристик, отметьте характерные черты Ренессанса:

а) практический и теоретичес­кий индивидуализм; б) движение цивилизации против дикости (средневековья);
в) время безбожия и язычест­ва; г) культ светской жизни с под­черкнутой чувственностью;
д) светский дух религии с тенденцией к язычеству; ж) движение культуры против бескультурья и варварства;
е) освобождение от власти авторитетов; к) особенное внимание к истории;
л) чрезвычайный вкус к ис­кусствам; м) обновление духовной жизни.

8. Укажите наиболее характерные черты философии Средне­вековья:

а) схоластика б) догматизм
в) софистика г) диалектика
д) креационизм е) скептицизм
ж) примат веры над разумом з) созерцательность
и) примат знания над верой к) строгая логика

9. Истоки средневековой философии находятся в:

а) атомистической философии античности; б) философии Возрождения;
в) философии Сократа; г) философии Платона, сто­иков и эпикурейцев.

10. Онтологическим принципом средневековой философии явля­ется:

а) рационализм; б) креационизм;
в) откровение; г) формализм.

11. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

а) историзм; б) рационализм;
в) откровение; г) креационизм

12. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:

а) идея общего (понятие) предшествует вещи; б) реальны лишь единичные вещи, а " имена после вещей";
в) идея вещи не соответствует материальному воплощению; г) идея идентична вещи

13. Что такое " патристика"?

а) учение отцов церкви пери­ода Х - ХIV в. н.э.; б) учение отцов церкви пери­ода перехода от античной к средневековой философии (I-VII в. н.э.).

14. Почему в средневековую эпоху философия была " служан­кой богословия"?

а) потому, что авторитет церк­ви, Священного Писания был неизмеримо выше любой фи­лософской идеи; б) одни устали от философии, другим, в отличие от простых христианских истин, она была непонятна.

15. Квинт Тертуллиан провозгласил:

а) " Христианское откровение упраздняет мудрость мира се­го"; б) " Верую, потому что не­лепо";
в) " Божественное и дьявольс­кое постоянно борются между собой"; г) " Ищите и обрыщете".

16. Теоцентризм - это учение о том, что определяющей ре­альностью является:

а) Бог; б) природа;
в) материя; г) сознание.

17. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из:

а) пылегазовой туманности; б) вакуума;
в) из ничего.  

18. Провиденциализм - это:

а) учение о реальном сущест­вовании сверхъестественного; б) понимание истории как ос­уществления заранее преду­смотренного Богом плана спа­сения человека;
в) совокупность взглядов, ут­верждающих исключитель­ную роль человека среди тво­рений Бога.  

19. В христианском мировоззрении главной целью жизни человека является:

а) спасение души; б) достижение личного счастья;
в) беззаветное служение Роди­не.  

20. Задача средневековой философии с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность; б) исследовать природу;
в) найти рациональные дока­зательства веры; г) сформировать христианс­кую философию в противовес языческой.

21. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:

а) Платона об идеях; б) Аристотеля о сущности вещей;
в) Плотина об эманациях; г) Порфирия о характере родов и видов.

22. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно- фи­лософское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом; б) томизмом;
в) августинизмом; г) папизмом.

23. Какие изменения в экономике и культуре повлияли на становление натурфилософии Возрождения?

а) появление мануфактур, зачат­ков рыночного хозяйства; б) выдающиеся технические открытия и нововведения;
в) изобретение книгопечатания; г) возникновение многочис­ленного слоя буржуазной ин­теллигенции;
д) некоторые организационные изменения в церковных струк­турах.  

24. Для нового, гуманистического мировоззрения характерны:

а) коллективизм; б) антропоцентризм;
в) иррационализм; г) культ творческой деятель­ности.

25. Особенностями философской мысли эпохи Возрождения яв­ляются:

а) схоластика; б) патристика;
в) антисхоластический харак­тер; г) натурфилософия;
д) пантеизм.  

26. Назовите наиболее известных представителей пантеизма эпохи Возрождения:

а) И.Кеплер; б) Дж. Бруно;
в) Н. Кузанский; г) Парацельс.

27. По мнению Н. Кузанского:

а) природа конечна в про­странстве; б) природа бесконечна в пространстве;
в) Земля есть центр Вселен­ной; г) Земля не есть центр Все­ленной;
д) сфера звезд есть окруж­ность, замыкающая мир.  

28. Мировоззрение Дж. Бруно в целом:

а) идеалистическое; б) материалистическое.

29. Философия Дж. Бруно - это:

а) деизм; б) креационизм;
в) панпсихизм; г) дуализм.

30. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

а) гуманизм; б) объективизм;
в) цинизм; г) анархизм.

31. Какова причина общественных катаклизмов и бед, по мнению философов-утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы?

а) недостаток знаний; б) частная собственность;
в) человеческое несовер­шенство.  

32. Гуманизм эпохи Возрождения выражается в следующем положении:

а) человек ничего не может изменить в этом мире, по­этому ему следует изменить свое отношение к миру; б) вся жизнь человека предо­пределена Божественным Провидением и не следует ему противиться;
в) человек в своем творчестве подобен Богу, обладает свобо­дой выбора, чтобы самому творить свою судьбу и оцени­вается по степени реализации творческих способностей; г) человек - не то, чем следует гордиться, а то, что необхо­димо превзойти, став Сверх­человеком.

33. " Если плоть произошла ради духа, это чудо. Если дух ради тела, то это чудо из чудес, но я удивляюсь тому, как такое богатство заключено в такой бедности". И.Христос. Про­комментируйте слова И. Христа - философа.

 

Библиографический список

Основной

1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2014, 2007.

2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.

4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972.

 

Дополнительный

1. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения / А.Ф. Горфункель. М., 1980.

2. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока / С.Н. Григорян. М., 1966.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. М., 1991.

4. Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. СПб. 1996.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь